Можайский район, ч. 9

Дата публикации или обновления 27.05.2021
  • Храмы Можайского района Московской области.

  • Страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12

    Можайский район Московской области - продолжение, часть 9

    В 1893 г. у псаломщика Вознесенской церкви Ивана Ивановича Розанова родился сын Николай, в 1909 г. окончивший Волоколамское Духовное училище и в 1915 г. Вифанскую семинарию.

    25 мая 1936 г. Мособлисполком вынес решение о закрытии церкви Вознесения в Можайске.

    8 сентября 1937 г. был арестован священник Вознесенской церкви Николай Иванович Николаев (1873-1937). Он происходил из семьи священнослужителя, родился в г.Ставрополе Куйбышевской области, окончил Духовную семинарию. По обвинению в контрреволюционной агитации расстрелян 27 сентября 1937 г.

    В войну 1941-1945 гг. Вознесенская церковь полностью разрушена.

    Во время войны разрушены также Троицкий храм в Можайске и храм в пригородном с. Александрове.

    Можайская церковь Святой Троицы на Посаде стояла на месте Троицкого монастыря. В 1596-1598 гг. здесь «монастырь Троицкий, а на монастыре Церковь живоначальной Троицы, да на монастыре же церковь тёплая Усекновения честныя главы Ивана Предтечи деревяна клецки». В документах под 7185 г. (1677) упоминается «Троицкий поп Фёдор Данилов, у Живоначальной Троицы, что преж сего был монастырь». Троицкий храм (с приделами Усекновения главы Иоанна Предтечи и Преподобного Саввы Сербского) был построен в 1792 г. тщанием можайского купца Саввы Семёновича Юдина.

    В 1818 г., при проезде через Можайск Александра I, его встречал с причтом «в лучшем облачении со крестом и колокольным звоном Можайский Градский Троицкий священник Фома (Иона) Матвеев».

    По прошению священника Иоанна Богданова с причтом храм, имевший трещины, с «не поместительной» трапезной, разобран и вновь построен в 1849 г.

    В 1873 г. освящён новый Троицкий храм, построенный в русском стиле. В 1885 г. возведена высокая колокольня.

    В 1860 г. у псаломщика Троицкого храма Никиты Некрасова родился сын Матвей, в 1876 г. окончивший Звенигородское Духовное училище и в 1882 г. Вифанскую семинарию.

    У псаломщика Троицкого храма Алексея Ионина в 1890 и в 1891 гг. родились сыновья Сергей и Виктор. В 1905 и 1908 гг. соответственно они окончили Звенигородское Духовное училище и в 1912 и 1914 гг. Вифанскую семинарию. Во время обучения в семинарии Виктора его отец Алексей Ионин умер, и мать, Евдокия, устроилась работать просфорницей в московский храм Святителя Николая на Щепах. Часовня при Троицкой церкви была построена в 1830 г. Она стала ветхой, и в 1911 г. причт церковный просил археологическое общество дать разрешение её снести, так как уже была построена другая часовня, в ознаменование рождения Его Императорского Высочества государя-наследника и в память приближающегося 300-летия Дома Романовых.

    В 1911 г. в Троицком храме служил протоиерей Симеон Смирнов. В советское время храм был закрыт. В нём устроен кинотеатр, был срезан верхний ярус колокольни, которую перестроили в водонапорную башню.

    В 1930-х гг. было разрушено кладбище у Троицкой церкви, уничтожены памятники, в том числе погибшим на Бородинском поле юным офицерам Сергею Татищеву и Николаю Оленину, на месте могил устроена танцплощадка. Николай Алексеевич Оленин был сыном директора Императорской публичной библиотеки и с 1817 г. президента Императорской академии художеств А.Н. Оленина. Брат Николая Алексеевича, Пётр Алексеевич Оленин, также участвовал в Бородинской битве и был ранен в голову.

    В 1813 г. художник О. Кипренский написал его портрет.

    Во время войны 1941-1945 гг. храм полностью разрушен. В книге «Правда о религии в России», изданной в 1942 г., приведена фотография его развалин.

    На р. Ведомке в Дягилеве стане в XVII в. находилось сельцо Александрове, принадлежавшее Петру Фёдорову, а потом Фёдору Петровичу Резвановым.

    В 1705 г. оно было за Петром Ивановичем Бражниковым, в 1729-1736 гг. его купила вдова Димитрия Артемьева Камынина Дарья Григорьева, урождённая княжна Шеховская. Все недвижимые имения, принадлежавшие ей и мужу, она разделила между детьми. Сельцо Александрове досталось Александру Дмитриевичу Камынину, по его смерти (1737) перешло к братьям Михаилу и Василию. Михаил Дмитриевич Камынин построил в Александрове деревянную церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери с приделом Архангела Михаила, и сельцо стало селом Александровым-Богородским.

    В 1768 г. в приходе было 43 двора, от вотчинника Василия Дмитриевича Камынина выдавалось на «церковные потребы» в год на просфоры одна четверть муки. Церковь в 1770 г. была упразднена и приписана к с. Тесову, потому что «имевшийся при церкви священник Афанасий Васильев за упущение в торжественный 1766 года ноября 30 должного по табели служения и за бой того ж года декабря 6, т. е. в день Чудотворца Николая, в той церкви после всенощного бдения пономаря Петра Иванова благословящим крестом по вискам до крови и за окровавление чрез то в той церкви помоста 1770 года марта 4 числа отрешен на его ж священника Васильева, место той церкви от приходских людей во священника к производству кандидатов никого не представлено, и из саможелающих никто не явился».

    Церковь со временем обветшала. 7 августа 1777 г. Василий Дмитриевич Камынин подал прошение о разрешении на строительство каменной церкви Смоленской иконы Божией Матери. Синодальная контора дала разрешение. Каменная церковь с колокольней была построена в 1780 г. и освящена тогда же архимандритом Можайским Лужецкого монастыря Венедиктом.

    В 1812 г. храм был разорён, а в 1817 г. усердием прихожан приведён в первоначальный вид и освящён казначеем Лужецкого монастыря Иоасафом.

    С 1813 г. церковь была приписана к церкви Димитрия Солунского с. Тесова, а с 1888 г. стала самостоятельной с учреждением при ней причта из священника и псаломщика. В с. Криушине стояла каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом Апостола Тимофея, построенная в 1716 г. статским советником Тимофеем Тимофеевичем Савёловым.

    Храм в 1950-х гг. разобран колхозом «Рассвет» по решению Мособлисполкома от 21 сентября 1953 г.

    Криушино, оно же Кривушино, - на речке Кривуше. В Криушине в конце XVI в. была церковь Успения Пресвятой Богородицы, разорённая в 1609 г. Половина села в 1626-1627 гг. принадлежала Курдюку Усову, другая Василию Димитриеву Захаровскому. Потом долгое время Криушино принадлежало Коноплёвым, в 1689 г. церковную землю здесь снимал в аренду Василий Дмитриев Коноплёв, а в 1698 г. оно перешло во владение Тимофея Тимофеевича Савёлова. Он на месте прежней церкви построил в 1716 г. новую деревянную, во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом Апостола Тимофея. Эта церковь сгорела 28 сентября 1759 г., из иконостаса настоящей церкви священник вынес только Владимирскую икону Божией Матери, из алтаря не мог вынести ничего, из придельной церкви было вынесено всё, даже антиминс.

    В 1762 г. Пётр Тимофеевич Савёлов просил дозволения построить на прежнем Успенском погосте каменную церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом Димитрия, митрополита Ростовского; 17 мая того же года Переславской Духовной Консисторией было объявлено Савёлову, чтобы он возвратил причту землю, которою завладел, и строил церковь с упомянутым приделом.

    Церковь была упразднена с 1770 г., за недостатком приходских дворов (их было только 34), требы исправлять поручено города Можайска священнику церкви апостолов Петра и Павла, а священнику Криушинскому Ивану Семёнову, претерпевшему от дворовых и крестьян вотчинника Николая Петрова Савёлова побои и ругательства, дозволено искать в Крутицкой епархии другое место (Ведомость, учинённая в 1776 г. в Крутицкой Духовной Консистории о находящихся в Крутицкой епархии праздных церквах). Так писалось и в 1777, 1778 и 1779 гг., а в 1780 г. прибавлено: «Священника ещё не определено, впредь же оная церковь и священноцерковнослужители могут быть содержаны от приходских дворов и церковной земли, коей состоит усадебной одна десятина, пашенной по пяти десятин в поле, а в дву по тому ж, сенных покосов пять копен».

    В 1784 г. при церкви уже были священник, дьячок и пономарь. В 1788 г. упоминается каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы, а в 1798 г. она упомянута уже с приделом Димитрия Ростовского чудотворца. В верхнем этаже храма находился придел Иконы Божией Матери «Живоносный источник»; когда устроен этот придел, сведений нет.

    Разорённая в 1812 г. церковь освящена в 1817 г. казначеем Можайского Лужецкого монастыря Иоасафом, по прошению помещицы Елизаветы Петровны Савёловой. На местной иконе Спасителя была надпись: «Икона сия написана в 1754 г. месяца июня 12 дня».

    При церкви усадебной земли было 2 десятины, пашни и сенокоса 34 десятины; кроме того, по духовному завещанию Елизаветы Петровны Савёловой, в пользу причта поступило 7 десятин 1305 кв. сажен.

    Причт двухчленный: состоял из священника и псаломщика. Они получали казённого жалованья 392 рубля и процентов с капитала за поминовение разных лиц 44 р. 60 к. В 1870 г. у псаломщика Алексея Смирнова родился сын, Иван, который в 1887 г. окончил Звенигородское Духовное училище и в 1894 г. Вифанскую семинарию.

    Приход состоял из с. Криушино, 38 дворов, и деревень Новая (29 дворов) в версте от церкви, Маслово (36 дворов) в 3-х верстах, Татаринова (9 дворов) в 2-х верстах, Князьково (5 дворов) в 3-х верстах, Мясоедово (8 дворов) в 6 верстах, сельца Псарёво (10 дворов) в 2-х верстах, Михайловское (1 двор).

    В Криушине была школа питомцев Московского Воспитательного дома. В 1893 г. в семье учителя этой школы Николая Васильевича Зернова, ранее он преподавал в школе с. Милятино, родился сын Дмитрий, который в 1908 г. окончил Волоколамское Духовное училище и в 1916 г. Вифанскую семинарию.

    Крестьяне, имея своих детей, брали на воспитание ещё и детей из Воспитательного дома. В Бородинской волости было много таких семей. Родители не делали разницы между своими детьми и приёмными. Почему же крестьяне, имея малый достаток, кроме своих детей, принимали в свои семьи питомцев Воспитательного дома?

    Потому что, во-первых, знали, что совершают Богоугодное дело, призревая сирот; во-вторых, землёй при переделах в крестьянской общине наделяли по едокам; и за детей государство платило деньги, по тем временам приличные. Из воспитательного дома раз в месяц приезжал чиновник, проверял, как растут дети, он же и платил деньги.

    Решением Мособлисполкома от 26 января 1940 г. церковь в с. Криушино была закрыта для устройства в её здании кинотеатра. В 1953 г. тот же Мособлисполком вынес решение о сносе церковного здания.

    В д. Настасьино в 1895 г. крестьянином Василием Павловичем Кононовым был построен, по проекту епархиального архитектора Степана Васильевича Крыгина (1832-1900, в 1855 г. он окончил Московское дворцовое архитектурное училище со званием архитекторского помощника, в 1859 г. назначен в Приамурский край, где служил много лет, по возвращении в Москву занял должность московского епархиального архитектора), деревянный храм Святителя Николая, разрушенный в советское время.

    Разрушены храмы в с. Острицах, и в Сокольникове. В 1675 г. в Сокольникове Никифором Кондратьевичем Озеровым была построена деревянная церковь Святых бессребреников Космы и Дамиана.

    В 1735 г., усердием Евфросинии Матвеевны Озеровой, в Сокольникове была построена вторая деревянная церковь, освящённая во имя Рождества Христова. В 4-х километрах от Сокольникова есть место, называемое «Рождество». По местному преданию, здесь стояла церковь, иконостас которой в 1715 г. перенесён в новопостроенную церковь в Сокольникове. Долгое время в Сокольникове стояли две деревянные церкви, между которыми была выстроена деревянная же колокольня. Со временем церковь Космы и Дамиана за ветхостью была разобрана и на её месте поставлен каменный столб с крестом. К церкви Рождества Христова, при содействии помещика Михаила Ивановича Озерова, была пристроена трапеза, в ней устроен Космодамианский придел.

    Село Сокольниково стоит верстах в двенадцати от большой Смоленской дороги, по которой Наполеон шёл в Москву; при движении его к Москве в церкви с. Сокольникова имел временный приют отряд французской конницы, и все церковные драгоценности (например, серебряные ризы с икон, утварь) были расхищены.

    В 1861 г. колокольня, стоявшая отдельно от церкви, за ветхостью, разобрана и построена новая рядом с трапезою церкви.

    В 1881 г., 2 августа, заложен каменный трёхпрестольный храм: к прежним двум присоединён новый престол в честь Успения Божией Матери. Поводом к устроению храма послужило следующее.

    В 1871 г. помещик с. Сокольникова генерал-майор Пётр Яковлевич Постников пожертвовал в местный храм точный список с Киево-Печерской иконы Успения Божией Матери с частицами мощей киевопечерских угодников, перешедший к нему от его прадеда, бывшего киевским воеводою, которого ею благословил киевский митрополит. В том же году приход села Сокольникова посетила холерная эпидемия, икона Успения Богоматери стала предметом особенного поклонения со стороны прихожан; по окончании же эпидемии прихожане некоторых деревень установили каждогодно в определённые дни принимать эту икону к себе в дома для совершения молебствий. Это особенное благоговение к иконе и было причиной того, что при сооружении нового храма устроен придел в честь Успения Божией Матери. Новый каменный храм был окончен постройкой (без колокольни) в 1885 г. и в том же году 18, 25 августа и 1 сентября все три престола были освящены. Храм построен на пожертвования, главным образом, протоиерея Московской Грузинской на Воронцовом поле церкви Алексия Димитриевича Можайского, который был уроженцем с. Сокольникова, и других благотворителей, в числе которых наиболее ценную помощь оказал здешний помещик Пётр Степанович Митусов.

    В 1892 г. была сооружена каменная колокольня.

    В храме были замечательны: по древности, икона Николая Чудотворца с «житием»; икона, написанная в 1704 г., на которой изображены преподобный Марон Чудотворец (в правой руке держит свиток с надписью «аще кто хощет убежати смерти веруяй истинно Богови, тот не имат умрети во веки»), епископ Аверкий и мученик Артемий Веркольский; перед иконой молятся о здравии болящих младенцев. Сохранилась деревянная чаша с иконописным изображением на ней Господа Спасителя в виде отрока. При церкви священник и псаломщик, получают процентов от церковного капитала в год 74 р. 20 к. Земли усадебной 2 десятины, пашенной и сенокосной 34.

    Приход состоял из с. Сокольникове (23 двора) и деревень Ширина (27 дворов) в 5 верстах от храма, Корытцева (17 дворов) в 4-х, Шеляково (15 дворов) в 2-х, Волосково (26 дворов) в 3-х, Жизлово (16 дворов) в полутора, Кобяково (16 дворов) в 3-х, сельца Каржень (31 двор) в 7, деревни Стреево (18 дворов) в 5, сельца Елево (14 дворов) в 2-х.

    Решением Мособлисполкома от 11 июля 1934 г. церковь в Сокольникове была закрыта, её здание отдано под клуб, позднее снесено.

    В семи верстах от Сокольникова находится сельцо Каржень, здесь была церковь. В 1626 г. прежнее село Коржино-Карженьна речке Коржевке в Поротовском стане было пустошью. До Смутного времени в селе были две деревянные церкви: Великомученика Георгия Победоносца и Вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Злотоустого.

    В 1668 г. на месте Георгиевской церкви стояла часовня. В 1737 г. стольник Григорий Никифорович Озеров просил разрешения построить вновь деревянную Георгиевскую церковь и приписать к ней его двор и 15 крестьянских, они были в 10 верстах от Каржени в Тропарёвском приходе. Церковь построена не была.

    Уже в советское время в Каржени сломана часовня, в которой находились иконы из разрушенных церквей Великомученика Георгия, запрестольная Божией Матери, Великомученицы Параскевы-Пятницы. В с. Милятино была взорвана каменная церковь Покрова Божией Матери с приделами Преподобного Михаила Малеина и Преподобномученицы Евдокии, построенная в 1833 г. архитектором Д.Ф. Борисовым на средства коллежского асессора М.И. Сомова. На её месте ещё в 1980-х гг. лежали огромные глыбы кирпича.

    В Милятино была ещё деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделами Святителя Алексия и Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, построенная в 1798 г. Павлом Ивановичем Голохвастовым.

    Село Милятино стоит на р. Искони, церковь Покрова Пресвятой Богородицы была здесь уже в конце XVI в., и разрушена в начале XVII в., вероятно, в нашествие Литвы.

    В 1626-1627 гг. здесь была пустошь Фёдора Васильева Елчина; по его просьбе в 1644 г., 8 января, дана благословенная грамота на постройку на старом церковном месте новой церкви Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Великомученика Феодора Стратилата.

    В 1646 г. село Милятино, в котором были двор помещика и три двора крестьян и бобылей, принадлежало сыну Фёдора Елчина, Амвросию, а в 1653 г. его брату Василию.

    В 1673 г. церковь Покровская была с приделом Феодора Стратилата, а в 1698 г. освящена отдельная церковь во имя Феодора Стратилата. В 1741 г. в Милятино стояли две ветхих деревянных церкви: одна Покрова Пресвятой Богородицы, другая Феодора Стратилата, и при них деревянная колокольня.

    Долгое время Милятино было во владении Елчиных, потом Сабуровых.

    В 1788-1798 гг. оно принадлежало бригадиру Павлу Ивановичу Голохвастову.

    Каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделами Преподобномученицы Евдокии и Михаила Малеина построена в 1832 г. Михаилом Ивановичем Сомовым.

    Земли усадебной при церкви было 3 десятины, пашни и сенокоса - 33. Причт состоял из священника и псаломщика, они получали 392 р. казённого жалованья и проценты с 300 рублей церковного капитала. 18 февраля 1866 г. у пономаря Покровской церкви Александра Ионина родился сын Сергей, который в 1882 г. окончил Донское Духовное училище и в 1889 г. Вифанскую семинарию.

    В 1888 г. у священника церкви с. Милятино Андрея Сахарова, позднее он был переведён в храм с. Клементьева, родился сын Сергей, в 1904 г. окончивший Звенигородское Духовное училище и в 1912 г. Вифанскую Духовную семинарию.

    Приход состоял из с. Милятино (85 дворов), деревни Конькова (14 дворов) в 3 верстах от церкви, Салькова (23 двора) в 3, Маслова (18 дворов) в 3, Телякова (18).

    В Милятино в 1911 г. была усадьба А.К. Коростелёва.

    Продолжение: Можайский район Московской области, часть 10
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос