Можайский район, ч. 4

Дата публикации или обновления 27.05.2021
  • Храмы Можайского района Московской области.

  • Страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12

    Можайский район Московской области - продолжение, часть 4

    В Можайске проезжающему нет надобности отыскивать постоялого двора: там есть гостиница, содержимая довольно чисто и представляющая все удобства для путешествия: хорошие, светлые комнаты, очень изрядный стол и хороший винный погреб; есть даже большая общая зала, где стоит фортепиано. Всё это такие удобства, которыми пользуется весьма малое число наших уездных городов; в большинстве из них вы можете умереть с голоду или жажды, и если у вас нет знакомых между городскими жителями, вам приходится довольствоваться самой скудной и часто несвежей пищей на постоялых дворах; будьте вы богаты, как Крез, - это всё равно; и за деньги не достанете того, что составляет потребность далеко не прихотливого желудка.

    Впрочем, это весьма естественно: наши уездные города с одинаковым удивлением смотрят и на комету, и на заезжего незнакомца; зачем он, в самом деле, поедет в уездный город. Заезжие сюда принадлежат к двум классам: это или помещики, или приехавшие по делам, чиновники... приехавшие на следствие или на ревизию. Но как те, так и другие не нуждаются вовсе в трактирах, у первых всегда есть знакомые между служащими в уздном и земском судах; для этого, наконец, живёт в городе исправник. Что касается до вторых, то они могут быть в полной уверенности, что для их угощения не пожалеют денег... Нельзя сказать, чтобы можайские жители пренебрегали этим удобством: в гостинице почти всегда есть кто-нибудь закусывающий. Зимой в большой зале поют цыгане, играет оркестр евреев, а несколько лет тому назад давались спектакли с благотворительной целью».

    Купцы в Можайске торговали в 85 лавках, причём 40 из них были расположены в новых каменных торговых рядах, построенных в 1840-е гг. В те времена в городе было 5 промышленных заведений.

    В 1870 г. открылось движение от Москвы до Смоленска по железной дороге. Смоленский тракт потерял своё значение, и в Можайске пришли в упадок промыслы: кузнечный, содержание харчевен, мелкая торговля, связанные с его обслуживанием. Это привело к тому, что население города сократилось. В 1864 г. здесь жили 3900 человек (в том числе 795 купцов и 2407 мещан), а в 1897 г. осталось только 3194 жителя. В 1860 г. наблюдатель жизни Можайска писал: «В Можайске есть целая улица или слобода ямщиков... Ямским промыслом заниматься невыгодно; проезжающих нет, ну, и гордятся ямщики только занятием своих отцов да дедов; сами же все хлебопашцы... Не думаю, чтобы можайские ямщики много горевали о перемене своего образа жизни, а жёны семейства, разумеется, от этого в выигрыше; прежде они и не видели своего мужа, отца, или видели усталого, сердитого, пьяного; теперь он работает с ними и не всегда сердит, не всегда пьян. Что пьянство развито в среде ямщиков более чем где-нибудь, об этом, я думаю, и спорить никто не станет, потому что это не подлежит сомнению; к пьянству располагает и кочевая жизнь, и прихоть проезжающих, и мелкие деньги, и разлука с семьёй; одним словом, - всё, чем окружён ямщик».

    Большая часть можайцев занималась торговлей, несколько меньшей по численности группой населения города были портные, работавшие по заказам московских торговцев одеждой.

    Эпоха реформ в царствование Александра II обновила общественную жизнь города. В связи с земской реформой 1864 г. и новым городовым положением 1870 г. появились органы местного самоуправления. Много потрудились для Можайска и уезда супруги Алексей Сергеевич и Прасковья Сергеевна Уваровы, владельцы усадьбы Поречье. Прасковья Сергеевна писала: «В 1865 г. муж избирается можайским уездным предводителем дворянства и обращает особое внимание как на введение земских учреждений, так и на выбор подходящих людей в местную земскую уездную управу. Председателем её выбирается молодой местный помещик Иван Иванович Черкасовский, человек с университетским образованием, живой, энергичный и также готовый на всякую работу. Всё интересует предводителя и председателя управы: благосостояние крестьян, пути сообщения, школы, больницы, медицинская помощь по деревням, благоустройство уездного города и пр. Благоустройство города потребовало много хлопот и натолкнуло желающих работать на множество неожиданных препятствий, вызванных косностью жителей... Необходимо было, например, устроить и приютить несчастных сирот, собирающих под окнами крохи для своего существования, - никто из жителей не пожелал уступить своего дома под их призрение.

    Небольшой городок наш имеет в центре огромную пыльную и никогда никем не убираемую площадь - муж предлагает «на свой счёт» обратить в сад, засадив её деревьями и цветущими кустами, но городская управа не соглашается на том основании, что «спокон века» на площади этой в известные сроки собирается торг на лошадей и других животных, торг, который легко перенести на другую площадь в конце Московской улицы, а городской голова Петров, богатый местный купец, более откровенно поясняет отказ управы тем обстоятельством, «что теперь бабы наши сидят босиком у себя на кухне, а будет сад, то оне истрепят не одну пару ботинок на гуляньи». Делать было нечего, пришлось отказаться от мысли, которая украсила бы город и принесла бы пользу всему населению и в особенности детям. Неудача эта дала нам мысль устроить в Можайске местное Благотворительное общество, которое при узаконенном уставе получило бы некоторые права и могло бы мало-помалу повлиять на жителей и ознакомить их со своими планами и намерениями, пригласили помещиков из соседних деревень, священников деревенских и городских, местных жителей, ознакомили их с целями и деятельностью будущего общества, обратили внимание на то, что деятельность его должна распространяться на город и уезд, что предполагается не только «кормить и благотворить» детей, но приучать их к работе, находить им места, помогать устройству школ, распространять между населением полезные книги и мастерства, был выработан и очень скоро узаконен устав общества и председателем на первых порах выбран муж, но через год, наладив дело, он отказался от председательства, которое передали мне. Ещё год, и общество имело счастье поступить под высочайшее покровительство молодой супруги цесаревича Марии Феодоровны, которой общество обязано своим благосостоянием».

    О работе земства П.С. Уварова писала: «Избираются в помощь управе комиссии по разным отделам. Попадаю и я в школьную комиссию, которой поручено объехать уезд и выяснить, сколько в нём насчитывается школ, в каком они состоянии, кем основаны и содержатся и каков учебный персонал, ими заведующий. Комиссия наша состояла из председателя Черкасовского, местного помещика и бывшего инспектора школ в Курляндии, Ал. Белого и меня.

    Воспользуемся летом, чтобы объехать уезд и выяснить себе вопрос о постановке дела. Оказалось, что школы существуют почти у всех больших помещиков: сенатора Смирнова, Березникова, Шилова, у нас в Поречье, в государевом именье села Бородино, у государственных крестьян села Борисова и при нескольких церквах; помещаются они все в довольно тесных помещениях, весьма малое число - в особо приспособленных к школьному делу, имеется в них весьма малое число учеников; преподавание же везде поручено местному священнику или дьякону, которые, занятые приходскими делами, не всегда аккуратно занимаются школой, предоставляя ученикам во время их отсутствия заниматься между собой или убивать время играми и болтовнёй. Ни в одной школе не нашли мы девочек. По прочтении отчёта комиссии земская управа поручила ей же обратиться ко всем помещикам, прося их прийти на первых порах на помощь юному земству и по возможности улучшить постановку школьного дела в уезде устройством более удовлетворительных школьных помещений, приобретением необходимой обстановки и учебников и заменой существующих преподавателей лицами, которые могли бы посвящать школе более времени и внимания. При первых же обсуждениях мужем поднят вопрос о желательности привлечения женского персонала в школу.

    Основывал он это желание на следующем основании:

    1) он находил, что женщину-преподавательницу легче найти, чем мужчину, который после окончания гимназии или стремится к продолжению образования, или поступает на службу в городе или на фабрике;

    2) женщина менее требовательна и найдёт скорее мужчины интерес в деревенской жизни, скорее сойдётся с крестьянами и войдёт в их интересы;

    3) женщина скорее полюбит деревенскую детвору и сумеет вложить в своё обучение более теплоты и ласки, чем смягчит грубость среды, которой призвана служить, и

    4) учительница сумеет привлечь в школу и девочек, которых не отдадут в школу, во главе которой будет состоять учитель...

    В школьном вопросе принесло Можайскому земству немалую услугу и наше Можайское благотворительное общество, которое с самого своего основания обратило серьезное внимание на школы и воспитание подрастающего поколения. Открыли детский приют для сирот обоего пола, под устройство которого с большим трудом нашли помещение в городе, потому что никто не хотел... пускать в свой дом уличных ребят. Смиловался наконец над нами старичок Крюков и отдал в полное наше распоряжение за месячную плату в 3 руб. свою хибарку, стоявшую... на углу Большой Афанасьевской улицы... Помещение было очень тесное, дом очень ветх, но делать было нечего, хотелось начать свою деятельность хотя бы только для того, чтобы повлиять на можайских жителей и доказать им на деле, что и уличными ребятами можно и даже должно заниматься. Принято на первых порах только 8 мальчиков и 8 девочек, и приставлена к ним бедная вдова, мать двух принятых мальчиков, которая должна была и стряпать, и следить за чистотой как самого здания, так и детей, их белья, кроватей и пр. При доме имелся дворик и огород; в дворике очень скоро появились куры и корова, привезённые из Поречья и пополняемые курами и цыплятами, приносимыми в дар приюту любвеобильными старушками-соседками; огород также приведён в порядок, засажен овощами и поручен, как и двор, уходу нашей вдовы-смотрительницы и её питомцам. Стали жители ходить в приют, смотреть и ласкать детей и приносили им по праздникам яиц, лепешек, калачей. Когда же детей стали водить в церковь и их увидали умытыми, одетыми и причёсанными, то отношение к нашему делу стало совершенно иное: нашлись желающие заниматься с нашими детьми, кто грамотой, кто пением, кто шитьём и вязанием, кто прогулками по окрестностям.

    Все предложения я принимала с благодарностью и, хотя находила иногда недостатки и в преподавании и остальных занятиях, но хвалила всех и не отстраняла от дела никого, находя, что наступавшее настроение приносило не так пользу детям, как самим жителям Можайска, открывая перед ними горизонты, недоступные им до сих пор. С осени наши старшие питомцы и питомки поступили в Городское мужское училище и в женскую школу, основанную двумя сестрами Фёдоровыми, дворянками можайскими, которые открыли её при своём доме и вели преподавание по программе народных школ. Старшая сестра стояла во главе всего дела, а младшая занималась преподаванием. Дело шло у них дружно и, любя детей, они кроме грамоты ввели в свою программу и преподавание разных женских работ. Мы с ними скоро сошлись, выбрали старшую сестру в состав Комитета Можайского благотворительного общества, и она помогала мне в устройстве приютского хозяйства.

    Общество не оставило без внимания и сам уезд, который сильно нуждался в школах. От имени общества я списалась и познакомилась с местным дворянством, списалась даже с теми из них, которые отсутствовали из имений по нескольку лет; писала, поясняла цели общества, просила о помощи, указывая на труды предводителя и земства, и заботы наши увенчались успехом: помещик села Гаретова, Бартоломе, откликнулся из Парижа и прислал мне письмо к своему управляющему с распоряжением очистить под школу и помещение учительницы верхний этаж в одном из каменных флигелей его усадьбы; старушка, бездетная помещица Аникеева, сообщила, что она, желая помочь благому делу, дарит нам пустующий, но совершенно крепкий деревянный дом, который может быть ею перевезён по указанию земства и общества в более необходимый пункт уезда, прибавляя, что она предлагает его перенести потому, что местность, в которой он находится, совершенно глухая и по отдалённости от какой-либо деревни не годится под школу. Земство и общество приняли дар с благодарностью и решили перевести дом в большое село Мышкино (некогда монастырское), которое, находясь в 8 верстах от нашего Поречья, могло быть часто посещаемо мною.

    Обе школы, в Гаретове и Мышкине, были оборудованы за лето, были приобретены парты, доски, шкапы, руководства и необходимый письменный материал; в Москве найдены учительницы из окончивших гимназический курс; в сентябре отслужили торжественные молебны в присутствии предводителя, председателя управы, членов Можайского благотворительного общества, местных старост и старшин и вообще крестьян; после молебствия предводитель обратился к крестьянам, поясняя им необходимость грамоты, знания Закона Божия, и просил их любовно относиться к школе, к учительнице и следить, чтобы дети посещали её последовательно и аккуратно. Попечительницей обеих школ была назначена я. Принялась я за дело усердно, но, весьма часто чувствуя недочёты в своих педагогических познаниях, я принялась за весьма последовательную переписку с... Прасковьей Ильиничной Чепелевской (1832-1881 гг.), одна из создательниц сети земских народных училищ в Можайском уезде, Бартоломе и его управляющим, с Вятским земством и стоящим в это время во главе его по заведованию народным образованием - Первухиным, с Тверским земством, открывшим свою Учительскую женскую семинарию, с духовным начальством и дирекцией, ища везде совета, помощи и указания. Весьма часто приходилось не соглашаться, оспаривать даваемые советы, иногда слишком надеяться на свои силы и волю и опять снова обращаться, и... из этой переписки, борьбы и разочарования мало-помалу слагались мысли, понимание о необходимом направлении школ в ту именно колею, которая становилась необходимостью для духовного направления детей и выработки руководства для лиц, стоящих во главе школ. Сочувствие и помощь на своём пути нашла в особенности в молодой девушке, приглашённой нами в воспитательницы наших детей, - Евгении Ивановне Гогендакс, в управляющем села Гаретова... и его жене и в священнике того же села отце Смирнове. Пример Можайска по постановке школьного вопроса заразил и нашего ближайшего соседа, помещика Гжатского уезда Смоленской губ. Петра Дмитриевича Неелова, который сообщил мне, что жертвует под школу большой двухэтажный деревянный дом и переносит его в ближайшее с ним большое село Вешки, просит Гжатское земство избрать меня попечительницей этой школы и меня не отказать ему в принятии этой обязанности, так как он по глухоте не может единолично заниматься школой. Я, разумеется, согласилась и таким образом стала с 1864-1866 гг. заведовать 6 школами: можайской, порецкой, мышкинской, гаретовской, вешкинской и борисовской...

    В 1864 г. введена судебная реформа, и муж со свойственной ему энергией и любовью принялся за новое дело, тем более для него ответственное, что он как предводитель делался по закону председателем Съезда мировых судей».

    В 1866 г. на углу 1-й Афанасьевской улицы на купленном участке А.С. Уваров возвёл дом, который подарил Можайскому благотворительному обществу. Здесь разместилась женская прогимназия (на фотографии - справа). П.С. Уварова писала: «Много забот и хлопот было положено и на Можайское благотворительное общество, его школы и учреждения. Приют, о котором упоминала выше, был преобразован несколько раз. Просуществовал он в первоначальном виде два года; принятые мальчики были все распределены по мастерствам, и новых более решено не принимать. Приют обратился в женскую четырёхклассную школу с программой прогимназии и интернатом для сирот и бедных, на которых возложены были все работы по уборке помещения. Выше упоминалось, что муж купил землю, на которой предполагал возвести дом для приюта, но, пока для этой постройки сплавляли из Поречья лес, пожертвованный мужем А.С. Уваровым. Старик-мещанин Маркелов, имевший домик рядом с купленной землёй и умирающий бездетным, объявил мне, что он дарит его Можайскому благотворительному обществу. Вопрос о доме таким образом менялся, и так как дом Маркелова, хотя и малый по размерам, но был построен по-старинному, с подвальным этажом и с весьма толстыми крепкими стенами, то было решено возвести новую постройку на нём, увеличив его со стороны двора тёплою прихожею с лестницей во второй этаж.

    Ввиду подобного решения сплавленному лесу дано было два года на высушку, и только потом был возведён дом, который, несмотря на свои скромные размеры, существует до сих пор под названием "главного большого дома". Посчастливилось мне чрез некоторое время приобрести очень хорошую начальницу в лице Настасьи Филипповны Алексеевой, воспитанницы московского Николаевского института, прожившей по окончании института 6 лет гувернанткой в немецкой семье. Её воспитанница собиралась замуж, и Алексеева была занята приисканием себе места, на которое имела право по своему воспитанию, о чём и просила московского попечителя, который и направил её ко мне. Мы очень скоро сошлись с ней во взглядах и направлении, полюбили друг друга и дружно работали над обучением и воспитанием доверяемых нам воспитанниц. Настасья Филипповна имела очень хорошее влияние как на воспитанниц, так и на помогающих ей и живущих (обязательно) в училище учительниц, и даже на жителей Можайска. Она строго смотрела за чистотой девочек, ежедневным омовением холодной водой, за опрятностью головы и одежды не только живущих, но и приходящих учениц, учила их убирать кровати, классы и рекреационную залу, прилично накрывать обеденный стол, подавать обед, мыть посуду, работать в саду и огороде и пр.

    На первых порах над ней смеялись, даже бранили и жаловались на неё, заявляя комитету общества, что «она потому негодна, что моется в трёх водах и наверно будет простужать девочек, заставляя и их мыться холодной водой». Не нравилось также нашей уездной публике и то, что дети должны были работать в саду и огороде, и что в глазах моих и начальницы все ученицы были равны между собой, и что все должны были одинаково исполнять имеющиеся работы. Даже учительницы восставали против требований и главным образом «порядочности» начальницы; но мало-помалу, чем продолжительнее было пребывание их в училище, тем более они привыкали и кончали тем, что любили заведение, им гордились и хвалились своими успехами в преподавании. Успехи же эти сказывались ежегодно в том, что наши воспитанницы выдерживали без всяких затруднений экзамены в 4-ый класс не только в более мелких губернских гимназиях, но и в московских. Не нравилось молодым учительницам и обязательство по очереди помогать начальнице вечером в занятиях, играх и работах живущих учениц, но так как, проживая в Можайске иногда по целым неделям, я посвящала детям все вечера, то учительницы также к тому привыкли и не гнушались более игрой на фортепиано, пением и играми, что очень радовало, развивало и развлекало детей, так что скоро ученицы, живущие у родителей, испросили моё согласие на появление их вечером в училище, сперва для подготовления уроков, а потом и для игр и внеклассных занятий. Таким образом росло и распространялось влияние училища в частности и Можайского благотворительного общества во всех его предприятиях.

    Продолжение: Можайский район Московской области, часть 5
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос