Можайский район, ч. 12

Дата публикации или обновления 27.05.2021
  • Храмы Можайского района Московской области.

  • Страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12

    Можайский район Московской области - продолжение, часть 12

    Несколькими километрами ближе к Можайску расположено с. Красновидово, в котором бывшим владельцем В.К. фон Мекком была построена церковь Благоверного князя Александра Невского, позднее она числилась при Инвалидном доме железнодорожных служащих имени императора Александра II, устроенном в усадьбе.

    Красновидово первоначально было имением Владимира Карловича фон Мекка, а затем перешло в ведение Министерства путей сообщения, которое открыло здесь Московское отделение Инвалидного для железнодорожных служащих дома императора Александра II.

    Александро-Невская каменная церковь с такой же звонницей была построена в 1889 г. усердием камер-юнкера Владимира Карловича фон Мекка. Вся внутренняя обстановка и утварь была новой, все иконы живописные без окладов. По архитектуре храм был очень красив, но мал (на 60 человек), так что не вмещал и половины призреваемых инвалидов, которые были его прихожанами. Их число не превышало 300 человек мужского пола и 400 женского. Всех семейств было 130.

    При храме были определены по штату священник и псаломщик. Священник получал жалованья 600 рублей и за преподавание Закона Божия в двухклассной министерской школе - 150 руб. Псаломщик получал жалованья 300 рублей. Земли причт не имел.

    В 1886 г. у местного священника Семёна Николаевича Прилуцкого родился сын Сергей, окончивший в 1902 г. Донское Духовное училище и в 1908 г. Московскую Духовную семинарию. Старший сын Николай родился в 1876 г., когда его отец, священник Семён Прилуцкий, служил в церкви погоста Устьмерского. Николай Прилуцкий в 1892 г. окончил Коломенское Духовное училище и в 1897 г. Вифанскую семинарию.

    В 1890 г. в Красновидово служил священник Иоанн Добрянский. У о. Иоанна и его жены Ираиды Васильевны (в 1913 г. ей было 50 лет) в 1884 г. родился сын Еспер (в 1901 г. окончил Звенигородское Духовное училище, в 1905 г. Вифанскую семинарию) и в 1894 г. сын Василий (в 1910 г. окончил Перервинское Духовное училище и в 1916 г. Вифанскую семинарию). Ещё до окончания семинарии сыном Еспером о. Иоанн вышел за штат, во время обучения в семинарии сына Василия умер.

    В 1919 г. о Красновидовской колонии инвалидов сообщалось: в каждом флигельке 4-5 квартир, квартира состоит из комнаты, кухни и чулана, имеются пристройки - коровник с сеновалом, у 25 семей инвалидов - 25 коров, у каждой семьи небольшой огород, который они обрабатывают.

    В 1919 г. в Красновидове устроен детский дом, в 1921 г. - детская трудовая колония.

    Решение о закрытии церкви принял Президиум Мособлисполкома на заседании 19 сентября 1930 г.: «...по ходатайству Дорстрахкассы МВБ железной дороги о переоборудовании здания церкви под красный уголок санатория, Можайский РИК и Московский Окружной Исполнительный Комитет постановили церковь закрыть, что фактически и было осуществлено, причём жалобы верующих на закрытие церкви не последовало, 2) что к настоящему времени здание церкви капитально переоборудовано Дорстрахкассой, 3) что на расстоянии 4-х км находятся две действующие церкви в с. Ильинском и с. Горетове...»

    Церковь в Красновидове была разрушена после устройства в 1958 г. плотины и затопления поймы р. Москвы. Ныне её развалины под водой.

    Красновидово - это бывшая усадьба Аникеевой, потом Владимира Карловича фон-Мекка (1852-1893 гг.), который был избран уездным предводителем дворянства. Владелец Красновидова был старшим сыном Карла Фёдоровича и Надежды Филаретовны фон Мекк, выдающейся женщины, успешно управлявшей крупными железнодорожными и промышленными предприятиями, хорошей пианистки, ценительницы творчества П.И. Чайковского, давшей великому композитору ежегодной пенсией в 6000 рублей возможность свободно творить, не думая о заработке.

    Владимир Карлович родился в г. Рославле Смоленской губернии в то время, когда ещё семейство фон Мекков жило бедно. В 21 год (гражданское совершеннолетие в то время) он уже смог помогать отцу в делах. В 1876 г., после смерти отца, Владимир Карлович, которому тогда было 24 года, по выбору матери был назначен соопекуном своих малолетних братьев и сестёр.

    В 1880-1881 гг. В.К. фон Мекк был совладельцем газеты «Русские Ведомости» - в трудное в финансовом отношении время Владимир Карлович помог продлить существование любимой газеты либеральной профессуры.

    После смерти Карла Фёдоровича семейным железнодорожным и промышленным делом какое-то время пришлось заниматься его жене Надежде Филаретовне, вступившей по завещанию в права наследования. «После мужа, - писала она П.И. Чайковскому в 1878 г., - мне остались очень запутанные и затруднительные дела, так что без всякой помощи я не могла бы справиться с ними. Поэтому я выбрала соопекунами к себе моего сына Володю и брата Александра, но главные распоряжения потому сосредоточиваются во мне, что я и опекунша малолетних детей моих и участница во всех делах, оставленных моим мужем».

    В трудных и неблагоприятных для владельцев частных железных дорог условиях, наступивших в 1880-х - начале 1890-х гг., Надежде Филаретовне удалось, благодаря своей твёрдости и энергии, сохранить семейное дело от разорения и отстоять его от поползновений со стороны разных «алчных хищников». Особенную активность в попытках перехватить контроль над принадлежащими фон Меккам железнодорожными компаниями и оттеснить их от управления и владения ими, проявляли наследники П.Г. фон Дервиза, их бывшего компаньона. Несмотря на определённые потери (так, например, акции Либаво-Роменской железной дороги пришлось передать немецким кредиторам, что вызвало обвинения в прессе против Мекков о забвении ими национальных интересов страны) и слабое умение вести дела, проявленное её помощниками, сыном Владимиром и братом Александром Филаретовичем Фроловским, ей всё же удалось избежать больших потерь и уберечь семейное состояние для своих многочисленных подрастающих детей.

    Владимир Карлович фон Мекк был председателем правления Либаво-Роменской железной дороги, входил в состав руководства других железных дорог и предприятий, контролировавшихся семейством. В одном из писем Чайковскому, в феврале 1881 г., Надежда Филаретовна писала, что Владимир был «директором в трех правлениях и получал до 50 тысяч в год». Организаторские способности Владимира фон Мекка сильно уступали выдающимся деловым качествам его родителей. Не отличался он и твердостью характера. Мнения о нём противоречивы. С.Ю. Витте в своих воспоминаниях записывает коротко, что старший сын железнодорожного короля был «страшный кутила, который всю свою молодость в Москве провёл между цыганами и цыганками; он находился постоянно в нетрезвом виде и преждевременно умер». Надежда Филаретовна в письмах к П.И. Чайковскому просила его не верить дурным слухам о своём старшем сыне и его жене: «Если Вам будет кто-нибудь говорить дурно про моего Володю, - писала она, - не верьте этому». Он один «помог мне выпутаться из бедственного положения, в котором я очутилась после смерти мужа... Если кто-нибудь скажет, что ведь это моими акциями, то конечно, - потому что у Володи своих нет, - но ведь вынуть акции из сундука нетрудно, а хлопотать, устроить всё дело и достигнуть цели - вот это потруднее». Оценивая деловую сторону деятельности

    В.К. фон Мекка, справедливости ради следует сказать, что после смерти его отца обнаружилось, что коммерческие дела того были сильно запутанными и обременены множеством долгов. Положение осложнялось также новой политикой, которую правительство повело по отношению к частным железным дорогам и их владельцам с начала 1880-х гг., после восшествия на российский престол Александра III. С.Ю. Витте по этому поводу писал: «В царствование Александра III установилась твёрдо идея о государственном значении железных дорог, которая в значительной степени исключает возможность построек и в особенности эксплуатации железных дорог частными обществами, которые в основе своей преследуют идеи не общегосударственные, а идеи характера частных интересов. Проведению её в жизнь способствовало то, что, конечно, императора Александра III не могло не шокировать такое положение вещей, что в государстве создались как бы особые царства - железнодорожные, в которых царили маленькие железнодорожные короли...» Эта новая ситуация сказывалась и на делах семьи фон Мекков. Преемникам железнодорожного короля и, прежде всего, старшему сыну пришлось не только распутывать его долговые обязательства, но и вести напряжённую борьбу с министерствами финансов и путей сообщения за сохранение семейного дела.

    В 1876 г. Владимир Карлович фон Мекк женился на дочери крупного московского водочного фабриканта Михаила Андреевича Попова, Елизавете Михайловне (22 октября 1861 -22 января 1892, Ницца). 14 июля 1877 г. у них родился сын Владимир.

    Владимир Карлович имел звание камер-юнкера высочайшего двора и умел при случае использовать свои связи. Он был и крупным помещиком, владел имением под Можайском. Именно Владимир помог своему младшему брату Николаю укрепить позиции семейства фон Мекк в руководстве их самой старой и доходной железной дорогой - Московско-Рязанской, введя его в состав правления и тем самым положив начало новому этапу истории предпринимательства фон Мекков. Указание на это мы находим опять-таки в письме Надежды Филаретовны Чайковскому. Благодаря старшему брату Николай вначале вошёл в состав правления в качестве кандидата, а позднее стал и членом правления дороги.

    В 1885 г. Красновидово было приобретено Министерством путей сообщения для устройства Московского отделения Инвалидного для железнодорожных служащих дома имени императора Александра II. 30 августа 1886 г. отделение Инвалидного дома было открыто в присутствии министра путей сообщения адмирала К.Н. Посьета.

    В сельце Красновидове находилась церковь, построенная в 1889 г. на пожертвование В. фон-Мекка, дом священника, дом администрации с конторой и квартирами заведующего отделением, двух учителей и конторщика, дом фельдшера, больница с аптекой, училище, казарма для холостых инвалидов, вдовий дом, 28 домов для семейных инвалидов, сараи, коровники, ледники, кладовые, баня, прачечная, амбар, мастерские и другие здания. Красновидово, для того времени, представляло собой отличавшийся благоустройством посёлок: мостовые, песчаные дорожки, водопровод, свои больница и школа, мастерские (дети инвалидов должны были обязательно обучаться грамоте и ремёслам в специально устроенных мастерских, окончившие курс обучения принимались на работу в железнодорожные мастерские). На пожертвованный акционером Московско-Рязанской железной дороги капитал был построен дом для призрения семейных инвалидов. Каждая квартира для семейных инвалидов состояла из комнаты, кухни и прихожей с чуланом. Водоснабжение колонии производилось посредством паровой водокачки из артезианской скважины. Строения Инвалидного дома Министерства путей сообщения были выполнены архитектором Александром Петровичем Поповым (1828-1904). Инвалиды делились на две категории: высшую (начальники станций, телеграфисты и т. д.) и низшую (машинисты, рабочие железных дорог). Инвалиды получали питание, обмундирование (в соответствии с нормами, существовавшими в гвардейских войсковых частях), освещение, отопление, медицинскую помощь - бесплатно. Попытки заведующих приучить инвалидов к бесплатному труду по содержанию колонии в чистоте и порядке остались бесплодными, тогда из средств колонии стали выплачивать содержание тем из них, кто занимал должности сторожей, банщиков, прачек, кухарок, старост артелей, оплачивалась подённая работа, предоставлялись огороды.

    В Красновидове был открыт памятник царю-освободителю Александру II. Колония обслуживалась небольшим штатом сотрудников (на фотографии изображены с детьми).

    В 1900 г. Московское отделение Инвалидного дома посетил московский генерал-губернатор, великий князь Сергей Александрович. Он принял хлеб-соль от попечителя дома, тайного советника Ермолова и от старосты одиноких инвалидов Троицкого. Осмотрел памятник Александру II, последовал в церковь, где был совершён краткий молебен. Великий князь похвалил хор, составленный из призреваемых. Он посетил дома, школу, больницу. Министру путей сообщения он послал следующую телеграмму: «Только что посетил Инвалидный дом, всё его устройство произвело на меня прекрасное впечатление...»

    В Красновидове было начальное училище, попечителем которого (в 1890 г.) был председатель правления Рязанско-Казанской железной дороги И.Е. Ададуров, законоучителем - священник Иоанн Добрянский.

    В 1890 г. в семье о. Иоанна и его жены Ираиды Васильевны родился сын Даниил.

    В 1890 г. он окончил Звенигородское Духовное училище и в 1912 г. Вифанскую семинарию.

    В 1910-х гг. о. Иоанн вышел за штат. В советское время в Красновидове были дом отдыха и географическая станция 1-го МГУ.

    До сих пор сохранились каменные и деревянные дома для инвалидов, перестроенное здание школы, водонапорная башня.

    В советское время разрушена деревянная церковь в с. Старое на р. Протве. Это прежнее село Старая слобода Верейского уезда. В писцовых верейских книгах 1629 г. написано: «За дьяком Воином Ивановым Трескиным села Борисова, что было за дьяком Пятым Григорьевым, в присёлке две трети села в поместье Старой слободы, а треть того села присёлка в поместье за дьяком Иваном Переносовым, а на общей их земле в том селе Старой слободе - место церковное, что был храм Николы Чудотворца, а на церковной земле четыре места дворовых церковных причетников: попово, дьячково, Пономарёве просвирницыно; пашни церковный перелогом и лесом поросло середния земли 10 четвертей в поле, а в дву по тому ж, сена 10 копен». Земля церковная, как «пустовал», сдавалась в аренду от Патриаршего казённого приказа. С 1676 г. она была «на оброки» на Фёдоре и Алексее Трескиных и Иване Есипове из платежа оброка и пошлин по 29 копеек в год.

    В 1740 г. полковник Пётр Фёдорович Трескин пожелал построить в Старой слободе вновь деревянную церковь во имя Николая Чудотворца. 30-го июня того же года дан ему из Московской канцелярии Синодального правления указ на строение церкви. По устроении Николаевская церковь освящена архимандритом Можайского Лужецкого монастыря Исифом Кулябкой 11 мая 1745 г.

    В 1782 г. Старое было уже приписано к Борис-Городку, а потом стало опять самостоятельным приходом. И снова «причта собственного не имеет с 1814 г.».

    В 1840 г. с. Старое на Протве принадлежало княгине Елене Петровне Друцкой.

    До 1845 г. в Старом при храме были священник и псаломщик, получавшие содержание от господ Савельевых и Астафьевых. Когда прекратилась от них выдача хлеба и денег, церковь была приписана к Воскресенскому храму Борис-Городка. Самостоятельный приход возрождён в 1901 г.

    В 1902 г. храм возобновлён на средства крестьянина из Борис-Городка Конона Бонарцева. Престол в храме один - Святителя Николая, причт состоял из священника и псаломщика.

    С 1902 г. при церкви была церковноприходская школа. В приходе храма: с. Старое и деревни Власово и Пеньгово.

    В 1862 г. состоялось открытие Можайского викариатства Московской епархии. Первым епископом Можайским был Савва (Тихомиров, 1819-1896).

    С 1861 г. ректор Московской Духовной семинарии, синодальный ризничий, археолог и церковный писатель, епископ Можайский, потом Полоцкий, Харьковский, архиепископ Тверской, автор «Записок», начатых им в 1876 г.

    По окончании семинарии он был священником, овдовел, поступил в Московскую Духовную академию, по окончании которой в 1850 г. был назначен синодальным ризничим. Стал выдающимся специалистом в области церковной археологии. Среди его трудов - «Указатель для обозрения московской патриаршей ризницы», «Собрание мнений и писем московского митрополита Филарета».

    17 декабря 1877 г. архимандрит Игнатий (Рождественский) рукоположен во епископа Можайского, викария Московской епархии; с 11 февраля 1878 г. епископ Костромской и Галичский.

    15 января 1878 г. во епископа Можайского был рукоположен архимандрит Амвросий (Ключарёв, 1821-1901). С 1834 по 1840 г. он обучался в Вифанской семинарии, с 1840 по 1844 г. в Московской Духовной академии.

    С 1844 г. стал «профессором наук философских» в Вифанской семинарии, в 1848 г. рукоположен во священника, с 1864 г. протоиерей, настоятель Казанской, что у Калужских ворот, церкви, известный в Москве проповедник, его проповеди публиковались в «Московских ведомостях», выступал с публичными лекциями о духовно-нравственных последствиях реформ, отрицательно оценивал русские общественные течения середины XIX в., видя в них торжество материализма и извращение естественных понятий (подмена понятия свободы вседозволенностью, приписывание женщине несвойственных ей устремлений).

    В 1860 г. умерли его жена и 5-летний сын. 7 ноября 1877 г. принял монашество, 8 ноября возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Валдайского монастыря. Духовный писатель, основатель и редактор журнала «Душеполезное чтение» и журнала «Вера и Разум», инициатор создания «Общества любителей церковного пения», первый его председатель (1881— 1885), с 15 января 1878 г. епископ Можайский, с 6 апреля того же года Дмитровский, с 1882 г. Харьковский и Ахтырский.

    30 апреля 1878 г. архимандрит Алексий (в будущем архиепископ Литовский и Виленский, Александр Фёдорович Лавров-Платонов, 1830-1890) был хиротонисан во епископа Можайского. Он духовный писатель, профессор Московской Духовной академии, принял монашество в 1877 г. после смерти супруги, с 1883 г. - епископ Дмитровский. Лавров-Платонов выступил против проекта обер-прокурора Святейшего Синода графа Д.А. Толстого о преобразовании духовного суда: передачи судебной власти от епархиальных архиереев выборным пресвитерским судам и освобождения светских лиц от церковной подсудности (по бракоразводным делам).

    Профессор считал неприемлемым сточки зрения церковного права перенесение основного принципа судебной реформы 1864 г. - чёткого разделения судебной и исполнительной власти, в сферу духовного суда. Отстаивая исключительное право епископата на судебную власть в Церкви, Лавров-Платонов в 1873 г. анонимно опубликовал сочинение «Предполагаемая реформа церковного суда», в котором противники реформы получили канонические аргументы. В 1873 г. проект реформы духовного суда был направлен на обсуждение епархиальным архиереям и был ими отвергнут.

    С 1883 по 1885 г. епископом Можайским был Мисаил (Крылов, ум. после 1918 г.). С 1885 г. епископ Дмитровский, с 1889 г. - епископ Орловский и Севский, с 1896 г. - епископ Могилевский и Мстиславский, с 1904 г. на покое, с 1905 г. епископ Олонецкий и Петрозаводский, с 1908 г. на покое.

    В 1885 г. хиротонисан во епископа Можайского архимандрит Александр (Светлаков, 1839-1895). С 1883 по 1885 г. ректор Вифанской семинарии, с 1892 г. епископ Дмитровский, с 1894 г. Калужский. Владыка Александр - автор около 60 книг, брошюр и статей, выпустил в свет ряд духовно-музыкальных сочинений (в том числе «Литургию Иоанна Златоуста», «Литургию Преждеосвященных Даров»), был преемником епископа Амвросия (Ключарёва) на посту председателя московского Общества любителей церковного пения.

    С 1892 по 1899 г. епископом Можайским был Тихон (в миру Василий Варсонофьевич Никаноров, 1855-1919). Он родился в семье псаломщика. С декабря 1890 г. архимандрит, ректор Новгородской Духовной семинарии. С 1899 г. - епископ Полоцкий и Витебский, с 1902 г. Пензенский и Саранский, в 1912 г. назначен епископом Калужским и Боровским, с 1913 г. - в сане архиепископа Воронежского и Задонского, в 1917-1918 гг. участник Поместного Собора Русской Православной Церкви. Архиепископ Тихон был тихим и кротким, отличался необыкновенной добротой и был большим молитвенником. Никто никогда не видел владыку раздражённым или разгневанным. Он любил уставную службу, часто читал и пел на клиросе.

    В 1919 г. Воронеж был занят белыми. Владыка служил панихиды по жертвам красного террора. Когда город снова перешёл к красным, владыка во время совершения богослужения на 3-й день Рождества 1920 г. был повешен на царских вратах собора Воронежского Благовещенского Митрофаниева монастыря. Священномученик.

    С 1899 по 1904 г. епископом Можайским был Парфений (Левицкий, 1858-1921), с 1904 г. епископ Подольский, с 1908 г. Тульский, с 1911 г. архиепископ.

    С 1905 по 1908 г. епископом Можайским был Серафим (Сергей Георгиевич Голубятников, 1856-1921).

    В 1908 г. назначен епископом Подольским и Брацлавским.

    С 1914 г. - епископ Екатеринбургский и Ирбитский, с 1917 г. на покое.

    9 марта 1908 г. хиротонисан во епископа Можайского архимандрит Василий (Преображенский, 1854-1915).

    Окончил Петербургскую Духовную академию в 1880 г., преподавал церковную историю в Воронежской Духовной семинарии, в 1883 г. рукоположен во священника к церкви при 1-м Кадетском корпусе в Петербурге. С 1906 г. помощник главного наблюдателя за преподаванием Закона Божия в военно-учебных заведениях Петербурга. Автор религиозно-просветительских книг и брошюр.

    В 1897 г. возведён в сан протоиерея. В 1906 г. овдовел. 1 марта 1908 г. пострижен в монашество, 2 марта возведён в сан архимандрита. Епископ Василий имел дар проповедника, любил простой народ и охотно беседовал с ним, в Москве получил прозвище «народный святитель».

    С 1914 г. на покое, до конца жизни пребывал в Сав-вино-Сторожевском монастыре.

    С 1914 по 1918 г. епископ Можайский - Димитрий.

    С 15 января 1918 г. архиепископом Коломенским и Можайским, викарием Московской епархии, был назначен Иоасаф (Калистов, ум. 1918), с 20 марта 1917 г. епископ Дмитровский, управлявший Московской и Варшавской епархиями.

    5 декабря 1920 г. во епископа Можайского был рукоположен Иннокентий (Бобцов), с 1922 г. в обновленческом расколе.

    17 ноября 1923 г. во епископа Можайского был рукоположен архимандрит Борис (Рукин, 1879— 1931), был одним из помощников патриарха Тихона, в 1924 г. временно управлял Владимирской и Могилёвской епархиями, после кончины святителя Тихона участвовал в организации его погребения, с декабря 1925 г. в «григорианском» расколе, в 1931 г., находясь в заключении в Бутырской тюрьме, покончил с собой, покаяния не приносил. 28 марта 1926 г. во епископа Можайского рукоположен Алексий (Палицын, ум. 1952), с 1941 г. архиепископ Волоколамский, с 1942 г. архиепископ Куйбышевский и Сызранский.

    С 1933 г. епископом Можайским был назначен Иоасаф (Шишковский-Дрылецкий, ум. 1935). В 1921 г. он был рукоположен во епископа Кашинского викария Тверской епархии, в 1922 г. уклонился в обновленческий раскол, в 1923 г. принёс покаяние, с октября 1923 г. епископ Малоярославецкий, викарий Калужской епархии, в 1927 г. епископ Могилёвский, с 1928 г. на покое, 25 сентября 1928 г. - епископ Сызранский. С 3 апреля 1930 г. епископ Серпуховской, с 23 марта 1934 г. Брянский, с 1935 г. архиепископ.

    После возвращения из заключения в 1941 г. архиепископом Можайским был назначен Сергий (Гришин). 23 апреля 1927 г. он был хиротонисан во епископа Серпуховского. В Серпухове он пробыл всего год, но этот год был для него полон оскорблений и тягот, которые он претерпел от раскольников-иосифлян (по имени лидера группы епископов, митрополита Иосифа Петровых). С 1928 г. он - епископ Олонецкий и Петрозаводский, с 5 мая 1928 г. Полтавский, в 1930 г. архиепископ, с 1932 г. архиепископ Киевский, с 1934 г. Харьковский, с 1935 г. Владимирский, с 1936 г. в заключении, с 1942 г. архиепископ Горьковский и Арзамасский, умер 4 октября 1943 г.

    Многочисленные жертвы среди священнослужителей 30-40-х гг. были вызваны гонением на Церковь. В возрасте 73-х лет 21 октября 1937 г. был расстрелян архиепископ Можайский Димитрий (в миру Иван Иванович Добросердов). После смерти супруги и ребёнка он принял монашество, в 1914 г. хиротонисан во епископа Можайского, в течение 20 с лишним лет своего епископства управлял многими епархиями, был в ссылке. Архиепископом Можайским, викарием Московской епархии, он стал в середине с 23 марта 1934 г. Жил в Москве, где и был арестован 29 сентября 1937 г. 18 мая 1942 г. во епископа Можайского был рукоположен Варфоломей (Городцов Сергей Дмитриевич, 1866-1956, протоиерей, магистр богословия), с 19 мая того же года архиепископ, с 1943 г. архиепископ Новосибирский и Барнаульский, с 1947 г. управлял Владимирской епархией, с 1949 г. в сане митрополита.

    24 января 1943 г. был хиротонисан во епископа Можайского иеромонах Димитрий (в миру Владимир Валерианович Градусов). Он родился 14 июля 1881 г. в г. Ярославле.

    С 9 апреля 1962 г. епископом Можайским назначен Леонид (Лев Львович Поляков, 1913-1990). В 1959 г. он был рукоположен во епископа Курского и Белгородского, с 29 мая 1962 г. архиепископ, с 1963 г. архиепископ Ярославский и Ростовский, с 1964 г. Пермский и Соликамский, с 1966 г. Рижский и Латвийский, с 1979 г. митрополит. С 1957 г. архимандрит Леонид, врач, участник Великой Отечественной войны, доктор богословия, почётный член Московской Духовной академии, был назначен инспектором Московских Духовных школ. По традиции, которую он ввёл, в академическом храме по средам вечером читается акафист Покрову Божией Матери, а студенты произносят в храме проповеди в воскресные и праздничные дни.

    С 1970 по 1986 г. епископом Можайским был рукоположенный в 1967 г. во епископа Токийского и Японского, с 1986 г. архиепископ Раменский Николай (Саяма).

    Постановлением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 10 сентября 1987 г. архимандриту Григорию (в миру Юрий Сергеевич Чирков), секретарю Московского епархиального управления, настоятелю Успенского храма Новодевичьего монастыря в Москве, определено быть епископом Можайским, викарием Московской епархии. Ю.С. Чирков родился 1 января 1942 г. в д. Козлы Куменского района Кировской области в крестьянской семье. В 1960 г., окончив среднюю школу, поступил на историко-филологический факультет Кировского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, через год перешёл на заочное отделение и одновременно преподавал русский язык и литературу в восьмилетней школе с. Верхняя Быстрица Куменского района Кировской области. С 1963 г. работал инспектором Кировской государственной контрольной лаборатории.

    В 1966 г. призван в ряды Советской Армии. В 1969 г. поступил в Ленинградскую Духовную семинарию, затем в академию, которую окончил в 1975 г. со степенью кандидата богословия за работу «Антропогенезис I и II глав Книги Бытия в толковании Святых отцов и христианских богословов». 15 марта 1973 г. митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество с наречением имени Григорий в честь Святителя Григория Двоеслова, 25 марта того же года рукоположен во иеродиакона, а 4 декабря 1973 г., в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, - в иеромонаха. С 1975 по 1978 г. - слушатель аспирантуры при Московской Духовной академии и одновременно референт Отдела внешних церковных сношений. В 1977 г. назначен секретарём Московского епархиального управления.

    В 1981 г. - настоятель Успенского храма Новодевичьего монастыря. В сан игумена возведён в 1976 г., в сан архимандрита в 1978 г. За усердное служение Церкви Христовой награждён орденами Святого равноапостольного князя Владимира III степени и Преподобного Сергия Радонежского III степени.

    12 сентября 1987 г. в Белом зале Московской Патриархии наречение архимандрита Григория во епископа Можайского совершили Святейший Патриарх Пимен, митрополиты Одесский и Херсонский Сергий (Петров), Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископы Зарайский Иов (ныне Челябинский и Златоустовский), Воронежский и Липецкий Мефодий (ныне митрополит), епископ Алма-атинский и Казахстанский Евсевий (ныне архиепископ Псковский и Великолукский).

    13 сентября 1987 г. за Божественной литургией в Богоявленском патриаршем соборе Святейший Патриарх Пимен и преосвященные архиереи, участвовавшие в наречении, совершили хиротонию архимандрита Григория во епископа Можайского. 25 февраля 1997 г. он был возведён в сан архиепископа. В августе 2000 г. за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций архиепископ Григорий был награждён президентом России В.В. Путиным орденом Почёта. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в связи с 60-летием Его Высокопреосвященство архиепископ Можайский Григорий награждён орденом Равноапостольного князя Владимира 2-й степени.

    Гонения на Церковь в годы советской власти привели к тому, что к началу 1980-х гг. на территории Можайского района богослужения совершались только в двух храмах.

    В 1938 г. город снова утратил свою главную святыню. Образ Святителя Николая Можайского лишили драгоценного одеяния и отправили в Москву, в реставрационную мастерскую И. Грабаря, затем в Третьяковскую галерею.

    В 1990-х - 2000-х гг. началось возрождение церковной жизни, были образованы приходы в пос. Уваровка и с. Ельня. В пос. Шишиморово по проекту архитектора Н.Б. Васнецова построена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери.

    В Можайске, в микрорайоне Чертаново, на Казацком кладбище будет построен, по проекту этого же архитектора, храм-часовня во имя Архангела Михаила.

    У истока Москвы-реки архиепископом Можайским Григорием освящена во имя Иконы Божией Матери «Живоносный источник» часовня, также по проекту Николая Васнецова.

    9 мая 1998 г. архиепископом Можайским Григорием освящён скульптурный образ святителя Николая, изваянный для города скульптором В. Клыковым.

    По благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского над образом воздвигнута сень.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос