Икона

Дата публикации или обновления 01.05.2015
  • Список упомянутых на сайте икон со ссылками на страницы.
  • Список чудотворных икон с указанием их местонахождения.
  • Некоторые соображения о проблемах современного иконописания.
  • Москва и Санкт-Петербург под покровом Богородицы
  • Перед какой иконой Божией Матери о чем молятся
  • Даты празднования икон Пресвятой Богородицы
  • Акафисты иконам Пресвятой Богородицы
  • К оглавлению: Православный словарь.

  • Православный словарь
    А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я


    Икона

    Икона (греч. «образ») – живописное изображение Святой Троицы, Господа Иисуса Христа, Божией Матери, Ангельских сил, святых, а также священных событий, написанное в соответствии с церковными иконописными канонами и освященное по церковному чину.

    Иконы существовали с самого начала христианства (согласно церковному преданию, евангелист апостол Лука написал известные и почитаемые в Православии образы Божией Матери, ныне именуемые Владимирским, Смоленским, Иерусалимским).

    Догмататически иконопочитание было осмыслено и утверждено на Седьмом Вселенском соборе (787 г.), осудившем ересь иконоборчества.

    Икона обычно вешается на стену или ставится на специальную полку в иконостасе, но может быть предназначена для положения на аналой (аналойная икона), для ношения на груди (нательная иконка), для помещения над входом в храм или монастырь (надвратная икона).

    Иконы как правило пишут на изготовленных с соблюдением традиционных технологий иконных досках.

    Заказать икону или купить икону можно в церковных лавках при храмах.

    Переславль-Залесский, Феодоровский женский монастырь, Святые ворота
    Святые ворота и надвратная икона. Феодоровский Переяславский монастырь.
    Переславль-Залесский, Феодоровский женский монастырь, икона Феодора Стратилата над Святыми воротами
    Икона святого великомученика Феодора Стратилата над Святыми воротами.

    Икона соединяет в себе два начала: с одной стороны, она — произведение церковного искусства, а с другой — святыня, окно в горний мир.

    В отличие от обычных картин икона создается не для любования, не для украшения стен, не для демонстрации мастерства художника, а для молитвенного соединения с Богом.

    Иконописец обычно не подписывал икон своим именем, ибо служил не себе и своему авторскому тщеславию, а Богу. Он готовил себя к написанию иконы длительным постом, покаянием и молитвой.

    Многие иконописцы были высоко благочестивыми или святыми людьми, как, например, Феофан Грек, Даниил Черный, Андрей Рублев. Иконная доска кропилась святой водой, и даже краски разводились ею.

    Иконы пишутся по определенным канонам, правилам. В задачу иконописца входит не столько точное изображение лица прообраза, сколько передача тех преображенных черт, которые обрел этот лик там, в небесных обителях.

    Возьмем нашу древнюю икону Божьей Матери и попробуем найти то главное, что отличает ее от западноевропейских изображений Мадонны.

    Иверская икона Божией Матери. Галерея икон Щигры.
    Иверская икона Божией Матери. Галерея икон.

    В наших иконах за красками проглядывает не телесный образ Богородицы, нет, наш взор волею иконописца устремляется дальше и глубже, минуя не только доску и краски, но и внешнюю красоту лика — сразу к духовному его содержанию. Лик на древних иконах величествен и строг. Взгляд Богородицы смотрит прямо из вечности.

    С западных икон на нас смотрит прекрасная женщина. Мы любуемся ее красотой и даже благородством, но все же — это земная красота земной женщины, в ней не чувствуется Божественной силы и благодати.

    Важная особенность иконы — обратная перспектива изображения. Мы привыкли к перспективе прямой, которую используют художники в светской живописи. При прямой перспективе все линии сходятся где-то там, за горизонтом. Попробуйте, например, изобразить убегающее вдаль железнодорожное полотно. Что вы делаете при этом? Вы показываете, как рельсы, уходящие вдаль, постепенно сужаются и почти сливаются в одну линию. Так устроено наше восприятие пространства.

    Суть обратной перспективы — в том, что точка схождения линий находится не за горизонтом, а как раз наоборот: она находится перед иконой, примерно в том месте, где стоим мы, зрители. Тем самым, пространство развертывается по направлению к нам. Снимается преграда между земным и небесным, и молящийся человек как бы втянут в неземное, потустороннее пространство.

    На православных иконах нимб очень часто налезает на рамку. Бывает, что за рамку выступает и копье в руке мученика, носки его сапог и т.д. В чем тут дело? Неужели художник не рассчитал размеры и не уложился в них?

    Нет! Дело тут опять заключается в том, что икона обращена к человеку, входит в его мир. Святой, изображенный на ней, как бы выступает из пространства иконы. Этим приемом иконописец словно бы стирает грань, отделяющую наш мир, дольний, от священного, горнего, мира.

    Светоносность горнего мира передается на иконе золотом, поскольку в материальном мире, в естественной природе «золотой» цвет не имеет сопоставлений ни с чем, кроме солнечного света. Золотом на иконе изображаются небесный фон, нимбы вокруг головы святых и потоки божественной энергии.


    И
    Игумен Игумения Иерархия церковная Иванов Александр Андреевич Иерарх Иерей Иеродиакон Иеромонах Иерусалим Избранные псалмы Изразцы Иисус Иисус Христос Икона Иконная полка Иконоборчество Иконография Икономия Иконописный церковный канон Иконопись Иконопочитания догмат Иконостас Иконы почитание Икос Илитон Ильин Иван Александрович Именины (тезоименитство) Индикт Индиктион великий Индития Инок Инокиня Интарсия Интронизация Иосифляне Ипакои Ипатьевская летопись Иподиакон Ипостась Ирмологий Ирмос Исихазм Исихасты Искупление Искушение Исповедник Исповедь Истина Иуда Искариот Иудаизм

    Православный словарь
    А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я

    В начало

    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100