Иконография Сретения Господня

Дата публикации или обновления 07.10.2021

Изображение Сретения Господня известно с V в. (мозаика церкви Санта-Мария Маджоре в Риме); через столетие - в первой четверти VI в., при императоре Юстине I, в Церкви устанавливается и торжественное празднование Сретения Господня во второй день февраля. Многофигурная композиция в церкви Санта-Мария Маджоре содержит персонажи, впоследствии не вошедшие в иконографическую схему Сретения: Деву Марию сопровождают ангелы, а рядом с Симеоном Богоприимцем изображены священники Иерусалимского Храма.

Икона Сретения Господня. Псков, конец 1540-х гг.
Икона Сретения Господня. Псков, конец 1540-х гг.

Окончательно иконография Сретения складывается лишь в IX-X вв. - это та иконографическая традиция, которая практически не изменилась до нашего времени. В нашей заметке приведены примеры иконографии Сретения Господня из некоторых провинциальных музейных собраний России.

Сретение. Конец XV в. Двусторонние иконы-святцы из Софийского собора в Новгороде. Новгородский объединенный музей-заповедник (НГОМЗ)
Сретение. Конец XV в. Двусторонние иконы-святцы из Софийского собора в Новгороде. Новгородский объединенный музей-заповедник (НГОМЗ).

На иконах Сретения изображен момент передачи Богомладенца Христа Пресвятой Богородицей Симеону Богоприимцу. Симеон - муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.

Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм... (Лк. 2:25-27). Присутствие в иконографии Сретения праведного Иосифа обусловлено косвенным упоминанием его Евангелистом: родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд (Лк. 2:27).

Сретение. Псков. Последняя треть XVII в.
Сретение. Псков. Последняя треть XVII в.

Иосифа изображают держащим установленную законом жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных (Лк. 2:24). Пророческое значение ветхозаветного установления этой жертвы -служащая Богу Церковь непорочная и от язычников новоизбранный народ. Господь, Иже на херувимах носимый и певаемый от серафим, принимает эти дары, как подобает Богу – как Основатель Ветхого и Нового Заветов (стихира на стиховне, слава:). В этом заключается богословский смысл праздника Сретения Господня - это встреча Ветхого и Нового Заветов, мироспасительная встреча человека с Богом.

Сретение из Праздничного чина около 1341 г. главного иконостаса Софийского Собора в Новгороде
Сретение из Праздничного чина около 1341 г. главного иконостаса Софийского Собора в Новгороде. Был вывезен в Германию во время Великой Отечественной войны, возвращен в 1948 г. НГОМЗ.

Существуют иконы Сретения, где праведный Иосиф представлен без приносимой жертвы.

В развитой иконографической схеме Сретения кроме Богоматери, Богомладенца - Христа Еммануила, старца Симеона и праведного Иосифа присутствуют также пророчица Анна - дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лк. 2:36, 37).

Сретение. Первая половина XVI в. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (ПКМ)
Сретение. Первая половина XVI в. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (ПКМ).

Обратим внимание на то, что Анна - единственная женщина, названная в Новом Завете пророчицей, в отличие от Симеона Богоприимца не пришла в Храм специально для встречи с Сыном Божиим, а находилась в нем постоянно: существовал особый чин вдовиц, которые имели служение при Иерусалимском Храме. Поэтому на иконах Сретения пророчица Анна нередко стоит под сводами Храма.

Сретение. Псков, конец 1540-х гг. Из праздничного чина церкви Жен-мироносиц. ПКМ
Сретение. Псков, конец 1540-х гг. Из праздничного чина церкви Жен-мироносиц. ПКМ.

К особенностям изображения Богомладенца Христа на иконах Сретения следует отнести то, что Его изображают как Христа Еммануила, благословляющего старца Симеона.

Он изображается не в пеленах, как на иконах Рождества Христова: обычно Он одет в короткую рубашку, не прикрывающую Его обнаженные ноги. По закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу (Лк. 2:22-23). Но Симеон держит на руках не просто младенца мужеского пола - это Тот Законодатель, Которого пророк Моисей видел (прозревал во мраке) на Синае. Он стал Младенцем, повинующимся Закону, воплотившимся ради нашего спасения (см. 2-ю стихиру на «Господи, воззвах»). Бого-младенец - Христос Еммануил Самому Себе как Бог приносится (4-я стихира на «Господи, воззвах»).

Сретение. Псков, 1530-1540-е гг. Из церкви сет. Николая в Любятове. ПКМ
Сретение. Псков, 1530-1540-е гг. Из церкви сет. Николая в Любятове. ПКМ.

Обратим внимание на то, как изображается на иконах Сретения Пресвятая Богородица: Она находится в молитвенном предстоянии пред Безначальным Словом Отчим. Добровольно принесенный Ею в Храм как сорокадневный Младенец - это Господь, пришедший в мир для спасения рода человеческого (на «Господи, воззвах» слава:).

Это молитвенное предстояние видно и тогда, когда Богородицу изображают с Младенцем, когда Она поднесла, но еще не передала Симеону Богоприимцу Его, Закон на горе Синайской установившего и повелению Закона повинующегося (2-я стихира на стиховне).

Сретение. 1480-е гг. Новгородск. НГОМЗ.
Сретение. 1480-е гг. Новгородск. НГОМЗ.

Взоры и Самой Пречистой Девы, и Ее Сына устремлены в Храм - или непосредственно на старца Симеона - святителя и праведника. Принимая Младенца в свои объятия, Симеон возрадовался, взывая: Бог есть Сей, Отцу Соприсносущный, и Избавитель душ наших (2-я стихира на стиховне).

Сретение. Конец XVI в. Ярославский художественный музей (ЯХМ)
Сретение. Конец XVI в. Ярославский художественный музей (ЯХМ).

Встреча Симеона Богоприимца произошла в Иерусалимском Храме (Лк. 2:27). На иконах Сретения о месте встречи напоминают такие детали как своды здания, стены, красная завеса, отделявшая вход в Святая Святых, и ступени - на них обычно изображают старца Симеона. На большинстве икон Сретения изображен также Престол.

Это будущая Этимасия - Престол уготованный; на нем еще нет орудий страстей, но это Престол Божий: Готов престол Твой оттоле, от века Ты eси (Пс. 92:2).

Иногда Престол помещен на втором плане, но более выразительным представляется размещение его между Пресвятой Девой и Симеоном Богоприимцем. Она уже отдала Своего Единородного Сына на будущие страдания;

Сретение. Первая половина XV в. Деталь четырехчастной иконы. ГРМ
Сретение. Первая половина XV в. Деталь четырехчастной иконы. ГРМ.

Она услышала и в полной мере поняла слова Симеона: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, -да откроются помышления многих сердец (Лк. 2:34-35) Как уместен здесь багряный цвет Престола! Единородный Сын Божий, избавляя земнородных от вечной погибели, даже до ада снизойдет, всем пленным подаст освобождение (канон, песнь 7-я).

Тема Престола Божия - а именно на него восходит сорокадневный Христос Еммануил - отражена и в такой существенной детали, как покрытые краем одежды руки Богоприимца: уже не старец держит Богомладенца Христа, но Он держит просящего отпущения Симеона (ср. припевы 9-й песни канона). Руки старца, смиренно покрытые краем одежды, образуют престол, который приготовлен Спасителю мира: Укрепитесь, ослабевшие от старости руки Симеона; поспешите, натруженные ноги старца, навстречу Христу! (канон, песнь 1-я). Доживший до глубокой старости праведный Симеон дождался исполнения своего чаяния: принял на свои руки Перворожденного Младенца Непорочной Девы, простирающего руку спасения Адаму (канон, песнь 3-я).

Сретение. 1408 г. ГРМ
Сретение. 1408 г. ГРМ.

И вот уже Младенец - и не Младенец вовсе, а сорокадневный Царь, сидящий на престоле. Это Его видел Исайя: образно на престоле превознесенного Бога, от ангелов славы дориносимого, владычествующего светом незаходимым и миром (ирмос 5-й песни канона).

Сретение. Начало XVI в. Дальневосточный художественный музей. Хабаровск
Сретение. Начало XVI в. Дальневосточный художественный музей. Хабаровск.

Иногда на иконе изображают Симеона Богоприимца, еще не принявшего Младенца Христа от Матери Его. Божественный старец, видя носимое руками Матери Слово, уразумел_ славу, явленную в древности пророку (Исайе), взывает: Радуйся, Чистая! Яко престол держишь Ты Бога! (ср. канон, песнь 5-я).

Сретение. Середина XV в. Государственный Русский музей (ГРМ), СПб
Сретение. Середина XV в. Государственный Русский музей (ГРМ), Санкт-Петербург.

На древнерусских иконах Сретения Господня бывает представлена различная иконографическая композиция - но как выразителен и исполнен глубокого духовного смысла каждый из дошедших до нашего времени шедевров!

Епископ Балашихинский Николай


Источник материала: журнал «Московские епархиальные ведомости», № 1, 2015 г.

В начало