Владычний женский монастырь

Дата публикации или обновления 15.12.2021
  • Борисоглебский Святой источник при церкви во имя свв. Бориса и Глеба в с. Дракино, недалеко от Владычного женского монастыря.
  • Книга «Историческое описание Введенского Владычнего женского монастыря в городе Серпухове».
  • Рассказ о поездке в Серпухов в 2009 году
  • Поездка в Серпухов в 2011 году в Владычний женский монастырь
  • Посмотреть на карте яндекса: Владычный женский монастырь в Серпухове.
  • Введенский Владычний женский монастырь

    Адрес Введенского Владычного женского монастыря: Московская область, г. Серпухов, ул. Октябрьская, 40
    Телефон Введенского Владычного женского монастыря: (4967) 72-46-25
    Как проехать к Введенскому Владычному женскому монастырю.
    Проезд на общественном транспорте: с Курского вокзала до станции «Серпухов», далее автобус № 4 или маршрутное такси № 71 с надписью «Октябрьская» до конечной остановки.
    Автобусом междугородного сообщения – отправляется от станции метро «Южная» и прибывает на вокзал в г. Серпухове.
    Расписания автобусов - в полезных ссылках.
    Как проехать к Введенскому Владычному женскому монастырю на автомобиле: по Симферопольскому шоссе.
    Фотоальбом Владычнего монастыря.
    Сайт Введенского Владычнего женского монастыря: http://www.inokini.ru/
    Богослужения во Введенском Владычнем женском монастыре: Божественная Литургия в монастыре совершается каждый день. Вечернее Богослужение начинается в 17-00, утреннее — в 7-15. По выходным и двунадесятым праздникам литургия начинается 8-00. Исповедь проводится после вечернего Богослужения.

    Владычний монастырь в Серпухове

    Владычний монастырь основан в 1360 году святителем Алексием по особому изволению Божией Матери: «Алексие! Подобает тебе монастырь поставити имени Моему, купно же и себе в память... в пределе града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим!».

    Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», находящаяся в Георгиевском храме Серпуховского Владычнего женского монастыря. Икона написана и освящена в 1996 году.
    Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», находящаяся в Георгиевском храме Серпуховского Владычнего женского монастыря. Икона написана и освящена в 1996 году.

    В 1362 году уже «составлена была каменная церковь» трудами келейника святителя Алексия и ставшего первым настоятелем Владычнего монастыря преподобного Варлаама, через предстательство которого в 1878 году в обители была явлена чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

    В 1378 году по распоряжению святителя Алексия для Владычнего монастыря была написана икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых» по образу видения преподобного Варлаама Серпуховского. Эта икона, помещенная в построенном Варлаамом соборном храме, на протяжении 540 лет была главной святыней монастыря и почиталась всецерковно как чудотворная.

    Серпухов, Церковь Феодота Анкирского во Владычном монастыре
    Церковь Феодота Анкирского во Владычном монастыре.

    В 1536 г. настоятелем в монастыре поставлен игумен Мисаил. (О предыдущих настоятелях можно почерпнуть сведения «в Синодике монастырском, заведенном в 1588 г.» В нем записаны следующие настоятели монастыря: «Помяни Господи душа игумены св. обители сея, преставльшихся в православной вере, и покой их, Господи, в жизни вечной: игумена Мисаила, иг. Александра, … иг. Васьяна, иг. Данила, иг. Афанасия, иг. Варсонофия, иг. Сергия, иг. сожженнаго Пимина, иг. Иосифа, иг. Ионы, иг. Иосифа, иг. Ионы. иг. Феодосия, архимандрита Иосифа, иг. Ионы». После приписано: «священноигумена Савватия, иг. Герасима, архим. Зосима, иг. Игнатья». В самом древнем акте монастыря 1556 г. встречаются имя игумена Спиридония, правившего монастырем при Великом князе Василии Иоанновиче (отце Грозного).)

    В 1551 г. — настоятелем в монастыре поставлен игумен Феодосий.

    Серпухов, Владычный женский монастырь. Церковь Феодота Анкирского.
    Церковь Феодота Анкирского во Владычном монастыре.

    В 1551-1559 — гг. настоятелем монастыря был игумен Дионисий.

    В 1556 — царь Иоанн В. Грозный, жалуя монастырю льготную грамоту, говорит: «понеже тот монастырек убогий».

    В 1572-1580 гг. — настоятелем монастыря был игумен Варсонофий.

    В 1584-93 гг. — настоятелем монастыря был игумен Сергий.

    Серпухов, Владычный женский монастырь. Церковь Алексия, митрополита Московского и Введенский собор.
    Церковь Алексия, митрополита Московского и Введенский собор.

    В 1593 г. — грамота царя Феодора Иоанновича, которою он жалует монастырю мельницу на церковный ладан и фимиан, говорится: «а опричь тое мельньцы в том монастыре иных промыслов и вотчинных земель нет ничево, и прокормить де ся им нечим».

    В 1598 г. — бескровная победа русских войск князя Бориса Годунова над войсками татарского хана Казы-Гирея на реке Оке под стенами Владычнего монастыря.

    В 1598-1599 гг. — «настоятельствовал однакож строитель Вассиан Ладыженский, построивший храм над св. воротами — во имя св. Феодотия Анкирского. Настоятельство сего строителя было особенно благотворно для обители, как по той любви, какую он сам питал к ней, и которую умел внушить родной семье своей, так и по тем пожертвованиям, какие приносил в пользу обители сам он, и фамилия Ладыженских».

    Серпухов, Владычный женский монастырь. Введенский собор и сень над гробницей преподобного Варлаама Серпуховского.
    Введенский собор и сень над гробницей преподобного Варлаама Серпуховского.

    В 1598 - 1609 гг. — полная перестройка монастыря на средства Бориса Годунова в честь бескровной победы на реке Оке. Перестройка охватила все без исключения здания: расширен Введенский собор, построен двухъярусный храм в честь св. вмч. Георгия, монастырь обнесен каменной крепостной стеной с башнями и церковью над Святыми вратами в честь св. мч. Феодота Анкирского (1599г).

    В 1607 — настоятелем монастыря был игумен Пимен, записанный в Синодике «сожженным». При нем был соправитель старец Арсений Колтовский.

    В 1607 — по повелению царя Василия Иоанновича Шуйского в обитель принесен чудотворный образ Царевича Димитрия.

    Следующим настоятелем монастыря был игумен Савватий.

    Серпухов, Церковь Георгия Победоносца во Владычном монастыре
    Церковь Георгия Победоносца во Владычном монастыре.

    В 1614 — настоятелем монастыря был игумен Иосиф.

    В 1618-1625 гг. — настоятелем монастыря был игумен Кирилл. «Поступил nocле в архимандрита в Московский Чудов монастырь. Этот настоятель имел особенное усердие и заботу об улучшении обители. Он расположил благочестивого Монарха обратить всемилостивейший взор на обитель. И поступив в Чудов монастырь, он и здесь много действовал на пользу обители Владычней».

    В 1628 — настоятелем монастыря поставлен игумен Фома.

    В 1629-1633 — настоятелем монастыря был игумен Феодосий.

    В 1634-1647 — настоятелем монастыря был игумен Иона.

    В 1649-1650 — настоятелем монастыря был игумен Стефан. «От времен его управления монастырем сохранилась в монастыре церковная опись (1649 г.). Она представляет монастырь хотя не в богатом состоянии, но в довольно благоустроенном виде, братии в ней поименовано 29 человек».

    В 1653 — настоятелем монастыря поставлен игумен Макарий.

    Серпухов, Владычный женский монастырь. Надвратная церковь Феодота Анкирского.
    Надвратная церковь Феодота Анкирского.

    В 1656 — настоятелем монастыря поставлен игумен Герасим.

    В 1661-1683 — настоятелем монастыря был игумен Игнатий.

    В 1683-1686 — настоятелем монастыря был игумен Давид.

    В 1686-1691 — настоятелем монастыря был игумен Александр.

    В 1691-1697 — настоятелем монастыря был игумен Рувим.

    Серпухов, Владычный женский монастырь. Купола Георгиевской церкви.
    Купола Георгиевской церкви.

    В 1698-1720 — настоятелем монастыря был игумен Симеон.

    В 1698-1720 гг. — настоятелем монастыря был игумен Симеон.

    В 1721 — настоятелем монастыря поставлен игумен Павел.

    «Все поименованные игумены более или менее, конечно, старались поддержать и сохранить порядок в обители, учрежденный святителем Алексием; но в тоже время, в состоянии обители нельзя не видеть тех печальных следов, которые должна была оставить потеря связи обители с Московским Архипастырским домом. Пришло и такое время, когда монастырь Владычний поступал в ведение других монастырей. В конце ХVII и в начале XVIII вв. находился он под ведением архимандритов соседнего Высоцкого монастыря».

    Серпухов, Владычный женский монастырь. Святые ворота.
    Святые ворота.

    В 1724-1725 гг. — в силу духовного Регламента (пункт. 45), которым повелевалось «монастыри, идеже мало братии, сводити во едину обитель, ради лучшего благоговения» последовало или упразднение меньших монастырей, или приписка их к другим большим монастырям. Этот жребий пал и на монастырь Владычний.

    Он был приписан к Московскому Заиконоспасскому монастырю, и в это время, как видно из монастырских дел сих годов, им управляли наместники: иеродиакон Григорий Макрицкий, и иеромонах Онуфрий. Находясь в приписном состоянии, монастырь терпел бедственную участь, потому что его скудный доход стал делиться на два монастыря. Монашествующие доносили об этом епархиальному начальству, и просили ходатайства о возвращении монастырю прежней самостоятельности.

    В 1727 — последовал новый указ: «маловотчинные монастыри, питавшиеся своими трудами, без жалованья, оставить на прежнем основании, и монахов, выведенных из таких монастырей в большие монастыри на жалованье, отпустить обратно, со взятою ими церковною утварью и деньгами в свои малые монастыри…. Святые обители от утеснения свободишася и паки в свое благолепие и благочиние облекошася, монашествующие же братия кийждо с радостию свои монастыри восприяша». Этой радостью обрадованы были иноки и монастыря Владычняго. Освобожденный из приписного состояния, монастырь получил самостоятельное управление.

    Но трудно было монастырю поправлять свое положение. С большим трудом он возвращал свое достояние, собранное веками, и вполовину перешедшее в монастырь Заиконоспасский, к которому он был приписан. Даже церковную утварь, расходные книги и крепости он требовал чрез начальство. Монашествующие, испытавшие бедность монастыря, не хотели возвращаться в оный. Желающих поступить вновь не находилось. Монастырь пустел. Даже до того доходило это запустение, что в нем не оставалось иеромонахов и иеродиаконов, которые могли бы совершать божественные службы, и монастырь неоднократно просил духовное начальство об определении для священнослужения — вдовых священников и диаконов из соседних сел.

    В 1737 — игуменом Иоанном в Московскую канцелярию Синодального Правления отправлено прошение: «Во Владычне монастыре имеется ныне иеромонах един, а другие, которые имелись в оном монастыре, иеромонахи и иеродиаконы померли, — и в отправлении церковной всякой службы, в иеромонахах и иеродиаконах имеется не малая нужда, понеже и оный имеющийся иеромонах весьма престарел. А в городе Серпухове и Серпуховском уезде, у разных приходских церквей имеются вдовые священники и диаконы, а которой церкви, и кто имяны вдовые священники и диаконы, объявляем при сем доношении ниже сего реестр».

    В 1727-1729 гг. — настоятелем монастыря был игумен Лаврентий, трудившийся над возобновлением монастыря, после бывшего при нем пожара; этому пожару особенно подверглась Георгиевская церковь, в которой «св. образы и престол и антиминс выгорели».

    В 1729-1740 гг. — настоятелем монастыря был игумен Иоанн.

    В 1740-1743 гг. — настоятелем монастыря был игумен Амвросий.

    В 1743-1744 гг. — настоятелем монастыря был игумен Феофан.

    В 1744-1749 гг. — настоятелем монастыря был игумен Феофил. Из учителей Славяно-Греко-Латинской Академии. Переведен после в игумена в Путивльский Молчанский монастырь.

    В 1749-1750 гг. — настоятелем монастыря был игумен Варсонофий. Из иеромонахов Московского Данилова монастыря, бывший прежде иеромонахом Александроневского монастыря. Из Владычняго монастыря переведен в Московский Крестовоздвиженский монастырь.

    В 1750 - 1755 гг. — настоятелем монастыря был игумен Иосиф. Из проповедников Славяно-Греко-Латинской Академии. Трудился над возобновлением в соборной церкви обветшавшего иконостаса, икон, стен и глав, также над устройством каменной паперти, вместо прежней деревянной. Переведен после в архимандрита Архангельского монастыря Устюжской епархии.

    В 1755-1765 гг. — настоятелем монастыря был игумен Симеон. Из иеромонахов Александро-Невского монастыря, родом малороссианин. На жребий сего игумена пало уплачивать «1142 р., из обыкновенных монастырских доходов», за неправый иск по делу о пустоше Журавне, начатому в 1745 г. при игум. Феофиле. При нем начались и те бедственные времена крайней скудости монастыря, когда совсем прервана была связь монастыря с Московскою митрополиею.

    В 1764 - по учреждении штатов Монастырь Владычний, основанный Московским Святителем — столь славным в летописях Московской епархии, и относившийся всегда по делам управления своего к епархии Московской, — поступил в ведение епархии Коломенской. Уже число братии, «древле установленное 30 человек, сократилось по штатному положению до 6 монашествующих. Вместо игумена положен — строитель.

    В начале такого преобразования, настоятель монастыря писал в духовную Консисторию, что к дальнейшему содержанию монастыря наличными средствами нет надежды, что монастырь так оскудел, и иноки терпят такую крайнюю нужду, что затрудняются даже в средствах пропитания, и будут вынуждены наконец испрашивать милостыню у христолюбивых подателей. Как ни бедственно, впрочем, было состояние Владычняго монастыря в то время, когда находился он в ведении Коломенских иерархов, однакож не утратил он самостоятельности в управлении, и настоятели его хотя получали по штату содержание строителей, впрочем некоторые сохраняли прежнее звание игуменов.

    В 1765-1769 гг. — настоятелем монастыря был игумен Герасим. Из Веневского Николаевского монастыря.

    В 1770-1771 гг. — настоятелем монастыря был игумен Андрей. Переведен после в строителя Николаевской Гнилушской пустыни.

    В 1771-1775 гг. — настоятельствовал строитель иepoмонах Иезекииль.

    В 1775-1779 гг. — настоятелем монастыря был игумен Николай. Из Коломенского Спасского монастыря. Трудился над возобновлением иконостаса, икон и потолка в Георгиевской церкви. После переведен в Тульский Предтеченский монастырь.

    В 1779-1780 гг. — настоятелем монастыря был игумен Антоний. Из Коломенского Спасского монастыря.

    В 1780 — настоятели монастыря стали носить звание строителей.

    В 1780-1784 гг. — настоятелем монастыря был строитель Иосиф. Из белых священников Высоцкого монастыря.

    В 1785-1786 гг. — настоятелем монастыря был строитель Иоасаф. Трудился над исправлением размокших сводов в церквах и перекрытием крыш.

    В 1786-1789 гг. — настоятелем монастыря был строитель Александр.

    В 1789-1790 гг. — настоятелем монастыря был строитель Иона. Из казначеев архиерейского дома.

    В 1791-1805 гг. — настоятелем монастыря был строитель Феодор. Исходатайствовал монастырю Ивановскую мельницу.

    В 1799 — монастырь Владычний возвратился в ведомство родной своей епархии, когда епархия Коломенская соединилась с Московскою. В начале он поручен был управлению архимандрита Высоцкого монастыря. Но в скором времени Архипастырь Московский Платон обратил более внимательный отеческий взор на упадшую обитель.

    В 1805 — причетчик Григорий по прозвищу Коряга продал монастырские летописи и документы раскольникам в Тульскую губернию.

    В 1805-1806 — настоятелем монастыря был строитель Иона. Переведен в Московский Покровский монастырь в строителя, после произведен в игумена, и в 1831 г. за долговременную службу, не в пример своим предместникам, возведен на степень Архимандрита.

    При сих настоятелях монастырь был в самом сильном упадке, и с течением времени клонился к совершенному запустению: братия разошлась, келлии и самые св. храмы, за неимением средств к надлежащему исправлению, пришли в упадок и запустение, Богослужение почти совсем остановилось.

    В 1806 — монастырь ожидал упразднения. Митрополит Платон, видя необходимость иметь в Серпуховском уезде девичий монастырь, испросил у Императора Александра I дозволение преобразовать оный из мужского в девичий: «Cиe мы с Богом предприяли, — писал тогда приснопоминаемый Архипастырь, — дабы доставить пристанище хотящим благочестно пожити женскаго пола христианкам; мы надеемся, что лучшим монастыря и собравшихся монахинь жительством прославится Бог……, что при сей перемене лучшее в том монастыре последует благоустройство».

    Кроме других побуждений к такому особенному попечению об обители Владычней, для архипастыря Платона живым побуждением к сему была благодарная память об обители, в которой он проводил времена детства своего, и получил первоначальное образование. «Имея в младенчестве свое пребывание в селе Липицах», стоящем на Оке реке, в виду монастыря Владычняго, отрок Петр Георгиевич Левшин, как говорит местное предание, учился, по соседству, во Владычнем монастыре грамоте, и до отправления в училище был келейником у иг. Иосифа. Живое устное предание свидетельствует, что архипастырь Платон, в 1804 г. проездом из г. Kиевa, посетил обитель Владычнюю, и указывал на места, оставившие особенную память о временах его детства.

    Со времени обращения монастыря из мужского в девичий, он числится на правах III класса.

    В 1806-1815 — первою игумениею была Дионисия, определенная из казначеи Московского Новодевичьего монастыря. С ней прибыли 5 монахинь и 4 послушницы.

    В 1806-1845 — в обители подвизалась блаженная старица Евфросиния (в миру княгиня Евдокия Вяземская).

    В 1815-1817 — настоятельницей монастыря была игумения Рахиль.

    В 1817-1827 — настоятельницей монастыря была игумения Маргарита. При ней выстроены новые келлии — настоятельские и для монахинь.

    В 1827-1829 — настоятельницей монастыря была игумения Надежда. При ней устроен скотный двор.

    В 1829-1850 — настоятельницей монастыря была игумения Палладия, фамилии Шуйских. Из казначеи Московского Зачатейского монастыря.

    В 1830-1848 — настоятельницей монастыря была игумения Назарета, фамилии Юматовых. Из казначеи Московского Алексеевского монастыря. Эта старица оставила по себе особенную память в обители. Управляя монастырем 17 лет, она трудилась неутомимо на пользу обители, и при болезненном состоянии не щадила сил своих. В ней, как говорят сестры обители, все видели заботливую и любвеобильную мать и наставницу в жизни духовной.

    В 1848-1854 — настоятельницей монастыря была игумения Илария. При ней возобновлен иконостас в соборе, также св. иконы и стенное писание, перестроена ризница, выстроена монастырская гостиница и перестроен скотный двор. Она же трудилась над исправлением повреждений в монастыре, причиненных бурею в 1849 году. Переведена в Московский Алексеевский монастырь.

    В 1854-1855 — настоятельницей монастыря была игумения Анастасия. Из Борисоглебского общежительного монастыря. При ней начато устроение нового иконостаса в Вознесенской церкви, и возобновление стенного писания. Скончалась в 1855 году.

    В 1856-1861 — настоятельницей монастыря была игумения Флора. Из казначеи сего же монастыря. При ней Московским купцом Морозовым возобновлены внутренности церквей — Георгиевской и Димитpиeвcкoй, и перестроен наружный к ним вход; выстроен каменный двухэтажный корпус, для помещения сестер с трапезою, и два деревянных корпуса; перестроена монастырская ограда — с южной стороны. Переведена в игумению в Московский Никитский монастырь.

    В 1861-1874 — настоятельницей монастыря была игумения Митрофания, в миру Баронесса Розен, поступившая первоначально в Московский Алексеевский монастырь в 1852 г., а в монастырь Владычний в число сестер переведена по ее прошению в 1857 году. Середина XIX века — число сестер возросло до 400, увеличился поток паломников к святыням монастыря (по сообщению игумении Митрофании в консисторию в мае 1869 года в монастырской гостинице имели приют 4248 богомольцев приехавших на поклонение именно прп. Варлааму).

    В 1878 г. — явление чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

    В 1908 - 1919 гг. — настоятельницей Владычного женского монастыря была игумения Валентина (Лентошникова). Ей довелось пережить закрытие монастыря богоборческой властью. Скончалась в 1936 году.

    В 1919 год - Владычный монастырь закрыт богоборческой властью. На территории размещена школа «красных военлетов», затем на ее базе создано военное летное училище. Монастырь называется «Авиагородок», в Георгиевском храме — клуб-кинотеатр, во Введенском соборе и приделе свт. Алексия — склады. В остальных корпусах разместились классы, казармы, мастерские, офицерские общежития. Но кресты с храмов не сняты. Икона «Неупиваемая Чаша» перенесена в собор «Николы Белого». 1928 год — после закрытия собора утеряны сведения о месторасположении явленной чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша».

    В 1978 год — военное училище освободило территорию. Следующие семнадцать лет храмы и корпуса монастыря растаскиваются буквально по кирпичику дачниками и пр. «хозяйственными» людьми.

    В 1995 год — во Владычном женском монастыре возрождена монашеская жизнь.

    О паломниках и трудниках.

    Монастырь принимает православных паломниц, желающих помолиться, а также помочь посильным трудом сестрам святой обители. Ночлег и трапеза предоставляются бесплатно при условии, что паломницы несут монастырские послушания. Женщины старше 60-ти лет принимаются на срок не более двух недель.

    Паломнические группы (экскурсии).

    Монастырь также принимает паломнические группы. Для проведения экскурсии, предоставления трапезы, ночлега надо заранее договориться по телефону. Большие паломнические группы размещаются на ночлег в храме на полу на матрасах (желательно иметь с собой простыни и одеяла).

    О монастырском храме.

    Храм в монастыре открыт весь день. В любое время можно придти помолиться, подать записки, поставить свечи, приложиться к святыням.

    Богослужения.

    Божественная Литургия в монастыре совершается каждый день.

    Вечернее Богослужение начинается в 17-00, утреннее — в 7-15.

    По выходным и двунадесятым праздникам литургия начинается 8-00.

    Исповедь проводится после вечернего Богослужения.

    Источник информации: inokini.ru
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос