Зосимова пустынь

Дата публикации или обновления 15.12.2021
  • Святой источник Отчий колодец возле Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни.
  • Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь.

    Адрес Зосимовой пустыни: 143340, Московская область, Наро-Фоминский район, д. Кузнецово, монастырь Зосимова Пустынь.
    Телефон Зосимовой пустыни: (915) 497-21-59.
    Как проехать к Зосимовой пустыни.
    Проезд на общественном транспорте: с Киевского вокзала до станции «Бекасово» — центральной Окружной ж. д., электропоезд на Кресты, далее пешком 2 км.
    На автомобиле: по Киевскому шоссе, до поворота налево на Яковлевское, повернуть налево (из Москвы). В Яковлевском перед воинским мемориалом повернуть направо и далее через населённые пункты Кузнецово, Руднево. В Руднево сразу после храма повернуть направо. Далее около 4 км. по лесной дороге.
    Фотоальбом Зосимовой пустыни.
    Рассказ о поездке в Звенигород, и в том числе к Зосимовой пустыни.
    Сайт Троице-Одигитриевской Зосимовой Пустыни: http://zosimapustin.ru/

    Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь. Женский монастырь
    Троицкий собор (1838 г.)

    Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь была третьей женской общежительной обителью (после Аносиной Борисоглебской и Спасо-Бородинской), благословлённой в 1820-х годах и затем утверждённой на земле Московской епархии великим её архипастырем свт. Филаретом Московским. Основание же общинке положили схимонах и пустынножитель прп. Зосима (Верховский) с девицами и вдовицами, предавшимся под его духовное окормление.

    Троице-Одигитриевская Зосимова Пустынь, колокольня
    Колокольня.

    Юношей прп. Зосима вступил на многотрудный путь монашеского жития. Всей душой тяготея к пустынному жительству, свой первый монашеский искус, по совету своего духовного наставника и друга прп. Василиска, он проходил в течение 10 лет в Коневском общежительном монастыре, где и принял постриг.

    Троице-Одигитриевская Зосимова Пустынь, колокольня, церковь Рождества Иоанна Предтечи
    Во втором ярусе раньше находилась церковь Рождества Иоанна Предтечи.

    Впоследствии, вместе со старцем Василиском прп. Зосима провёл более 20 лет в подвиге пустынножительства в Сибири, где, стяжав непрестанную сердечную молитву, обрел высокие духовные дарования. Божиим промыслом, после многих скорбей и искушений, старец Зосимва в 1826 году прибыл в Москву, куда вскоре приехали из Сибири и сестры монашеской общины, образовавшейся под его духовным руководством. По благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) в том же году на пожертвованном помещицей Марией Семёновной Бахметевой участке земли в Верейском уезде была устроена обитель в честь Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы). Прп. Зосима неусыпно трудился над устроением духовной жизни насельниц, сам будучи для них примером смирения и молитвенного настроя.

    Троице-Одигитриевская Зосимова Пустынь, Троицкий собор
    Купола Троицкого собора.

    20 ноября (3 декабря по новому стилю) 1826 года можно считать Днем основания пустыни. На праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии пропели сёстры молитвы во вновь построенных там келейках.

    Много труда положил старец Зосима на обустройство новой пустыньки, оказавшейся Промыслом Божиим среди леса и болот, вдалеке от человеческого жилья и храмов. Неустанно трудился старец над устроением духовной жизни насельниц. Всегда оставаясь для них примером смирения и молитвеннго настроя, он успокаивал малодушных, внушая им любовь к тишине и удалённости от мирской суеты.

    Троице-Одигитриевская Зосимова Пустынь, Одигитриевская церковь, памятный крест
    Памятный крест на месте разрушенной Одигитриевской церкви.

    Когда все основные дела были окончены, он пять дней в неделю стал удаляться на безмолвие, приходя к сёстрам в субботу и воскресенье. Около своей келейки в лесу вырыл старец колодец, вода из которого после его смерти стала исцелять людей, по вере прибегающих к ней. Скончался прп. Зосима 24 октября 1833 года, незадолго до смерти приняв великую схиму.

    Троице-Одигитриевская Зосимова Пустынь, монастырская стена, башня
    Монастырская стена с интересной башней.

    Накануне своей кончины, Батюшка, прощаясь с сестрами, пророчески заключил свои слова так: "Не расходитесь по моём исходе. Господь даст, что и церковь у вас будет, и обитель утвердится. Матерь Божия, Коей я вручил вас и всю обитель, прославит имя Своё на месте сем и ниспошлет на вас милость Свою. Если даст вам Господь храм, посвятите первый престол Живоначальной Троице, а если Господь устроит второй престол, - то во имя Одигитрии Смоленской нашей Владычицы".

    Троице-Одигитриевская Зосимова Пустынь, монастырская стена, башня
    Еще одна башня монастырской стены и вид на колокольню.

    В 20-х числах июня 1838 года, при большом стечении гостей был заложен храм над гробом старца Зосимы, по благословению митрополита Филарета. А к концу 1838 года Троицкий храм был освящён.

    Общежитие было утверждено по ходатайству Преосвященного Филарета в 1841 году, и первой его начальницей была назначена родная племянница преподобного Зосимы инокиня Вера (Верховская), которая стала его первой игуменией.

    Второй Настоятельнице монастыря была игумения Афанасия Качалова, духовная дочь оптинского старца преподобного Антония (Путилова).

    Третьей настоятельницей монастыря (1881-1901 гг.) была внучатая племянница старца Зосимы игумения Магдалина (Верховская), при которой монастырь приобрёл подворье в Москве. При ней в 1889 году было предпринято более полно издание Жития страца Зосимы и в 1892 году вышла в свет книга о Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни.

    В начале 1880-х годов допустил Господь обретение нетленных мощей основателя монастыря преподобного Зосимы. Мы узнаём это из одного письма оптинского старца Амвросия от 30 июля 1886 года: "Недавно в Зосимовой пустыни заметили, что гроб основателя обители находится в воде, потому что место сырое. Высекли из целого камня гроб и сделали новый деревянный гроб и во время переложения увидели, что все тело старца цело, а ступни ног предались тлению". Саркофаг и "каменный гроб из одного камня" старца Зосимы (Верховского) сохранились до нашего времени в подклете Троицкого храма Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни, у южной стены главного алтаря. В 1999 году, когда монашеская жизнь в обители возобновилась, выяснилось, что "каменный гроб" пуст.

    Четвертой настоятельницей монастыря стала игумения София (Быкова), благочинная московского Иоанновского монастыря. Можно сказать, что игумения София стала для Зосимовой Пустыни главной строительницей. При ней на территории обители построили три новых двухэтажных здания, создавших впечатление законченности внутреннего благоустройства монастыря. В одном из келейных кирпичных корпусов поместилась рукодельная, а в другом - просфорная. Новый игуменский корпус был закончен в 1915 году. В 1910 году матушка София обустроила лесную пустыньку старца Зосимы, воздвигнув на месте его келии часовню. К 1913 году в Троице-Одигитриевском монастыре были странноприимный дом, богадельня и больница. Кроме игумении, в обители подвизались 276 сестёр.

    1917 год стал переломным в судьбе Зосимовой пустыни. Монастырь был закрыт, но насельницы не выселены. В 1920 году они организовались в сельскохозяйственную артель и сумели продержаться ещё восемь лет. Богослужения в храме продолжались. Тяжелейший труд управления артелью, в которой до конца сохранялся внутренний монастырский уклад, понесла вновь выбранная игумения Афанасия, будущая преподобномученица Афанасия (Лепёшкина).

    После того, как весной 1929 года монастырские сёстры были изгнаны из стен обители, в Троицком храме продолжались Богослужения ещё в течение нескольких лет. Весной 1931 года прошли повальные аресты сестер, живших в окрестностях монастыря. Были арестованы и сосланы в ссылку и оба священника. Позднее, в 1937 году, священник Димитрий Розанов был репрессирован второй раз и расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. 27 декабря 2005 года священномученик Димитрий Розанов был причислен к лику святых.

    В 1933 год Троицкий храм переоборудовали под клуб. Навершие и крест были снесены, окна заложены кирпичом, своды перекрыты низким навесным потолком, пристроена кинобудка. Во время Великой Отечественной войны в корпусах размещался госпиталь. Вскоре после войны разобрали на кирпич надвратный Одигитриевскйи храм. Знаменательно, что наступление немцев было остановлено, можно сказать, перед монастырем - в Наро-Фоминске шли настоящие бои, а к святым местам враг не подошёл.

    В 1967 году на территории монастыря был открыт пионерский лагерь для детей сотрудников Московского метрополитена. Бывшее монастырское хозяйство, использовавшееся инвалидным домом, было ликвидировано. Разрушены северо-восточная и северо-западная башни, от монастырской стены осталась двадцатая часть. Был сооружён спортивный комплекс, бассейн, пионерская линейка, качели, карусели.

    Спальные (бывшие келейные) корпуса регулярно ремонтировались и потому сохранились до наших дней, но вследствие того, что прекрасные печи в двухэтажных домах были разрушены, стены постепенно накопили влагу и поразились грибком. Колокольня продолжала служить в качестве водонапорной башни. Храм Рождества Иоанна Предтечи в колокольне разрушен. Безбожие продолжало властвовать в этом святом месте.

    Но Матерь Божия сохранила Свой покров над посвящённой Ей обителью. И чудеса продолжают свидетельствовать об этом. Не только внешний враг не осквернил обительской земли, но и цивилизация при своём наступлении не затронула обитель. И хотя всего в километре от пустыни построена крупная железнодорожная сортировочная станция, узкая полоска елового леса не сдалась, она осталась на страже заповеданного старцем Зосимой безмолвия. И Отчин колодец, подававший людям исцеления, спрятавшийся в лесу в каких-нибудь ста метрах от нового железнодорожного полотна, не был затронут стройкой.

    В последние десять лет XX века Господь дал нам еще одну возможность оправдаться - настала пора собирать камни, разбросанные в безбожные советские времена. Рукотворная "елочка" монастырской колокольни, не ремонтировавшаяся много десятилетий, но не упавшая, призывала к действиям. И люди откликнулись. В домах вокруг пустыньки вновь начали молиться. Крест на колокольне, который до того так и не удалось сбросить, подавал надежду и призывал к молитве и покаянию. Инициатором возвращения монастыря Православной Церкви выступила праправнучатая племянница старца Зосимы Людмила Верховская.

    В мае 1996 года Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий поручил благочинному церквей Наро-Фоминского района изучить вопрос организации общины и возможностей возвращения зданий Церкви. В этот период подключились верующие - и местные жители (в основном из поселка Киевского), и москвичи; особенно потрудились Галина Архипова и Анатолий Серегин. Московские студенты из группы "Реставрос" восстановили верхние венцы на Отчином колодце.

    В 170-летний юбилей Зосимовой пустыни, 7 декабря 1996 года, состоялся водосвятный молебен и лития в Троицком храме бывшего монастыря (после 65-летнего перерыва), а под праздник иконы Божией Матери Одигитрии, 9 августа 1997 года - молебен на месте отшельнических подвигов схимонаха Зосимы, около Отчина колодца. Оба молебна возглавлял благочинный церквей Наро-Фоминского округа протоиерей Александр Сложеникин в сослужении нескольких священников этого же благочиния и настоятеля Казанского храма села Хмелита Вяземского района иеромонаха Даниила (прибывшего с родной для старца Зосимы Смоленщины).

    20 августа 1999 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий посетил бывший монастырь Зосимова Пустынь. Это было 20 августа 1999 года. Найдя передачу зданий обители вполне возможной, Высокопреосвященнейший Ювеналий благословил настоятельницу Московского Новодевичьего монастыря игумению Серафиму
    (Черную-Чичагову) взять Зосимову пустынь в качестве подворья. Первые насельницы, возглавляемые настоятельницей подворья монахиней Еленой (Коньковой), приехали в пустынь в конце октября 1999 года и сумели в течение недели подготовить праздник в день памяти старца Зосимы, 6 ноября.

    Праздник начался Литургией в Троицком храме, возглавлявшейся епископом Видновским Тихоном. Снова услышали стены храма Божественную службу, снова люди смогли причаститься Святых Христовых тайн в этом святом месте.

    И потянулись люди из окрестных селений к святой обители по лесным заснеженным дорогам и тропинкам. И по этим же тропинкам неутомимый батюшка пошел на требы к больным, не оставляя без внимания ни одной просьбы. К сожалению, открытие подворья в Зосимовой пустыни оказалось лебединой песней для незабвенной матушки Игумений Серафимы. 16 декабря 1999 года ее не стало. Зосимова пустынь осиротела.

    Но дело матушки не пропало. Ее духовная дочь и ученица монахиня Елена, и все новые насельницы пустыни, и многочисленные благодетели, и администрация района во главе с Владимиром Ивановичем Крамковым и его заместителем Федором Федоровичем Домановым - все принимали посильное участие в восстановлении обители.

    7 марта 2000 года Священный Синод принял решение об открытии Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни в качестве самостоятельного монастыря. 9 апреля, в Неделю 4-ю Великого поста, было совершено торжественное открытие возобновленного монастыря.

    23 июля 2000 года основатель пустыни схимонах Зосима (Верховский) был прославлен в лике преподобных. Торжества возглавил Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский. Сослужил ему собор архиереев: архиепископ Можайский Григорий, епископ Илиан, епископ Углический Иосиф, епископ Видновский Тихон; настоятели монастырей и храмов, священники Наро-Фоминского благочиния. На праздник прибыли настоятельницы монастырей Московской епархии и гости из других епархий. Благолепие службы дополняло ангельское пение сестер Ново-Голутвинского Свято-Троицкого монастыря под управлением игумении Ксении. К празднику были написаны две иконы пр. Зосимы местным иконописцем Наталией Криван, а также подготовлено и прекрасно издано силами редакции Наро-Фоминской районной газеты и благодетелей ”Житие преподобного Зосимы”

    В августе 2000 г. в пустыньку вернулись ее реликвии: фотографии двух игумений монастыря и удивительное изображение схимонаха Зосимы в основании созданного им монастыря. Две разные фотографии первой игумении Веры (Верховской) и еще одной игумении, точно неизвестно которой, но наиболее вероятно - третьей настоятельницы Зосимовой пустыни игумении Магдалины (Верховской). Отдали эти фотографии в монастырь схимонахиня Анна (Теплякова) и старожил окрестных мест Николай Алексеевич Калинкин.

    Позднее вернулись в пустынь две иконы, переданные Валентиной Григорьевной Астаховой, которая в 1971 году работала в пионерлагере, располагавшемся на территории бывшего монастыря, заинтересовалась историей его, организовала краеведческий кружок, и вместе с детьми обходила соседние деревни. Собранные ими реликвии (крест, портреты старца Зосимы, гравюра монастыря, книги, пасхальное яичко) сданы были Валентиной Григорьевной в музей Данилова монастыря, где по необходимости отреставрированы и поныне хранятся.

    О восстановлении храмов в обители следует сказать особо. Настоятельница пустыни матушка Елена организовала начало ремонта Троицкого храма и игуменского корпуса сразу же по приезде, пользуясь непрерывной поддержкой Главы администрации района Владимира Ивановича Крамкова. И потом в течение всего года планомерно и верно вела обитель к приобретению ею самых главных атрибутов православного монастыря, помогающих молиться и жить, ограждающих обитель от вражиих козней.В декабре начался демонтаж сцены и навесного потолка в Троицком храме, где многие десятилетия до этого размещался клуб.

    После снятия навесного потолка открылись красивые формы купольного завершения внутреннего пространства храма, некоторые фрагменты росписи стен. Под полом южного придела (где была демонтирована сцена) открылся нарушенный кирпичный склеп. В ряд с ним, ближе к западной стене - некоторый провал, пока не исследованный.

    У южной стены центрального алтаря, по вскрытии бетонного пола, выявилась чугунная плита и под ней, как и ожидалось, - место захоронения: белокаменная гробница с белокаменным же в ней саркофагом, но без крышек, и пустая. Где, кто и когда перезахоронил старца Зосиму, пока неизвестно.

    В мае 2000 года начались работы по восстановлению утраченного навершия Троицкого храма. К празднику 23 июля были возведены четверик и барабан, поставлены главка и деревянный крест. Возвели леса и на колокольне, сняли для реставрации старинный крест, сохранившийся с 1857 года и продержавшийся все советское лихолетие. Местные жители говорят, что скинуть его, конечно же, хотели, но не сумели. Шар у основания колокольного креста оказался простреленным навылет. Крест отреставрировали и позолотили. Покрыли медью главку, восстановив старинные позолоченные звезды на главке.

    В течение последующих лет Троицкий храм преобразился. К осени 2003 года внешняя реставрация была практически завершена. Весной 2008 года подняли паникадило. Весной 2009 года был поставлен новый иконостас.

    И вот сияют над монастырем снова православные кресты, красуется соборный храм, восстанавливается колокольня, зазвучали над обителью новые колокола (подняты на колокольню 26 января 2003 года). Господи, спасибо Тебе! Спасибо за доверие нам, недостойным, за помощь неоценимую, за поддержку и подаваемую надежду на спасение.


    Монастырские праздники.

    Св. Троица. Престольный праздник.

    28 июля/10 августа - Смоленской иконы Божией Матери. Престольный праздник.

    24 октября/ 6 ноября - преставление прп. Зосимы (Верховского).

    17/30 апреля - прп. Зосимы Соловецкого и сщмч. Симеона Персидского. Престольный праздник правого предела Троицкого храма.

    1/14 апреля - прп. Марии Египетской. Престольный праздник левого предела Троицкого храма.

    10/23 июля - день прославления прп. Зосимы (Верховского). Коневской иконы Божией Матери.

    24 июня/7 июля - Рождество Честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Престольный праздник храма под колокольней.

    Воскресение после 25 янв./7 февр. - Собор новомучеников и исповедников Российских (прпмцц. Афанасии и Евдокии, сщмч. Димитрия Розанова).

    26 сентября/ 9 октября - сщмч. Димитрий Розанов.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос