Св. Пантелеймон с житием
Св. Пантелеймон с житием. Начало XIII века. 102X72 см.

Св. Пантелеймон с житием. Начало XIII века.
Эта икона дает единственный сохранившийся житийный образ св. Пантелеймона во всем византийском искусстве. Известны еще только два примера житийных сцен этого святого: фрагментарно сохранившиеся росписи в нартексе церкви св. Пантелеймона в Нерези (1164 год) и две миниатюры в рукописи Ми-нология из Государственного Исторического музея в Москве (XI век). На этом фоне синайская икона предстает уникальным историческим и иконографическим источником, поскольку содержит 16 первоначальных хорошо сохранившихся композиций. Большинство сюжетов восходит к житию Симеона Метафраста, однако некоторые эпизоды взяты из других текстов. Синайский иконописец таким образом представляет свою собственную версию жития.
В среднике показан св. Пантелеймон, память которого праздновалась византийской Церковью 27 июля. Он представлен красивым юношей в особых одеяниях. Такие одежды в византийской иконографии были присвоены специальному чину святых целителей, называвшихся по-гречески «анаргирой» (бессребреники), поскольку в отличие от практикующих врачей они никогда не брали платы за свои исцеления. Святой изображен в синем хитоне с золотыми нарукавниками, поверх которого лежит еще одна синяя рубашка с широкими рукавами и золотым оплечьем. На ней — коричневый плащ, надевавшийся через голову, типа фелони, но в отличии от фелони не расправленный на плечах, а собранный на груди. Одеяния святых целителей напоминали отчасти священнические облачения, хотя и не совпадали с ними. Однако смысловая параллель была важна для византийских иконографов. Подтверждением служит важная деталь синайской иконы. На левом плече св. Пантелеймона изображена узкая белая лента, во всем подобная диаконскому орарю за исключением странной орнаментации короткими штрихами. На другой мраморной иконе из Музеев Берлина под плащом св. Пантелеймона изображается лентообразное украшение, подобное священнической епитрахили.

Св. Пантелеймон с житием. Начало XIII века. Фрагмент.
На принадлежность святого к чинам великомучеников и одновременно святых целителей указывают мученический крест в правой руке и коробочка для медикаментов в левой. Однако обе детали трактованы весьма своеобразно. Коробочка уподоблена золотому реликварию, украшенному драгоценными камнями и большим крестом. Изображенные внутри сосудики на ярком красном фоне, возможно, вызывали мысль не столько о целебных снадобьях, сколько о реликвиях самого св. Пантелеймона.
Среди последних широкой известностью пользовались сосуды с «молоком» св. Пантелеймона, которое по преданию полилось из ран вместо крови во время казни великомученика. Шестиконечный крест также имеет необычную форму с золотыми навершиями по краям и золотой перевязью у средокрестий. Форма находит объяснение в реликвиях крестного древа. Например, в византийском реликварии XI века из библиотеки Моргана в Нью-Йорке частицы «животворящего древа» Распятия представлены именно так, перевязанными золотой проволокой у средо-крестья и с золотыми навершиями. Если наша интерпретация верна, св. Пантелеймон держит в руках не просто мученический крест и атрибут своей профессии, но чудотворные реликвии, обладающие божественной благодатию и приносящие исцеления страждущим. Иконописец иконографически подчеркивает главную мысль всего жития св. Пантелеймона, который исцелял не собственной волей и профессиональным умением, но силой веры и дарованной свыше благодатию.
В этой связи примечательно, что житийный цикл святого начинается не как обычно, с рождения, но со сцен обращения в христианство священником Ермолаем, который обучил знатного юношу Пантолеона, в будущем названного Пантелеймоном («всемилостивым»), истинному искусству исцеления верой и сосредоточенной молитвой. На верхнем поле за двумя первыми композициями с Ермолаем показаны две сцены первого чуда: «Пантелеймон молится о ребенке, укушенном змеей» и «Пантелеймон воскрешает ребенка». К теме обращения примыкают верхние сцены на боковых полях, изображающие «Пантелеймона, убивающего змею» и «Крещение Пантелеймона». На левом поле показаны еще два исцеления—слепого и паралитика. Параллельно на правом поле — композиция «Пантелеймон разрушает идолов».
В шести сценах в нижней части иконы изображены сцены мучений («Пантелеймон в котле кипящего свинца», «Пантелеймона скребут и мучают огнем», «Пантелеймон брошен к диким зверям», «Пантелеймон брошен в море», «Пантелеймон и колесо с гвоздями», «Усекновение главы»). «Страстной» цикл завершается традиционной для житийных икон сценой «Погребения святого».
Подробное изображение мучений связано не просто с желанием показать страдания праведника, но также продемонстрировать его новые чудеса. Эта тема специально подчеркнута в житии святого: кипящий свинец остывает, дикие звери склоняются к ногам святого, колесо с гвоздями катится на мучителей.
Композиции насыщены интересными археологическими подробностями, к примеру, изображение купели в сцене «Крещения святого» или столпа с нишей наверху, в которой размещаются скульптурные образы языческих богов, в сцене «Разрушение идолов». Знаменательно, что для создания житийных композиций иконописец использует изобразительную структуру хорошо известных иконографических типов. Сцена со зверями прямо цитирует основной мотив ветхозаветной композиции «Даниил во рву львином». Сцены исцелений повторяют схемы изображений чудес Христа. Цитаты были рассчитаны на моментальное узнавание, усиливавшее символическое сопоставление чудес святого и деяний Христа, именем которого исцелял св. Пантелеймон.
Византийские иконы Синая.
Наверх