Богоматерь с младенцем. Створка диптиха
Богоматерь с младенцем. Створка диптиха. Вторая половина XIII века. 51,2X39,7 см.
Богоматерь с младенцем. Створка диптиха. Вторая половина XIII века.
Образ представлен на правой части диптиха, включающего также икону св. Прокопия. Наиболее яркой особенностью изображения Богоматери является красный плат с драгоценной каймой и золотыми орнаментами, лежащий поверх традиционного мафория. Эта деталь получает распространение в византийских и итальянских иконах XIII века. Существует мнение о западном происхождении мотива.
Однако раньше, чем на Западе, он был известен в Византии. Подобный плат был изображен на знаменитой чудотворной иконе Богоматери Киккотиссы, согласно преданию, присланной на Кипр из Константинополя в конце XI века. По всей видимости, он принадлежал к числу новых литургических мотивов, появившихся в византийской иконографии Комниновской эпохи. Символический смысл мотива позволяют понять богослужебные тексты, использующие метафору «покрова плоти», в который облегся Богомладенец при воплощении. В этой связи примечательно, что красный плат имеет явное сходство с литургическими покровами на алтаре. Он не только напоминает о человеческой природе младенца Христа, но и зримо воплощает мысль о Богоматери как алтарном престоле, на котором приносится Евхаристическая жертва.
Взаимозависимые темы священства и жертвоприношения еще ярче выражены в необычном образе Христа. Младенец возлежит на руках и мафории Богоматери в характерной позе спящего, при этом его глаза открыты. Иконописец представляет Христа в образе, известном в славянской традиции как «Недреманное око», а в Византии под именем «Ашпесон» (возлежащий). Литературным источником особого типа Богомладенца были ветхозаветные образы (Быт. XLIX, 9; Числ. XXIV, 9; Пс. СХХ, 4) и текст «Физиолога» (гл. 1), сравнивающие Спасителя со львом, спящим с открытыми глазами. «Христос Недреманное око», к концу XIII века ставший важной темой в византийской иконографии, соединял в одном символическом образе важнейшие идеи Воплощения, Воскресения и Евхаристической жертвы.
Характерно одеяние младенца. Он показан в длинной до пят белой рубашке с драгоценными украшениями, напоминающей священнический стихарь. Рубашка под грудью опоясана красной лентой, которая идет и за плечами. На наш взгляд, Христос представлен в особых одеяниях архиерея, которые использовались в обряде освящения нового храма. Как известно из византийских литургических комментариев, именно для этой службы архиерей надевал длинную белую рубашку, перевязанную специальной лентой за шеей и на груди. Эти особые одеяния напоминали, что воплощенный Богомладенец освятил Богоматерь подобно храму. Они также говорили о том, что Христос на руках Богоматери является одновременно и Жертвой, и Великим Архиереем. В этой связи знаменательно, что две самые необычные иконографические особенности иконы — красный плат Богоматери и красные ленты на рубашке Христа — были задуманы как две взаимосвязанные смысловые грани одной литургической темы.
Интересен состав святых, изображенных на полях иконы. Он доказывает, что икона была специально написана для Синайского монастыря. В центре верхнего поля показан погрудный образ Богоматери с руками, раскрытыми перед грудью в древнем жесте молитвы. Богоматерь изображена на фоне горящего куста, недвусмысленно указывавшего на синайскую тему Неопалимой купины. Образ Богоматери «Неопалимая купина» символически представлял чудо Воплощения — земную плоть, вместившую божественный огонь. Земную природу подтверждают расположенные по сторонам Иоаким и Анна — родители Богоматери, протягивающие к своей дочери руки в жесте молитвы о заступничестве. По отношению к главному образу в среднике, «Неопалимая купина» является важнейшим ветхозаветным прообразом, а все три изображения верхнего поля создают исторический, догматический и топографический комментарий.
Частью этого комментария являются фронтальные образы вверху боковых полей, где представлены основные действующие лица Ветхого и Нового Заветов. Боговидец Моисей, держащий в руках скрижали, полученные на Синае, составляет пару с Иоанном Крестителем, почитавшимся во всем христианском мире как родоначальник монашества. В центре боковых полей изображены святители Василий Великий и Николай Чудотворец в полном епископском облачении. В контексте всей иконной программы они обрамляют и дополняют центральный литургический образ Христа «Архиерея».
В нижнем ряду боковых полей мы видим два образа преподобных. Слева от святых монахов представительствует Иоанн Лествичник, выбранный как игумен Синайского монастыря. Справа в традиционном облике обнаженного старца показан св. Онуфрий, напоминающий о высшей аскезе отшельников. «Царская» тема доминирует на нижнем поле иконы. В центре, как храмовый образ Синайского монастыря, представлена св. Екатерина, вопреки обыкновению держащая не только мученический крест, но и сферу — знак ее власти над миром.
Значение св. Екатерины также подчеркнуто фланкирующими изображениями св. Константина Великого и его матери св. Елены, которые указывают на великомученицу жестами рук. В других руках император и императрица держат драгоценные кресты как напоминание и об их роли в утверждении христианства, и о чуде обретения ими св. Креста, установленного в виде драгоценной реликвии на Голгофе.
Византийские иконы Синая.
Наверх