Моисей у Неопалимой купины

Дата публикации или обновления 01.11.2021
  • К оглавлению: Византийские иконы Синая.
  • Моисей у Неопалимой купины. Начало XIII века. 92X64 см.

    Моисей у Неопалимой купины. Начало XIII века.
    Моисей у Неопалимой купины. Начало XIII века.

    Этот образ составляет пару с другой иконой «Моисей, получающий скрижали», одинаковой по размеру и манере письма, выдающей руку одного иконописца. Сейчас иконы располагаются над южным и северным входами в капеллу Неопалимой купины, примыкающей с востока к алтарной апсиде базилики и воздвигнутой на легендарном месте богоявления Моисею в горящем, но несгорающем кусте (Исх. III, 1-5). Возможно, иконы изначально создавались как надвратные образы капеллы, прославляя синайские откровения Моисею и главную святыню монастыря. Под алтарным престолом в капелле паломники и ныне могут прикоснуться к этой живой реликвии — корню Неопалимой купины, цветущие ветви которой видны снаружи за стеной церкви.

    Интересно, что две иконы повторяли тему, уже присутствовавшую в декорации синайской базилики. Вверху восточной стены над алтарной апсидой видны две мозаичные композиции VI века, изображающие «Моисея у Неопалимой купины» и «Моисея, получающего скрижали». Сам замысел икон связан с синайской иконографической традицией. Они дают редкий пример дублирования тем монументальной декорации, которая с помощью икон оказывается как бы приближена к молящемуся. Нам ничего не известно об обстоятельствах возникновения икон Моисея.

    Однако на полях иконы с Неопалимой купиной в левом нижнем углу изображен коленопреклоненный заказчик, поднимающий голову и руки в жесте молитвы, направленной в сторону Неопалимой купины. Характер светских одежд, включающих тюрбан, позволяет думать, что он принадлежал к арабской христианской среде.

    Изображение на иконе в целом следует библейскому рассказу о чуде. В верхнем правом углу средника можно прочесть полустертую греческую надпись, отсылающую к кульминационному моменту ветхозаветной драмы: «И воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я» (Исх. III, 4). При этом изображен эпизод следующего стиха той же главы — приказ Господа Моисею не подходить близко и снять обувь, «ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». С помощью взаимодополняющих надписи и изображения создается емкий образ события, главной темой которого является «святая земля», избранная самим Богом. Поза Моисея, двумя руками снимающего сандалии и при этом сосредоточенно взирающего на горящий куст, придает сакральный характер всему действу.

    В пейзаже выделены два важнейших изображения — ступенчатой горы Синай и огненного куста. Сравнивая икону с мозаикой VI века, можно заметить ряд отличий. Совершенно иным стал образ Моисея. На иконе он показан безбородым красивым юношей, тогда как в мозаике это человек средних лет с окладистой бородой. Если в мозаике виден реальный зеленый куст с языками пламени, то в иконе — стилизованный костер. Гора в иконном изображении также трактована более абстрактно, ее склоны, у ног Моисея усеянные мелкими цветами, имеют характер орнаментального покрова.

    В создании нового, гораздо более условного и одухотворенного, образа огромную роль играет свет. Иконописец сопоставляет три разных источника света: золотой фон, белые «света» на вершинах Синая и на лике Моисея, сияние Неопалимой купины. Примечательно, как иконописец подчеркивает рефлекс света на розовом плаще Моисея, который оказывается высветленным как от вспышки. Пророк пребывает в световом поле Неопалимой купины, физически приобщаясь к ее небесной энергии.

    Золотой, белый и огненный света драматически взаимодействуют и одновременно дополняют друг друга, являясь лишь разными формами божественного света. Вместе они создают ирреальное светоносное пространство, подобное интерьеру византийского храма. Солнечные лучи из окон, мерцающий блеск золотых мозаик, мраморных инкрустаций и серебряной утвари, пульсирующий огонь множества свечей создавали ежесекундно меняющуюся драматургию света. В храме она была призвана создать особое пространство «неба на земле», Горнего града, в котором нет ни дня, ни ночи, но один божественный свет (Откр. XXII, 5).

    На наш взгляд, именно этой идеей руководствовался синайский иконописец, стремясь уподобить пространство Неопалимой купины некому храму. Именно особая природа изображенного света, символически и художественно, воплощала главную тему иконы — создание мистического образа Богоявления и возникшей святой земли.

    Византийские иконы Синая.

  • Христос Пантократор. VI-VII века
  • Богоматерь с младенцем на троне со святыми мучениками. VI-VII века
  • Апостол Петр. VI-VII века
  • Христос во славе. VII век
  • Распятие. VII-VIII века
  • Вознесение. VIII - IX века
  • Апостол Фаддей и царь Авгар с избранными святыми. X век
  • Омовение ног. X век
  • Св. Николай со святыми на полях. Вторая половина X века
  • Деисус со святыми на полях. XI век
  • Распятие со святыми на полях. XI-XII века
  • Минея за сентябрь, октябрь и ноябрь. XII век
  • Страшный суд. XII век
  • Рождество Христово. XII век
  • Богоматерь Киккотисса с пророками. XI-XII века
  • Чудо архангела Михаила в Хонах. XII век
  • Лествица Иоанна Лествичника. XII век
  • Благовещение. XII век
  • Богоматерь с младенцем. Мозаика. XII век
  • Тетраптих с сценами двенадцати праздников. XII век
  • Центральная часть эпистилия со сценой Воскрешения Лазаря. XII век
  • Преображение. Часть эпистилия. XII век
  • Архангел Михаил. Начало XIII века
  • Христос Пантократор. Начало XIII и XV века
  • Пророки Моисей и Аарон. Царские врата. XIII век
  • Илья Пророк. Начало XIII века
  • Моисей у Неопалимой купины. Начало XIII века
  • Моисей, получающий скрижали. Начало XIII века
  • Богоматерь с младенцем между Моисеем и патриархом Евфимием
  • Святые отцы Синая. Начало XIII века
  • Богоматерь Бематарисса и сцены богородичного цикла. Начало XIII века
  • Св. Екатерина с житием. Начало XIII века
  • Св. Николай с житием. Начало XIII века
  • Св. Пантелеймон с житием. Начало XIII века
  • Стефан Первомученик. Начало XIII века
  • Св. Феодосия Константинопольская. XIII век
  • Богоматерь с младенцем. Створка диптиха. Вторая половина XIII века
  • Св. Прокопий. Створка диптиха. Вторая половина XIII века
  • Сошествие во ад. Вторая половина XIII века
  • Оплакивание. Начало XV века
  • Иоанн Богослов и Прохор на Патмосе. XV век
  • Успение Василия Великого. XV век

  • Наверх
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос