Страшный суд
Страшный суд. XII век. 62,2X45,8 см.
Страшный суд. XII век.
Икона представляет развернутую композицию «Страшного суда», которая складывается в византийском искусстве к XI веку и появляется как в миниатюрах рукописей, так и в храмовой декорации, где она размещается на западной стене или в нартексе церкви. Композиция включает несколько регистров и состоит из целого ряда устойчивых иконографических мотивов. В центре верхнего ряда в миндалевидном ореоле показан Христос, восседающий на невидимом престоле в золотых одеждах, приличествующих небесному владыке, который нисходит с небес на землю для последнего суда. Он простирает обнаженные руки, правая ладонь раскрыта в жесте даяния и обращена к праведникам в правой от Христа части иконы, левая опущена и указывает на грешников под ней. При этом на ладонях ясно обозначены следы ран Распятия, напоминающие об Искупительной жертве как непременном условии спасения и Второго пришествия.
По сторонам от ореола представлены Богоматерь и Иоанн Креститель, которые в качестве заступников человеческого рода обращаются к Высшему судие с молитвой о милосердии. За ними по сторонам двенадцать апостолов, сидящих на престолах и держащих в руках раскрытые книги, в которых, по преданию, записаны все деяния людей. В синайской иконе на них сделаны надписи с именами апостолов. Над Христом показано Его небесное воинство со скипетрами и сферами в руках. В центре большая фигура ангела в императорском облачении, над ним греческая надпись «Второе пришествие». Под Христом в середине иконы представлена Этимасия — «Престол уготованный», на котором воссядет Спаситель в день Страшного суда. Трон уподоблен алтарю со специальным покровом, на нем Евангелие, крест и орудия страстей (копие и трость с губкой). К подножию трона припадают Адам и Ева, первые люди и первые грешники, от имени всего человечества протягивающие руки в молитве о спасении.
В правой от Христа части иконы изображены шесть чинов праведников, каждый из которых имеет соответствующую подпись, начиная с верхнего ряда: апостолы, пророки, мученики, иерархи, аскеты, святые жены. Под ними создан образ рая. В виде красного огненного столпа на постаменте изображены райские врата, охраняемые серафимом. К ним подходит апостол Петр, ведущий группу архиереев в крещатых фелонях и с евангелиями в руках, среди которых узнаются образы Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова. За вратами слева — две райские сцены, изображенные на белом фоне с растительным орнаментом, символизирующем райский сад. Верхняя композиция представляет Богоматерь как первую обитательницу рая. Она восседает на троне, фланкированном двумя архангелами. Справа видна фигура Благоразумного разбойника, распятого вместе с Христом, уверовавшего в Него перед смертью и раньше всех людей обретшего рай (Лк. XXIII, 40—43). Напоминанием о евангельском событии служит большой крест в его левой руке. Нижняя сцена изображает «Лоно Авраамово»: на коленях у восседающего на троне праотца Авраама показан нищий Лазарь, согласно евангельской притчи обретший райское блаженство после смерти (Лк. XVI, 20—26). По сторонам от трона изображены души праведников.
Левая от Христа часть композиции посвящена теме ада. У ног Христа в соответствии с пророческими видениями изображены огненные колеса с крыльями и огненная река (Дан. VII, 9-10), которая как бы смывает грешников в черную адскую пещеру с изображением сатаны на страшном звере, держащего в руках фигурку богатого из притчи о Лазаре. Над этой сценой показан апокалиптический ангел, свивающий небо как свиток (Откр. VI, 14). Под пещерой сатаны в шести клетках показаны в виде схематичных рисунков различные типы адских мучений. Левее изображены ангелы, взвешивающие грехи, и черти, пытающиеся перетянуть чашу в свою сторону. Наконец, в самой нижней части синайской иконы изображены трубящие ангелы, по звуку которых земля и море отдают своих мертвецов. Земля показана как пустыня с животными (слоном, львом, тигром и птицей), а море в виде женской фигуры, восседающей на морском чудище, — персонификации, восходящей к образам античного искусства.
Икона «Страшного суда» является правой створкой диптиха, в левой части которого представлен цикл двенадцати праздников. Диптих имеет также два внешних крыла-крышки. На них вверху изображены два богородичных праздника «Рождество Богоматери» и «Введение во храм» как дополнение к основному циклу. Под сценами в два ряда показаны святые, распределенные по чинам. Таким образом на четырех иконных досках представлена вся история спасения с новозаветными событиями, деяниями Церкви в ее святых и грядущим Вторым пришествием. Вместе они создавали образ всей храмовой декорации, приспособленной к пространству небольших икон.
Примечательно, что детально прописанные образы были рассчитаны на внимательное прочтение. Это впечатление усиливают многочисленные мелкие надписи красной краской, в «Страшном суде» называющие практически все сцены. По всей видимости, иконописец имел большую практику в украшении рукописей. Не случайно, его стиль находит ближайшие аналогии в константинопольской миниатюре второй четверти XII века.
Византийские иконы Синая.
Наверх