Св. Николай с житием
Св. Николай с житием. Начало XIII века. 82,2X57 см.

Св. Николай с житием. Начало XIII века.
Это самая ранняя сохранившаяся икона «Св. Николая с житием», первая в ряду многочисленных образов, получающих с XIII века широчайшее распространение в Византии, на Балканах, в Италии и, особенно, в Древней Руси. Надо сказать, что сам житийный цикл складывается еще раньше. На Синае сохранились фрагменты триптиха XI-XII веков, в котором сцены из жития св. Николая располагались на створках. Однако, по мнению исследователей, классические житийные иконы, включающие средник и четырехстороннюю рамку из сюжетных сцен, появляются лишь в начале XIII века. Как правило, они имели особое предназначение и создавались как храмовые образы, связанные с посвящением конкретной церкви. Синайская икона служила таким образом в монастырской капелле св. Николая, упоминаемой в исторических источниках, но до настоящего времени не сохранившейся.
Образ св. Николая в среднике в основных чертах совпадает с трактовкой этого святого на синайской иконе X века. Показано поясное изображение святителя, благословляющего, с богослужебным евангелием в правой руке и в полном епископском облачении (стихаре, фелони и омофоре). В обеих иконах подчеркнуто значение омофора, украшенного золотыми крестами с орнаментами. Однако в более поздней иконе появляется мотив лежащего на омофоре евангелия. Напоминая об участии святителя в богослужении, он в соответствии с духом времени акцентировал литургический смысл образа. Можно отметить и существенные отличия в типах лиц и образных характеристиках. Иконописец XIII века подчеркивает старость св. Николая, акцентируя внимание на высоком лысом лбе и крупных морщинах. Он создает образ, в котором подчеркнуты не гармоничная одухотворенность и спокойная мудрость отца Церкви, а строгость аскета и непреклонность борца за веру, наделенного божественной силой.

Св. Николай с житием. Начало XIII века. Фрагмент.
Однако наиболее важным нововведением стало появление по сторонам святого поясных изображений Христа с евангелием и Богоматери с омофором. Этот иконографический мотив известен уже в памятниках XII века. Примечательно, что в том же столетии появляется житийный текст «Чудеса Николая» (Periodoi Nikolaou), в котором, в отличие от основной версии Симеона Метафраста, дается объяснение крайне необычному изображению одновременного явления святому Христа и Богоматери.
В тексте говорится, что св. Николай участвовал в Первом Вселенском Соборе 325 года в Никее, на котором ударил по лицу еретика Ария, возводящего хулу на триединого Бога. За этот проступок святой был лишен епископского сана и посажен в тюрьму, где ему явились Христос и Богоматерь, вручившие защитнику веры евангелие и омофор как знаки его архиерейского достоинства. Рассказ о «Никейском чуде» с разными подробностями вошел в более поздние версии жития св. Николая. Интересно, что в древнем «Составленном житии» X века предлагается другая версия события: Христос и Богоматерь с евангелием и омофором являются святому накануне его поставления в епископы.
И самое главное, в тексте говорится, что это событие давно изображается на «чтимых иконах», представляющих Христа слева, а Богоматерь справа от образа святого. Можно думать, что композиция «Св. Николай между Христом и Богоматерью» имела важный древний прототип в византийской иконографии и именно поэтому утвердилась в качестве самостоятельного иконного образа, выделившегося из ряда житийных сцен. Однако распространение она получает лишь в XII веке в связи с появившимся новым сказанием и характерным для эпохи стремлением к литургизации образа.
Вручение евангелия и омофора напоминало об архиерейском служении св. Николая, неотделимом от его чудес.
На полях синайской иконы представлены 16 житийных сцен, которые в основном следуют житию Симеона Метафраста, хотя используются и другие тексты. Изображения сопровождают краткие поясняющие надписи, обычно лишь называющие сюжет. Последовательность событий часто нарушается, в том числе и потому, что художник должен был представить непростую комбинацию из восьми горизонтальных и восьми вертикальных композиций. Цикл традиционно начинается с рождения и заканчивается погребением св. Николая. На верхнем поле видны три сцены «Обучение святого», «Поставление в священники», «Поставление в епископы» и чуть ниже на левом поле «Литургия св. Николая». Они образуют литургическую группу сцен, которым в иконе по сравнению с текстом жития уделено гораздо больше внимания. Иконописец сознательно усиливает тему священнического служения, сцены на полях раскрывают и комментируют литургическое содержание центрального образа в среднике. Интересно, что и с точки зрения цветовой композиции изображения красных алтарей также создают важный колористический и смысловой акцент.
Главную тему житийного цикла составляют 10 сцен чудес, которые без видимой логики показаны на боковых и нижнем полях. На левом поле под «Литургией св. Николая» изображена история спасения трех невинно осужденных военачальников императора Константина («Три военачальника в темнице», «Явление св. Николая во сне Константину», «Три военачальника благодарят святого»). Две иллюстрации из того же сказания, составляющего древнейший пласт в житие, расположены в центре правого поля («Явление святого Авлавию» и «Три военачальника перед лицом Константина»). Сверху и снизу к ним примыкают два знаменитых чуда: «Чудо на море» и «Изгнание беса из кипариса Плакомы». На нижнем поле еще три сцены, в двух композициях показано «Избавление Василия от сарацин» и затем «Спасение трех мужей от казни». Чудеса святого отличаются разнообразием и характером действенной помощи. Именно эти два качества определили исключительную популярность св. Николая.
Знаменательно, что иконописец не стремиться к подробному изображению событий, столь увлекательно описанных в житии. Он лишь напоминает о подвигах и силе святого, как бы подтверждая действенность обращенной к нему молитвы. Сцены вызывают в памяти литургические песнопения и чтения, прославляющие деяния святого на утрени дня празднования (6 декабря), которая на Синае совершалась перед «Св. Николаем с житием». Такие изображения не имеют самостоятельного значения и не являются иллюстрациями в строгом смысле слова, они ближе к знаку и символическому орнаменту. Сцены обрамляют главный образ подобно драгоценному венку, в котором каждое звено есть элемент целого. В этой связи примечательно, что истоки житийных икон находят в драгоценных окладах.
Правильность подобного понимания доказывает стихотворная надпись византийского поэта начала XIV века, вероятно, сделанная на некой иконе св. Николая по случаю добавления к ней серебряного оклада. Чудеса святого прямо сравниваются с драгоценным окладом: «Поэтому получи от нас золотое украшены вместе с каменьями, уложенными в нем. Для того, чтобы быть с невидимым кольцом твоих молитв и с духовными каменьями твоих чудес. Ты отгоняешь от нас скрытые напасти».
Византийские иконы Синая.
Наверх