Преображение. Часть эпистилия
Преображение. Часть эпистилия. XII век. 41,5X159 см.
![Преображение. Часть эпистилия. XII век. Преображение. Часть эпистилия. XII век.](../../icons/sinai_vizantiiskie_ikony/preobrazenie_chast_epistiliya.jpg)
Преображение. Часть эпистилия. XII век.
Изображение представляет собой часть большого эпистилия, вероятно, предназначавшегося для алтарной преграды главного храма монастыря. Эпистилий традиционно включал двенадцать сцен богородичного и христологического циклов, вписанных в золотую аркаду и расположенных по обе стороны от центральной композиции Деисуса. «Преображение» являлось ближайшей к Деисусу композицией слева, сразу за фигурой Богоматери. С противоположной стороны, в соответствии с традицией эпистилиев, размещалось «Воскрешение Лазаря». Нельзя не отметить, что расположенное в центре алтарной преграды «Преображение» было ясно сопоставлено с главной монументальной иконой в алтарной апсиде синайской базилики — мозаичным образом «Преображения» VI века, дающего один из самых ранних примеров этого иконографического типа.
Литературным источником сцены является рассказ трех синоптических евангелий (Мф. XVII, 1-9; Мк. IX, 1-9; Лк. IX, 27-36). Согласно этому рассказу, Христос с тремя учениками Петром, Иоанном и Иаковым восходит на «высокую гору», где Он преображается, являясь в величии божественной славы, с лицом, «просиявшим как солнце» и в одеждах, «белых как свет». Раздающийся с небес голос Отца свидетельствует о «возлюбленном Сыне». На иконе Христос изображается именно как Второе лицо Св. Троицы, знаком которой предстает световой ореол-мандорла, с раннехристианских времен истолковывающаяся как символ вечности и божественной природы. От изображенной мандорлы исходят лучи света, которые направлены на всех свидетелей великой Теофании. Они озаряют трех апостолов в нижней части композиции и двух пророков Моисея и Илью, по словам евангелий, явившихся и беседовавших с преобразившимся Христом.
![Преображение. Часть эпистилия. XII век. Фрагмент. Преображение. Часть эпистилия. XII век. Фрагмент.](../../icons/sinai_vizantiiskie_ikony/preobrazenie_chast_epistiliya_fragment.jpg)
Преображение. Часть эпистилия. Фрагмент.
Два главных ветхозаветных боговидца, получившие откровение на горе Синай, свидетельствуют новое преображение всемогущего Бога. Моисей держит в руке «скрижаль откровения», Илья показан в своей чудотворной милоти — плаще из овечьей шкуры. Они протягивают правую руку, раскрытую ладонью к Христу, в древнем жесте молитвы и приятия благодати. Три апостола, удостоившиеся новозаветного богоявления, показаны в странных позах, отражающих момент евангельского рассказа, когда «ученики пали на лица свои и очень испугались» (Мф. XVII, 6). Петр показан слева коленопреклоненным, его указательный палец напоминает о словах апостола, обращенных к Христу. В центре традиционно представлен Иоанн Богослов, он закрывает лицо краем плаща, повторяя характерный жест Моисея и Ильи при их встречах с Богом. Апостол Иаков изображен справа, отвернувшимся и как бы упавшим. Одной рукой он держится за камень, при этом правая, прижатая к груди, раскрыта ладонью в жесте молитвы.
Ряд важных смыслов сцены «Преображения» позволяют понять святоотеческие толкования на Преображение, среди которых первостепенное значение имело Слово Иоанна Златоуста (Толкование на Евангелие от Матфея, ел. 56). В нем подчеркивается эсхатологический характер Преображения. Моисей представляет умерших, тогда как Илья Пророк, вознесшийся на огненной колеснице, выступает от имени живых. По Иоанну Златоусту, Спаситель является в Преображении как Господь живых и умерших, предвещая Второе пришествие.
Для правильного понимания смысла «Преображения» в центре алтарной преграды важен литургический аспект образа. Византийские богословы сопоставляли чудо Преображения с Евхаристическим таинством. Примечательно, что греческое название «Преображение», написанное на иконах, было именно тем словом, которым обозначали преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Известны примеры, когда в византийской храмовой декорации «Преображение» располагалось на алтарном своде прямо над престолом, что недвусмысленно указывало на литургический смысл иконографической темы.
Не меньшее значение имело понимание Преображения как символического образа Св. Троицы — богоявления Отца, Сына и Духа Святого. Эта символика получает подробное обоснование в византийском богословии от св. Иоанна Дамаскина до св. Григория Паламы. Названные богословские смыслы не были достоянием лишь избранных интеллектуалов, они присутствовали в сознании образованных византийцев и во многом определяли их восприятие иконы «Преображения».
Подтверждение этому находим в стихотворных описаниях древних^зображений. К примеру, Христофор Митиленский в XI веке так излагает свои впечатления от «Преображения»: «Нечто необычное явлено здесь пред нами тремя учениками и двумя пророками. Ученики кажется указывают на три ипостаси трисвет-лой сущности, а два пророка на две природы одновременно: Моисей — на смертную, Илья — на вечно-живую. Ты их сохраняешь без разделения и смешения, явив на Фаворе необычный свет...»
Византийские иконы Синая.
Наверх