Минея за сентябрь, октябрь и ноябрь
Минея за сентябрь, октябрь и ноябрь. XII век. 55X45 см.
Минея за сентябрь, октябрь и ноябрь. XII век.
Икона является одной из четырех досок тетраптиха, который представляет полную минею за 12 месяцев, содержащую миниатюрные изображения святых на каждый день календарного года.
Источником иконографии служили рукописные греческие минеи, которые были унифицированы в конце X века Симеоном Метафрастом, отредактировавшим жития святых и закрепившим за каждым определенный день празднования. Минея являлась литургической книгой, которая читалась на утрене в день празднования. Предполагают, что именно редакция Симеона Метафраста послужила импульсом к созданию икон-миней. В византийских рукописях XI века текст жития часто предварялся портретом святого, а в конце текста помещалась сцена его мученической смерти. В иллюстрациях архитектурные или пейзажные фоны были сведены к минимуму и лишь намечали место действия.
Именно такие «сокращенные» изображения собирает на плоскости одной доски мастер синайской иконы, на которой можно видеть девять рядов миниатюр, представляющих 91 сцену. Верхний регистр начинается с портрета Симеона Столпника, память которого Православная Церковь празднует 1 сентября. В выборе сюжетов доминируют сцены мучений, хотя присутствуют и портретные изображения в рост и даже сцены чудес, как например, «Чудо архангела Михаила в Хонах». Каждую сцену сопровождает красная надпись греческим минускулом, в которой указывается день месяца, имя святого и в ряде случаев тип мученической смерти. Подчеркивание темы мученичества, вероятно, было связано с литургическим использованием икон-миней, которые во время богослужений определенного месяца выставлялись в церкви на особом аналое. Мученическая смерть святого уподоблялась Искупительной жертве Христа, лежащей в основе Евхаристического таинства.
Иконы-минеи могли использоваться также в специальных процессиях и богослужениях вне стен храма.
В этих случаях они создавали образ идеальной Церкви, понятой как собор всех святых. Синайская икона являлась частью гексаптиха, в который помимо четырех календарных икон входила икона «Страшного суда» и уникальная икона, изображающая пять чудотворных образов Богоматери, сцены чудес и страстей Христовых. Вполне возможно, что шесть икон использовались в особом богослужении на неделе Страшного суда, когда они, согласно древнему византийскому чинопоследованию, носились в литургической процессии. Вместе они создавали цельный образ истории спасения, воспроизводя все основные темы византийской храмовой декорации.
На оборотах икон сохранились многочисленные надписи их создателя и заказчика — грузинского иеромонаха Иоанна Цохаби, вероятно, входившего в братию Синайского монастыря. На оборотной стороне одной из минейных икон сохранилась надпись, проясняющая замысел иконописца: «Четырехчастную фалангу прославленных мучеников вместе с множеством пророков и богословов, священников и монахов, написал Иоанн, направляя их к Господу просителями об отпущении его грехов».
Помимо надписей на оборотах календарных икон изображались кресты, с сопровождавшими их криптограммами из четырех букв, как правило, начальных в словах известного молитвословия. Так на публикуемой осенней минее размещена криптограмма, в переводе с греческого звучащая как «Древо жизни — спасение мира». Изображение на обороте, в максимально обобщенной форме воплощавшее идею Искупительной жертвы, создавало своеобразный символический контекст для сонма святых мучеников на лицевой стороне иконы.
Византийские иконы Синая.
Наверх