На пути в Горний Иерусалим - продолжение, часть 5
Храмы Московской области
На пути в Горний Иерусалим. Памяти старца Парфения Агеева - продолжение, часть 5.
В 1828 году в пустынь пришел Макар Ермолаев, отпущенный на волю крепостной человек московских купцов Куманиных, ведущих свою родословную из города Переславля-Залесского. Макар был большим другом отца настоятеля Венедикта. В 1837 году настоятель постригает его в монашество с именем Афанасий. Отец Афанасий начинает энергично помогать настоятелю в деле сбора средств на строительство главного храма обители во имя Христа Спасителя. Но в 1841 году отец Афанасий принимает схиму с именем Макарий. С этого дня он уходит на пещеры и «нача жить там». Отец Макарий устроил себе келью, ископал колодец, чем извел источник чистейшей родниковой воды и проводил под землей почти все время в посте и молитве. Именно старец Макарий положил начало делу духовного делания в монастыре. К нему стекались люди со всей округи и приезжали многие и многие из дальних весей. 1 апреля 1847 года старец почил, оставив завещание выстроить храм на пещерах. Настоятель отец Венедикт положил эту его волю за послушание.
Взялся помогать устроению сего дела многолетний ктитор обители почетный гражданин и первостатейный купец Федор Федорович Набилков. На колоколетейном заводе Самгина были изготовлены два колокола для храма во имя Казанской иконы Божией Матери, у которой был погребен старец Макарий. Ф.Ф.Набилков написал прошение отцу Венедикту о своем желании: «жертвую колокола в обитель Берлюковскую к церкви Казанской Божией Матери в рощице, где устроен скит...». Этот храм предполагалось сделать скитским храмом. По неисповедимым путям Господним, сделать сие богоугодное дело выпало на долю отца Парфения. Территория монастырского леса над пещерами была приведена в надлежащий порядок, лес обнесен большим тыновым забором из заостренных кольев. Церковь во имя Казанской Божией Матери была отремонтирована и освящена митрополитом Московским и Коломенским Филаретом 10 сентября 1857 года. Оплатила все работы Матрена Алексеевна Бехтина, а также богатую серебреную утварь внесла в дар храму. Матрена Алексеевна оплатила и изготовление колоколов заводу Богданова. Были изготовлены колокола весом 39, 21, 9, 5, 3,1,1 пудов весом и водружены на Казанский храм. Таким образом, храм получил прекрасный набор колоколов. Был выстроен деревянный корпус для иноков, ищущих большего уединения.
Важным и главным делом отца настоятеля Парфения становиться увещевание отошедших от веры Православной и впавших в разные расколоучения. На протяжении всего своего настоятельства в монастырь будут присылаться на увещевания многие заблудшие. С отеческой любовью и заботой старец Пар-фений будет их принимать и положит немало сил на их вразумление. Будет немало и таких заблудших, делу исправления, которых уделено внимание на правительственном уровне (матрос гвардейского экипажа Панфил Шишкин, московский мещанин Иван Шибаев, витебский мещанин Симеон Жуков). Часто в отчетах отца Парфения на имя митрополита Московского и Коломенского Филарета написано: «совершенно оставил свое упорство». Много трудится настоятель над устроением в монастыре библиотеки, приводит ее в порядок, устраивает переплетную и иконописную мастерскую, сам работает над переплетением книг и документов. С 1856 года в обители подвизается московский мещанин Николай Сергеевич Яковлев, впоследствии монах Сергий, благодаря самоотверженному труду которого и состоялось основание живописной мастерской. Состоялось это дело не без участия отца Парфения.
Работая с документами Берлюковского монастыря в различных архивах, особенно с делами указов Московской Духовной Консистории, можно выделить все периоды наибольшего расцвета и периоды понижения активности в братстве пустыни. Время настоятельства отца Парфения (1856 -1860 годы) - это яркий и могучий период обновления и пополнения состава братства монастыря. Желающие вступить в братию пустыни находятся ежемесячно и на протяжении всего периода его строительства. Особенно поражает география сих Божиих тружеников, которая простирается от Святой Горы Афонской до Сибирских просторов. Маршрут странствия отца Парфения, места его молитв, жительства, трудов, включает в себя города и области, давшие Берлюковскому монастырю новых насельников. Так благословение старца - духовника Арсения духовно покрыло подмосковный Николаевский Берлюковский монастырь, собрав в его стенах воинов Христовых со всей Руси Православной. Возросший и окрепший духовно отец Парфений был определен Промыслом Божиим для пользы общей на свещник настоятельства.
Отец Парфений понимал, что не богатством, не внешним благоустройством прославляется обитель монашеская, а высоким устроением и жизнью всего братства. Вот поэтому пришлось ему испытать и претерпеть много скорбей со стороны самого братства, среди которого не все понимали и желали непрестанно трудиться ради Бога, жить по Евангелию и являть собой высокий пример. «В русском человеке сильна привычка, особенно же в деле религии; то, к чему он с детства навык, кажется ему святым и не рушимым, и всякое посягательство на его нарушение представляется в его глазах почти святотатством. Одна из причин происхождения нашего старообрядчества есть, разумеется, нарушение древних обрядов и чина, хотя бы заведомо ошибочных и ложных. Не будучи в состоянии возвыситься над формой, проникнуться животворящим духом веры... человек крепко держится за то, что единственно кажется ему истинным православием», - писал в своих сочинениях митрополит Трифон (Туркестанов).
Далее: На пути в Горний Иерусалим - продолжение, часть 6