На пути в Горний Иерусалим - продолжение, часть 4

Дата публикации или обновления 31.07.2021

Храмы Московской области

  • К оглавлению - Подробные истории храмов Московской области.
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Части   1   2   3   4   5   6   7   8   9
  • На пути в Горний Иерусалим.
    Памяти старца Парфения Агеева - продолжение, часть 4.

    Отец Парфений подал прошение митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету о принятии его в один из монастырей. Митрополит Филарет написал ответное письмо обер-прокурору Святейшего Синода графу Н.А.Протасову, отметив: «Он (отец Парфений) родился в расколе; тщательным испытанием познал истину Православия и обратил из раскола свое семейство... Решаюся обратиться к Вам, Милостивый Государь, с покорнейшею просьбою обратить на сие дело благосклонное внимание и предложить Святейшему Синоду о признании Парфения в монашеском звании и об определении его в Гефсиманский скит...».

    Отец Парфений приехал из Сибирской страны в город Москву и 23 августа 1854 года был зачислен насельником Гефсиманского скита при Троице - Сергиевой Лавре. Проживая в скиту, исполнял послушание на Троицком Сухаревском подворье в городе Москве, проводя диспуты о вере со старообрядцами. Это послушание, возложенное на него митрополитом Филаретом, станет в его жизни крайне важным. Важным, но очень тяжелым и сложным. Требовало это большой веры, знаний, ума и такта, смирения и усердия. Все это, по молитвам старцев - духовником Святой Горы Афонской, было присуще отцу Парфению. В это период пишет и работает над двумя произведениями - «О Промысле Божием, как он через Православие ведет ко спасению, а неправославных обличает собственными их делами», и «Сказание о жизни и подвигах в Бозе почившаго старца Даниила...».

    18 января 1855 года отец Парфений был рукоположен в иеродиакона, а 23 января 1855 года в иеромонаха. В 1855 году увидело свет главное произведение отца Парфения - «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженика Святыя Горы Афонския инока Парфения» в 4-частях.

    Отец Парфений произвел сильнейшее впечатление на современников не только духом, но и стилем книги.

    Историк С.М. Соловьев написал: «Заглавие книги далеко не может дать понятия о содержании ее, в высокой степени любопытном и назидательном для современно мыслящего человека». По утверждению А.А.Григорьева, «Сказание...» прочла «вся серьезно читающая Русь», а сам он писал, что книга: «...тождественна легенде, гимну, песне. В своей безличности она, глубоко национальная по духу, захватила опыт целых поколений русских паломников, как и соответственно опыт русского языка...».

    М.П. Погодин почитал ее «украшением русской словесности, не говоря о великой ее многогранной пользе». М.Е. Салтыков - Щедрин отметил: «громадность подъятого автором подвига», а И.С. Тургенев замечал: «...это великая книга, о которой можно и должно написать хорошую статью... Парфений - великий русский художник и русская душа». А.В.Дружинин отметил о «Сказании...», - «Или я жестоко ошибаюсь, или на Руси мы еще не видали такого высокого таланта со времен Гоголя. Таких книг между прочим читать нельзя...Из всех старцев и постников, описанных Парфением, ни один не похож на другого, а некоторые, как, например, духовник Арсений, исполнены библейской прелести...».

    Другая книга отца Парфения «О Промысле Божием...», - также создавалась при большом участии митрополита Филарета. Написать сей труд, побудили его сами старообрядцы: «.. .так что я уже по необходимости вынужден продолжить свой труд. И вот составилась изрядная книга...ежедневно приезжают ко мне в келлию читать тетрадки рукописныя и даже самые закоснелые раскольники желают ее видеть...». Оканчивал он этот труд уже на новом месте - настоятелем подмосковной Николаевской Берлюковской пустыни.

    28 июня 1856 года иеромонах Парфений был официально назначен строителем Николаевской Берлюковской пустыни: «Берлюковская Николаевская мужская пустынь, заштатная, Московской губернии Богородского уезда в 18 верстах к северо-западу от Богородска, близ деревни Авдотьиной, на левом возвышенном берегу реки Вори».

    Энергично взялся отец Парфений за дело строительства. Еще его предшественник архимандрит Венедикт (Протопопов) начал в 1848 году обустраивать территорию монастырского леса над рекой Ворей. Именно там находились природные карстовые пещеры, тянувшиеся далеко вглубь под самый монастырь. Эти пещеры использовались старцами Берлюковской пустыни для уединенной жизни. Пещерные монастыри - это уникальное явление в истории христианской Церкви. Пещерные обители почитались за строгость иноческой жизни, древность и святость места и были объектами паломничества многих и многих поколений верующих людей. Уже в 1806 году здесь начал свой подвиг пещерожительства иеромонах Максим. В его жизнеописании сказано, что он «возлюбя безмолвие, начал копать себе пещеры».

    Далее: На пути в Горний Иерусалим - продолжение, часть 5
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос