На пути в Горний Иерусалим - продолжение, часть 7

Дата публикации или обновления 31.07.2021

Храмы Московской области

  • К оглавлению - Подробные истории храмов Московской области.
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Части   1   2   3   4   5   6   7   8   9
  • На пути в Горний Иерусалим. Памяти старца Парфения Агеева - продолжение, часть 7.

    Братию для будущего монастыря по благословению митрополита Филарета подбирал купец города Павловский Посад Василий Иванович Грязное. Василий Иванович был давним духовным другом Николаевской Берлюковской пустыни и ее бывшего настоятеля архимандрита Венедикта, указавшего жизненный путь для него. Предсказав Василию Ивановичу жизнь в миру для спасения многих от расколоучений и греховной жизни, в ответ на желание его самого жить в монастыре, настоятель Берлюковской пустыни отец Венедикт стал наставником. Тогда Василий стал жить чистой безбрачной христианской жизнью, был ревностным проповедником веры Христовой, образцом благочестия, обратившим к Церкви немало старообрядцев.

    Василий Иванович с упованием на Промысл Божий принялся за сие Богоугодное дело и вскоре подобрал двадцать человек для будущей братии Гуслицкой из купцов, мещан и крестьян. Сделать это было для него не сложно, так как рядом с ним в жизни было немало сторонников аскетического образа жизни. Василий Иванович Грязнов сам лично посещал места, выбранные для строительства монастыря, и нашел их весьма пригодными для этой цели.

    В октябре 1858 года отцы Парфений и Иероним отправились к храму Спасителя на Мошеве и водрузили крест святой с надписью: «Да будет на месте сем благословение Святыя Горы Афонския, жребия Царицы Небесной, Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Присно-Девы Марии, поставися Святый Крест сей основателем и Строителем Иеромонахом Парфением 1858 года месяца октября 3-го дня». Водружение святого креста стало закладкой Гуслицкой обители. 10 октября 1858 года был утвержден проект об устроении монастыря в двадцати трех статьях митрополитом Московским и Коломенским Филаретом, отцом наместником Троицкой Сергиевой Лавры Антонием и строителем Николаевской Берлюковской пустыни иеромонахом Парфением. Некоторые пункты проекта гласили: «Устроителем и Настоятелем Спасо - Преображенского монастыря назначить Строителя Николаевской Берлюковской пустыни иеромонаха Парфения, и к нему присоединить, в качестве казначея, Гефсиманского скита иеромонаха Феофана, в качестве старца и духовника, имеющей быть братии иеромонаха Иеронима. До устроения новаго монастыря иеромонах Парфений имеет оставаться Строителем Берлюковской пустыни. Но как наблюдение за построением онаго потребует некратковременных отлучок от Берлюковской пустыни; то по сей пустыне Строителю придать в качестве помощника Сергиевой Лавры иеромонаха Иосифа, который, в отсутствие Парфения, по его наставлениям и руководству будет наблюдать за братиею и делами Берлюковской пустыни».

    29 декабря 1858 года последовала Высочайшее утверждение проекта от утверждении Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря.

    С верой в молитвы своих духовников - старцев Святой Афонской Горы, взялся отец Парфений за столь богоугодное дело, но и здесь враг рода человеческого и всего доброго начинания, не оставил труды сии без своего участия. Старец Парфений в своей многотрудной жизни не раз испытывал искушения и нападения вражеские, особенно же тяжко приходилось это испытывать, когда начинался раздор среди самой братии и монашествующих. Но его неутомимость, крепкая вера, святое послушание и заступничество милостивого и мудрого митрополита Филарета разрушили сии козни врага.

    Митрополит Филарет писал отцу Парфению: «Преподобный отец строитель! Сколько прискорбно то, что на вас, на обитель вашу есть доносы: сколько утешительно, что они ложные. Вы сами себе берете в утешение слово Христово: блажени есть, егда поносят вам мене ради. Сие утешение должно быть совершенно. Вы подвизаетесь ради Христа, за правую веру Его, за святость православной церкви Его...Обитель ваша требует вашего продолжения вашего подвига, для ее утверждения, и для принесения ожидаемаго от нея плода. Преемнику вашему нужно было бы много труда и времени, чтобы приобрести то значение, которое вы имеете, и которое споспешествует дальнейшему вашему подвигу. Укрепитесь надеждою на Бога, и благодушествуйте. Охраните себя и смирением. Не много ли сказано, что ваша братия и богослужение образцовые по всей России? Мир вам и братии вашей, и милость Господня да покрывает обитель вашу».

    24 мая 1859 года в обитель Гуслицкую с визитом прибыл митрополит Московский и Коломенский Филарет. В этот же день митрополит Филарет освятил храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, осмотрел весь монастырь, и остался очень доволен. В торжествах по освящению храма Успения принял участие давний духовный друг настоятеля Парфения архиепископ Казанский и Свияжский Афанасий, благословивший его в свое время на написание знаменитого произведения «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженника Святыя Горы Афонския инока Парфения». Отец Парфений всегда пользовался истинно-дружеским расположением и любовию Преосвященнаго Афанасия и благодеяниями его, и потому считал посещение это великим для себя утешением.

    В 1860 году при участии отца настоятеля созидаются подворья монастырские в городах Москве и Санкт - Петербурге. Особо следует отметить строительство часовни Христа Спасителя в городе Санкт - Петербурге на Невском проспекте на площади у Гостинного двора. 12 ноября 1861 года часовня была освящена митрополитом Новгородским и Санкт - Петербургским Исидором, выстроена на средства купца Григория Михайловича Петрова, по проекту архитектора А.М. Горностаева и при личном участии настоятеля отца Парфения. В часовню поместили старинный образ Спасителя, поднесенный в дар Гуслицкому монастырю неизвестным жителем города Санкт - Петербурга. Часовня была построена в русском стиле с трехъярусным иконостасом внутри. Чугунные двери часовни были отлиты на фабрике Шопена. «Это - создание до того национальное и характерное, что достойно считаться наравне с талантливейшими созданиями подобного же рода древней Руси суздальской и московской эпохи», - так писал в статье посвященной архитектору А.М. Горностаеву В.В. Стасов.

    Конец ознакомительного фрагмента.

    Далее: На пути в Горний Иерусалим - продолжение, часть 8
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос