Колокол

Дата публикации или обновления 01.05.2021
  • К оглавлению: Православный словарь.

  • А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я

    Колокол

    Колокола – одна из необходимых принадлежностей православного храма и единственный сигнально-музыкальный инструмент, используемый Русской Православной Церковью при совершении Богослужений.

    Православные христиане созываются к Богослужению в храм посредством звона в колокола. Колокольный звон возвещает так же и неприсутствующим в храме о важнейших моментах Православного Богослужения. Наконец, колокола радуются и спразднуют с нами, проповедуют миру о грядущем Воскресении.

    Устройство церковного колокола
    Устройство церковного колокола. Увеличить.

    Колокол – это предмет церковный. И прежде, чем поднять на колокольню, колокол всегда освящался, то есть ему испрашивалось Божие благословение и сила. В чине «благословения колокола» сказано: «Яко да вси слышащи звенение его или во дни или в нощи, возбудятся к славословию Имени Святого Твоего…». Напутствуемый такою церковною молитвой, колокольный звон уже не может быть пуст и прост, а укрепляет православного христианина в благочестии и вере. Слыша церковный звон, верующие люди крестятся на церковные купола, умиротворяется и напитывается радостью страждущая душа, призывая на себя благодать Божию.

    Ростов Великий, Ростовский Кремль. Среди колоколов Ростовской звонницы выделяются размером и весом «Сысой» (32 тн), «Полиелейный» (16 тн) и «Лебедь» (8 тн).
    Колокола Ростовской звонницы.

    Колокольный звон, собирающий прихожан на Богослужение, имеет название – благовест, что значит добрая радостная весть. Как благовестие переводится на русский язык и слово «Евангелие». Весть эта о Христе, который вторым Своим пришествием в конце мира будет судить живых и мертвых. И совершится изменение живых людей в бессмертные существа и Воскресение умерших. Сам Господь говорит, что при конце мира «пошлет ангелов Своих с трубою громогласною». Эту громогласную архангельскую трубу и призван напоминать нам колокольный благовест.

    Первые колокола на Руси появились почти одновременно с принятием христианства во время княжения святого равноапостольного великого князя Владимира в 988 году, т. е. в конце X века. Однако, из-за дороговизны, приобретать колокола имела возможность только богатая княжеская церковь.

    Первое упоминание о колоколах на территории восточных славян содержится в третьей Новгородской летописи XI века и связано с именем полоцкого князя Всеслава Брячиславича «Чародея» (?-1101гг.). В 1066г. князь Всеслав захватил и сжег Новгород, снял и перевез колокола в Полоцк, «и колокола съима у Святыя Софии, и паникадило съима».

    Ростов Великий, Ростовский Кремль. Уникальный ансамбль, состоящий из пятнадцати колоколов, позволяет исполнять более десятка ритмических композиций.
    Колокол Ростовской звонницы.

    В «Слове о полку Игореве» также в упоминании о князе Всеславе говорится о колоколах: «…тому в Полотске позвониша рано у святыя Софеи в колоколы, а он в Кыеве звон слыша…». Всеобщее распространение колоколов на Руси начинается в послемонгольский период, и особенно с XVI в., когда колокола становятся неотъемлемой частью жизни русского народа, возрастает как церковная, так и светская роль колоколов.

    Решающим фактором распространения колоколов на славянских землях стало и органичное включение их звонов в церковное служение. Являясь неотъемлемой частью Богослужебного действия, колокольный звон и начинает, и завершает Божественную Литургию, обрамляя собой всю церковную службу, словно голосом с неба. Использование колоколов в религиозном служении во многом объясняет благонравное отношение к ним народа, почитание их как священных атрибутов храма. Недаром в народе говорилось, что «если икона — это молитва в красках, храм — молитва в камне, то колокол — это молитва в звуке, икона звучащая».

    Также см. звонница и колокольня.

    К
    Кадило Каждение Каин Кальвинизм Камилавка Кампаны Канон Канонник Канонарх Канонизация Канун Кастальский Александр Дмитриевич Катавасия Катакомбная церковь Катакомбы Катапетасма Катасарка Катафатическое богословие Катехизация Катехизис Католицизм Кафедра Кафедральный собор Кафизма Кацея Келейник или келейница Келлия или келия, келья Киот или кивот Киот напольный Киот подвесной Кипрская Православная Церковь Киреевские Кириопасха Кирха Классицизм Клевета Климент Зедергольм Клир Клирик Клирос Клобук Ключарь Ключевский Василий Осипович Ковчег для мощей Кодекс Кокошники Коленопреклонение Коливо Колокол Колокольня Кондак Консистория Константинопольская Православная Церковь Копие Костел Крамской Иван Николаевич Красная горка Красный угол Крест Крест наперсный Крест нательный Крестное знамение Крестные родители или восприемники Крестный ход Крестобогородичен Крестово-купольная система Крестовые братья или сестры Крещение Господне или Богоявление Крещения таинство Ктитор Куколь Купель Купол Кутия

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос