На пути в Горний Иерусалим - продолжение, часть 3

Дата публикации или обновления 31.07.2021

Храмы Московской области

  • К оглавлению - Подробные истории храмов Московской области.
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Части   1   2   3   4   5   6   7   8   9
  • На пути в Горний Иерусалим. Памяти старца Парфения Агеева - продолжение, часть 3.

    Последнее наставление отца Арсения, исполнившееся в точности, как и все предыдущие, пронизано гласом Божественной воли: «Возлюбленное мое чадо, посылаю тебя, яко овцу посреде волков: будут тебя терзать, уязвлять, хулить, поносить, и укорять; но не съедят. Господь тебе будет помощник, и Он тебя заступит; ты же все терпи с благодарением, и переноси без роптания. И не имей надежды ни на что тленное и мимопроходящее, ни на деньги, ни на людей; но уповай только на единаго Бога, и Он все твои дела исправит и совершит; но только иди в назначенное тебе место, и назад не оглядывайся, а то потерпишь великое искушение. Назначил я тебе крест весьмя тяжкий; ты же неси, не отягчайся; но паче радуйся и веселися, и благодари своего Создателя».

    Сколь горестно и тяжело было расставаться ему со Святой Горой Афонской, старцем Арсением «земным ангелом и небесным человеком», возлюбленной братией, со всем тем, к чему так прикипело сердце его сокрушенное и смиренное. Труден был его путь осознания, понимая своего предназначения в сем мимолетном мире, но воля Господа Бога, полученная через старца была закон духовной жизни.

    23 ноября 1846 года отец Парфений с группой монахов и игуменом монастыря Эсфигмен отцом Агафангелом отправились: «в путь, в самый тот день, в который освящали соборный русский храм Святителя Митрофана, Воронежского чудотворца».

    Путники прибыли в город Константинополь на память апостола Андрея Первозванного и сподобились жить под покровительством Святейшего Патриарха Анфима. Так прошла в граде Константинополе вся зима: «и ежедневно по Константинополю прохаживался, ходил к Живоносному источнику, иногда на Галату, иногда к св. Софии; и ежедневно приметался в дому Божием, ходил в св. церковь к утрени и Литургии; более ходил в Патриаршую церковь, а к вечерни, где случится». На первой седмице Великого поста отец Парфений получил благословение от Вселенского Константинопольского Патриарха Анфима - отправился в путь. Черным морем схимник Парфений прибыл в Молдавию и в городе Галаце праздновал святую Пасху, после чего посетил все святыни этой страны. Из Молдавии отец Парфений со своими с путешественниками, выправив паспорта, отправился в путь 28 мая 1847 года.

    Прибыл отец схимонах в назначенное ему место от старца - духовника иеросхимонаха Арсения - город Томск 11 сентября 1847 года. Но не сразу оправдались надежды отца Парфения на окончание своих тягот и скорбей. Но главное, с каким воодушевлением ехал все эти многие и долгие месяцы он, какое имел упование на своего старца Арсения и его благословение святое. Как в точности исполнилось все, что возвестил великий старец! Исполнилось послушание, он увидел град Томск, но это было начало его славного пути, начало его самостоятельных трудов на благо Церкви Христовой.

    Вот образ истинного послушничества, преподанный нам отцом Парфением, образ, не уступающий примерам жизни древних подвижников. Преподобный Варсонофий Великий писал: «Привяжи обремененную ладью твою к кораблю отцов твоих, и они управят тебя к Иисусу, могущему даровать тебе смирение и силу, разум, венец и веселие». Подвиг схимонаха Парфения был несравненно выше сего великого завета, и он проплыл на своей ладье достойно, и причалил именно к той спасительной пристани, что указал мудрый Арсений. С благоговением принял слово Божие из уст старца Арсения схимонах Парфений и в точности все сие исполнилось: «Теперь исполнилось предсказание старца Арсения. Он сказал: что я пройду с двенадцатью рублями двенадцать тысяч верст: так и случилось; еще и осталось.

    Еще он говорил, что не устанут ноги мои от дальнего пути: так и сотворил Господь: три моря перелетел в сто часов, на пароходе; сухим путем, более пяти тысяч верст, переехал на коне...Еще он говорил, что не могут воспрепятствовать мне злые люди, ни враги: так и случилось. Сколько было таких людей, которые хотели преградить путь...Но ни чтоже успеша!...И так во всех немощах моих сотворил Господь силу Свою, и явил на мне чудеса Своя. Слава Ему Единому Всевышнему Богу! Переплыл я великия моря, и кончил дальний свой путь, который назначен был выше естества моего. Теперь уже в Сибири, теперь уже в Томске. Здесь Господь определил нести мне крест свой».

    Проживая по благословению преосвященного Афанасия в его резиденции - Томском Архиерейском доме, отец Парфений занимался и делами книжными.

    Главное дело Сибирского периода жительства - это написание труда отцом Парфением под названием - «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженника Святыя Горы Афонския инока Парфения». На написание сего великого произведения дал свое благословение преосвященный Афанасий: «При многократных наших разговорах, Владыка кое - что узнал от меня о Востоке, и понудил меня описать многолетнее мое странствие, хотя вкратце, вменив мне сие в дело послушания. Хотя я много и долго от этого дела отговаривался: но не мог до конца противиться своему отцу и благодетелю, и принялся исполнять дело послушания. Полтора года я писал свое сказание о путешествии вчерне, и один год переписывал набело: ибо Преосвященный не давал мне много заниматься, чтобы мне не повредить своего здоровья». Не сразу получилось автору начать написание своих странствований. Только после благословения владыки Афанасия: «Иди пиши, Бог тебе откроет, что писать», стали приходить ему сцены из своих странствований «вдруг мне блеснуло в уме, сделалась мне в уме какая - то свобода и чистота, все стал как - бы видеть и слышать, самые тогдашния события и слова».

    Сам автор, понимая чьими молитвами создан сей труд, написал смиренное предисловие: «Написал же все сие без пристрастия, по совести, где сам ходил своими ногами, и что видел собственными своими очами, или что слышал от людей, всякого вероятия достойных и свидетельствованных...А в чем по неведению моему согрешил, яко человек, по грубости ума моего, в том прошу прощения, потому что аз не учен есмь внешней премудрости, но груб есмь и невежда словом».

    Далее: На пути в Горний Иерусалим - продолжение, часть 4
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос