Храмы Ярославской области

Переславский район

Дата публикации или обновления 04.11.2017
  • Храмы Ярославской области
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Село Елизарово

    Церкви Святого великомученика Никиты и Святой Троицы

    Село Елизарово стоит на р. Шахе. В половине XVI в. оно с деревнями принадлежало Алексею Даниловичу Басманову, отличившемуся в 1552 г. при осаде Казани и пожалованному в окольничие. В 1555 г. с 7000 воинов он выдержал натиск 60 000 крымского войска под предводительством хана Девлет-Гирея. В 1556 г. получил боярство и стал вторым наместником в Новгороде. В Ливонскую войну взял Нарву и храбро сражался при осаде Полоцка. В 1564 г. Басманов жил в своём богатом поместье на берегу р. Оки. Узнав, что Девлет-Гирей снова идёт на Русь, он тотчас вооружил своих людей и вместе с сыном Фёдором засел в Рязани. Благодаря умелой защите города ветхие деревянные стены оказались неприступными для крымцев. Алексей Басманов был приближен царём Иоанном Грозным и приобрёл сильное влияние на него. По некоторым известиям, сам план учреждения опричнины принадлежал Басманову. В1570 г. при разгроме Новгорода, обвинённого в сношениях с польским королём, был казнён и Алексей Басманов с сыном.

    В 1588 г. по раздельной записи между братьями Петром и Иваном, детьми Фёдора Басманова, Елизарово перешло во владение Петра Фёдоровича Басманова. Он в 1590 г. в шведском походе царя Феодора Иоанновича был рындой. Рында - царский оруженосец и телохранитель, это-звание не было чином и жалованья не приносило. Оно давалось наиболее рослым и красивым молодым людям из самых аристократических фамилий, состоявшим в чине стольника или стряпчего. Во время войны рынды следовали за государем, неся его оружие. У каждого рынды были в подчинении помощники - подрынды. Пётр Басманов в 1590 г. был стольником, с 1601 г. окольничим. В 1604 г. в Новгоро-де-Северском выдержал осаду войск Лжедимитрия I и даже заставил его отступить от города. Боярин с 1605 г. После смерти царя Бориса Годунова 7 мая 1605 г. перешёл на сторону Лжедимитрия, привёл к нему войско и был начальником его охраны. Убит в 1606 г. во время восстания против самозванца.

    В 1624 г. часть елизаровской вотчины дана была в приданое за дочерью Петра Фёдоровича Басманова, которая вышла замуж за князя Сулешева, другая часть принадлежала боярину Фёдору Ивановичу Шереметеву (ум. 1650). Он в 1590 г. оборонял Москву от войск хана Казы-Гирея. В 1600 г. по делу Романовых лишён своего двора в Москве и рязанской вотчины. Первым браком женат на дочери князя Б.К. Черкасского. В 1601-1603 гг. воевода в Тобольске. В 1605 г. воевода в армии, посланной против Лжедимитрия I, и им же пожалован в бояре. В 1606 г. послан против мятежной Астрахани, которую осаждал почти год, потом двинулся вверх по Волге, освобождая от сторонников «царя Дмитрия» поволжские города. Разбил под Чебоксарами и Свияжском «воровских людей», затем осаждал Касимов, оттуда двинулся на Владимир. Под Суздалем разбит Ф.К. Плещеевым. В конце 1609 г. соединился с князем М.В. Скопиным-Шуйским в Александровой слободе. Член Семибоярщины. В 1611-1612 гг. находился в осаде в Кремле. Во время избирательного собора 1613 г. послал письмо князю В.В. Голицыну со словами: «Помиримся на Мише Романове: он молод, разумом ещё не дошёл и нам будет поваден». Возглавлял посольство к Михаилу Романову в Кострому.

    В 1613-1619 и 1633-1646 гг. стоял во главе правительства. В 1615 г. послан на помощь Пскову, осаждённому Густавом-Адольфом, но подвергся нападению Лисовского и шесть недель отбивался от него в Ржеве. В1617-1618 гг. вёл переговоры с поляками, закончившиеся заключением Деулинского перемирия, после чего был пожалован в ближние бояре. Управлял приказами: Аптекарским, Стрелецким, Иноземным, Рейтарским, Оружейным, Новой Четью. Во время предсмертной болезни царя Михаила Феодоровича подавал ему лекарства, присутствовал при его кончине. В1649 г. принял постриге именем Феодосия в Кирилло-Белозерском монастыре.

    В 1643 г. эти вотчинники отдали Елизарово с деревнями Троице-Сергиеву монастырю, царь Алексий Михайлович утвердил переход вотчины монастырю в 1653 г.

    По переписным книгам 151 (1643) г. в с. Елизарове числилось 25 дворов крестьянских, в дер. Вески 25 крестьянских и бобыльских, в дер. Богородское 24 двора крестьянских. В тех же книгах упоминаются починки Тимофеев и Скородумов, в первом 11 дворов, во втором 10. По переходе во владение Троицкого монастыря в 1646 г. здесь был двор монастырский, в нём жили приезжие слуги и приказчики, детёныши для монастырской пашни селились вновь на бобыльских землях; пашни середней земли было 50 четвертей в поле, крестьянской 21, перелогу и лесом поросло 69, сена меж полей и по заполью 500 копен, лесу пашенного и непашенного по 15 десятин. В дер. Вески пашни крестьянской 20 четвертей, перелогу и лесом поросло 44, сена 200 копен, лесу пашенного 6 десятин, рощи 10; в дер. Богородской пашни крестьянской 50 четвертей, перелогу 112, сена 50 копен, лесу пашенного 9 десятин, рощи 12. По ведомости о вотчинах Троицкой Лавры за 1761 г., в с. Елизарове с деревнями числилось 326 душ мужского пола, земли 529 четвертей, сена 1355 копен, лесу пашенного 30 десятин, непашенного 82, рощи на 1 версту в длину и ширину; крестьяне пахали на Лавру 123 десятины, сена косили 605 копен; отправляли на Лавру работников посошных 1 конного и 2 пеших, косцов пеших и конных по 1, к молотьбе хлеба 1 конного.

    С половины XVI в. в с. Елизарове существует каменная церковь Святого великомученика Никиты; построенная вотчинником села, боярином Алексеем Даниловичем Басмановым. К сожалению, многочисленные перестройки значительно изменили первоначальную архитектуру церкви; только шатровый верх, сходный с верхом церкви Святителя Петра Митрополита в Переславле, свидетельствует о её древности. С северной и южной стороны пристроены в XIX в. греческие фронтоны (в советское время уничтожены при реставрации), с западной обширная тёплая трапеза, а в связи с ней каменная колокольня; алтарь холодной церкви остался древний с тремя полукруглыми выступами. Первоначально в церкви было только два престола-Святого великомученика Никиты и Преподобного Онуфрия Великого; с пристройкой же каменной трапезы прибавилось ещё два - Святителя Николая Чудотворца и Преподобного Сергия Радонежского. Изменился внешний вид церкви, то же самое произошло с внутренними украшениями: не сохранилось ничего древнего - иконостасы, святые иконы, утварь - всё принадлежало уже последующим векам. В советское время церковь разорена и внутреннее убранство уничтожено.

    Строитель церкви боярин Басманов завещал, чтобы при ней были два священника и диакон, чтобы при богослужении поминали род Басмановых и его собственных людей, убитых под Казанью, и за это пожертвовал причту пустошь Вишку, заключавшую в себе 308 десятин 586 сажен. В архиве Елизаровской церкви хранилась копия с дарственной записи Басманова: «Се яз болярин Великого князя Алексей Данилович Басманов, что есми купил у племянника своего у Ивана Димитриевича Плещеева в Переславском уезде в Нерском стану пустошь Вишки с тростником и со всем угодьем, куды ходил плуг и коса и топор, а изначала та пустошь была поместная земля, а тое ему пустошь Ивану пожаловал Царь Государь против отца его купли вотчинной деревни Горок, что взял её царь и Государь к поместному Великому селу в Ростовском уезде, а купил ту пустошь яз Алексей себе и своим детям впрок без выкупа, и дал яз Алексей с своими детьми Фёдором да Петром ту пустошь Вишку на престол к великому Христову мученику Никите и преп. отцу Онуфрию в Елизарове селе по своих родителях и по себе и по своих детях и по моим людем, которые на государских службах под Казанью при мне при Алексее побиты, а имена их написаны в большой церкви над жертвенником (в настоящее время имена эти так потемнели, что разобрать трудно), поставить в ней (пустоши) двор и крестьян назвати мне Алексею и межи очистить и ямы вновь докопать и женам нашим и детям и роду нашему и племени до тое церковные земли на выкуп дела нет, а быть у той церкви двум священником да диакону, Деревнею им владеть и ею ведати, или детям; кои по них священниками будут, а обедни им пети вседневный в Никите Чудотворце и о государевом здравии Бога молити, а в Онуфрии в преподобном служити обедню одну в субботу по вся недели переменяясь и родителей наших и нас и детей наших и всех людцев, которые побиты по вся дни поминати, а грех ради наших не благоволит нам Бог тою отчиною владети и церковь и та деревня Вишка свободна, нет до нее дела никому, а кто от церкви тое деревню восхитит и священники не учнут обеден выпевать и о государевом здравии Бога молити и родителей не поминать, судия им Бог».

    Долго ли соблюдалось завещание Басманова о двух священниках неизвестно, но в половине XVII в., при переходе Елизарова в Троицкий монастырь, там было два священника - Мефодий Афанасьев и Артемий Филатов, дьячок Андрюшка, просвирница Анисья; земли церковной тогда было пашни 10 четвертей, сена 5 копен. В конце XIX в. причт церковный состоял из священника, диакона и псаломщика. Дома у членов причта были собственные на церковной земле. Земли при церкви было: пахотной и сенокосной 36 десятин 2064 кв. сажен; приписной от упразднённой Николаевской церкви, что была в деревне «пинах, пахотной земли 31 десятина, в пустоши Витке лесной дачи 308 десятин 586 кв. сажен.

    Вблизи древней Никитской церкви в Елизарове в 1889 г. устроена другая каменная церковь Святой Троицы; богослужение в ней совершалось только летом.

    Приход состоял из с. Елизарова и дер. Клинов (2 версты от церкви), Вески (3 версты), Богородскои (8 верст), Высоковой (5 вёрст), Осеевой, Берсеневой (по 8 вёрст), Пищиковой (10 вёрст) и Ильинки (3 версты), в которых числилось 914 душ мужского пола и 1019 женского, все православные. В Елизарове с 1876 г. существовала земская народная школа; учащихся в 1893 г. было 93. В доме диакона в 1892 г. открылась школа грамоты, в ней в 1893 г. учились 6 девочек.

    В 1831 г. переведен в Елизарово из Славитина Василий Иванович Понамарев (ум. 1849). В 1849 г. в с. Елизарово из с. Половецкое переведен священник Иаков Исаевич Розанов. В 1877 г. он вышел за штат и пострижен в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале с именем Иннокентий. С 1877 г. священником церкви с. Елизарово был Иван Васильевич Парийский, переведенный из Усекновенской церкви Переславля.

    В 1899 г. празновался его юбилей - 50-летнее служение в священном сане. В начале XX в.в с. Елизарово служил священник Николай Иванович Загорский. Его сын Александр (род. 1890) в 1904 г. окончил Переславское Духовное училище и в 1911 г. Вифанскую Духовную семинарию.

    В советское время храмы разорены. Ныне Троицкий храм возвращён верующим и восстанавливается.

    Храмы Переславского района

  • Г. Переславль-Залесский. Преображенский собор
  • Г. Переславль-Залесский. Собор Владимирской иконы Божией Матери и
    Церковь Благоверного князя Александра Невского
  • Г. Переславль-Залесский. Церковь Петра митрополита
  • Г. Переславль-Залесский. Церковь Преподобного Сергия Радонежского
  • Г. Переславль-Залесский. Церковь Сретения Господня
  • Г. Переславль-Залесский. Церковь Сорока мучеников Севастийских
  • Г. Переславль-Залесский. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • Г. Переславль-Залесский. Церковь Симеона Столпника
  • Г. Переславль-Залесский. Черниговская часовня
  • Троицкая слободка. Церковь Святой Троицы
  • Г. Переславль-Залесский. Смоленско-Корнилиевская церковь
  • Часовня «Крест»
  • Всехсвятская пустынь при станции Берендеево
  • С. Новоалексеевка. Алексеевская пустынь
  • С. Новоселье. Воскресенская пустынь Феодоровского монастыря
  • С. Ям. Церковь Смоленской иконы Божией Матери
  • С. Красное. Церковь Вознесения Господня
  • С. Глебовское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  • С. Семендяйка. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
  • С. Веска. Церковь Святой Троицы
  • С. Голоперово. Церковь Трёх Святителей
  • С. Новое. Церковь Сошествия Святого Духа на апостолов
  • С. Ильинское. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
  • С. Гагаринская Новосёлка. Церковь Рождества Христова
  • С. Яропольцы (Ярополец). Церковь Воздвижения
    Животворящего Креста Господня
  • С. Пожарское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • С. Самарово. Церковь Святых праведных Иоакима и Анны
  • С. Веськово. Церковь Святого великомученика и Победоносца Георгия
  • С. Соломидино. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • Пос. Купанское (Усолье). Церковь Преображения Господня
  • С. Купань. Церковь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
  • С. Гора Новосёлка. Церковь Пророка Илии
  • С. Ягренево. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  • С. Городище. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  • С. Перцево. Церковь Воскресения Христова
  • С. Добрилово. Церковь Богоявления Господня
  • С. Бибирево. Церковь Архангела Михаила
  • С. Иванисово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • С. Ефимьево. Церковь Святой Троицы
  • С. Скоблево. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Давыдово. Церковь Обновления храма Воскресения Христова
  • С. Калистово. Церковь Преображения Господня
  • С. Большая Брембола. Церковь Святой Троицы
  • С. Малая Брембола. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • С. Воронцово. Церковь Воскресения Христова
  • С. Нила. Церковь Казанской иконы Божией Матери
  • С. Ивановское. Церковь Святого великомученика Георгия
  • С. Фалелеево. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • С. Никульское. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Кабанское. Церковь Рождества Божией Матери
  • С. Алексино. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • С. Спасское. Церковь Преображения Господня
  • С. Дубровицы. Церкви Казанской иконы Божией Матери и Святителя Николая
  • С. Твердилково. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  • С. Филимоново. Церковь Святого великомученика Димитрия Солунского
  • С. Филипповское. Церковь Святых праведных Богоотец Иоакима и Анны
  • С. Лучинское. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Елизарово. Церкви Святого великомученика Никиты и Святой Троицы
  • С. Славитино. Церковь Святого великомученика Георгия Победоносца
  • С. Романово. Церковь Воздвижения Креста Господня
  • С. Нестерово. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Смоленское. Церковь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
  • С. Рогозинино. Церковь Сретения Господня
  • С. Вашка. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Романово. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери
  • С. Троицкое. Церковь Святой Троицы
  • С. Лыченцы. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Алферьево. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • С. Половецкое. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  • С. Лучинское. Церковь Смоленской иконы Божией Матери
  • С. Дубнево. Церковь Святой Троицы
  • С. Рахманово. Церковь Казанской иконы Божией Матери
  • С. Брынчаги (Кадановский Погост). Церковь Преображения Господня
  • С. Копнино. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Андрианово. Церковь Святителя Николая Мирликийского
  • С. Нагорье. Церковь Преображения Господня
  • С. Хмельники. Церковь Воскресения Христова
  • С. Ермово. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  • С. Елпатьево. Церковь Вознесения Господня
  • Никольский Солбинский монастырь
  • С. Дмитриевское. Церковь Великомученика Димитрия Солунского
  • С. Малое Ильинское. Церковь Илии Пророка
  • С. Николо-Царевна. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  • С. Загорье. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
  • С. Даратники. Церковь Нерукотворного Образа Спасова
  • Погост Козьмы и Дамиана (с. Выползово). Церковь Богоявления

  • В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Навигация
    Rambler's Top100