Храмы Ярославской области
Переславский район
Село Добрилово
Село Добрилово - на р. Трубеж. До 1764 г оно принадлежало Переславскому Борисоглебскому, что на горе, монастырю. По переписным книгам 1678 г. в нём значатся 12 дворов крестьянских и 14 бобыльских. Около того же времени здесь построена в первый раз деревянная церковь в честь Богоявления; с неё взималось в патриаршую казну дани 12 алтын две деньги, заезда гривна. В делах патриаршего казённого приказа сохранилась опись от 1702 г.: «Церковь во имя Богоявления Господа Бога нашего Иисуса Христа деревянная рублена клетцки об одной главе, глава обита чешуёю деревянною, на ней крест паян белый немецким железом. Церковь, алтарь и трапеза и паперти и над сходными дверьми всё крыто тесом; к трапезе приделана колокольня деревянная, на ней 4 колокола; в церкви царские двери гладкие, на них образ Благовещения и Евангелисты, в сени вечеря и на столбцах святые писаны красками, по правую сторону царских дверей образ Отечество местной писан фасками, в киоте деревянном, киот росписан золотом и красками, образ Богоявления писан красками в киоте таком же; пред образом подсвечник деревянный росписан красками, на нём налеп жестяной с шандалы, образ Николая Чудотворца в киоте, росписанном красками, пред образом подсвечник железный с налепы, на налогии образ Воскресения Христова с праздники штилистовый, налой деревянный оболочен выбойкою фашенинною, образ Распятие Господне штилистовый; у правого клироса херуговь, на ней образ Богоявления, а по другую сторону Николая Чудотворца писаны на холсте в рамах деревянных под хоруговью пелена полотняная; по левую сторону царских дверей образ Казанской Пресвятой Богородицы, поверх образа убрус кумачной красной, в киоте деревянном; пред образом лампада медная лощатая полужена, под нею кисть нитяная с мишурой, северная дверь, на ней образ Авраама, Исаака и Иакова, трех отроков и прор. Даниил образ апостола Филиппа в молении местный, образ святого пророка Илии писан на золоте, перед образом подсвечник деревянный точеный; над царскими дверьми штилистовых образов: образ Богоявления Господня, поля оклад серебряной басенной золочен - ветх, образ Воскресения Христова, Рождества Христова, Козьмы и Дамиана, Воскресения Христова с праздники; над царскими же дверьми и местными образами деисус - образ Спасов Вседержитель, пред ним паникадило медное о 2 ярусах, а в нём 12 пер с шандалы, под ним кисть нитяная, в алтаре престол обложен выбойкою крашенинною, спереди крест нашит кумачной фасной, на престоле покров крашенинной, крест нашит кумачный фасный, опушен выбойкою крашенинною; на престоле Евангелие печать московская в десть, на верхней доске в средине Распятие Господне и по углам Евангелисты серебряные золочёные, оболочено бархатом фасным, за престолом образ Знамения Пресвятой Богородицы, на образе венцы с каруною и цата серебряные разные золочены, в каруне 9 камешков разных цветов, на образе ж Пресвятой Богородицы убрус и ожерелье низаны мелким жемчугом с блеском, поля оклад, серебряной басенной золочен, по другую сторону на той же деке образ Николая Чудотворца, на образе венец серебряной басенной золочен; поверх образа убрус кумачной фасной, а другой, полотняной; за престолом крест выносной деревянный с репьями; на нём в середине Распятие и святые писаны золотом и серебром и фасками, на том же кресте с другой стороны в средине Воскресение Христово, вверху Богоявление и святые - писаны фасками; жертвенник оболочен выбойкою крашенинною. Сосуды - потир, дискос, 2 блюдца, лжица оловянные, звезда медная, копие железное; покров и пелены китайчатыя белыя, крест нашит обьярь алая, по краям шиты золотом и шелком, подложен полотном; чаша водосвятная медная полужена, 2 кадила медныя, ладоница жестяная, 2 венца венчальных, на них писаны ангелы фасками.
В трапезе по правую сторону образ Богоявления Господня, на Спасове образе и вверху на Саваофе венцы и цаты серебряныя золочены, перед образом подсвечник деревянный; по левую сторону образ святых жен Мироносиц, образ Спаса Нерукотворенного да образ страстотерпцев Бориса и Глеба осмилистовые, 2 налоя обиты кожею, в алтаре и церкви и в трапезе 4 окончины слюдяных, двои двери выходныя деревянныя на крюках и на жиковинах железных, у одних дверей замок нутряной железный с личиною, в паперти над задними дверьми образ Спаса Вседержителя с апостолы штил истовый, над северными дверьми образ Николая Чудотворца. У той церкви поп Василий Леонтьев, двор пуст, что жил дьякон Стефан, да к той же церкви пашенной земли по 5 десят. в поле, сенных покосов 20 копен волоковых. В селе Добрилове крестьянских 26 дворов, а в них людей 112 человек, 5 дв. Бобыльских, а в них 20 человек, 4 кельи нищенских и 1 дв. пустой». К 1760 г. эта церковь обветшала и с благословения преосвященного Амвросия, епископа Переславскаго, построена новая, в честь того же праздника.
В 1851 г. в Добрилове вместо деревянной церкви устроен существующий ныне каменный храм с такой же колокольней. Престолов три: в холодном в честь Богоявления Господня, в тёплых приделах во имя Архистратига Михаила и Святого апостола Филиппа. Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена достаточно. Причт состоял из священника и псаломщика.
В 1817 г. во священника с. Добрилова был возведен диакон Христорождественской церкви Переславля Петр Смирнов. В 1825 г. ко храму с, Добрилова был рукоположен во священника Абрам Кондратьевич Ганимедов, окончивший в 1824 г. Владимирскую семинарию. В 1831 г. он был переведен в Переславскую Введенскую церковь. После служил на Урале. В 1836 г. в Перском соборе, с 1837 г. - протоиерей, с 1848 г. в церкви Глинской слободы Екатерининбургского уезда, с 1854 г. - в церкви Тагильской слободы, скончался в 1860 г. В 1830 г. Киприан Иванович Благовещенский окончил Владимирскую семинарию. С 1831 г. он - священник с. Добрилова Переславского уезда, в 1856 г. вышел за штат. При о. Киприане был построен ныне существующий каменный храм в с. Добрилове. С 1856 г. священником в с. Добрилово был Петр Федорович Соколов, окончивший Владимирскую семинарию в 1848 г. В 1874 г. он был переведен ко храму с. Пожарского. В 1892 г. вышел за штат. В 1883 г. в с. Добрилово из с. Нового Заозерья Ковровского уезда переведен священник Сергей Иванович Ильинский. Он окончил Владимирскую семинарию в 1860 г. в 1862 г. рукоположен во священника ко храму с. Новое Заозерье.
Приход - с. Добрилово и дер. Загорье и Никитская, где в конце XIX в. жили 596 человек.
Храмы Переславского района
Церковь Благоверного князя Александра Невского
Животворящего Креста Господня