Храмы Ярославской области
Переславский район
Село Троицкое
Село Троицкое стоит при пруде. Оно называется Троицким по церкви, а раньше именовалось Великий Двор. В 1712 г. в этой деревне помещик, князь Афанасий Фёдорович Шаховской, построил церковь Святой Троицы; к ней были определены священник, дьячок и просвирница отмежёвано земли 10 четвертей в поле, сена 10 копен; в приход вошли 11 крестьянских дворов.
Соответственно этим данным в патриаршую казну церковь стала платить 28 алтын с деньгою. В 1736 г. церковь оказалась уже весьма обветшавшей, и по просьбе крестьян разрешено было построить новую церковь, которая и была освящена в 1737 г. В 1764 г. местный помещик Александр Филиппович Угрюмов, с благословения епископа Переславского Сильвестра, вместо деревянной церкви построил каменную, деревянная же была им перевезена в с. Горки. В 1808 г. после того, как она сгорела и жители Горок расселились но разным местам, тот же помещик устроил в церкви с. Троицкого придел в память Покровской в Горках церкви. С того времени храм оставался без существенных изменений. Престолов два: в холодной - Святой Троицы, в тёплом приделе - Покрова Пресвятой Богородицы.
Иван Александрович Богословский (окончил Владимирскую Духовную семинарию в 1832 г, в 1833 г. был назначен священником храма с. Троицкого Великий двор Переславского уезда. Здесь он прослужил всю жизнь, здесь и умер.
В 1852 г. Владимирскую семинарию окончил Николай Иванович Архангельский. В 1854 г. он был рукоположен во священника к церкви с. Троицкого Переславского уезда. В 1862 г. переведен к церкви с. Хозниково Ковровского уезда Владимирской губернии, с 1871 г. служил в церкви с. Помогапово Вязниковского уезда, и ее 1876 г. - с. Груздево того же уезда. Отец Николай скончался 13 октября 1897 г.
С 1864 г. священником с. Троицкого был Гавриил Егорович Беляев. Он окончил Владимирскую семинарию в 1862 г.. В 1870 г. переведен в с. Воскресенское-Сергеево Шуйского уезда. После реформ 1870-х гг., особый причт при церкви существовал с 1884 г. Он состоял из священника и псаломщика. В Троицком в 1886 г. открыта церковно-приходская школа, в 1893 г. в ней было 18 учащихся.
Абрам Ефимович Якиманский в 1872 г. окончил Владимирскую духовную семинарию, с 1878 г. - священник с. Рагозина Переславского уезда, с 1884 г. - с. Троицкого Переславского уезда, с 1900 г. - с. Жирославского Юрьевского уезда.
С 1901 г. священником в с. Троицком был Александр Иванович Соколов.
В последней четверти XIX в. в Троицком была усадьба Александра Владимировича Сумбатова, погибшего во время 1-й русской революции (1905-1907 гг.). Здесь в юности бывал его сын, поэт и воин Василий Александрович Сумбатов (1894-1977). На фотографии изображён 22-летний офицер-кавалерист Сумбатов, доброволец, участник Первой мировой войны. Творчество Василия Александровича Сумбатова, издавшего за рубежом три книги стихов, мало знают в России даже любители поэзии и специалисты-литературоведы. Творческий путь поэта освещен в статье доктора филологических наук, профессора Л.Алексеевой в газете «Православная Москва» (№6, 2006). Василий Сумбатов родился в Царском Селе 7 января 1894 г. по новому стилю. Большое влияние на Василия Александровича оказал отец. Александр Владимирович был высокопоставленным чиновником, человеком широкого кругозора.
В автобиографической прозе В.А. Сумбатов вспоминал, что именно отец привил ему интерес к истории и, в частности, к военным её страницам: «У папы в кабинете висело много исторических и батальных картин, старых портретов и большая карта России, мои расспросы вызывали объяснения и рассказы папа. Рассказывал он очень хорошо, я после никогда в жизни не встречал такого рассказчика. Все было просто и понятно, и всё было сдобрено обычной шутливостью. Конечно, именно эти рассказы папа пристрастили меня навсегда к истории». Поступив в 1902 г. в петербургский пажеский корпус, Василий Александрович доучился в нём только до третьего класса. Обучение было прервано из-за трагических событий, изменивших жизнь семьи - погиб на Русско-японской войне старший брат, умерла единственная сестра, погиб во время первой русской революции отец. Василию, младшему в семье, в то время было одиннадцать лет. Будущий поэт переехал в Москву, где его приютила Н.М. Соллогуб, мамина тётя. В Москве он продолжил обучение в частной гимназии. Переезд мальчика из Петербурга в Москву в дом бабушки Н.М. Соллогуб оказался для него благоприятным. Здесь многое способствовало развитию у него способностей к рисованию и писанию стихов. К услугам мальчика было богатейшее книжное собрание бабушки. Обучение в частной гимназии, репетиторство университетских преподавателей, посещение театров, музеев и выставок, прогулки по Москве - всё способствовало укреплению глубокой привязанности к отечественной культуре, прошлому и настоящему своей страны. Чувство Родины особенно обостряло ежегодное пребывание летом в родительской усадьбе, расположенной недалеко от дороги из Переславля-Залесского на Ростов Великий.
Время окончания гимназии для Сумбатова совпало с началом Первой мировой войны. Необычайную картину единения царя и народа в дни объявления войны поэт нарисовал в «поэме в отрывках» «Русская держава». Такое внимание автора к событиям в Петербурге в начальные дни войны дает повод предположить, что он был свидетелем этих исторических сцен. В поэме «Русская держава», которую поэт начал писать в госпитале после ранения, запечатлелись всеобщее воодушевление жителей столицы, надежды военных и штатских на скорую победу, желание забыть недавние неудачи, поражения и изъяны.
Сумбатов был ранен, лечился в госпитале, проходил ускоренные офицерские курсы в Царском Селе. После выздоровления возвратился на фронт в 3-й Елисаветградский полк. Будучи в чине ротмистра, снова был ранен, на этот раз тяжело, лежал в лазарете в Киеве, был перевезён в Царское Село. В Москву вернулся в самый разгар революции. Летом 1918 г. Сумбатов обвенчался с Еленой Николаевной Веригиной (фото 1977 г.), окончившей к тому времени историко-филологический факультет Московского университета. В апреле 1919 г. Сумбатов с супругой и девятидневной дочкой покинули Россию. Они попали в Константинополь, получили разрешение на въезд в Италию. В Свято-Николаевской посольской Церкви в Риме служил псаломщиком дядя Елены Николаевны диакон Андрей Копецкий, который на первое время поселил беженцев в своём доме. Жизненный опыт приблизил В. Сумбатова к глубокому пониманию народа, его достоинств и заблуждений. В поэме «Без Христа» (1921) Сумбатов вновь переживает события на фронте и в Москве уже в разгар революции.
Сумбатов подчёркивал, что плоды европейских теорий в России обернулись антикультурой. В стихотворении «Что лучше?» он описал печальные итоги взаимодействия Европы и России. Поэт ставил перед собой задачу возродить историческую тему: «О прошлом русская поэзия уже давно молчит, исторические стихотворения кончились с А. Толстым и Меем». Сам Сумбатов создал замечательные стихотворные портреты Бориса Годунова и князя Святослава, живописный облик приближенного Ивана Грозного воплотил в «Песне опричника», написал эпитафию «На смерть барона Врангеля».
В Риме Сумбатов работал художником-миниатюристом, был историческим консультантом фильмов из русской жизни, рисовал костюмы для театра и кино, сыграл роль поручика Ивана Игнатьича в итальянском фильме Марио Камерини по «Капитанской дочке» А. С. Пушкина. Контузия и ранение в голову со времён Первой мировой войны сказывались на состоянии здоровья поэта в течение всей его жизни.
Последние тринадцать лет он прожил слепым. Свой жизненный путь Василий Александрович Сумбатов окончил 8 июля 1977 г. в г. Ливорно.
Храмы Переславского района
Церковь Благоверного князя Александра Невского
Животворящего Креста Господня