Смоленская Зосимова пустынь

Дата публикации или обновления 14.10.2021
  • Храмы Владимирской области
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Города: БоголюбовоВладимирКиржачМуромПокровСуздальЮрьев-Польский
  • Храмы Владимирской области.
    Город Александров и Александровский район.

    Смоленская Зосимова пустынь

    «Дорожки любовно обсажены цветами, в глубине - яблоневый сад. Ветви сосен постукивают в окна братских келий, по веткам бегают белки. А уж птиц тут сколько, на диво: прямо в руки идут, склёвывают крошки с ладоней и совсем не боятся, вьют гнёзда прямо на окнах Монашеских келий. Как-то один инок красил крышу Всехсвятского храма, так одна пичуга села ему на плечо и всё время, пока он работал, Услаждала его пением. Служба в обители благоговейная, по-монастырски неспешная, пение старинное, столповое, много святынь. Но самое главное, что влекло сюда богомольцев за тысячи вёрст со всех Концов России, - это старцы обители. Один из наиболее известных Зосимовских старцев иеромонах Алексий называл Зосимову пустынь Миниатюрой Оптиной.

    Об основателе пустыни, старце схимонахе Зосиме, мы знаем немного. Сторож часовни над его могилой Симеон Ермолаев в середине XIX в. записал некоторые сведения о нём. Вероятно, о. Зосима был незнатного рода; существование в обители образа Смоленской Божией Матери, принадлежавшего, по преданию, самому Зосиме, позволяет предположить, что родом он из Смоленской губернии, где особо чтится эта икона. Вероятно, в юном возрасте пришёл в Троице-Сергиеву Лавру, где, следуя примеру преподобного Сергия, о котором знал не только из книг, но и из живого предания, достиг духовной зрелости и, будучи уже схимником, удалился на пустынножительство в указанное ему Господом место. Во 2-й половине XVII в. он поселился на пустоши Ульяниной (или Ульяновой) - также по преданию, со своим келейником Ионой. Согласно писцовым книгам XVII в., пустошь принадлежала дворянскому роду Тимоновых. Неизвестно, сколько лет схимонах Зосима провёл в отшельничестве, пока его не открыл мир. Первый период его жизни в пустыни, уединённые подвиги, молитвы и труды остаются для нас сокровенными. К старцу, который «был прост умом, но глубок сердцем», стали стекаться благочестивые люди за советом и наставлением. Приходили и желавшие подражать ему, около кельи Зосимы и устроенной им часовни мало-помалу собрались иноки, и в Ульяниной пустоши образовалось небольшое иноческое общежитие. Известно, что о. Зосима и братия, среди прочих трудов, занижались пчеловодством.

    Схимонах Зосима обладал даром совета, духовного рассуждения, или старчества. Он беседовал с привходящими как проповедник и учитель, окрестные жители были ему искренне преданны, поэтому и по кончине старца с любовью относились к его могиле.

    В 1728 г., в царствование Петра II, Зосимова пустынь была восстановлена, но в 1763 г. вновь упразднена, на этот раз часовню вместе со всем её скудным достоянием присоединили к приходской церкви близлежащего с. Никульского. В часовне служились панихиды, сюда стекались богомольцы, почитая память святого старца. На Преображение Господне установился обычай совершать крестный ход из Никульского в Зосимову пустынь и устраивать однодневную ярмарку - обычай этот предание связывает с посещением Зосимовой обители царицей Елизаветой Петровной. Крестные ходы и ярмарки вызывали недовольство обедневшего помещика Ивана Тимонова и, чтобы изменить обычай, он уничтожил все документы, касающиеся Зосимовой пустыни. В записях Симеона Ермолаева рассказывается, что в часовне Тимонов поместил домашних птиц и свиней, - но каково же было его изумление, когда наутро все они оказались мёртвыми: святыня не была поругана. Сам же помещик вскоре умер.

    При освящении храма в нём поместили пожертвованную из Саввино-Сторожевского монастыря иеромонахом Ефремом древнюю Смоленскую икону Божией Матери. При иконе были два маленьких ковчежца с частью пояса Богоматери и частицей мощей великомученика Георгия Победоносца. Икона хранилась в роду бояр Колычевых и была подарена иеромонаху Ефрему Александрой Ивановной Боде-Колычевой в 1897 г. за год до её кончины. Иконостасы в храме были резные из дуба работы Конюхова, иконы в них изящного письма по золотому фону работы Епанечникова. Иконы и иконостасы пожертвованы вдовой действительного статского советника Елизаветой Семёновной Ляминой. С правой стороны правого клироса главного храма находилась гробница старца схимонаха Зосимы. В соборе же, на правой стороне северного придела, гробница архимандрита Павла, строителя монастыря.

    За 26 лет своего игуменства о. Герман научил иноческому пути многих людей. Среди духовных чад старца были святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна (в Зосимовой пустыни она приняла схиму), ректор Московской Духовной академии, архимандрит, впоследствии митрополит Антоний (Храповицкий, ум. 1936), архимандрит Чудова монастыря, впоследствии епископ Серпуховский Арсений (Жадановский; ум. 1937), игуменья Иоанна, настоятельница Аносина Борисоглебского монастыря - «женской Оптиной пустыни», и многие другие. В конце XIX - начале XX в. Зосимова пустынь получила широкую известность как выдающийся центр духовничества и старчества. Число братии в то время простиралось до 100 человек. В этом немалая заслуга о. Германа. Он мирно почил в Зосимовой пустыни 17 января 1923 г. и похоронен в соборе Смоленской иконы Божией Матери у правой стороны Зосимовского придела.

    В монастырь после его открытия стали поступать иконы, личные вещи старцев и другие святыни. Возвращена Тихвинская икона Божией Матери XVIII в., чтимая в обители до её закрытия. Родственники старца Алексия передали в пустынь икону Спасителя XIX в., находившуюся в келье старца, а также его параман (часть облачения монахов, четырехугольный плат с изображением распятия, с Голгофой и орудиями Страстей Господних, параман надевался под подрясник) и крест с его могилы. В обитель переданы частицы мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. А совсем незадолго до торжеств прославления основателя пустыни старца Зосимы и перенесения мощей старца Алексия, 1 июля 1993 г., монахиня Анна (Васильева), духовная дочь зосимовского старца Агафона (в схиме Игнатия), передала в дар обители Смоленскую икону Божией Матери в серебряном окладе, список XVII в. Икона долго хранилась у матушки, и она, желая передать её какому-нибудь храму, в молитвах просила Владычицу указать место, где Ей угодно пребывать. Когда к ней пришла весть о возрождении Зосимовой пустыни, мать Анна усмотрела в этом указание на волю Пресвятой Богородицы, которую тотчас исполнила.

    Конец ознакомительного фрагмента.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос