Творческий потенциал Коломны

Дата публикации или обновления 01.05.2016
  • К оглавлению: Коломенский Посад
  • Творческий потенциал Коломны и социокультурный портрет коломенского жителя.

    Авторы статей раздела - Зеленцова Е. В., Сачкова Е. А., при участии Любановой Л. В., Любимовой Е. Н., Морозовой П. К., Улановой И. А.

    Современный мир все активнее воплощает идеи «креативной экономики»: культура и творчество меняют городскую среду, решают социальные проблемы, способствуют финансовому благополучию городов и территорий. Необходимость перехода от сырьевой модели экономики к инновационному развитию осознают и российские региональные власти, особенно в условиях кризиса. Волей-неволей, не полагаясь только на долю в распределении сырьевой ренты, они задумываются о новых стратегиях, вовлекающих гуманитарные ресурсы в процессы экономической и социальной модернизации.

    Сегодня российские города ощутимо проигрывают на глобальном рынке конкуренции городов, особенно когда речь идет о качестве жизни, качестве среды и возможностях, которые предлагаются образованному и энергичному горожанину. Во многом это связано с тем, что сфера культуры ассоциируется у россиян с сохранением, но не развитием культуры — с поддержанием традиционных культурных институтов (музеев, театров, библиотек, исторического и архитектурного наследия). Современные проекты пробивают себе дорогу с огромным трудом, если речь не идет о строительстве грандиозных бизнес-центров, зримо воплощающих идею «вертикали власти» и сращения власти и бизнеса. Между тем во всем мире двигателем обновления городов и ключевым сектором инновационной экономики становятся именно «горизонтальные», независимые связи небольших компаний, представляющих творческие индустрии (исполнительские и изобразительные искусства, моду, дизайн, медиа, рекламу, издательское дело и т. д.) и часто объединенных в кластеры (cluster — англ. «гроздь, куст, пучок»). Они формируют новую среду, в которой постоянно появляются новые идеи и проекты, площадки и события, делающие город привлекательным для жителей с самыми разнообразными интересами.

    Как стимулировать появление таких компаний и таких проектов? Как «запустить» механизм инноваций, актуальных для городского сообщества?

    Практиками творческих индустрии накоплен значительный опыт в разных регионах мира. В то же время эти вопросы невозможно решать без глубокого понимания того, что же на самом деле происходит сегодня у нас — в том или ином российском городе, какие «образы будущего» формируются в сознании жителей? Этого знания очень часто не хватает инициаторам отечественных проектов.

    Агентство «Творческие индустрии» совместно с коломенскими партнерами (Краеведческим музеем, НП «Город-музей») в ноябре 2009 года провели в Центре музейных технологий «Новый музей» (Дом Лажечникова) интерактивную выставку и семинар «Творческий город», ставшие своего рода общественными слушаниями, посвященными будущему исторического центра города.

    В рамках проекта были опрошены жители города. Целью анкетирования был «портрет коломенского жителя» — главного фактора процессов модернизации города. Опрос проводился силами слушателей факультета социокультурного проектирования Московской высшей школы социальных и экономических наук. Полученные результаты позволили сформулировать некоторые соображения относительно того, какие направления городского развития могут стать наиболее продуктивными, какими путями стоит идти для стимулирования культурного туризма, какие культурные инициативы наиболее важны.

    Опрос проводился методом глубинного интервью, анкета включала 33 вопроса1, всего было опрошено 15 человек. Помимо вопросов анкеты интервьюеры старались просто побеседовать с респондентами, понять, каковы их настроения и видение будущего Коломны. Все интервью были записаны на диктофон. Основой для формирования итоговых тезисов стали расшифровки диктофонных записей и заполненных анкет.

    По мнению организаторов опроса, обращение к жителям города очень важно, поскольку позволяет опираться не на интуитивное, а на фактическое и обоснованное видение ситуации. Традиционные культурные институции большей частью не имеют механизмов «обратной связи» с публикой (кроме количества проданных билетов), а существующая система финансирования и отчетности не стимулирует их к тому, чтобы ближе заинтересоваться своим посетителем. Независимые проекты зачастую не имеют ресурсов для проведения такого рода работ. Коммерческие структуры ориентируются исключительно на потребительский рынок, портрет которого во многом формируется через «кривое зеркало» методик западных маркетологов.

    К счастью, в последнее время появляются проекты, призванные заполнить этот информационный вакуум. Это не только опросы ВЦИОМ, посвященные культурным предпочтениям россиян. При поддержке Фонда Потанина совместно с ВЦИОМ емкий портрет своего посетителя нарисовал музей-заповедник «Московский Кремль». Эти первые опыты дают основание надеяться, что в скором времени будет сформирована более обширная и систематическая картина происходящего в социокультурной сфере.

    Результаты опроса, позволили сделать несколько важных выводов и сформулировать, хотя пока и в самых общих чертах, ряд рекомендаций по развитию социокльтурных проектов, туристических программ и в целом по формированию актуальных для города направлений культурной политики.

    Прежде всего, как очень многие российские города, Коломну отличает более оживленный и комфортный исторический центр и депрессивные окраины. «Город очень разрозненный, состоит из несоприкасающихся друг с другом кусков. Вся суета на площади Советской, в парке Мира и в Старом городе отчасти. А вот в Щурове, например, такое впечатление, что вообще ничто не происходит. Поэтому не хватает объединительных или «местечковых» мероприятий, потом бы и весь город туда подтянулся. Много «провисающих» районов», — указывают в опросе респонденты. Косвенно оглашается проблема атмосферы города, его «бытийного духа»; один из респондентов высказался за «репродукторы на улицах, из которых звучала бы музыка».

    Результаты анкетирования старшего поколения выявили востребованность «консервативных» культурных институций, таких, как, например, театр и музей. Они пользуются хоть и не повышенным, но устойчивым спросом среди респондентов. Поэтому представляется важным сохранять в культурном пространстве Коломны подобные классические формы институционализации культуры. Вместе с тем, жители старшего поколения сетуют на то, что «для молодежи много всего есть, а для людей более зрелого возраста ничего нет». Ситуация с молодежными предпочтениями несколько сложнее. Новое поколение равнодушно относится к традиционным формам (зачастую просто не имея представлений о них), поэтому в отсутствие даже культурных стереотипов (которые сформировались у старшего поколения в советское время) молодежь потребляет тот культурный актуальный продукт, который ей максимально доступен. При дефиците современных интересных для молодежи культурных институций досуговыми пространствами становятся, например, развлекательные секторы торговых центров. Таким образом, в отношении нового поколения работа должна быть нацелена на насыщение социокультурного пространства Коломны, которое бы предоставляло альтернативы в выстраивании персональных культурных стратегий и приоритетов. В этом процессе важным является учет влияния столицы: с одной стороны, Москва — это практически неисчерпаемый ресурс культурного продукта и креативных идей (некоторые из которых могут быть адекватно воплощены и в Коломне), с другой — это вечный магнит для активной и творческой молодежи, для которой следовало бы создавать возможности реализации интересов и самореализации в родном городе. Так, респонденты указывают на необходимость проведения выставок современного искусства.

    Третьей составляющей проблемы является отсутствие форм и территорий межпоколенческих культурных коммуникаций. Так, например, старшим поколением в целом не востребованы кафе как зоны коммуникации, тогда как для молодежи «поход в гости» — всего лишь одна из форм общения. Возможно, решением могут стать новые типы общих публичных зон. Самый яркий пример — «общие события», в которые на разных условиях и с разной мотиваций привлечены разные группы населения. Опрошенные говорят о «городских масштабных шоу, связанных с историческими событиями, которые объединяли бы жителей и были бы интерактивными». Иной путь — оставлять традиционные и позитивно воспринимаемые старшими культурные бренды «музей», «библиотека», «театр», которые, однако, безразлично воспринимаются молодежью, и обновлять их содержание. За «скучным» брендом новое поколение может обнаружить нечто живое и увлекательное для себя. Подобный социокультурный компромисс строится на отсутствии единого понимания и видения традиционных культурных институций разными возрастными группами. Представляется, что отправной точкой подобной стратегии плавной «подмены» части содержания консервативных культурных брендов может стать акцент на массовые, публичные события нового типа — многомерные и комфортные для разных возрастных групп.

    Зоной интереса также представляются «третьи места» в прогулочной зоне исторического центра города, физически и темпорально объединяющие коломенцев разных поколений. На сегодняшний день молодежь и старшие расходятся в предпочтениях, но их можно попробовать согласовать. Однако при этом стоит учесть угрозу конфликтов интересов при пользовании этим общим публичным пространством. Эти вопросы требуют особой и внимательной проработки.

    У респондентов бытуют утопические представления о развитии туристического бизнеса как панацеи для Коломны. Опрошенные считают, что необходимо «построить сувенирные лавки; поставить уличные туалеты; открыть кафе в «русском стиле» (вот в «восточном [стиле]» есть — азербайджанский, армянский)». При этом необходимым и достаточным условием развития туризма видится улучшение инфраструктуры пребывания гостей в городе. Однако нам представляется, что наличие исторических памятников и даже улучшенная инфраструктура (кафе, гостиницы и проч.) не обеспечат устойчивый и интенсивный турпоток. Первоначально требуется разработать принципиально новое культурное содержание, которое бы не эксплуатировало исторический капитал Коломны, а развивало его.

    Участники анкетирования указывали на возможность создания имиджа Коломны в стиле «а-ля рус». Представляется, что подобный образ может быть успешно визуализирован, и он будет позитивно восприниматься как россиянами, так и иностранцами. Однако подобная стратегия преображения Коломны в подмосковную столицу «русского стиля» («Коломна — вторая столица Московского княжества») требует колоссальной работы по переосмыслению и актуализации культурного наследия.

    Такое направление чревато крайностями: профанацией наследия (эксплуатация стереотипов преимущественно визуального ряда, не подкрепленного содержанием), «сакрализацией» фольклорности (требование четкого следования народной традиции и исключение творческих новаций), воспроизведением неудачных отечественных попыток работы с традиционными жанрами.

    Таким образом, перед Коломной будет стоять задача впервые в России выдать содержательный и символический продукт актуальных и привлекательных фольклорных форм. Но для решения такого рода задач творческих и менеджерских ресурсов в городе пока недостаточно. Кроме того, подобная стратегия будет требовать не только событийного и культурного формирования имиджа, но и обновления бренда города в целом.

    В любом случае, многое можно сделать уже сейчас. В плане развития туризма можно предположить, что, в силу близости к Москве, основным контингентом могут стать гости столицы и ее жители, приезжающие на выходные. Можно использовать механизмы популяризации провинциального стиля жизни «старосветских помещиков» с участием жителей исторической части Коломны:

    — расселение по семьям и включение в провинциальный быт; историко-просветительские программы (экскурсии по историческим местам, семинары «Рождество», «Святки», «Масленица» и т. п.);

    — обучение ремеслам;

    — сказочно-былинная Коломна (ткать, прясть, вязать носки, ходить к Бабе-Яге).

    Отдельное перспективное направление — «гастрономический» туризм: семинары по приготовлению блюд русской кухни, сбор грибов и ягод, засолка огурцов и грибов, изготовление самогона и настоек. Туристов могли бы привлечь рестораны, кафе и бистро, специализирующиеся на местной «домашней» кухне (в анкетах жители упоминают такие блюда, как рассольник, блины, пирожки с черникой, капустой, блюда из печки и т. д. При этом отмечается отсутствие в городе кафе или ресторана русской кухни).

    В качестве отдельного направления можно рассматривать туризм, связанный с водоемами (реки Ока, Москва, Коломенка). Безусловно, необходимо инициировать создание городского туристического информационного центра, с интернет-сервером и возможностью регистрации на мероприятия, бронированием мест.

    Другие статьи раздела «Творческий потенциал Коломны»:

  • Заключение
  • Результаты опроса жителей Коломны

  • Далее: Заключение
    В начало

     
    Rambler's Top100