Храмы Воронежской области

Город Воронеж

Дата публикации или обновления 04.11.2021
  • Храмы Воронежской области
  • Город Воронеж

    Церковь Иоанна Предтечи на Чижовке

    Существовавшая в Ближней Чижовке церковь получила свое название по событию, которое в религиозной традиции именуется так: Усекновение честной главы святого славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Привести это полное название необходимо, поскольку отмечались престольные праздники, отражавшие другие события жизни Иоанна Крестителя.

    Предтеча (предшественник) Господа, Иоанн неистово обличал пороки и беззакония не только простого люда, но и сильных мира сего. Так, он бичевал царя Ирода Антипу, который покинул жену и вступил в преступную связь с Иродиадой, женой своего брата. По ее настоянию Предтеча был заточен в темницу. Вскоре после этого царь праздновал день своего рождения. Среди пира явилась дочь Иродиады Саломия и бесстыдною пляскою так пленила Ирода, что тот пообещал ей дать все, что она пожелает, даже половину государства. Но Саломия, по наущению матери, потребовала главу Иоанна Крестителя. Опасаясь возмущения народа, Ирод не хотел исполнять просьбу племянницы. Однако гости стали подстрекать его к соблюдению клятвы, и он приказал отсечь Иоанну голову. Окровавленная голова Предтечи на блюде была поднесена Саломии. По преданию, и по смерти глава продолжала обличать Иродиаду, которая в злобе колола иглой язык святого.

    Иоанн окончил свой жизненный путь в 32 году по Рождеству Христову, перед Пасхой. Точное время его гибели осталось неизвестным, и церковь избрала днем памяти усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа (11 сентября). Праздник оформился в Православии в IV веке. В России с 1769 года, со времен Екатерины II, установлено в этот день свершать поминовение всех погибших русских воинов. Иоанну Предтече была посвящена на Чижовке не церковь, а только придел на правой стороне трапезной. Но прихожане, да и документы, именовали так весь храм, возможно, потому, что каменный придел был освящен прежде других. Собственно церковь имела своим празднеством день Святой Троицы и была одноименна собору в губернском городе.

    Церковь в Ближней Чижовке появилась в начале XVII века, если не раньше. Е.А. Болховитинов, отмечая в конце XVIII века древность самой пригородной слободы, писал: «А притом и приходская Чижовская церковь в третий раз и на третьем месте уже строена. Есть в сей церкви крест сребряный, сооруженный в оную еще в 1665 году, как из надписи на нем явствует». На протяжении более чем столетия церковь в Чижовке была деревянной, а в середине XVIII века ее перестроили в каменную.

    Придел святого Иоанна Предтечи был освящен 28 августа 1761 года, остальная Троицкая церковь освящена 23 апреля 1769 года. В 1798 году трапезная была «переделана и распространена», и придел в прежнее наименование вновь молитвован 10 декабря.

    В том же 1798 году в церкви появился второй штат, в 1822 году - третий. Прихожан было много, и дел хватало всем. В 1850 году клириков все же сократили, и церковь осталась двухштатной. На содержание шли проценты с капитала в восемь тысяч пятьдесят пять рублей. Пригородные священники имели 32 десятины пашни и сенокосов и жили в каменных подцерковных домах. Помимо Предтеченского, давшего название всей церкви, в храме были устроены еще три придела. Они посвящались трем Вселенским святителям - Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту; святой великомученице Варваре и святителю Тихону Задонскому. В иконостасе последнего придела находилась местночтимая икона, представляющая собою список (возможно, даже оригинал) с портрета, писанного при первоначальном негласном открытии мощей Тихона в 1846 году ректором семинарии отцом Симеоном (Авдуловским).

    Церковь Иоанна Предтечи примечательна не только своей собственной историей, архитектурой или внутренним убранством, но в большей степени тем, что возле нее находилось обширное городское кладбище, устроенное во второй половине XVIII века. Первоначально, как отмечал Е.А. Болховитинов, там погребали «отличнейших» людей.

    Прежде многих умерших воронежцев хоронили возле приходских церквей. Но в 1772 году был издан указ, запрещавший погребать на внутригородских кладбищах, и их закрыли. С этого времени стали обустраивать могилы на Чижовке у церкви Иоанна Предтечи. Правда, в «Синодике купцов Елисеевых» (1886) первое захоронение отмечено здесь тремя годами ранее: в мае 1769 года у алтаря погребли священника отца Василия.

    Распоряжение о похоронах на Чижовке не понравилось жителям Воронежа, что отразилось в записях Я.Г. Елисеева: «1772 года июня 19 дня представися раб Божий воронежский купец Ив. Вас. Куницын, а 21 дня погребен у Воскресения Христова соборными и приходскими священниками, и на другой день отвезли его на Чижовку, там его зарыли в землю». С этого момента, как замечает архимандрит Димитрий (Самбикин), вошло в обычай отпевать тела умерших в приходской церкви, а затем относить для захоронения на Чижовское кладбище.

    Скорбный Синодик Елисеевых зафиксировал с 1772 по 1800 год на Предтеченском кладбище 119 погребений. При этом следует иметь в виду, что летописцев интересовали не все похороны, а лишь те, которые касались известных им или чем-то примечательных лиц. Обратим и мы внимание на наиболее значимые имена.

    «1773 года мая 8 числа представися раб Божий воронежский купец Алексей Степанов сын Молоцкой и погребен преосвященным епископом Тихоном на Чижовке, а жития его было от роду лет 90». «1781 года 3 апреля, то есть великая суббота, во время литургии на отпеве представися раба Божия Евдокия Петровна Феодосия Шатрова жена и погребение было сего же апреля 5 дня в церкви Рождества Богородицы преосвященным Тихоном епископом Малининым и отнесена на Чижовку к Предтече, в землю зарыли, возле отца своего и матери положена, жития ее было 50 лет». Запись, где речь идет о погребенных ранее родителях, дает возможность предположить, что кладбище действовало и до 1772 года.

    На Предтеченском кладбище сложились целые фамильные некрополи. К примеру, там была погребена семья Титовых. Вот запись в Синодике: «1787 года августа 21 дня в 8 часу пополудни представися раб Божий воронежский купец Михаил Иванович Титов на 67 году внезапною смертию в одну минуту...». В конце прошлого века сохранялась его могила с надписью на чугунной плите: «Под сим камнем лежит города Воронежа первой гильдии купец Михаил Иванович Титов.

    Родился 1722 года ноября 21 дня. Проходя суетно сию жизнь шестьдесят шесть лет и девять месяцев Творцу своему предал дух 1787 года августа 21 дня. А персть предана персти 24 дня преосвященным Тихоном, епископом Воронежским и Елецким». Рядом стоял саркофаг над телом его сына Василия (1748-1834). Оба памятника находились за алтарем церкви. Недалеко была могила Натальи Федотовны Титовой (1751-1820). По сообщению В.В. Литвинова, к 1921 году уцелела только плита на могиле М.И. Титова.

    За несколько лет здесь возникло семейное кладбище Болховитиновых. На нем были погребены сыновья Евфимия Алексеевича, Адриан и Николай, умершие во младенчестве. За главным алтарем находилась могила жены историка и будущего митрополита Евгения, Анны Антоновны и дочери Пульхерии. В 1870-е годы был возобновлен памятник им, на котором выбили текст, составленный безутешным вдовцом:

    «Здесь погребены Анна и Пульхерия, Супруга и дщерь Болховитиновы, скончавшиеся первая на 22-м году жизни августа 21 дня 1799 года, вторая на 1-ом году от рождения июля 9-го того же года, которым супруг и отец от скорби сердца, с надгробным рыданием взывает вечную память». На другой грани - четверостишие:


    Покойтесь, милые,

    До вечного свиданья.

    Болезней где уж нет,

    Ни скорби, ни вздыханья.


    В конце 1880-х годов памятник исчез, потерялась и сама могила.

    В конце позапрошлого века к востоку от алтаря находился разбитый памятник над могилой родственницы Е.А. Болховитинова. На нем было начертано: «Здесь погребена Мария супруга Воронежского собора ключаря Григория Болховитинова, скончавшаяся июля 14 1801 года на 29 году от рождения. В память любви коей верный супруг воздвиг сей монумент». На примере этого захоронения есть возможность познакомиться с распространенным прежде жанром стихотворной эпитафии. На одной из граней памятника читалась надпись:


    Нас в мире соединил

    Бог Телом и душой:

    Пожди же и в вечности

    Я съединюсь с тобой.


    Погост у Предтечи действовал до первых десятилетий XX века. С открытием Чугуновского и Новостроящегося кладбищ горожан и чижовцев стали хоронить на трех кладбищах.

    В истории храма Иоанна Предтечи была еще одна любопытная страница. А.О. Коссецкий, опубликовавший в 1912 году брошюру «Древнее немецкое кладбище и немецкая слобода в Воронеже», предполагал, что на Чижовке с конца XVII века, со времен возникновения Немецкой слободы, могло находиться иноверческое кладбище. По крайней мере, столетие спустя оно было именно там. Е.А. Болховитинов и Г.М. Веселовский отмечали, что в 1796 году немцы «окопали» свое кладбище «не в дальнем расстоянии» от церкви. «Окапывание», видимо, было вызвано необходимостью разграничения немецкого и православного кладбищ. Факт похорон здесь отражен в Синодике: 21 января 1800 года «в нощи представися Иван Федорович Кнобин лекарь, который сам о себе сказывал, что не видал у себя более 40 лет никакой болезни, а как сколь захвораю, и так уже и умру, и так сбылось его пророчество, жил на свете 80 лет и погребен на Чижовке на Немецком кладбище».

    А.О. Коссецкий, посетивший кладбище, обнаружил там два надгробных памятника, относящихся к 1812 году, с текстами на немецком языке. Исследователь заметил, что подобными плитами с полустершимися надписями была вымощена паперть перед церковью. С 1819 года иноземцев перестали погребать на Чижовском кладбище. Неудивительно, что к предреволюционным годам от захоронений не осталось следа.

    В 1805 году в храме Иоанна Предтечи служили священник Никифор Наумов (в следующем году он умер, и на его место определили Василия Баженова), священник Василий Урбанов, диакон Василий Болотов, два дьячка и два пономаря. Приход насчитывал 369 дворов, где проживали 954 мужчины и 960 женщин. В 1911 году здесь значатся: священники Евфимий Таиров (с 1907 года), Сергий Чуев (с 1911 года), диакон Филипп Буянов (с 1905 года), псаломщики Николай Кручинин (с 1902 года) и Константин Скрябин (с 1911 года). Старостою церкви был крестьянин Михаил Федорович Кожевников, к 1918 году его сменил И.Колесников. Приход состоял из 550 домов, где проживали 3800 человек.

    Пригородная церковь отличалась богатством утвари; видно, много жертвовали воронежцы на помин души родных. В перечне драгоценных предметов, поданном священником Иоанном Сахаровым в декабре 1918 года в Губсовнархоз, значились двенадцать риз на иконах, множество крестов, дароносиц, ковчегов и лампад. По весу они составили 9 пудов 23 фунта и 1 золотник серебра.

    Массовый погром храмов, предпринятый большевиками на рубеже 1920-1930-х годов, миновал обитель на Ближней Чижовке.

    В 1920-1930-е годы церковь находилась в руках обновленцев, в 1933-1935 году священником здесь служил Иоанн Севастьянов, а обязанности псаломщика исполнял протоиерей Николай Немчинов.

    В июле 1938 года горсовет расторг договор с группой верующих, арендовавших Предтеченский храм. В конце сентября облисполком принял решение закрыть церковь и использовать здание под киностудию. А через два года в «Коммуне» появилась информация о том, что работы по переоборудованию Предтеченской церкви под студию «Союзкинохроники» ведутся полным ходом. Успела ли киностудия переехать на Чижовку, трудно сказать, скоро грянула война.

    Судя по воспоминаниям одного нашего земляка, оказавшегося за границей и там опубликовавшего свои заметки под заглавием «Судьба воронежских святынь», весной 1942 года власти были вынуждены разрешить в Воронеже богослужения (к лету 1940 года все церкви города оказались закрытыми). В храме Святой Троицы открылась «очень маленькая церковь», надо полагать, в одном из приделов. Утварь для нее, пишет мемуарист Виктор В-ч, выдали из Антирелигиозного музея, священник нашелся из НКВД, но ненадолго: 7 июля правобережный Воронеж захватили немцы. На мой взгляд, речь в этом случае идет именно о Предтеченской (Троицкой) церкви на Чижовке.

    Оказавшись на передней линии боев, церковь зимой 1942-1943 годов была полностью разрушена, руины ее снесли в начале 1950-х. Сейчас на ее месте на улице Веры Фигнер построен магазин. Территория кладбища в последнее время застраивается жилыми домами, следов погребений практически не осталось. Надгробными плитами вымощены спуски к реке, но они туда стащены со всех воронежских кладбищ. Не было покоя в нашей стране не только живым, но и мертвым...

    Храмы города Воронежа

  • Благовещенский собор
  • Покровский собор
  • Троицкий Смоленский собор
  • Владимирский собор
  • Успенская Адмиралтейская церковь
  • Ильинская церковь
  • Пятницкая церковь
  • Вознесенская церковь
  • Богоявленская церковь
  • Церковь Иоанна Богослова
  • Спасская церковь
  • Церковь Иоанна Предтечи на Чижовке
  • Церковь Рождества Христова на Чижовке
  • Церковь Рождества Христова на Придаче
  • Введенская церковь
  • Никольская церковь
  • Петропавловская церковь
  • Тихвино-Онуфриевская церковь
  • Воскресенская церковь
  • Воскресенская кладбищенская церковь
  • Церковь Святого Духа на Терновой поляне
  • Всесвятская церковь
  • Успенская церковь на Монастырщенке
  • Церковь Взыскания погибших
  • Казанская церковь в Отрожке
  • Домовые церкви
  • Часовни и неосуществленные проекты
  • Пригородные церкви

  • Архангельская церковь в Репном
  • Троицкая церковь в Боровом
  • Петропавловская церковь в Таврове
  • Тихоновская церковь в Подгорном
  • Казанская церковь в Подклетном
  • Митрофановская церковь в Шилово
  • Церковь Рождества Христова в Малышево

  • В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос