Старая Слобода.

Казанская церковь

Дата публикации или обновления 14.10.2021
  • Храмы Владимирской области
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Города: БоголюбовоВладимирКиржачМуромПокровСуздальЮрьев-Польский
  • Храмы Владимирской области.
    Город Александров и Александровский район.

    Церковь Казанской иконы Божией Матери

    Село Старая Слобода.

    Село стоит при р. Серой. В XV в. через село проходила дорога в Переславль-Залесский и оно называлось Великая Слобода, и было центром Слободской волости.

    Село принадлежало боярскому роду Старковых, здесь жил и умер в 1470-х гг. владелец села боярин Александр Иванович Старков, дворецкий Юрия Васильевича (1441-1472), удельного князя дмитровского, потом можайского и серпуховского. Дети Старкова умерли раньше отца, при эпидемии. Вотчина перешла к его брату Алексею. Род захудал, и Алексей Иванович Старков и его потомки выбыли из боярской среды. В начале XVI в. село стало называться Александровским. После А.И. Старкова его дети разделили вотчину, село досталось сыну Ивану. Позднее оно стало называться Старой Слободой.

    Ныне существующая каменная церковь построена в 1696-1698 гг. на месте деревянной. На паперти под колокольней, на вделанной в стену белокаменной плите было записано: «Лета 7204 <1696> августа в 10 день начали сию каменную церковь созидать во имя Пресвятыя Богородицы Казанския, да в приделе святаго Иоанна Предтечи Благовещенскаго собора, что у Великого Государя на сенях, Протопресвитер Великого Государя духовник Феофан Феофилактович и совершися сия церковь 206 <1698> года майя 4 день». Феофан Феофилактович - духовник царей Иоанна и Петра Алексеевичей, но по смерти в 1696 г. царя Иоанна Алексеевича оставался в этом звании лишь номинально, так как царь Пётр Алексеевич имел особого духовника, священника Верхоспасского собора, а с 1696 г. протоиерея Архангельского собора, Петра Васильевича. Престолов в храме было три: в холодном - Казанской иконы Божией Матери, в тёплых приделах -Святителя Николая Мирликийского и Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. В начале XIX в. возведена ныне существующая трёхъярусная колокольня.

    В храме находилась местночтимая икона Божией Матери Казанской, которая была перенесена в церковь с. Старая Слобода из Симеоновского монастыря, располагавшегося близ Старой Слободы, при его упразднении в 1724 г., и что эта икона была та самая «чудотворная икона Казанския Божия Матери, от которой в Симеоновском монастыре при старце Серапионе, его строителе (с 1640 по 1646 г.), было многим людям в разных недугах исцеление». На месте монастыря, на горе против расположенной на берегу р. Серой д. Хохряковки, Семёновское тож, недалеко от дороги из деревни в приходское с. Старую Слободу, одиноко стоял каменный столп, в котором были поставлены иконы Спасителя, Богоматери и весьма древнего письма икона святого Симеона Столпника. В деревнях Семотине и Авксентьеве издавна стояли деревянные часовни (сломаны в советское время, нет уже и самих деревень).

    Церковный причт казанской церкви в 1884 г. состоял из священника и псаломщика. Священник Николай Лихарев рукоположен во иерея в 1871 г. В 1884 г. он открыл в Старой Слободе церковноприходскую школу, в 1885 г. в ней обучались 15 мальчиков и 3 девочки. Для школы церковным старостой было приобретено удобное помещение на средства, пожертвованные неизвестным лицом. Школа содержалась на средства александровского купца Николая Алексеевича Чеснокова.

    В 1930-е гг. храм был закрыт и разорён, среди всеобщего запустения сохранилась только рама иконостаса. Священник храма с. Старая Слобода Павел Александрович Шутгуров арестован и клеветнически обвинён «в организации повстанческой группы церковников, преследующей цель осуществления террора в отношении руководителей партии». Он родился в 1882 г., окончил сельскую школу и до 1926 г. служил псаломщиком, затем священником в Переславском районе Ярославской области.

    В 1928 г. приговорён к 5 годам лишения свободы, наказание отбыл. Новый арест последовал 24 июля 1937 г. «Тройкой» УНКВД Ивановской области 9 сентября 1937 г. Шутгуров признан виновным и вскоре расстрелян. Постановлением Президиума Владимирского областного суда от 30 июня 1960 г. из обвинения исключена организационная контрреволюционная деятельность.

    В 1868 г. в семье диакона церкви с. Старая Слобода родился будущий священномученик Василий Соколов. По окончании Вифанской семинарии он преподавал в приходской школе с. Закубежье (1888-1890), потом был рукоположен в сан священника и до 1906 г. служил в церкви Рождества Христова с. Пустое (ныне в Сергиевопосадском районе Московской области). У о. Василия и матушки Иларии было шестеро детей. Когда о. Василий заболел тифом, и надежды на выздоровление не было Илария в отчаянии просила Бого о том, чтобы Он исцелил Василия, а взял её. Отец Василий неожиданно выздоровел, но на следующий год, Илария почувствовала, что силы быстро оставляют её, врачи нашли рак печени. В 1902 г. Илария умерла. Отца Василия вскоре перевели в Николо-Явленскую церковь на Арбате в Москве. Трое детей умерли, остались сын и две дочери.

    В 1910 г. о. Василий окончил Московскую Духовную академию. В 1922 г. при изъятии церковных ценностей о. Василий был арестован за проповедь, в которой сравнил положение верующих в советской России с вавилонским пленом, и расстрелян. За несколько дней до расстрела о.Василий писал в дневнике: «Немного уснул после бессонной ночи, и самочувствие стало значительно лучше. Правда, сердце не перестает ныть, как бы в предчувствии нависшей беды, но состояние организма покойное, уравновешенное. К эму же слухи распускают (я думаю, что распускают для настроения) хорошие, будто предрешено вообще отменить смертные приговоры по нашему делу, заменить другими наказаниями. Какие бы ни были эти наказания, несомненно, их предпочтешь расстрелу, но верится с трудом в такую благонамеренность судей. Почему же ее не было у них раньше? Скоро все узнается. Уже, наверное, дело пересматривается, и окончательный приговор не замедлит вступить в силу. Господи! Что тогда! Неужели так и придется расстаться с белым светом? Вот когда организм крепнет, тогда и жажда жизни увеличивается.

    Потому-то, я думаю, подвижники и изнуряли и не щадили тела, чтобы эту жизненность в нем ослабить, чтобы возбудить жажду другой, небесной, духовной жизни. Две эти жажды не могут вместиться в настроение человека. И потому мудрый не дает возобладать животно-телесной чувственной жажде в своем организме, а старается о доминанте духовной. В отношении себя должен я сказать, что духовная жажда не была моим постоянным и устойчивым настроением и в прежнее время. Так остается и теперь даже в эти единственные в своем роде дни, когда вопрос о жизни здесь и жизни там стоит на самой первой очереди, когда надежды на здешнюю жизнь телесную почти утрачены и предстоит неизбежная встреча с жизнью потусторонней, загробной. Даже и теперь настроение остается колеблющимся, и вспышки чувственной, земной жизни нисколько не ослабевают, а только разве замирают на время, чтобы немного погодя дать о себе знать еще сильнее.

    Однако, думаю, не может пройти бесследно такое душевное напряжение в борьбе за то, что же должно предпочесть - земное или небесное, телесное или душевное, настоящее или будущее. Во всяком случае, весы решения склоняются в сторону последнего выбора. И этот результат является самым важным плодом переживаемого времени. Что бы ни случилось потом, все-таки вопрос является решенным окончательно: держись за вечную жизнь, за небо, за душу. Остальное все преходит и не стоит серьезного внимания. Для меня, как уже вообще перешедшего во вторую половину жизни, давно следовало бы остановиться на таком выборе и направить все усилия к его проведению в жизнь. Этого не было по доброй воле. Теперь это приходится признать и начать осуществлять по необходимости.

    Да, тюрьма великая учительница и строгая наставница. Она не любит шуток и половинчатости. Здесь надо решаться окончательно и бесповоротно. В свободной жизни к этому себя никак не принудишь, до этого сознания никак не дойдешь. Вот она, эта тюрьма, теперь окончательно убедила меня, что отдаваться со всем жаром и исключительностью мирской, житейской суете - чистое безумие, что настоящее занятие для человека должно состоять в служении Богу и ближнему и меньше всего в заботах о себе. Что дала мне в конце концов эта моя многопопечительность о земных стяжаниях, о честолюбивых, служебных и иных преимуществах, о покое и довольстве телесной жизни? Я признаю, что эта неправильная постановка жизни и довела меня до тюрьмы.

    Правда, я в последнее время (и только в последнее) стал подобрее, позаботливее в отношении к бедным и к ближним вообще, но именно только чуть-чуть. Нет, надо в корне все это перестроить и жить по-христиански, а не по-язычески, как это велось доселе. Но придётся ли, Господи, придётся ли хоть попробовать жить no-Божьи? И сможешь ли жить no-Божьи на свободе? В тюрьме да в грядущем страхе смерти решимость не пропадает и крепнет, а на свободе среди шума жизни и всяких соблазнов - там, пожалуй, и не выдержишь такого благого решения. Да, да, и во всяком зле есть свое добро и даже большое добро. Так и в тюрьме много добрых переворотов совершается в душах людей. И они уходят отсюда во многом очищенными от старых плевелов, от прежней грязи. Уйду ли я таким, и вообще уйду ли?»

    Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. причислен к лику новомучеников. Уже в наше время храм в с. Старая Слобода был возвращен верующим и восстановлен.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос