Карабаново

Троицкая церковь

Дата публикации или обновления 14.10.2021
  • Храмы Владимирской области
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Города: БоголюбовоВладимирКиржачМуромПокровСуздальЮрьев-Польский
  • Храмы Владимирской области.
    Город Александров и Александровский район.

    Церковь Святой Троицы

    Город Карабаново.

    Город Карабаново расположен на р. Серой и окружён лесом. Первое письменное упоминание об этом месте - купчая крепость на Арсаки и сельцо Карабаново, подписанная дьяком Добрыней Семёновым и датированная 1630 г. Карабаново, как это видно из названия, было родовым имением дворян Карабановых. В 1843 г. Иван Фёдорович Баранов купил у собирателя русских древностей помещика Павла Фёдоровича Карабанова (1767-1851) деревню с землёй. Павел Фёдорович происходил из старинного дворянского рода. Его отец, Феодор Леонтьевич, был тверским вице-губернатором, мать Анастасия Григорьевна, урождённая Кисловская, - троюродная сестра князя Г.А. Потёмкина. П.Ф. Карабанов шести лет был записан в Преображенский полк, «числился сержантом» и, получив домашнее воспитание, некоторое время служил в полку, в 1789 г. получил первый офицерский чин.

    В 1790 г. оставил службу в чине премьер-майора. Непродолжительное время состоял заседателем совестного суда, депутатом дворянского собрания Тверской губернии. Женитьба на княжне Варваре Ивановне Гагариной принесла ему большое состояние. Павел Фёдорович переехал в Москву, где и провёл всю свою долгую жизнь. Вращаясь в кругу представителей высшего общества древней столицы, встречаясь с людьми, занимавшими некогда видное место при дворе, добросовестный, трудолюбивый и любознательный археолог-дилетант Карабанов записывал рассказы, которые удавалось ему слышать от очевидцев или даже участников политических и придворных событий; из этих рассказов составилось любопытное собрание исторических анекдотов, обнародованное в «Русской старине» 1871 и 1872 гг. Большую часть своего досуга Карабанов употреблял на собирание, в течение более полустолетия (с 1792 г.), разнообразных памятников отечественной старины и составил замечательный музей древностей, в котором были богатый отдел гравированных и других портретов русских деятелей (числом свыше 3000) и вообще эстампов, коллекция монет и медалей, собрание старинной русской утвари, образов, крестов, серебряной и иной посуды, часов и предметов домашнего обихода, картин, книг, рисунков, рукописей и т. п.; каждый отдел изобиловал редкостными и ценными экземплярами, на приобретение которых Карабанов не жалел ни времени, ни средств.

    Музей Карабанова был предоставлен им, по завещанию, в распоряжение императора Николая I, с тем чтобы деньги, какие государь пожалует за него, были обращены на богоугодные заведения и благотворительные дела. Предметы музея были распределены по различным правительственным учреждениям; так, большая часть рукописей передана в 1852 г. в Императорскую публичную библиотеку, а часть в Московский архив Министерства юстиции; собрание портретов перешло в Эрмитаж, а древних вещей - в Оружейную Палату. Кроме «Исторических рассказов и анекдотов, записанных со слов именитых людей», в «Русской Старине» напечатаны были (1870-1871 гг.) составленные Карагановым списки «Статс-дамы и фрейлины русского двора в XVIII и XIX столетиях», а в «Чтениях Московского общества истории и древностей российских» за 1860 г. обнародованы «Списки замечательных лиц русских», с дополнениями князя П.В. Долгорукова, получившего от Карабанова его бумаги генеалогического содержания. По словам Долгорукова, Карабанов «одарён был самыми прекрасными свойствами, какие только могут украшать человека: он был усердным христианином, пламенным патриотом, верным в дружбе; считал себя счастливым, когда мог помочь неимущему; имел характер привлекательный по тёплой доброте своего сердца, по утончённой деликатности чувства и по своей необыкновенной скромности, одарённый любознательностью, страстно любя отечество, он страстно любил и русскую историю и усердно ею занимался».

    Первыми экспонатами карабановского музея были семейные реликвии. Он собирал монеты (более 2000), среди которых был редкий «пугачёвский рубль», предметы старинной русской утвари, собрал коллекцию крестов и образов, в том числе так называемых «воротных икон», носившихся как крест, на шее.

    В Карабаново, александровский купец и фабрикант Иван Федорович Баранов, на земле купленной у помещиков Карабановых, развернул строительство дома и фабрики. Для Ивана Федоровича его новое дело оказалось весьма прибыльным. В течение года на окраине сельца Карабаново, невдалеке от проселочной дороги в уездный г. Александров, он ставит новый деревянный дом, на кирпичном фундаменте, где размешались кухня, погреба и другие подсобные помещения. После постройки в 1876-1880 гг. в Карабанове каменной церкви, это место стало называться «Церковной горкой». В доме Барановых был паркетный пол и десять изразцовых печей.

    Впоследствии, после революции 1917 г. в дом был приспособлен под общежитие для молодых рабочих, потом в нём была открыта начальная школа, а в период с 1947 по 1995 г. размешался детский дом.

    В 1846 г. Иван Фёдорович Баранов построил на правом пологом берегу реки, на Зеленцинском лугу, фабрику.

    Вокруг разросся посёлок, который занял и левый берег. В 11871 г. Карабаново было соединено с Александровым железной дорогой. У станции возник посёлок железнодорожников с типовыми деревянными домами начала XX в. и Торговая улица, застроенная двухэтажными каменными домами с лавками в первом этаже.

    В деревянном доме начала XX в. была оборудована часовня.

    Двумя улицами площадь перед фабрикой с главной конторой, построенной в конце 1860-х - начале 1870-х гг., харчевым амбаром, построенным в последней четверти XIX в. соединялась с площадью перед деревянным вокзалом (не сохранился). На этих улицах размещались родильный приют и трёх- и четыpёхэтажные каменные казармы, построенные, соответственно, в середине 1900-х гг. и в 1883 г. дома для служащих и дом механика красильно-набивной фабрики. В стороне, у р. Серой, стояло здание пожарного депо.

    Фабрика, впоследствии получившая название Троицко-Александровс-кая мануфактура, занималась крашением кумачей, набивкой платков и изготовлением рубашечных ситцев. Продукция была столь высокого качества, что И.Ф. Баранов уже в 1847 г., после выставки в Петербурге, получил право на изображение государственного герба. Самостоятельно и в компании с другими купцами он старался развить торговлю с Хивой, Бухарой и другими азиатскими государствами. «Дружась с азиатами, - говорил он, - мы имели бы верный сбыт своих мануфактурных изделий, получая за них не золото, но естественные произведения, которые принуждены теперь покупать из вторых рук» (прежде всего красители). После смерти Баранова в 1848 г. фабрики перешли в заведование его жены, а затем, по произведённому в 1863 г. разделу, Троицко-Александровская мануфактура досталась сыновьям Ивана Фёдоровича - Александру и Асафу (в 1874 г. Асаф Иванович основал свою фабрику в Струнине). Началось бурное развитие мануфактуры, в 1863 г. был построен кирпичный завод, и все деревянные строения были заменены каменными.

    В 1860-е гг. построено здание литейно-механических мастерских, в1865 г. - солильный корпус, в те же времена построен прядильно-ткацкий корпус, в 1866 г. поставлена первая печатная машина, в 1869 г. - механический двигатель, в 1874 г. проведены успешные пробы окрашивания искусственными красителями, в 1881 г. построена большая водокачка и по фабрике проведён пожарный водопровод. В 1874 г. было учреждено «Товарищество мануфактур Барановых», директором-распорядителем избран Александр Иванович Баранов (ум. 1878). В 1860-х гг. на фабрике работали 3000 человек.

    В 1858 г. построили первую казарму. В начале XX в. на фабрике работало уже 6000 человек.

    В 1890-1900 гг. построен целый городок из каменных казарм для рабочих и домов для служащих. В наше время старина текстильного городка пришла в упадок, харчевой амбар, в советское время был перестроен под хлебопекарню, родильный приют, в наше время - здание заброшено), больница (не сохранилась), богадельня (не сохранилась), пожарный сарай (перестроен и надстроен в советское время) и многими другими зданиями, в том числе и в наше время люди живут в казарме для одиноких работниц, выстроенной ещё в 1870-х гг. В 1880-х гг. строятся трёх - четырехэтажные каменные казармы с коридорной системой расположения жилых комнат и отдельной хозяйственной частью (кухни, кладовые, прачечные). Центром экономической жизни фабрики и посёлка была главная контора. Продолжалось и производственное строительство. В конце 1880-х - начале 1890-х гг. были построены красильно-отделочный корпус, склад пунсового товара, в начале 1900-х - котельная, локомотивное депо, ткацкий корпус. Александр и Асаф Барановы просили духовное начальство разрешить им построить храм с образованием самостоятельного прихода (до этого фабрика была приписана к храму с. Махра, в 5 верстах).

    В 1876 г. на высоком берегу р. Серой, на месте, где располагалась д. Карабаново, отныне получившем название «Церковная горка», Александр Иванович Баранов начал возведение Троицкой церкви (строительство продолжила его вдова Елизавета Александровна Баранова, окончил управляющий мануфактурой Алексей Михайлович Первушин). Церковь строилась по проекту владимирского епархиального архитектора Николая Андреевича Артлебена (1827-1882, дворянина,члена императорского археологического общества, общества древнерусского искусства при Московском публичном музее, общества древней письменности в Петербурге, действительного члена Владимирского губернского статистического комитета. Н.А. Артлебен в 1849 г. окончил Московское дворцовое архитектурное училище со званием архитекторского помощника старшего класса. В 1851 г. определён архитектором казённой палаты во Владимир. Производил раскопки у храма Покрова на Нерли. С1857 по 1882 г. - владимирский епархиальный архитектор. С 1879 г. - редактор неофициальной части «Владимирских губернских ведомостей». За труды по археологии, истории и архитектуре Николай Андреевич был награждён орденом Святого Станислава и медалями различных обществ.

    Церковь была освящена в 1880 г. преосвященным Феогностом, епископом Владимирским и Суздальским (Егор Иванович Лебедев, родился в 1829 г., окончил Тверскую Духовную семинарию и Петербургскую Духовную академию, в 1867 г. рукоположен во епископа Балтского, викария Подольской епархии, с 1870 г. епископ Астраханский и Енотаевский, с 1874 г. епископ Подольский и Брацлавский, на Владимирской кафедре был с 1878 по 1892 г., с 1883 г. архиепископ, с 1892 г. архиепископ Новгородский и Старорусский, с 1900 г. митрополит Киевский и Галицкий, скончался в 1903 г.). В 1890-х гг. Троицкий храм был расширен двумя приделами. Огромное открытое подкупольное пространство, делало храм похожим на соборы больших городов. В 1890 г. храм был расширен пристройкой двух приделов. Причт состоял из священника и псаломщика, но в 1880 г. по прошению директоров Карабановской фабрики к церкви определён диакон для служения только по праздничным дням. Церковь дала название мануфактуре.

    1883 г. в Карабановской церкви служил о. Александр Иванович Сокольский. Вскоре его перевели в Струнино, где он служил 30 лет, с 1884 по 1897 г. был наблюдателем школ Александровского уезда, с 1896 г. - депутатом по благочинническому округу. В семье о. Александра было семеро детей, младший из которых, Борис (1899-1976), был известным краеведом.

    Барановы также построили и содержали школу (открыта при фабрике в 1868 г. Е.А. Барановой, в 1884 г. учились 131 мальчик и 74 девочки), приходскую богадельню для рабочих (её обитателей изобразил на картине «Beчер» художник К.П. Пынеев, местный уроженец). Здание богадельни и дом причта сохранились на площади, где стояла церковь.

    Храм в советское время полностью разрушен. Теперь рядом с местом его расположения построена часовня. Планируется восстановить храм, а пока под молитвенный дом приспособлен один из домов фабричного посёлка. На Церковной горке стоял дом Барановых, здесь же охотно строили свои дома служащие фабрики. В 1868 г. в с. Карабаново, в семье мещанина г. Александрова Петра Алексеевича Пынеева и его жены Пелагеи Фёдоровны, родился сын Константин, будущий художник. Заработок Петра Алексеевича на фабрике был скудным, поэтому все дети с малых лет готовились к самостоятельной трудовой жизни. Константин, крепкий и подвижный мальчик, две зимы ходил в церковноприходскую школу и в 10 лет был определён на фабрику. Он с увлечением дома воспроизводил красочные рисунки, которые видел днём. Его после слёзных просьб Петра Алексеевича перевели для подсобных работ к фабричным художникам.

    Вскоре он сам начал выполнять несложные задания. Когда ему шел 12-й год, на него обратила внимание Елизавета Александровна Баранова (с 1878 г. директор правления «Товарищества мануфактур Барановых»), сама любившая рисовать и покровительствовавшая талантливым людям. Она жила в Москве, но приезжала по делам в Карабаново. Она предложила Петру Алексеевичу отдать сына в живописные мастерские Троице-Сергиевой Лавры. Там Константин учился около 8 лет, стал мастером, получил право самостоятельно писать иконы. Затем решил поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и был принят, но только вольнослушателем, так как не имел среднего образования. В Москве он вёл полуголодную жизнь, перебиваясь случайными заработками.

    В 1891 г., сдав экзамены за курс гимназии, был зачислен в число студентов училища, которое закончил в 1893 г. и поступил в Петербургскую академию художеств. В Петербурге он снова жил впроголодь, зарабатывая уроками. Он достиг известности, репродукции его картин печатались в самом читаемом в то время журнале «Нива». Но достигнутое тяжёлым трудом благосостояние рухнуло в революцию 1917 г. вместе со старым строем.

    В 1922 г. художник, истощённый голодом и заботами, больной туберкулёзом, скончался. Его имя было забыто, многие работы утеряны, и только в 1990-е гг. стараниями александровских краеведов К.П. Пынеев вновь занял подобающее ему место в истории русского искусства.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос