Можайск

Никольский собор, часть 3

Дата публикации или обновления 06.05.2017

Храмы Московской области

  • К оглавлению - Подробные истории храмов Московской области.
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.

  • Страницы:   1   2   3   4

    Никольский собор

    Г. Можайск.

    В 1868 г., 6 и 7 сентября, Никольский собор посещал митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов).

    13 октября того же года епископ Можайский Игнатий освятил придел Никольского собора во имя иконы «Всех скорбящих Радость».

    В 1869 г. в Никольском соборе поставлен новый иконостас, с оставлением в нижнем и среднем ярусе прежних икон, а для верхнего яруса, царских врат, южных и северных дверей написаны новые, стены и своды собора расписаны вновь. Вся утварь церковная, кроме напрестольной, приобретена новая, престол и жертвенник, по непрочности старых, заменены новыми. На паперти собора поставлены киоты и написаны новые иконы.

    28 мая 1870 г. епископом Можайским Игнатием, в сослужении архимандрита Лужецкого монастыря Виктора и городского духовенства, был освящён возобновлённый в 1869 г. Никольский собор.

    5 сентября 1871 г. с разрешения митрополита Московского и Коломенского Иннокентия и епископа Смоленского Серафима по прошению граждан по случаю бывшей в июле холеры принесена была в Можайск из Колоцкого монастыря Гжатского уезда Смоленской губернии чудотворная Колоцкая икона Божией Матери. Икона была встречена духовенством с хоругвями и крестами за городом, близ Петровского кладбища, и принесена в собор. 6 сентября епископом Можайским Игнатием совершено всенощное бдение, а 7 сентября в сослужении архимандрита Лужецкого монастыря Виктора, архимандрита Колоцкого монастыря Митрофана, соборного протоиерея и городского духовенства - литургия, после которой пред иконой Божией Матери принесено благодарственное моление Господу по случаю прекращения холеры. Чудотворная икона находилась в городе три недели, её носили по домам для совершения молебнов. 26 сентября после поздней литургии Колоцкая икона взята была из собора в Верею. Икону провожало градское духовенство с хоругвями и крестами при колокольном звоне.

    По случаю свирепствовавшей в Можайске в июле 1871 г. холеры почти всеми жителями города были поднимаемы из собора в дома для служения молебнов с водоосвящением иконы Нерукотворного Образа Спасителя и Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и небольшая икона Николая Чудотворца. В благодарение Господу Богу за избавление от холеры гражданами Можайска была пожертвована в собор к Нерукотворному Образу Спасителя вызолоченная серебряная лампада.

    12 июля 1872 г. около 3-х часов пополудни из небольшого облачка, стоявшего над колокольней, без дождя, последовал громовой удар. Все проволоки на часах, установленных на колокольне, были обожжены и порваны, часы остановились, в проёмах колокольни в некоторых местах вывалились кирпичи, а из карнизов несколько белых камней.

    В 1882 г. по штату в соборе положено быть настоятелю-протоиерею, священнику, диакону и трём псаломщикам.

    Священник о. Михаил Успенский возглавлял можайское отделение епархиального Кирилло-Мефодиевского братства, помогавшего приходским школам и содействовавшего духовному просвещению народа. 12 октября 1883 г. в семье священника Можайского собора Михаила Васильевича Успенского родился сын Василий.

    В 1896 г. он окончил Перервинское Духовное училище, в 1904 г. - Московскую семинарию. Можайское уездное училище, как старшее в городе, имело законоучителями священников собора. Они служили в этой должности по 25 лет, до выслуги пенсии, и уступали место другим. Так, по некрологу протоиерея Соболева видно, что он был в училище законоучителем с 1856 по 29 июня 1881 г., после чего получал пенсию в 200 рублей в год. Затем на этом месте был другой священник того же собора, Михаил Васильевич Успенский.

    13 мая 1892 г. московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович и его супруга великая княгиня Елизавета Феодоровна в 11 с половиной часов утра прибыли по железной дороге на станцию Можайск, где были встречены уездным предводителем дворянства А.К. Варженевским, городским головою Прониным и уездным исправником Перфильевым (он был известен всему уезду тем, что у него было 12 дочерей), членами управы и гласными думы, представителями прочих ведомств, начальством железной дороги и множеством народа. Городской голова поднёс гостям на серебряном блюде от г. Можайска хлеб-соль.

    В свите их высочеств находились гофмейстер А.А. Олсуфьев, заведующий двором его высочества граф ГГ. Стейнбок, состоявший при его высочестве генерал-майор генерального штаба М.П. Степанов и адъютанты капитан B.C. Гадон и поручик Джунковский (впоследствии московский губернатор; Джунковский и Гадон расстреляны в 1938 г.), фрейлина её высочества графиня Е.А. Уварова. Из Москвы сопровождал их высочества исполнявший должность московского губернатора князь В.А. Барятинский.

    В экипаже их высочества проследовали в Можайск. В начале 1-го часа пополудни при звоне колоколов на городских колокольнях их высочества прибыли в можайский собор. При входе в собор их встретили с крестом и святой водой соборные священники. При пении тропаря святителю Николаю высокие гости вошли в собор. В храме была произнесена ектенья, провозглашено многолетие их императорским величествам, наследникам цесаревичу, великому князю Сергею Александровичу с супругой великой княгиней Елизаветой Феодоровной и всему царствующему дому.

    Настоятелем собора была вынесена со святого престола икона Святителя Николая и поднесена их высочествам, священник поднёс просфору. Приложившись и приняв образ, их высочества подошли к чудотворной иконе Святителя Николая и с коленопреклонением молились перед ней. Настоятель храма поведал, что в 1537 г. дважды и в 1538 г. на поклонение чудотворной иконе приезжала правительница Елена (Глинская), в 1546 г. будущий царь Иоанн Грозный, в 1564 г. он приехал во второй раз с царицей, сыном, с князем Владимиром Андреевичем и митрополитом.

    В 1592 г. на поклонение святыне приезжал царь Феодор Иоаннович. Великий князь Сергей Александрович спросил: «В таком же виде икона и теперь?» -настоятель ответил, что изменений не было. После сего их высочества изволили выйти из собора, перед ними шло соборное духовенство с крестом. Их высочества отправились в Лужецкий монастырь, посетили земскую больницу, приют графини Уваровой, где кушали чай, подъехали к Троицкой церкви, но не были встречены духовенством (вероятно, их ожидали ранее, но их высочества проехали мимо церкви в Уваровский приют), и немедленно отправились в с. Бородино.

    1-го августа 1892 г. в Можайск вновь была принесена Колоцкая икона Божией Матери. Всё городское духовенство встречало икону у поворота на Лужецкий монастырь. Она была принесена для совершения крестного хода вокруг Можайска, для служения общественного молебна в городе на другой день после крестного хода и для служения молебнов в домах по желанию жителей. Икона находилась в Можайске неделю, потом её провожали с крестным ходом в Верею до часовни в Ямской слободе.

    29 августа 1892 г. в городской собор прибыл из Лужецкого монастыря епископ Можайский Тихон. Он служил всенощную и назавтра литургию в день тезоименитства императора. В тот же день он посетил градские церкви и ездил в сёла Александрове и Тесово. На другой день отправился в с. Борисово для обозрения церквей Тропарёвского благочиния, ночевал в с. Елманово у господина Березникова. Оттуда приехал в с. Горячкино и ночевал в Бородинском монастыре. 3 сентября с почтовым поездом отправился в Москву. Во всех обозреваемых церквах владыка говорил собравшемуся народу архипастырские поучения.

    25 сентября, в воспоминание 500-летия со дня преставления преподобного Сергия Радонежского, в соборе после ранней и поздней литургий было совершено молебствие с раздачей народу троицких листков. После ранней литургии из собора местным священником М.В. Успенским в сопровождении хоругвей отнесена была освящённая в соборе икона Преподобного Сергия, жертвуемая гражданами в Лужецкий монастырь.

    26 сентября 1892 г. отстранён от места псаломщик Александр Лебедев. Резолюция епископа на донесении благочинного и настоятеля собора: «Псаломщик Лебедев за нерадивое исполнение своих обязанностей, непочтительное отношение к настоятелю и своевольное оставление должности отрешается от занимаемого им места... с дозволением приискать себе место псаломщика, если пожелает, в каким-либо селе».

    7 марта 1893 г. исполнилось 40 лет служения в соборе протоиерея Сергия Соболева. Он был рукоположен во священника к можайскому собору в 1853 г.

    С конца августа до начала октября чистился пруд, или озеро (таково старинное местное название), около собора, где совершается водоосвящение 9 мая в день Николая Чудотворца, для чего устроено особое место в виде часовни. За очистку озера от собора уплачено 130 руб. и жителями города пожертвовано до 100 руб.

    В ноябре 1893 г. над воротами близ часовни у моста поставлена икона Николая Чудотворца с фонарём и лампадкой.

    По большим праздникам в ночь перед заутреней в Никольском соборе был виден свет. Сторож часовни у моста Илья Антонович рассказывал: «Звонари в соборе стали замечать иногда, ранним утром, затемно поднимаясь по лестнице на колокольню звонить к заутрене, что из щелей двери притвора Николая Чудотворца идет яркий, необыкновенный свет и внутри притвора слышится шум голосов. Большинство, перекрестясь, спешили пройти поскорее, а затем, спустившись уже после звона, когда открывали двери придела священник и дьякон для службы, убеждались, что внутри никого нет, всё на месте и в порядке. Они считали про себя это за наваждение и обычно умалчивали о виденном, хотя некоторые из них, беря расчёт, объясняли причту и старосте эти случаи с ними как причину ухода со службы из страха.

    Перед Гаврилою, кажется, служил звонарём молодой ещё смелый звонарь. Однажды, глубокой осенью или зимой, в большой праздник причт пришёл в собор ранним утром затемно, не дождавшись обычного звона к заутрене. На чугунном полу паперти у двери придела св. Николая лежал без памяти звонарь. Фонарь светил перед дверью придела, очевидно поставленный на пол звонарём. Когда звонаря привели в чувство, он рассказал, что, поднимаясь из сторожки по лестнице звонить к заутрене, он услышал доносившиеся из-за двери придела св. Николая голоса и увидел сильный, яркий свет. Думая, что в церкви воры, он тихонько подошёл к двери, на них снаружи висел замок, и в глазок двери заглянул внутрь.

    Церковь была залита внутри ярким светом, и там шла торжественная служба на каком-то не нашем языке. Посреди церкви на возвышенности между столбов притвора стоял совершавший службу архиерей в митре, окружённый сильным сиянием под паникадилом.

    С толпою священства, может быть, прежнего причта собора или святых, он совершал богослужение в волнах кадильного дыма. Когда звонарь, перекрестившись, взглянул наискось за правый столб, он не увидел на месте иконы-статуи св. Николая. Ниша иконостаса была пуста и блестела своим глянцевым гладким золотом поля. Царские врата были раскрыты. В церкви было много молящихся. Звонарь глянул на совершавшего службу епископа, узнал в нём самого св. Николая и рухнул у дверей без чувств».

    15 декабря 1894 г. при соборе открыто братство Святителя Николая. Задачей братства было поддержание церковноприходских школ в уезде.

    В 1895 г. учителя Можайска пожертвовали 830 рублей на золотую ризу для Нерукотворного Образа Спаса и на устройство новой серебряной ризы в 10 фунтов с эмалевыми украшениями на икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которая находилась в соборе за колоннами. На украшение иконы пожертвовано ещё 26 золотников жемчуга и 6 бриллиантов.

    16 марта 1896 г. уволен за штат по прошению, вследствие болезни, настоятель собора протоиерей Сергий Павлович Соболев. Он родился в семье псаломщика, в Можайском уезде, в с. Глазово. После окончания семинарии в 1853 г. был рукоположен митрополитом Московским Филаретом в священники к Никольскому собору, в 1862 г. возведён в сан протоиерея. Настоятель (с 1862 г.) протоиерей Сергий Соболев (ум. 1898, в возрасте 72 лет), за время настоятельства сделал в храме отопление, новый иконостас, при нём храм расписан.

    В течение 25 лет о. Сергий был законоучителем уездного училища, 20 лет членом Можайского духовного правления, был также директором уездного отдела попечительного о тюрьмах комитета, благочинным, с 1871 г. состоял членом от земства в уездном училищном совете, с 1889 г. председателем уездного отделения епархиального училищного совета при Кирилло-Мефодиевском братстве.

    Настоятелем собора и благочинным утверждён местный священник Михаил Васильевич Успенский. Он был законоучителем в Можайском уездном училище, переименованном около 1894 г. в первое второклассное по положению 1879 г. В. Горохов вспоминал, что о. Михаил отличался горячим характером, ученики его боялись, особенно младшие, он не стеснялся в бранных выражениях, с сожалением вспоминал времена, когда в школах можно было сечь учеников. «От хороших ответов таял. Я учился у него в этом училище и помню, что он о себе рассказывал, что он давно уже законоучительствовал в нашем училище, вероятно с 1881 г. после Соболева».

    На свободное священническое место в 1896 г. рукоположен псаломщик Троицкой, что в Зубове, города Москвы церкви Николай Варсонофьевич Никаноров.

    В мае 1896 г. на другое место служения переведён диакон Иоанн Сергеевич Смородин. Он служил в можайском соборе с 1871 г. На его место перемещён диакон из Богородского уезда Сергий Яковлевич Соколов.

    В сентябре 1899 г. епископ Можайский Тихон служил всенощное бдение в Лужецком монастыре.

    12 сентября в 9 утра он прибыл в собор, служил литургию и молебен святителю Николаю. После молебна епископ, назначенный на Витебскую кафедру, обратился к пастве с прощальным словом. Духовенство Можайского градского благочиния удостоилось поднести владыке икону Святителя Николая. При прощании с причтом собора владыка пожертвовал собору 700 рублей. Эту сумму он приказал разделить на 4 части для пользования процентами на вечное время: одну часть в пользу собора, одну в пользу причта, часть в пользу бедных, преимущественно из духовного звания, и часть на увеличение означенного капитала. В 5 вечера владыка отбыл в Москву.

    Церковная летопись за 1899 г. сообщает: «19 сентября г. Можайск торжественно праздновал 600-летие со дня кончины св. благоверного князя Феодора, первого удельного князя Можайского. Торжества начались 18 сентября вечером служением в соборе всенощного бдения с акафистом св. благоверному князю Феодору и чадам его Давиду и Константину. 19 сентября после литургии был совершён крестный ход.

    В помещении Можайского городского управления, по совершении молебствия святому Фёдору и чадам его, депутациею от 141-го пехотного (Можайского) полка передана была в дар собору хоругвь. Хоругвь сия бронзовая вызолоченная, с изображением на одной стороне триипостасного Бога, а на другой - святителя Николая чудотворца, именуемого Можайским; на хоругви помещена надпись: "Гражданам г. Можайска в память совершившегося 600-летия существования города от 141 пехотного Можайского полка. 19 сентября 1299 г. -19 сентября 1899 г."». Эта запись в церковной летописи была комментирована В. Гороховым: «Плохое знание местной истории привело к тому, что день смерти князя Фёдора был принят за первый день истории Можайска. Фёдор был князем Можайска в 60-х годах XIII в., после чего перешёл в Ярославль. Первое упоминание о Можайске в летописях относится к 1231 г., с которого до 1899 г. прошло 668 лет». Хоругвь помещена в Николаевском соборе у правой колонны с внутренней её стороны.

    В июле ходили с иконой Святого Николая по домам местных граждан...

    Из церковной летописи за 1900 г.: «10 января скончался в Москве можайский мещанин Алексей Иванович Цвелёв, которым по духовному завещанию отказано в пользу собора 5000 руб... на вечное поминовение».

    6 апреля освящена икона Святых благоверного князя Феодора и чад его Давида и Константина, сооружённая на пожертвования к исполнившемуся 600-летию со дня смерти. В июне посетил собор Парфений, епископ Можайский; прибывший 17-го вечером. 18-го июня - литургия, по окончании её преосвященный обозревал все храмы при соборе, посетил тюрьму и беседовал с заключёнными, обозрел городские храмы, причём посетил и дома священников. Затем преосвященный прибыл в Лужецкий монастырь, куда собралось все градское духовенство, и преосвященный изволил беседовать со священнослужителями и выразил желание, чтобы они ревностно поучали граждан в храмах и заботились об учреждении церковноприходских школ. В 6 часов вечера отбыл обратно в Москву.

    В 1900 г. на имя митрополита Московского и Коломенского Владимира было отправлено прошение причта Никольского собора о построении при соборе здания церковно-приходской школы, «употребив на строительство церковную сумму 1000 рублей». Прошение подписали благочинный протоиерей Михаил Успенский, священник Николай Никаноров, диакон Сергий Соколов, псаломщики Василий Сперанский и Пётр Любимов, церковный староста Иван Грачёв.

    На место выбывшего псаломщика Орлова определён Любимов. 21 августа собор посетил Тихон, епископ Полоцкий и Витебский, который проездом из Москвы прибыл со станции Можайск в собор и, благословив бывших своих пасомых, на почтовом поезде отбыл в Витебск (навещал брата, соборного священника Никанорова).

    В соборной летописи под 1901 г. записано: «С весны 1901 г. начата при соборе постройка церковноприходской школы, каковая и окончена успешно к концу июля. На постройку употреблена сумма в 4000 руб., в том числе отпущено из Епархиального Училищного Совета 1440 руб., 1000 руб. отчислены из соборной церковной суммы, а остальные пополнены доброхотными пожертвованиями местных граждан г. Можайска». В. Горохов писал: «Следы фундамента этой школы, которая была деревянной, видны между Петропавловским собором и мостом на соборную гору».

    Летопись 1901 г.: «24 августа прибыл в г. Можайск... епископ Можайский, Парфений... 25-го... преосвященнейшим совершена торжественная литургия, а после оной была освящена вновь выстроенная церковноприходская школа, в коей и начаты были занятия. На освящении школы присутствовал и епархиальный наблюдатель церковных школ А.Д. Италийский.

    В 1902 г. благочинный священник Никольского собора Михаил Успенский обратился с прошением к епископу Можайскому Парфению: «Принадлежащий Можайскому Никольскому собору каменный дом и деревянный флигель, находящийся в г. Можайске на Большой Афанасьевской улице и площади, были отданы по контракту в арендное содержание сроком на 4 года с июля 1898 по июль 1902 г. с ежегодной платой 350 рублей городскому старосте, купцу Александру Александровичу Петрову, под помещение двухклассного городского училища». Разрешение было получено, контракт продлён ещё на 5 лет с той же платой.

    Летопись за 1902 г.: «30 июня поздно вечером прибыл в г. Можайск... Тихон, епископ Пензенский и Саранский, переночевавший в доме своего брата... священника Никанорова, преосвященнейший на другой день после утрени, прослушав молебен Святому Николаю в соборе, отправился в Москву обратно.

    7-го июля священник оного собора Николай Варсонофиевич Никаноров переведён на священническое место в Москву... а на его место... митрополитом Московским Владимиром перемещён священник Верейского уезда Преображенской церкви с. Спас-Косиц Сергей Васильевич Стогов. Священник СюВ. Стогов родился в Московской губернии и образование получил в Московской Духовной семинарии. Определение о. Стогова к Соборной церкви последовало 24-го августа сего года». Примечание Горохова: «Это был священник уже совсем другого типа: образованный, свободомыслящий, не корыстолюбивый, общительный, вообще резко отличавшийся от духовенства старого типа».

    Летопись 1903 г.: «9 июня прибыл в г. Можайск... Парфений, епископ Можайский... проследовал в собор, где совершил молебствие пред иконой Святого Николая, после оного посетил градские церкви для обзора их, заезжал в городскую тюрьму и проследовал в Лужецкий монастырь... на другой день отбыл из Можайска...»

    В 1904 г. летом приступлено было, с разрешения епархиального начальства, к перестилке полов в Николаевском храме: чугунные плиты сняты и заменены метлахскими плитками, настланными по цементному бетону. Работу производила московская строительная фирма Косе и Дюрр, употреблено из церковных сумм до 3000 руб. Пол настлан в средней части храма и на солее; алтарь оставлен с прежней чугунной настилкой. Работы окончены к 1 сентября.

    18 сентября 1904 г. соборный священник и благочинный Можайского городского округа Михаил Васильевич Успенский переведён из собора в г. Москву к Николаевской, что на Пупышах, церкви. Он священствовал при соборе 27 лет.

    4 февраля 1905 г. определён во священника к Никольскому собору кандидат богословия Димитрий Александрович Лебедев (1871-1937, священномученик), сын священника с. Спирово Волоколамского уезда Московской губернии, в 1892 г. окончивший Вифанскую Духовную семинарию, в 1898 г. Московскую Духовную академию со званием действительного студента. С 1903 г. и до получения сана священника преподавал русский язык в Уфимском Духовном училище.

    В 1904 г. стал кандидатом богословия. Священник Лебедев в 1908 г. стал настоятелем собора и с 1909 г. законоучителем в земской школе.

    С 1915 г. — доцент, с 1916 по 1919 г. экстраординарный профессор Московской Духовной академии по кафедре древней истории.

    В 1919 г. подал в Совет академии в качестве докторской диссертации работу «Список епископов 1-го Вселенского Собора в 318 имен. К вопросу о его происхождении». После закрытия академии в Сергиевом Посаде в начале 1920-х гг. преподавал в Академии в Москве. Вернулся в с. Спирово.

    В 1930 г. за «хождение с иконами» был приговорён к штрафу в 150 рублей (ст. 75 УК РСФСР), в 1933 г. за антисоветскую агитацию - к трём годам высылки (в Казахстан). В ноябре 1937 г. вновь арестован вместе с группой священников и крестьян. В справке на арест написано: «До революции имел кулацкое хозяйство... призывал всех крестьян держаться за церковь... использовал руководство Спировского колхоза для подвозки стройматериалов для ремонта церкви». Там же указан состав семьи: сын Иван (30 лет), сын Александр (28 лет), дочь Мария (26 лет) проживают в г. Калинине, счётные работники, сын Михаил проживает в с. Спирово. Из материалов дела видно, что показания против Лебедева дал только один комсомолец 1910 года рождения. Показания кем-то сфабрикованы и комсомольцем только подписаны, после чего он получил путёвку на учёбу в Москву и уехал. 23 ноября о. Димитрий Лебедев был приговорён к расстрелу и 27 ноября 1937 г. расстрелян.

    В июне 1905 г. проведены выборы церковного старосты и вместо Ивана Алексеевича Грачёва, состоявшего в А должности пять трёхлетий, избран новый староста, временный можайский купец Иван Иванович Елфимов, который и утверждён в должности 15 июля.

    В 1906 г., 26-го ноября, псаломщик собора Василий Алексеевич Сперанский перемещён во диакона к Введенской с. Клементьева церкви Рузского уезда. Сперанский был на должности псаломщика при соборе с 1891 г.

    В 1907 г., «в январе... 20 числа к Николаевскому собору определён во псаломщика окончивший курс в Таврической Духовной семинарии Иван Михайлович Виноградов... родился в г. Дмитрове, сын диакона». В летописи собора все записи за год подписывались настоятелем и, кроме него, сначала всем причтом, затем лишь только диаконом Соколовым, который вёл записи.

    В блокноте Н.И. Власьева описано чудесное явление, свидетелями которого стали жители Можайска, пришедшие ранним утром в Никольский собор: «В 1914 году за пять-шесть часов до заутрени 1 января массы можайцев по укоренившемуся обычаю в Николаевском соборе встречали первые минуты нового года. Много, очень много, помнится, было их в том 1914 году на новогоднем молебне полуночи. Почти все разодетые и раздушенные, тогдашняя молодёжь города томилась под сводами притвора и придела Святителя Николая, но немногие молились искренно, горячо, встречая роковой грядущий год.

    Мир и спокойствие глубокое царило в необъятной вселенной тогда. Горизонты на будущее казались ясными, и сонная мысль, отяжелевшая тёплыми покойными буднями, неслась не в небо к Творцу Вседержителю, а блуждала в ближайших заботах о завтра, о праздниках, об удовольствиях святок, о личных переживаниях.

    1 января 1914 года немногие, в большинстве старики, не бывшие у молебна, шли теперь к ранней утрене нового года. Но вот что рассказали за утренним чаем мои родители, они были на службе.

    Священник и дьякон не приходили долго, и уже порядочная толпа ранних богомольцев с ропотом теснилась у закрытых массивных железных дверей храма. Было темно и холодно, и только золотая струйка света неугасимой лампады перед древней иконой св. Николая выбивалась тонкой ниточкой в щель двери.

    Далее: Можайск. Никольский собор - окончание
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос