Чернышено (Чернышино).

Успенская церковь

Дата публикации или обновления 13.05.2021
  • Храмы Калужской области.
  • Храмы Думиничского района

    Успенская деревянная церковь на каменном фундаменте построена в 1708 г. Каменная церковь построена в 1844 г. генералом от инфантерии Иваном Никитовичем Скобелевым. В настоящее время действует молитвенный дом.

    Чернышено (Чернышино).

    Чернышено (Чернышево, Чернышино). Бывший центр Чернышенской волости, ныне — центр сельского поселения «Село Чернышено» Думиничского района.

    Село Чернышено ранее входило в состав самого крупного уезда — Жиздринского, занимавшего 24% территории Калужской губернии. Была волость Чернышенская, упразднённая на первом году советской власти — 16 июля 1918 г. Ныне село входит в состав Думиничского района. В истории села прослеживаются три последних владельца. В описании к Калужскому атласу за 1782 год говорится: «Сёла: Усты, Дубровка, Боброве, Вёртное, Чернышено, д. Думиничи, Речица, Буда, Усадьба, Поляки — графа Якова Александровича Бруса, в бесспорном владении с выделенными церковными землями. Село Чернышено на левой стороне р. Жиздры, церковь деревянная Успения Пресвятыя Богородицы».

    По состоянию на 1859 г. село значилось владельческим в 41 версте отуездного города Жиздры по Карачевскому торговому тракту при реке Жиздра и безымянном пруде. В 79 дворах проживало 195 душ мужского и 216 женского пола. Действовало два завода.

    В середине XIX века село принадлежало роду Скобелевых. В 1840 г. возник стеклянный завод, вырабатывающий при одной печи и 42 рабочих стеклянной .посуды на 7304 руб. серебром и другой близ д. Буды при одной печи и 52 работающих на 10500 руб. серебром. К 1860 г. заводы перестали существовать.

    Последний владелец села Николай Густавович Шлипп в воспоминаниях бабушек и дедушек был добрый барин. Незадолго до Октябрьской революции уехал в Германию. После революции повстречал там сельчан, которые поведали ему, что поместье его разграблено и сожжено.

    Деревянная церковь во имя Успения Божией Матери на каменном фундаменте построена в 1708 г. на возвышенном берегу р. Жиздры. Вокруг церкви находилась деревянная ограда, за церковной оградой начиналось приходское кладбище, обнесённое деревянным частоколом.

    В 1901 г. храм сгорел и на старом фундаменте выстроена каменная часовня. Богослужения проводились по поминальным дням и отпевание покойников в дни похорон. При наступлении немецких войск неприятельский снаряд полностью разрушил здание часовни, и после этого она больше не возобновлялась. Внизу, над родником, несколько лет назад устроена деревянная часовня. По великим праздникам батюшка освящает воду и служит молебен.

    Каменная одноэтажная церковь построена в 1844 г. усердием покойного генерала от инфантерии Ивана Никитовича Скобелева на противоположном краю села. Жители называли её «белая», т. к. снаружи была оштукатурена известкой и отдавала белизной. Храм отапливался, вокруг была устроена каменная ограда с деревянной решёткой. Столбы покрыты железом. При церкви построены два деревянных дома для жительства священника под железной крышей и псаломщика, покрытый щепой. В церковной ограде находилась церковная сторожка, деревянная, крытая щепой.

    В 1862 г. при церкви находилось земли 835 кв. саженей, усадебной 2 десятины, пахотной 18 десятин. Из которой 12 десятин хорошей земли, сенокосной 9 десятин. Плана не имелось. В конце XIX столетия земли церковной было 26 десятин, священнослужители пользовались ею сами. Копия с общего плана хранилась в церковной ризнице.

    Престол один, как и в деревянной церкви. Освящён во имя Успения Божией Матери, время празднования 15/28 августа. В этот день православная церковь отмечает земную кончину Божией Матери.

    В церкви исправно велись книги: приходно-расходная с 1902 г., копии с метрических книг с 1780 г., исповедные росписи с 1791 г., обыскная книга старая с 1801 г. и вновь выданная в 1902 г. Все книги, хранились в исправности.

    Церковная библиотека насчитывала 256 томов разных книг. Церковная летопись велась с 1868 г. Для священника генерал Скобелев построил деревянный дом на церковной земле. Надворные постройки устроены священником собственноручно.

    В приходе находилась приписная домовая церковь в сельце Клинцы, построенная покойным инженером полковником Николаем Михайловичем Никитиным. Престол в ней один во имя святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского. Память отмечается дважды в году на летнего и зимнего Николу. Богослужения в ней совершались местным причтом «по временам». Уместно отметить, что по смерти Никитина он был захоронен в ограде черны-шенского храма, наряду с другими достопочтимыми лицами. На сегодня от ограды не осталось следа, исчезли надгробные памятники, сравнялись могилки. Усердием и заступничеством Царицы небесной сохранены для потомков два надгробия и именно двух Никитиных. Находятся они у алтарной стены, ближе к дому Прасковьи Григорьевны Захарочкиной.

    Выполнены в форме четырехгранного столба из черного мрамора. На одном написано: «Здесь покоится тело инженера-полковника Николая Михайловича Никитина. Скончавшегося 6 июня 1872 года, 63 лет», на другом: «Здесь покоится тело Веры Платоновны Никитиной. Родилась 4 июля 1859 г. Скончалась 11 марта 1904 г.».

    При обследовании местности в 1994 г. надгробные плиты лежали на земле.

    В 2006 г. находились в хаотическом состоянии.

    В мае 2007 г. сын одного из авторов книги — Владимир Легостаев — посетил те места и видел памятники уже стоявшими на постаментах в вертикальном положении напротив церкви. Не знаем, кого благодарить — школьников или главу местной администрации. Во всяком случае, низкий им поклон за память о предках наших.

    Строительство каменной церкви. Генерал И.Н. Скобелев постоянно в чернышенском имении не проживал, всеми делами заведовал управляющий. В фондах Государственного архива хранится любопытный документ. Своего рода доверенность, выданная Скобелевым А.А. Коробанову. «В отсутствие моё по делам службы поручаю тебе управлять имением моим, состоящим Калужской губернии, Жиздринского уезда в с. Чернышине и д. Будах, иметь хозяйственное смотрение за фабриками, хлебопашеством и прочими заведениями..., вести торг. Нерадивых посредством полиции наказывать, а учинившихся неодобрительными поступками в тягость ближнему отдавать в рекруты. Подлинное письмо подписал помещик твой генерал-лейтенант Иван Никитин сын Скобелев. Февраля 27 дня 1833 года». По благочинническим ведомостям за 1833 г. «церковь деревянная, построена в 1708 г. с таковою же колокольнею, крепка, утварью достаточна. Приходских дворов 156. В них жителей мужского пола 689 душ. Земли усадебной 2 десятины, пашенной 18 десятин, сенокосной 9 десятин. Плана на землю не было».

    На плечи вышеупомянутого управляющего имением легла забота о строительстве каменного храма, которое велось целых 10 лет. В июне 1834 г. он подал прошение в консисторию. «Вотчины Генерал-лейтенанта и Кавалера Ивана Никитича Скобелева, поверенного дворового его человека Александра Андреева Коробанова.

    Покорнейшее прошение. Доверитель мой, означенный генерал-лейтенант Иван Никитич Скобелев в отсутствие своё поручил мне исходатайствовать и Вашего Преосвященства позволения об устроении в имении его Жиздринского округа в с. Чернышине вновь каменной церкви во имя Успения Пресвятая Богородицы на новом месте, собственным его иждивением, на которую составлен план и засвидетельствован Калужским Губернским Архитектором». Первоначального плана, упомянутого в документе, в Калужском архиве отыскать не удалось. По сохранившимся остаткам можно предположить, что храм был оригинальной конструкции.

    В 1843 г. храм был построен, а на следующий год освящен.

    Тяжба прихожан о переносе строй церкви. В конце XIX столетия над кладбищенским деревянным храмом нависла «опасность». По решению высших должностных лиц его решили перенести в Хотьково. В истории церквей это практиковалось, исходя из жизненных реалий. Здесь произошло нечто противоположное — взбунтовался народ. Попробуем проследить за ходом событий по переписке, которая состоялась в начале 1899 г. между Жиздринским предводителем дворянства Николаем Петровичем Булгаковым, епископом Калужским и Боровским Макарием и Калужским губернатором Александром Александровичем Офросимовым.

    «В селе Чернышино Жиздринского уезда две церкви: одна деревянная старинная, которой ровно 190 лет и другая сравнительно менее старая, построенная дедом знаменитого генерала М.Д. Скобелева, каменная. Часть чернышенских прихожан, жители и мастеровые Хотьковского Завода Мальцовского товарищества, пожелала, ввиду дальности расстояния, около 10 вёрст, иметь собственный храм вблизи Хотьковского Завода. Заводское начальство и местный Земский начальник 2-го участка оказывают полное содействие — нравственное и материальное. Около года тому назад назначен причт к несуществующей церкви. Местный помещик К.Н. Никитин разрешил вместо временного богослужения в домовой церкви своей постоянное, до постройки проектированного храма в Хотькове».

    «...Кому-то пришла мысль сломать исторический памятник, старую Чернышенскую деревянную церковь на кладбище и перенести её в Хотьково». Преосвященный Макарий дал согласие на это. «Народ негодует. Жители с. Чернышено чрезвычайно чтят свой старый храм и веруют, что он являет им благодать Божию, которой хотят их лишить. Пожары, сколько раз посещавшие Чернышено, не смогли достать старого храма, незыблемо стоящего два столетия. Это и прочие толкования и верование народа доказывают, в какой степени население чтит старую церковь и на что оно способно в случае глумления, по их понятиям, над святыней». Далее Н. Булгаков пишет: «Я считаю своей обязанностью сообщить о всём Вашему Превосходительству и покорнейше просить заступничества справедливому и высоконравственному пожеланию крестьян села Чернышено».

    Эта история закончилась положительно на радость основной массы селян. Преосвященный Макарий указом от 29 марта 1899 г. за № 2763 отменил прежнее решение.

    Явление иконы. Из поколения в поколение передается рассказ о чудесном явлении иконы Успения Божией Матери. По построении каменного храма её взяли в новую церковь. Через некоторое время образ исчез и был обретён местными жителями за селом в местечке под названием «Мирской луг». Принесли опять в каменный храм: «исчезновение» повторилось. Нашли икону на прежнем месте и поместили в старый храм. «Исчезновение» прекратилось, и как прежде Богородица стала являть благодать Божию прихожанам. Не исключено, что образ Богородицы находится в одном из домов жителей.

    Расстояние от духовной консистории 100 вёрст, от местного благочинного 20 вёрст. Ближайшие церкви: на северо-востоке — Златоустовская в селе Колодези в 12 верстах, на юго-востоке — Покровская в селе Дудино в 12 верстах, на юго-востоке — Никитская в селе Никитское в 12 верстах, на западе — Спасо-Преображенская в селе Дубровка в 13 верстах.

    В приходе имелось две школы. В с. Чернышено — земская, по состоянию на 1903 г. учительницей в ней состояла мещанская девица из г. Жиздры Варвара Федоричева, помощницей мещанская девица Евдокия Колченкова. В 1918 г. вместо последней, показана Параскева Никитина. Другая школа грамоты в сельце Клинское (Клинцы) с 1893 г. находилась в наёмном доме. Учительницей состояла жиздринская мещанская девица Анна Фаддеева, не имеющая свидетельства на звание учительницы. В 1918 г. её сменила Наталья Яковлева. Зав. школой грамоты состоял местный священник Василий Даев, законоучителем в школах он же. Число учащихся в земской школе доходило до 80 человек, в школе грамоты — до 30.

    Приходское кладбище находилось и находится при старой деревянной церкви, сгоревшей к 1903 г. Вокруг кладбища простиралась деревянная ограда. Сейчас ограды нет. От старой церкви остался небольшой холм, постепенно уменьшающий в размерах за счёт новых захоронений.

    Опись церковного имущества по состоянию на 10 июня 1844 г. Церковь во имя Успения Божией Матери, каменная, однопрестольная. Окончена постройкой в 1843 г., а в следующем году приготовлена к освящению.

    Верх покрыт железом и окрашен зеленой краской. Глава обита белой жестью и покрыта червонным золотом.

    Крест на главе деревянный, также обит белой жестью и покрыт червонным золотом. Длина церковного здания 29, а ширина 23 аршина. Окна с железными решётками застеклены. Дверь одна деревянная. С одной стороны обита железом и окрашена зеленой краской. Пол в церкви выстлан лещадью. В церкви устроены две каменные печи с шестью медными отдушинами.

    Колокольня также каменная в одной связи, покрыта железом и окрашена медянкой. Глава деревянная, обита белым железом и вызолочена червонным золотом. На главе крест деревянный, обит белым железом и покрыт червонным золотом.

    В алтаре престол сосновый, срачица приготовлена полотняная. Плат для антиминса шелковой материи желтого цвета. Жертвенник сосновый, срачица полотняная.

    Образ Воскресения Христова, клееный на полотне в 2 аршина и три четверти, шириной в полтора аршина в большой, вызолоченной червонным золотом раме, покрытый резьбой.

    Образ Моление о чаше, писанный на полотне, длиной в 2 аршина и 4 вершка, шириной 1 аршин 12 вершков в большой, вызолоченной червонным золотом раме, покрытый резьбой.

    Образ Спасителя в терновом венце длиной 12 и шириной 11 вершков в деревянной раме, которая по краям и середине покрыта червонным золотом.

    В настоящей церкви трехъярусный иконостас столярной работы, липового дерева с резьбой во многих местах. Весь выкрашен и лакирован под белый мрамор с четырьмя вызолоченными и лакированными колоннами. Карнизы, капители, тумбы и вазы покрыты червонным золотом.

    Царские врата резные, липового дерева, вызлащены червонным золотом. На них живописный образ Божией Матери, Архистратига Гавриила и четырёх Евангелистов.

    В первом ярусе по правую сторону царских врат местный образ Спасителя длиной 1 аршин 15,5 вершков, шириною 1 аршин с половиной вершка. Храмовый образ во имя Успения Пресвятой Богородицы в серебряно-позлащенной ризе 84-й пробы, весом 29 золотников. Данный образ вставлен в середину образа Архангела Михаила с ангелами и угодниками Божиими. Размером 1 аршин 14 вершков на 1 аршин.

    По левую сторону от царских врат образ Божией матери с Привечным младенцем на руках и несколькими ангелами наверху, размером 1 аршин 15 вершков на 1 аршин 0,5 вершка. Образ великомученика Иоанна Нового со святой мученицей Надеждой, размером 1 аршин 14 вершков на 1 аршин. Все четыре образа живописной работы в вызолоченных червонным золотом рамах, во многих местах украшены резьбой.

    Над местным образом Спасителя в первом ярусе находились два образа. Один образ Сретения Господня в серебряном окладе весом 71 золотник. Другой образ вход Господень в Иерусалим в серебряном окладе, весом % золотника с позолоченным венчиком.

    На южной двери изображен образ Архангела Михаила. Над дверьми образ Воскресения Христова в серебряном окладе с двумя позолоченными венчиками общим весом 90,5 золотников.

    Над храмовым образом Успения Божией Матери в том же ярусе два образа. Один образ Божией Матери в серебряном окладе с двумя позолоченными окладами общим весом 81,5 золотника. Другой образ Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в серебряном окладе с двумя позолоченными венчиками общим весом 80% золотника.

    Над местным образом Божией Матери в том же ярусе помещены два образа. Образ Рождества Христова в серебряном окладе с тремя позолоченными венчиками общим весом 71,5 золотника. Другой образ Рождество Пресвятой Богородицы в серебряном окладе с тремя позолоченными венцами общим весом 84 золотника.

    На северной двери изображен образ Архангела Гавриила. Над дверью образ Благовещения Пресвятой Богородицы в серебряном окладе с двумя позолоченными венцами общим весом 88,5 золотника.

    Над местным образом великомученика Иоанна Нового помещались два образа. Образ Богоявления Господня в серебряном окладе с тремя позолоченными венчиками общим весом 88 золотников. Другой образ святых и праведных Богоотца Иоакима и Анны также в серебряной ризе с двумя позолоченными венчиками общим весом 80,5 золотника.

    Над царскими дверями в позолоченном сиянии располагался образ Дух Святый в виде Голубя. Над сиянием в полуарке образ Скорбящей Божией Матери в серебряной ризе с тремя позолоченными венчиками. Риза вместе с венцами весила 31 золотник. Все 12 образов размером 7 на 6 вершков.

    Во втором ярусе иконостаса по правую сторону находился образ святой и Живоначальной Троицы в серебряной ризе с тремя позолоченными венцами размером 7 на 6 вершков и общим весом 72,5 золотника. Образ Вознесения Господня размером 7 на 6 вершков с двумя позолоченными венчиками весом 85,5 золотника.

    По левую сторону находился образ Введения во храм Пресвятой Богородицы размером 8 на 7 вершков в серебряной ризе с пятью позолоченными венчиками общим весом 1 фунт 30 золотников. Образ Преображения Господня длиной 7, а шириной 6 вершков с позолоченными венцами общим весом 50,5 золотника.

    В третьем ярусе иконостаса образ исцеления Клирика размером 5 на 4 вершка в серебряной ризе с позолоченным венчиком. Общий вес ризы с венцом 46% золотника. Образ святителя Николая Чудотворца размером 7,5 на 6 вершков в серебряной ризе с тремя позолоченными венцами общим весом 1 фунт 5 золотников. Образ Спасителя с предстоящими по правую сторону Божией Матери, а по левую — Иоанна Богослова размером 8,5 на 6,5 вершков в серебряной ризе с тремя позолоченными венцами общим весом 1 фунт 21,5 золотника. Образ святой и Живоначальной Троицы размером 9 на 7,5 вершков в серебряной ризе с тремя позолоченными венцами общим весом 1 фунт 51 9/8 золотника. Образ святого мученика Иустина размером 6,5 на 5 вершков с двумя позолоченными венчиками весом 62 золотника и % доли. Все образа находились в рамах, позолоченных червонным золотом. На ризах и венчиках серебро 84-й пробы.

    Образа в настоящей части церкви. На аналое образ святого великомученика Иоанна Нового с предстоящими Димитрием Ростовским митрополитом и мученицей Христовой Верой в серебряных ризах размером 7 на 7 вершков с четырьмя позолоченными венцами 84 пробы весом 92,5 золотника.

    На стене по правую сторону находился образ Преображения Господня писанный на полотне в большой, позолоченной червонным золотом раме размером 2 аршина 12 вершков на 2 аршина 1 вершок. Образ положения Иисуса Христа во гроб на полотне в раме размером 2 аршина 4 вершка на 2 аршина 12 вершков позолоченной червонным золотом. Образ Рождества Христова на полотне в позолоченной раме размером 1 аршин 12 вершков на 2 аршина 4 вершка. Образ Божией Матери с Привечным Младенцем и обручником Иосифом или называемое иначе как святое семейство на полотне большого размера 1 аршин 6 вершков на 1 аршин 2 вершка с позолотой червонным золотом.

    По левую сторону на стене образ Снятие с Креста Иисуса Христа, писанный на полотне в большой, позолоченной червонным золотом раме размером 2 аршина 12 вершком на 2 аршина 2 вершка. Образ Божией Матери с Привечным Младенцем на полотне в такой же раме размером 2 аршина на 2 аршина 12 вершков. Оба образа фламандского письма. Образ бегства Божией Матери с Привечным Младенцем в Египет на полотне размером 1 аршин 6 вершков на 15 вершков. Образ святого Митрофана, первого епископа Воронежского, писанный на бумаге с сиянием вверху размером 13 вершков на 11 вершков. Образ Иоанна Богослова на полотне размером 1 аршин 12 вершков на 1 аршин 10 вершков. Все иконы в хорошо оформленных рамах, покрытых червонным золотом.

    При входе над зимней дверью образ Казанской Божией Матери с Апостолом в серебряной полу-ризе 84 пробы весом 18 золотников размером 7 на 5 вершков.

    При выходе из церкви над той же дверью находился образ Владимирской Божией Матери в бисерной ризе размером 6,5 на 5,5 вершков.

    Евангелия. Евангелие большое на пол-листа на Александрийской бумаге, 1841 г., обложено малиновым бархатом, верхняя дека покрыта серебром с позолотой чеканной работы. В середине изображение по серебру Восстание из Гроба. По углам изображение Божией Матери и трёх Евангелистов. Евангелие в четверть листа на белой бумаге, писано в 1838 г., малинового полу бархата. Верхняя дека медно-серебряная чеканной работы с изображением образа Спасителя, по углам четыре Евангелиста.

    Кресты. Крест серебряный, позлащенный 84 пробы с изображением Распятия Господня. Вверху образ Господа Саваофа. По правую сторону Божия Матерь, по левую — Иоанн Богослов, внизу Адамова Глава, ниже образ Спасителя. Изготовлен крест в 1843 г. Другой крест медно-посеребряный чеканной работы с изображением в средней части Распятия Господня, вверху Господь Саваоф. С правой стороны Божия Матерь, с левой стороны Иоанн Богослов, внизу Адамова Глава и Спаситель.

    Ковчег. Ковчег серебряно-позлащенный 84 пробы чеканной работы, состоял из двух отделений с гробницей в среднем отделении и сиянием вверху. Внизу было изображено Положение во гроб Иисуса Христа, в середине два ангела держат рапиды. Над вторым отделением четыре ангела, вверху в сиянии изображение Вознесения Господня. Изготовлен ковчег в 1843 г. весом 2 фунта 22,5 золотника. Дароносица серебряная с позолотой с приборами 84 пробы. В середине изображено Распятие Господне весом 36 золотников и 7/8 долей.

    Сосуды. Сосуд к освящению храма был взят из старой деревянной церкви. Ковчег для теплой воды серебряный, внутри позолоченный 84 пробы и весом 17 золотников. Кадило одно медное, обложенное серебром, чеканной работы и другое медно-посеребряное. Паникадило двух ярусное с 24-ю подсвечниками с короной вверху, подвешено посередине настоящей. Десять подсвечников медные с серебрением. Сосуддля благословения хлебов медно-посеребряный чеканной работы (с тройным шандалом). Четыре сосуда для освящения воды медно-серебряные чеканной работы. Венцы для брачующих.

    Одежда. Одежда на престоле и жертвеннике штофная, голубого цвета, три воздуха малинового бархата, завеса на царских вратах малинового цвета, две пелены голубого цвета обложены золочёным позументом. Покрова на престоле и жертвеннике желтой материи обложены серебряной капителью. Ризы парчовые по белой земле шитые шёлком и золотом. Подризники шёлковые, крест из золочёного позумента, оплечье обложены золотым позументом. Стихари шёлковые.

    Колокольня. Колокол большой весом 62 пуда 8 фунтов. Вес других колоколов: 19 пудов 27 фунтов, 10 пудов 25 фунтов, 5 пудов 10 фунтов и ещё один чуть более 2-х пудов.. Самый маленький колокол — зазвонный — весил 31 фунт.

    Ведомость о приходе и прихожанах. Чернышенский приход в 1863 г. был таким. В с. Чернышено генерал-майора Дмитрия Ивановича Скобелева проживало временно обязанных дворовых людей в 1 дворе 12 душ мужского пола и 16 женского, крестьян в 59 дворах проживало 242 души мужского и 269 женского пола.

    В сельце Клинцы полковника Николая Михайловича Никитина дворовых людей в 1 дворе проживало 26 душ мужского и 24 женского пола, крестьян в 33 дворах проживало 136 душ мужского и 131 женского пола. В сельце Хотьково помещика корнета Павла Алексеевича Каверина в 1 дворе проживало 12 душ мужского и 10 женского пола, крестьянских дворов 118, в коих проживало 435 душ мужского пола и 524 женского. Всего в приходе числилось 213 дворов с общим числом жителей мужского пола — 863, женского — 974. Раскольников не отмечено.

    В 1895 г. в 349 дворах проживало 1450 душ мужского и 1467 женского пола.

    По состоянию на 1903 год чернышенский приход значительно увеличился, хотя итоговые цифры остались на прежнем уровне. Надо иметь в виду, что сельцо Хотьково выделилось в самостоятельный приход с устройством своей церкви. В селе Чернышено количество крестьянских дворов увеличилось до 138, более чем в два раза, в Клинцах до 57. Всего приходских дворов было 197, в которых проживало 724 души мужского пола и 748 — женского.

    По состоянию на 1918 г. приходских дворов числилось 250, с числом жителей 983 мужского и 981 женского пола. Из этого количества жителей выделить необходимо 4 двора духовного ведомства с числом жителей 10 мужского и 15 женского пола.

    Приговор Чернышенского сельского схода. 16 сентября 1879 г. состоялся сход крестьян села Чернышено. На сход было приглашено 85 человек. Прибыл староста Максим Петров, судьи — Никифор Сидоров, Семён Иванов и выборные от селения, всего 75 человек. На сходе имели суждение по поводу предписания Жиздринской уездной земской управы от 9 августа 1879 г. о предъявлении строительного плана на село Чернышено. По большинству голосов 55 против 20 приговорили: представленный строительный план на селение Чернышено составлен правильно с учётом желания жителей.

    Подписали протокол: сельский староста Максим Петров, судьи: Семён Иванов, Ипполит Петров, Мирон Афанасьев, Семён Дорофеев, Матвей Сидоров, Иван Дорофеев. Крестьяне: Дементий Устинов, Ермолай Устинов, Сидор Гордеев, Григорий Фомин, Феноген Фролов, Михайло и Иван Фёдоровы, Михайло Ефимов, Яков Абрамов, Денис Радионов, Константин и Филипп Максимовы, Антон Тимофеев, Платон Тимофеев, Афанасий Петров, Влас Филиппов, Фёдор Еремеев, Яков Ефимов, Андрей Павлов, Ульяна Иванова, Кирилл Ивлев, Михайло Афанасьев, Радион Григорьев, Иуда Никитин, Варфоломей Васильев, Зиновий Варфоломеев, Егор Ефимов, Тихон Власов, Василий Марков, Ермолай Анисимов, Василий Дорофеев, Егор Никонов, Григорий Самсонов, Фёдор Алексеев, Терентий Федотов, Филипп Лаврентиев, Николай Никифоров, Ефим Петров, Николай Фёдоров, Егор Максимов, Гаврила Герасимов, Алексей Герасимов, Кузьма Сафронов, Сафрон Власов, Игнат Тимофеев, Роман Сафронов, Aran Иванов, Увар Абрамов, Михайло Никифоров, Иван Аринов, Андрей Анисимов, Ефим Яковлев, Матвей Еремеев, Фома Абрамов, Фадей Архипов, Архип Радионов, Нестер Афанасьев и Ермолай Устинов. За безграмотных по их просьбе подписали протокол Александр Васильевич Лавренов, Радион Абрамович Петров, Семён Алимов, волостной старшина Федот Ларин.

    Иван Никитович Скобелев (1778 - 1849). Генерал от инфантерии и военный писатель, сын однодворца. В службу вступил в 14 лет солдатом в Оренбургский полк. Через 11 лет добился чина прапорщика. В 1806 г. был командирован к генералу Эриксону для формирования егерского полка. Участвовал в сражении в Финляндскую компанию 1808 — 1809 гг., несколько раз был ранен. В Отечественную войну был адъютантом М.И. Кутузова.

    Отличился в боевых действиях при Бородинской битве и дальнейшей компании. С 1822 по 1826 гг. состоял на должности генерал-полицмейстера первой армии. Печатался в журналах: «Отечественные записки», «Северная Пчела», «Библиотека для чтения». С 1839 г. состоял на должности коменданта Петропавловской крепости.

    Панихида по генералу М.Д. Скобелеву. 3 июля 1882 г. по распоряжению городской управы в Александро-Невском соборе г. Жиздры была совершена заупокойная литургия и панихида по умершему генерал-лейтенанту Михаилу Дмитриевичу Скобелеву. При богослужении присутствовали гласные городской думы, местная команда, другие лица. Кончину генерала Скобелева все восприняли с глубоким соболезнованием, ибо генерал был гордостью и славою русского народа. Были еще живы люди, знавшие деда Скобелева — Ивана Никитича Скобелева, вышедшего из народа и дослужившего до генерала, отца Дмитрия Ивановича, отличавшего необыкновенной добротой и сердечностью.

    В тот же день в Троицком соборе г. Калуги преосвященный Владимир совершил панихиду об упокоении почившего калужского дворянина генерала Скобелева. При богослужении присутствовал начальник губернии, дворяне, военные и гражданские чины. Панихиды прошли в зале заседания Калужской городской думы, в селе Чернышено Жиздринского уезда, где было имение Михаила Дмитриевича, в крупных городах: Москве, Минске, Петербурге, Сухиничах и по всей Болгарии.

    Смерть Михаила Дмитриевича Скобелева наступила от паралича сердца и воспаления легких 26 июня 1882 г. Тело было набальзамировано при участии прозектора Московского университета Нейдинга и нескольких ассистентов. Одет Скобелев был в парадный генерал-адъютанский мундир. Дубовый гроб обит свинцом и отделан внутри белым атласом. На крышке большой восьмиконечный дубовый крест. Была отслужена панихида архимандритом Златоустовского монастыря Афанасием с многочисленным духовенством. На панихиде присутствовала княгиня Н.Д. Белосельская-Белозерская, сестра покойного с мужем и сыном, граф А.В. Адперберг с супругой, родной сестрой матери покойного генерал-адъютанта графа Э.Т. Баранова.

    В восемь часов вечера состоялся вынос тела покойного в церковь Трёх Святителей у Красных ворот. Из Москвы гроб с телом траурным поездом 29 июня прибыл в Ранненбург и под проливным дождём установлен на катафалк. Откуда процессия проследовала до приготовленного склепа.

    По всему пути следования на станциях: Люберцы, Раменское, Фаустово, Конобеево, Коломна, Дивово, Рыбное, Рязань совершались литии с большим стечением народа. По пути следования были вывешены траурные флаги, в гостиницах не играла музыка, отменены развлекательные мероприятия.

    Причт Успенской церкви. В результате архивных поисков удалось проследить за судьбой причта храма. Одним из священников был Иоанн Дмитриевич Диаконов, 1804 г. рождения. Состоял настоятелем в 1844 — 1862 гг. Его сменил выпускник семинарии, женившийся на его старшей дочери, Иоанн Петрович Соловьёв.

    В 1872 г. в чернышенский приход перемещён из села Федосова Калужского уезда священник Василий Семёнович Даев, 1835 г. р. Неоднократно поощрялся за «отлично ревностную и полезную службу церкви Божией», в 1904 г. награждён орденом Святой Анны 3-й степени в награду за усердное исполнение в течение 25 лет обязанностей по обучению в народной школе местной детворы, в 1906 г. возведён в сан протоиерея. В конце 1916 г. на священническое место перемещён его сын — Михаил Даев, бывший также и законоучителем в местной школе.

    Диаконами чернышенского храма последовательно были: Пётр Николаевич Ржевский (с 1860 г.), Николай Ильинский (с 1889 г.), Иван Будилин (с 1891 г.). Нельзя не упомянуть и о церковных старостах, чью помощь настоятелям храма в хозяйственных делах невозможно преуменьшить: ими были местные крестьяне Матвей и Дмитрий Гордеевы, жиздринский мещанин Василий Травников.

    Современное состояние - от храма остались фрагменты стен и внутренние колонны. Невероятно, но в кинохронике военных лет руины только что взорванной Успенской церкви выглядят почти также, как и сейчас! Упала только одна колонна. В связи с невозможностью быстрого восстановления церковного здания в селе организован молитвенный дом Успения в бывшем гражданском доме по ул. Ленина, 12.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос