Катафатическое богословие

Дата публикации или обновления 01.05.2021
  • К оглавлению: Православный словарь.

  • А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я

    Катафатическое богословие

    Катафатическое богословие (от греч. kataphatikos — утвердительный) — система раскрытия и обоснования христианского вероучения, система знания о Боге (Троице), формируемая посредством позитивных утверждений на основе заключений по аналогии.

    Признание трансцендентности Бога, ограничивающей человеческое знание о нем лишь его теофаниями — откровениями, — тварностью к космоса, вмешательством в судьбы мира и прочим, привело к появлению в католической схоластике принципа аналогии сущего (analogia entis), подразумевающего получение достоверного знания о божественном бытии из знания о бытии тварном.

    В Православии катафатическое богословие дополняется апофатическим богословием и в строгом смысле ему не противопоставляется. Именно принципы катафатики позволили выстроить христианскую догматику как систему позитивных знаний о Боге и сформулировать Символ веры.

    Фундаментальный вклад в развитие катафатического богословия внес Псевдо-Дионисий Ареопагит. В его трактате «О божественных именах» проведен анализ имен, приличествующих для обозначения различных качеств Божества, для Его называния. Часть из них являются именованиями божественных атрибутов: Любовь, Сущий, Вседержитель, Совершенный, Единый.

    Катафатическое богословие «Ареопагитик» развивает Максим Исповедник (ок. 580—662 гг.). У него предметом катафатического богословия является Божественный Логос, который созерцается умом в двояком отношении: 1) в сокровенном образе бытия Своего и 2) по Своему отношению к миру.

    Первое открывает тайну Троичности, второе — тайну творения, промысла и суда. Особую роль в катафатическом богословии Максим Исповедник отводит христологии как наиболее достоверному, явленному и доступному человеку знанию о Боге. И даже тринитарную догматику он видит укорененной в христологической. Такой христоцентричный подход не был новшеством для византийского катафатического богословия 7 в., поскольку уже в тексте Никео-Константинопольского Символа веры (4 в.) основное внимание сосредоточено на личности Иисуса Христа.

    С тех пор христологическая проблематика занимает важное место в катафатического богословия. В разное время и в разных христианских конфессиях катафатическое богословие то отходило на второй план, то начинало играть весьма значительную роль, но ни одна богословская система не может существовать без позитивных утверждений о Боге.

    К
    Кадило Каждение Каин Кальвинизм Камилавка Кампаны Канон Канонник Канонарх Канонизация Канун Кастальский Александр Дмитриевич Катавасия Катакомбная церковь Катакомбы Катапетасма Катасарка Катафатическое богословие Катехизация Катехизис Католицизм Кафедра Кафедральный собор Кафизма Кацея Келейник или келейница Келлия или келия, келья Киот или кивот Киот напольный Киот подвесной Кипрская Православная Церковь Киреевские Кириопасха Кирха Классицизм Клевета Климент Зедергольм Клир Клирик Клирос Клобук Ключарь Ключевский Василий Осипович Ковчег для мощей Кодекс Кокошники Коленопреклонение Коливо Колокол Колокольня Кондак Консистория Константинопольская Православная Церковь Копие Костел Крамской Иван Николаевич Красная горка Красный угол Крест Крест наперсный Крест нательный Крестное знамение Крестные родители или восприемники Крестный ход Крестобогородичен Крестово-купольная система Крестовые братья или сестры Крещение Господне или Богоявление Крещения таинство Ктитор Куколь Купель Купол Кутия

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос