Высоко-Петровский мужской монастырь
Высоко-Петровский мужской монастырь.
Адрес Высоко-Петровского мужского монастыря: 127051, г. Москва, ул. Петровка, 28/2 (м. «Чеховская», «Пушкинская», «Тверская», «Трубная»).Телефоны Высоко-Петровского мужского монастыря: (495) 694-64-37 канцелярия; (495) 624-34-81 церковная лавка.
Сайт Высоко-Петровского мужского монастыря:
История Высоко-Петровского монастыря
План Высоко-Петровского мужского монастыря.
![Высоко-Петровский мужской монастырь, колокольня, собор святителя Петра Митрополита, Боголюбский собор Высоко-Петровский мужской монастырь, колокольня, собор святителя Петра Митрополита, Боголюбский собор](../photomoscow/moscow_320x240_1975.jpg)
Высоко-Петровский мужской монастырь - одна из величайших святынь первопрестольного града Москвы. Расположен в самом центре города - на углу улицы Петровка и Петровского бульвара. Основан святителем Петром в начале XIV века.
На страницах летописи обители неразрывно переплетаются история Русской Православной Церкви и нашего Отечества.
Основание обители историки относят к 1315— 1317 гг., когда святитель Петр был приглашен в Москву князем Иоанном Даниловичем (Калитой). Князь часто прибегал к духовным советам митрополита и во всем слушал его. По любви к монашескому уединенному житию митрополит Петр не мог надолго оставаться в шумном Кремле и просил разрешения у князя построить неподалеку небольшой монастырь. Так на высоком берегу реки Неглинной, близ села Высокое, возникла обитель с храмом в честь святых первоверховных апостолов Петра (небесного покровителя митрополита) и Павла.
Здесь в молитвах о Руси и о пастве своей святитель Петр все более укреплялся в мысли о перенесении постоянного местопребывания первосвятителей Русской Церкви в Москву, что и было осуществлено им в 1325 году.
![Святитель Пётр, митрополит Киевский, Московский и всея России чудотворец Святитель Пётр, митрополит Киевский, Московский и всея России чудотворец](../picture/moscow/svyatitel_petr.jpg)
Святитель Пётр, митрополит Киевский, Московский и всея России чудотворец.
По совету митрополита Иоанн Калита заложил в Кремле каменный Успенский собор, где вскоре было погребено тело святителя. Москва же стала укрепляться не только как духовный, но и как государственный центр Российской державы.
Вскоре после смерти святителя и последовавшим за ней его прославлением в лике святых Великий князь Иоанн Калита повелел переосвятить восстановленную после одного из пожаров церковь обители и посвятить ее святителю Петру, митрополиту Киевскому, Московскому и всея России чудотворцу. Монастырь же стал именоваться Петровским, или Высоко-Петровским.
Каменный собор на месте деревянного был воздвигнут в 1514—1517 гг. по повелению Великого князя Василия III итальянским архитектором Алевизом Фрязиным Новым.
![Высоко-Петровский мужской монастырь, собор святителя Петра Митрополита Высоко-Петровский мужской монастырь, собор святителя Петра Митрополита](../photomoscow/moscow_320x240_1988.jpg)
Собор святителя Петра Митрополита.
Первое летописное упоминание о монастыре относится к 1379 году. В документе упоминается «архимандрит Петровский Иоанн, первый общему житию начальник на Москве», что говорит о том, что в то время монастырь был уже в расцвете.
Одним из святых строителей монастыря стал благоверный князь Димитрий Донской, по чьему указу после нашествия на Москву хана Тохтамыша в 1382 году обитель была восстановлена, и в ней была устроена вторая церковь - в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Церковь эта при Василии III была разобрана и на ее месте построена церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Именно в этой церкви в 1682 году нашли место своего упокоения останки убиенных стрельцами Ивана и Афанасия Нарышкиных, родных братьев матери молодого царя Петра I. Проявляя особое усердие к памяти любимых дядьев, погибших как страстотерпцы от рук мятежников, Петр повелевает над их могилами воздвигнуть каменный собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери (освящен в 1690 г.), а также в их память возвести над Святыми вратами колокольню с храмом Покрова Пресвятой Богородицы (построена в 1690-96 гг.) и построить братские кельи (Нарышкинские палаты, 1690 г.). Вскоре, после избавления от стрельцов в 1689 г. в Троице-Сергиевой лавре, Петр I строит в обители храм в честь преподобного Сергия Радонежского (1690-1692). Юный царь любил бывать в монастыре и даже помогать во время богослужений. Обитель начинают именовать «государевым богомольем», в знак чего крест главного купола Сергиевского храма увенчивается короной.
Боголюбский собор с тех пор становится родовой усыпальницей бояр Нарышкиных, здесь были похоронены дед и бабка Петра I, многие его сродники по матери.
![Высоко-Петровский мужской монастырь, собор святителя Петра Митрополита, собор Иконы Божией Матери Боголюбская Высоко-Петровский мужской монастырь, собор святителя Петра Митрополита, собор Иконы Божией Матери Боголюбская](../photomoscow/moscow_320x240_1999.jpg)
Собор святителя Петра Митрополита, собор Иконы Божией Матери Боголюбская.
![Высоко-Петровский мужской монастырь, храм преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровский мужской монастырь, храм преподобного Сергия Радонежского](../photomoscow/moscow_320x240_1997.jpg)
Храм преподобного Сергия Радонежского.
![Высоко-Петровский мужской монастырь, крыльцо храма преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровский мужской монастырь, крыльцо храма преподобного Сергия Радонежского](../photomoscow/moscow_320x240_1996.jpg)
Крыльцо храма преподобного Сергия Радонежского.
![Высоко-Петровский мужской монастырь, церковь Иконы Божией Матери Толгская, колокольня Высоко-Петровский мужской монастырь, церковь Иконы Божией Матери Толгская, колокольня](../photomoscow/moscow_320x240_1998.jpg)
Церковь Иконы Божией Матери Толгская, колокольня.
![Высоко-Петровский мужской монастырь, колокольня Высоко-Петровский мужской монастырь, колокольня](../photomoscow/moscow_320x240_1985.jpg)
Нарядное убранство колокольни.
![Высоко-Петровский мужской монастырь, последний ярус колокольни Высоко-Петровский мужской монастырь, последний ярус колокольни](../photomoscow/moscow_320x240_1986.jpg)
Последний ярус колокольни.
![Высоко-Петровский мужской монастырь, надгробие Петра Кирилловича Нарышкина Высоко-Петровский мужской монастырь, надгробие Петра Кирилловича Нарышкина](../photomoscow/moscow_320x240_1990.jpg)
Надгробие Петра Кирилловича Нарышкина.
Позже настоятели монастыря проявляли особое усердие не только к строительству (в 1744-1750 на средства статс-дамы Н.А.Нарышкиной была построена церковь в честь Толгскои иконы пресвятой Богородицы, а в 1750-1753 на собранные «всем миром» деньги - церковь в честь прп. Пахомия Великого над южными вратами монастыря), но все более - к духовному просвещению. Настоятелями назначались люди высоко образованные, часто это были ректоры Московской и других духовных академий и семинарий.
В 1863 г. по благословению свт. Филарета Московского (Дроздова) в стенах обители начало действовать Общество любителей духовного просвещения, здесь располагалась епархиальная библиотека, духовно-цензурный комитет, чуть позже - филиал Варнавинского общества трезвости, возглавляемого святым мучеником Николаем Варжанским (расстрелян в 1918 г.).
![Высоко-Петровский монастырь и улица Петровка в конце XIX века. Высоко-Петровский монастырь и улица Петровка в конце XIX века.](../picture/moscow/vysoko_petrovskii_monastyr_xix_vek.jpg)
Высоко-Петровский монастырь и улица Петровка в конце XIX века.
Большое внимание религиозно-нравственному церковному просвещению уделял и настоятель монастыря священномученик Макарий (Гневушев; расстрелян в 1918 г.), много потрудившийся как для внутреннего благоустроения монастырской жизни в Русской Православной Церкви, так и помогая простому народу в искоренении таких пороков как пьянство, вольнодумство, равнодушие к духовной жизни.
В 20-х годах XX века в стенах обители тайно продолжала действовать Московская Духовная академия, руководил которой в то время настоятель монастыря епископ Варфоломей (Ремов).
Традиции духовного просвещения продолжились и в наши дни. С 1991 г. в стенах монастыря действует Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
Особое место в истории монастыря занимают 20-30-е годы XX столетия. Официально лишь один храм монастыря продолжал в это время действовать как приходской (с 1929 по 1935 год монастырь существовал вне стен обители). Однако жизнь общины полностью строилась по монастырскому уставу: богослужения не сокращались, процветало старчество (воспринятое от Зосимовой пустыни и Оптиной пустыни), духовные чада ежедневно исповедовали помыслы духовникам, благословлялось чтение аскетической литературы, труд в светских учреждениях вменялся как святое монастырское послушание. Совершались монашеские постриги - как тайные, особенно среди женщин, так и явные, в основном среди мужчин, которые выходили на открытое служение Богу и Его Церкви.
В Соборе новомучеников и исповедников российских прославлены клирики Высоко-Петровского монастыря преподобномученики Игнатий (Лебедев; ум. 1938), Герман (Полянский; ум. 1937), Феодор (Богоявленский; ум. 1943), Макарий (Моржов; ум. 1931 Варлаам (Никольский; ум.1937), Косма (Магда; ум. 1937). Последние годы существования общины с ней тесно был связан и мученик Иоанн Попов (ум. 1937), профессор Московской Духовной академии. Еще многие клирики, постриженики и прихожане обители были расстреляны или умерли в тюрьмах, прошли лагеря и ссылки. Сонм этих подвижников возглавляет настоятель обители архиепископ Варфоломей (Ремов), расстрелянный в 1935 году. Все они ныне ходатайствуют о нас пред Престолом Божиим.
После закрытия обители в ней разместились завод по ремонту моторов для сельхозтехники, центральная медицинская библиотека, ОСОАВИАХИМ, многие помещения были отданы под коммунальные квартиры. Храмы и помещения монастыря были перестроены и обезображены. Позже здесь разместили учреждения Министерства культуры.
В 1960-80-х годах началось внешнее восстановление обители под руководством архитектора Б.П. Дедушенко.
Восстановление и реставрация монастыря, требующая серьезного подхода, многих трудов историков, археологов, реставраторов, архитекторов, художников и других специалистов, продолжается и сейчас.
10 октября 2009 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, решением Священного Синода в монастыре была возобновлена монашеская жизнь. Наместником монастыря назначен епископ Зарайский Меркурий, Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
![Московский и всея Руси Кирилл с посохом святителя Московского Петра. Московский и всея Руси Кирилл с посохом святителя Московского Петра.](../picture/moscow/patriarh_kirill_s_posohom_petra.jpg)
Московский и всея Руси Кирилл с посохом святителя Московского Петра.
20 февраля 2010 года Святейший Патриарх Кирилл, священноархимандрит Высоко-Петровского монастыря, отслужил здесь Божественную литургию и передал в дар обители величайшую святыню - часть мощей ее основателя, святителя Московского Петра. После Литургии Святейший Патриарх освятил главный благовестник монастыря - 8-тонный колокол «Святитель Петр». Всего на монастырской звоннице будет 12 колоколов, все они отлиты на московском заводе «Литэкс».
Недавно монастырю была возвращена и другая святыня - Казанская икона Пресвятой Богородицы, ранее принадлежавшая клирику обители преподобномученику Феодору (Богоявленскому).
По благословению Святейшего Патриарха пополняется число братии, налаживается монастырская жизнь: ежедневно перед мощами свт. Петра служатся братские молебны, по воскресеньям после Литургии совершается чин о Панагии, а перед вечерней службой читается акафист святителю Петру перед его святыми мощами, уже совершен первый иноческий постриг и диаконская хиротония среди братии монастыря.
Все больше людей приходят помолиться в обители и поклониться ее святыням - чудотворным иконам Пресвятой Богородицы, святым угодникам Божиим, частицы мощей которых почивают в монастыре -свв. первоверховным апостолам Петру и Павлу, свт. Спиридону Тримифунтскому, Киево-Печерским святым, прпп. Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому, сщмч. Фаддею Тверскому.
Молитвами святителя Петра Московского, основателя этой святой обители, и всех святых, во обители сей подвизавшихся, да благословит Господь ее братию, всех труждающихся в ней, всех ее прихожан, жертвователей и благодетелей.
По материалам буклета «Высоко-Петровский мужской монастырь», Информационно-аналитическая служба Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, 2010.
Составители: монах Максим (Однорал), Елена Балашова
Фото: Алексей Анашкин, Елена Балашова, Владимир Ходаков, Даниил Африн