Успенский храм с. Гжель в XVIII веке

Дата публикации или обновления 01.05.2021
  • К оглавлению: Храм Успения Пресвятой Богородицы села Гжель. Исторический очерк
  • Храм Успения Пресвятой Богородицы села Гжель. Век XVIII.

    Самые ранние упоминания о гжельском храме, которые удалось разыскать, относятся к первой половине XVII в.

    Как и о большинстве храмов, о церкви Успения Пресвятой Богородицы известно по книгам Патриаршего Казенного приказа с 7136 (1628) г. Это связано с деятельностью Патриарха Филарета, отца родоначальника династии Романовых - Михаила. При патриархе Филарете была впервые произведена грандиозная работа по упорядочению земельных отношений государства и церкви. Тогда же были созданы так называемые Патриаршие приказы, один из которых - казенный - ведал вопросами сбора налогов с вотчин и пошлин за грамоты и печать Патриарха. Именно благодаря аккуратному документообороту Казенного приказа мы и имеем достоверные сведения о большинстве храмов того времени.

    В частности, в 1628 г. с церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Гжель получено «...дани 26 алт., кормовая гривна», а в 1635-м - «дани рубль 31 алт. 2 ден., заезда гривна».

    В 1646 г. при Успенской церкви были: «...во дворе поп Василий, во дв. дьячок Ермолко Ефремов, во дв. пономарь Шатко Ефремов, во дв. просвирница; в селе Гжели числилось 40 дворов крестьянских, да на церковной земле 2 двора бобыльских...»

    То есть уже в середине XVII в. в Гжели числилось сорок дворов. В реалиях того времени это означало, что жителей было человек 300-400, а это указывает на довольно крупное село. Но, как мы увидим позже, в течение ста с небольшим лет число гжельцев возрастет в восемь с лишним раз.

    С самого начала XVIII в. документов становится больше. Многие дошли до нас в первозданном, рукописном виде.

    Сухие, написанные казенным, канцелярским языком того времени, они, тем не менее, рисуют живую картину жизни наших предков, какой она была более 250 лет назад.

    В те далекие годы очень часто случались пожары. Они не щадили ни крестьянские избы, ни царские хоромы, ни храмы и монастыри. Не миновала эта участь и Успенскую церковь. Первый, известный нам по документам, пожар вспыхнул в ночь на 2 июня 1736 г. Стены устояли, удалось спасти образа и церковную утварь, но сгорели престолы и жертвенники, а значит, службу вести было нельзя.

    И подали гжельцы первое из дошедших до нас прошений Государыне Императрице Анне Иоанновне. «Подано декабря 1 дня 1736 года.

    Всепресветлейшая Аержавнейшая Великая Государыня Императрица Анна Иоанновна, Самодержица Всероссийская

    В нынешнем 1736 году июня во 2 день в Московском уезде в дворцовой Вашего Императорского Величества во Гжацкой волости в селе Гжели Гожим изволением ночною порою церковь каменная погорела во имя Успения Пресвятыя Богородицы и в приделе Николая Чудотворца и из церкви святые иконы и всякую церковную утварь убирали, в тех же церквах престол и жертвенники сломали и от того Божественная служба имеется в остановке.

    Всемилостивейшая Государыня Императрица просим Вашего Императорского Величества да повелит Асржавствовавше в помянутой церкви Божией и в пределе оныя престолы собрать и поновить и освятить на имеющихся антиминсах.

    Вашего Императорского Величества вышеписанной церкви Успения Богородицы поп Михаила Федотов да тоя ж церкви староста церковный Гаврила Тимофеев и приходские люди. 1736 года ноября дня».

    По Указу Ее Императорского Величества и Синодального Казенного Приказа были вновь построены престолы, но освящен только один - во имя Успения Пресвятой Богородицы. «Указ Ея Императорского Величества Самодержицы Всероссийской и Синодального Казенного Приказа Московского уезда Вохон-ской десятины Дворцового села Гжели Успенскому попу Михаилу Федотову.

    В прошлом 736 году декабря 1 дня в Синодальном Казенном Приказе в поданном... прошении показано... 1736 года июня 2 числа от случившегося в том селе Гжели ночною порою пожара, имеющаяся в том селе каменные церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы, да предела Николая Чудотворца образы и всякую церковную утварь убирали, а престолы и жертвенники сгорели, от чего Божественная служба остановилась и чтоб повелено было в оной церкви и в приделе престолы построить и освятить на имеющимся при не антиминсе и того ж декабря 3 дня по указу Ея Императорского Величества и... Преосвященного Вениамина Епископа Коломенского и Каширского велено в показанной Успенской церкви и в приделе престолы построить в вышину 1 ар. 4 вершков, в длину 1 арш. 8 вершков, в ширину 1 арш. 4 вершка и, построя те престолы, освятить тебе, попу Михаиле, на имеющихся той церкви и придел антиминсах, буде не ветхи и новопечатные.

    Января 25 дня 1737 года».

    Однако придел Николая Чудотворца по какой-то причине оставался неосвященным до 1751 г. По справке 1751 г. «...при Успенской церкви села Гжели... в приходе причта 314 дворов в них мужска 1022 женска 918 душ...»

    11 сентября 1751 г. случился еще один пожар, в котором церковь Успения Пресвятой Богородицы и придел Николая Чудотворца «без остатку сгорели токмо остались одни стены». И вновь гжельцы (большое село - уже 314 дворов) восстанавливают свой храм, украшают его иконами и всей необходимой утварью. И 29 апреля 1752 г. пишут трогательное прошение на имя Императрицы о позволении освящения придела Николая Чудотворца. «Всепресветлейшая Аержавнейшая Великая Государыня Императрица Елисавета Петровна Самодержица Всероссийская Государыня Всемилостивейшая.

    Бьем челом Московского уезда Вохонской десятины села Гжели церкви Успения Пресвятой Богородицы и придела Николая Чудотворца поп Петр Карпов и тоя церкви мирские люди, а о чем нижайшее прошение тому следуют пункты:

    В прошлом 1736 г. декабря 1 дня в Бывшем Синодальном казенном приказе поданным прошением тоя церкви священником Михаилом Федотовым и мирские люди просили о сгоревшей в оном 1736 году июля 2 дня от случившегося пожара оные Успения церкви и придела Николая Чудотворца о построении святых престолов и освящении оной церкви и придела Николая Чудотворца.

    И по тому поданному прошению и по силе... из Бывшего Казенного Приказа данного ему попу Михаилу указа оная Святая церковь Успения Пресвятой Богородицы по силе указа... и придел Николая Чудотворца изготовлены и оная Святая церковь была посвящена в котором и служба производилась а предел Николая Чудотворца был не освящен.

    И в прошлом 1751 году сентября 11 числа оная церковь Успения Пресвятой Богородицы и придел Николая Чудотворца от случившегося пожара без остатку сгорели токмо остались одни каменные стены и службы Божия не имеетца... Мы нижеподписавшиеся оный придел в силу того данного из Казенного Приказа указа возобновили и святый престол и святыми иконами в силу указа убрали и к освящению в готовности...

    И дабы Высочайшим Вашего Императорского Величества указом повелено было сие нижайшее прошение в Московской духовной консистории принять и о освящении оного придела на имя приходского священника дать позволительный указ о выдаче освященного антиминса куда надо... подать указ.

    Всемилостивейшая Государыня просим Вашего Императорского Величества о сем нашем прошении решение учинить. 1752 года апреля дня...»

    На прошение была дана резолюция: «1752 мая 11 дня на освящение церкви дать указ...»

    А через несколько дней, 28 мая, Императрицей Елизаветой Петровной был дан Указ освятить оба престола церкви, но только при условии, что все в ней соответствует строгим церковным канонам. Причем приводятся даже некоторые «технические» условия. В тексте они выделены.

    «Указ Ея Императорского Величества Самодержицы Всероссийския из Московской духовной консистории Московского уезда в Вохонское духовное правление.

    В Московской духовной консистории по данным Московского уезда Вохонской десятины села Гжели церкви Успения Пресвятой Богородицы и придела Николая Чудотворца попа Петра Карпова с приходскими людьми прошением объявлено что означенный придел каменный во имя Великого Святителя и Чудотворца Николая в силу данного в 1736 году декабря 1 числа указа построен и святыми иконами и всяким церковным благолепием украшен и ко освящению находится в готовности; просили чтоб о освящении того придела дать указ. Того ради по Ея Императорского Величества Указу и по резолюции Святейшего Правительствующего Синода члена Преосвященного Платона Архиепископа Московского и Севского в оного Духовного Правления означенную придельную церковь во имя Николая Чудотворца ежели подлинно построена по силе данного указа и алтарем на восток и святыми иконами и прочим церковным благолепием... и состоявшегося в 734 году сентября 13 дня Указа убрана а престол устроен в вышину аршина шести вершков... в длину четыре вершков и одежды до полу, и святые образы писаны по древнему православно восточно греческого. .. обычаю: а не со иностранных лиштов и все приличное по подобию протчих святых церквей на освящение все изготовлено, то освятить по церковному чиноположению на выданном из Синодального дому освященном антиминсе... учинить о том посему Ея

    Императорского Величества Указ.

    Мая 28 дня 1752 года».

    21 июля 1754 г. от вновь вспыхнувшего пожара в Гжели сгорели причтовые и приходские дома. В страхе, что огонь может переброситься на церковь, люди разобрали и вынесли престол из Никольского придела.

    5 декабря 1754 г. в Московскую Духовную Консисторию подано священником Московского уезда, Вохонской десятины, дворцовой Гжельской волости церкви Успения Богородицы Федотом Петровым и диаконом Иваном Степановым прошение:

    «Сего 21 июля в случившийся в том селе от молнии пожар сгорели их причтовые и приходские дворы, а оная Успенская и придельная великого святителя и чудотворца Николая церкви и образа и церковная утварь уцелели, и от вышеобъявленного страху из Николаевской церкви престол, по разобрании, вынесен вон».

    Просили дозволения поставить престол и освятить. Синодальная Контора 22 декабря 1754 г. дозволила. На проведение любого, даже незначительного ремонта в храме требовались соответствующие разрешения и указы Святейшего Синода. Но благодаря сохранившейся переписке между настоятелями церквей и Синодом мы и сегодня можем судить о том, как организовывался такой ремонт.

    18 марта 1777 г. благочинный села Павлова Московского уезда священник Петр Иванов написал доношение Архиепископу Московскому и Калужскому Платону о том, что он «17 марта 1777 года смотрел доношение церкви Успения Пресвятой Богородицы села Гжели священника Козмы Григорьева, что в настоящей Успенской церкви во всем алтаре выстланный пол лещадью расселся, и просил выстлать вместо ветхой расседавшейся лещади новый пол». На сем доношении была поставлена резолюция «Дозволить».

    «27 апреля 1777 года в Ауховной Консистории слушалось сие донесение благочинного села Павлова и приказано по резолюции Его Высокопреосвященства в Успенской церкви в алтаре пол перемостить дозволить. 15 июня 1777 года на это был дан указ из Святейшего Правительствующего Синода за № 1676».

    В том же 1777 г. велось дело о Успенской церкви священнике Косме Григорьеве и диаконе Дамиане Тимофееве. 8 октября 1777 г. благочинный священник села Павлова Петр Иоаннов написал рапорт Архиепископу Московскому и Калужскому Платону, что 20 и 22 сентября второй священник Успенской церкви села Гжели Косма Григорьев и диакон той же церкви Тимофей Григорьев не служили божественной литургии. При дознании они показали, что они не служили в эти дни, так как находились в болезни. Священник церкви Архангела Михаила в Дорну (ныне село Загорново) Лука Васильев и диакон той же церкви Никита Федоров показали, что гжельский священник был болен. Но, несмотря на это, 22 декабря 1777 г. в Московской Духовной Консистории было решено взыскать со священника и диакона Успенского храма штраф. Так строго следили за порядком и наказывали тех, кто этот порядок нарушал.

    Но, видимо, о. Козьма обладал весьма крутым нравом и иногда прибегал к рукоприкладству, за что пострадавшие жаловались на него в Московскую Духовную Консисторию. 8 мая 1778 г. он выгнал из дома и ударил колом по плечу мирского старосту крестьянина Петра Афанасьева, когда он пришел насчет больной лошади священника.

    А в 1783 г. священник села Гжели Аникита Семенов написал извещение Архиепископу Московскому и Калужскому Платону о том, что: «...14 августа 1783 г., как и обычно, при Успенской церкви с Гжели разные торговые люди на церковной земле ставят шалаши для продажи мелочных товаров, а прежде сего с тех шалашей собирали деньги одни священники той церкви для себя. Той церкви священник Косма Григорьев, услышав мой совет, что надо делить эти собранные деньги между всеми церковнослужителями, бросился на меня и хотел ударить колом, но от того удара я отбежал. Тогда он священник Косма Григорьев, бросив кол, два раза ударил меня кулаком в спину...»

    Аникита Семенов также привел другие факты, по его мнению, «...плохого служения священника Космы Григорьева и просил оградить его от обид и притеснений этого священника Космы Григорьева».

    Чем закончился этот конфликт, понес ли какое-нибудь наказание невоздержанный на руку священник - неизвестно, но в 1785 г. Козьма Григорьев был перемешен в другой храм.

    Впрочем, незадолго до своего перемещения, а может быть, именно имея его в виду и, понимая, что вскоре покинет Гжель, в июле 1785 г. он написал прошение архиепископу Московскому и Калужскому Платону о том, что в 1784 г. бывший диаконом при гжельской церкви пономарь Тимофей Григорьев занял у него взаймы 43 рубля. 20 рублей отдал, а остальные не отдает, и приложил к своему прошению расписку от июля 1784 г. Тимофея Григорьева, что он обязуется отдать оставшиеся 23 рубля. 11 июля 1785 г. в Московской Духовной Консистории было решено вызвать обоих на очную ставку и допросить.

    К сожалению, судьба спорных 23 рублей так и осталась невыясненной, но Козьма Григорьев точно из Гжели был удален, так как ведомость 1785 г. уже не упоминает его как священника Успенской церкви.

    По собранным в 1785 г. Ведомостям Вохонской десятины от благочинных о церквам «... показано село Гжель в нем церковь Успения Пречистыя Богородицы каменная в твердости с одним приделом, утварью довольна».

    При ней причту:

    Священники: Феодор Михайлов, 60 лет, женат;

    Илларион Никитин, 41 года, женат.

    Диакон Тимофей Григорьев, 42 лет, женат.

    Дьячки:

    ...Григорьев, 34 лет, женат;

    Василий Васильев, 19 лет, холост.

    Пономари: Никифор Федотов, 52 лет, женат;

    Матвей Григорьев, 46 лет, женат.

    Приходских при оной церкви 264 двора, в них мужска 974 женска 914, раскольников мужска 28 женска 33 души.

    Церковной пашенной и сенокосной земли 32 дec.»

    Тем же 1785 г. датирована ревизская сказка, из которой нам стали известны имена еще четырех священнослужителей Успенского храма, ни до, ни после не упоминавшихся.

    Известно о них лишь следующее: «...дворцовое село Гжель, Бронницкой округи Вохонской десятины, в нем церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, каменного здания, состоит в твердости, с одним приделом, утварью довольна.

    Выбывшие с прошлой ревизии:

    ...Священник Адриан Иванов, 70 лет, в школах не обучался, умер.

    ...Священник Степан Степанов выбыл.

    ...Священник Филипп Никитин, из домовых графини Шуваловой.

    ...Заштатные

    Умершего священника Стефана Васильева сын Василий, 13 лет».

    В XVIII веке кровли храмов редко покрывали металлом, для этого в основном использовали тёс, отличавшийся своей недолговечностью и пожароопасностью. Не была исключением и гжельская церковь. 31 января 1796 г. священник Федор Михайлов и церковный староста Алексей Кондратьев получают от преосвященного Серапиона Дмитровского благословение на проведение ремонтных работ по замене кровли на трапезной, которая находилась в ветхом состоянии, и на сооружение новой ограды вокруг храма.

    «Его Высокопреосвященству Преосвященному Серапиону Аимитровскому Викарию Московскому Января 31 дня 1796 года

    Бронницкой округи Вохонской десятины церкви Успения Пресвятой Богородицы, что в селе Гжели священника Феодора Михайлова и старосты церковного Алексея Кондратьева с приходскими людьми о ниже следующем

    Всепокорнейшее прошение

    При означенной Успенской церкви на трапезе кровля деревянная, которая находится ветха так же и ограда без остатку вся развалилась которую и желаем мы именованные как кровлю, так и ограду зделатъ вновь.

    Того ради Вашего Высокопреосвященства всепокорнейше просим как на трапезе кровлю, так и ограду вновь зделатъ позволить.

    Января дня 1796 года.

    К сему прошению священник Феодор Михайлов руку приложил...»

    Нам остается предполагать, что кровля и ограда были отремонтированы, так как на прошении стоит резолюция

    Преосвященного Серапиона: «Дозволить, если нет су мнений».

    Таким образом, из всех документов, найденных нами в архивах, этот ремонт стал последним крупным событием, произошедшим с Успенским храмом в XVIII веке.

    Далее: Век XIX. Первая половина
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос