Иконография великомученика Георгия Победоносца

Дата публикации или обновления 23.11.2017

Святой великомученик Георгий Победоносец - один из самых почитаемых на Руси святых, и древнейшие из сохранившихся его изображений относятся к XII в.

Происходил он из знатной каппадокииской семьи, был мужественным воином и пострадал за Христа во время гонений от императора Диоклетиана в Никомидии (303 г.) Широко известно одно из его посмертных чудес - избавление от драконообразного змия жителей небольшого селения в Сирии. Язычники приносили чудовищу человеческие жертвы, и такой жертвой должна была стать дочь местного правителя. Победа Георгия над чудовищем не только спасла жизнь обреченной на смерть царевны, но обратила ко Христу жителей многострадального селения и стала одним из самых ярких символов победы правды Божией над силами зла.

Икона вмч. Георгия Победоносца. Середина XVI в. ГТГ.
Икона вмч. Георгия Победоносца. Середина XVI в. ГТГ.

На Руси великомученика Георгия широко почитали с самого раннего периода - со времени ее Крещения. Имя Георгий носил в крещении великий князь Киевский Ярослав Мудрый, построивший в середине XI в. в честь своего небесного покровителя церковь в Киеве и посвятивший ему один из приделов собора Софии Киевской. Храмы и монастыри в честь великомученика Георгия Победоносца были на Руси во многих местах - в Новгороде и Владимире, в Старой Ладоге и Юрьеве-Польском.

Святой великомученик Георгий. Икона начала XII в. Успенский собор Московского Кремля
Святой великомученик Георгий. Икона начала XII в. Успенский собор Московского Кремля.

Пришедшая на Русь из Византии иконография великомученика Георгия была здесь творчески переработана, а изображение Победоносца, поражающего копьем змия, стало воинским символом; оно появляется на великокняжеских печатях, монетах и впоследствии становится элементом герба.

И все же древнейшим из сохранившихся является поясной образ великомученика Георгия в Успенском соборе Московского Кремля (икона двусторонняя; на обороте Богоматерь с Младенцем). Святой изображен в кольчуге, с копьем; о мученическом подвиге напоминает его пурпурный плащ.

Этому древнейшему образу созвучна житийная икона великомученика Георгия начала XVI в. (Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева). Святой на среднике иконы изображен в рост; кроме копья в правой руке он имеет меч, который придерживает левой рукой, у него есть также колчан со стрелами и щит. В клеймах - эпизоды мученических страданий святого.

Чудо св. Георгия о змие. Конец XIV в. Государственный Русский музей, СПб
Чудо св. Георгия о змие. Конец XIV в. Государственный Русский музей, СПб.

Но обратимся к иконам Чуда св. Георгия о змие. На Руси этот сюжет известен с середины XII в. (фреска церкви св. Георгия в Старой Ладоге). До конца XV в. существовал его т.н. краткий извод: всадник, поражающий копьем змия с изображением в небесном сегменте благословляющей десницы Господней. Такова большая часть Новгородских икон великомученика Георгия.

Чудо св. Георгия о змие. Начало XVI в. ГРМ
Чудо св. Георгия о змие. Начало XVI в. ГРМ.

В конце XV в. иконография Чуда св. Георгия о змие дополняется рядом новых деталей: это может быть фигура ангела, архитектурные детали (город, который св. Георгий спасает от змия), изображение царевны и др. Но параллельно существует и немало икон в прежнем кратком изводе, но с разнообразными отличиями в деталях, в том числе в направлении движения коня: не только традиционное слева направо, но и в обратном направлении.

Известны иконы не только с белым окрасом коня - конь может быть вороной или гнедой масти.

Чудо св. Георгия о змие. XV в. ГТГ
Чудо св. Георгия о змие. XV в. ГТГ.

Святой великомученик Георгий как покровитель русского воинства был особенно почитаем в Московском княжестве как небесный покровитель основателя первопрестольной столицы - князя Юрия Долгорукого. С возвышением Москвы и укреплением централизованного Русского государства это изображение - именно Чудо св. Георгия о змие в кратком изводе - становится официальным гербом града Москвы и непременной частью государственного герба.

Великомученик Георгий в житии. Начало XVI в. Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева
Великомученик Георгий в житии. Начало XVI в. Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева.

Иконы Чуда св. Георгия о змие конца XIV-XVI вв. при всем своем стилистическом разнообразии безусловно узнаваемы, при этом воспоминание о конкретном эпизоде жития святого великомученика перестает быть только иллюстрацией жития самого святого, но становится символом победы христолюбивого воинства российского над силами зла, над агрессором, угрожающим Отечеству.

Великомученик Георгий Победоносец и в наши дни является выразителем народных чаяний на всесильную помощь Божию воинам, защищающим землю русскую от врага.

Епископ Балашихинский Николай


Источник материала: журнал «Московские епархиальные ведомости», № 5, 2015 г.

В начало