Сушнево.

Боголюбовская церковь

Дата публикации или обновления 14.10.2017
  • Храмы Владимирской области
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Города: БоголюбовоВладимирКиржачМуромПокровСуздальЮрьев-Польский
  • Храмы Владимирской области.
    Город Покров. Петушинский и Собинский районы.

    Церковь Боголюбовской иконы Божией Матери (разрушена)

    Усадьба Сушнево.

    Летописцем церкви у ст. Болдино при усадьбе Сушнево был священник с. Абакумова Василий Соловьев.

    В 1888 г. во Владимирских епархиальных ведомостях (№ 18) он написал статью «Закладка храма в честь Боголюбской иконы Божией Матери при станции Болдино»: «В праздник Преображения Господня, 6 августа 1888 г. при станции Болдино, Московско-Нижегородской железной дороги, совершена закладка храма в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Событие для местных жителей было настолько важное и торжественное, что описание его может представить небезынтересную страницу в епархиальной хронике.

    Станция Болдино состоит в приходе с. Абакумова, Покровского уезда. Близ станции находится усадьба Сушнево и несколько деревень, населенных несостоятельными крестьянами. Так как местность эта значительно (верст 7-10) удалена от приходского храма, то давно была нужда в устройстве здесь храма, хотя приписного к с. Абакумову.

    Жители окрестных селений, за дальностью расстояния, не могли часто посещать свой приходский храм, тем более что нередко препятствием к тому служила р. Пекша, выше имеющая на себе несколько мельниц. Часто бывало, что на какой-либо верхней мельнице спустят воду, и вода быстрым течением разрушит мосты и испортит переправы вброд. В особенности же река эта много препятствовала жителям посещать приходский храм весной и осенью.

    В 1879 г. усадьбу Сушнево, прежде принадлежавшую помещику Поливанову, купил статский советник Геннадий Федорович Карпов. Супруга его (Анна Тимофеевна Морозова. - О.П.), дочь известного фабриканта, купца Тимофея Саввича Морозова, перешедшая из старообрядчества в православие, и по своему глубокому благочестию, искренно полюбившая церковную православную службу, желала как можно чаще бывать со своим семейством в приходском храме с. Абакумова, но не могла всегда удовлетворять своему желанию по вышеизложенным причинам.

    И вот, в семействе Карповых возникло благое намерение построить храм в близком расстоянии от усадьбы Сушнево и станции Болдино, чтобы в него всегда был беспрепятственный путь, как для этого семейства, так и для жителей станции Болдино и окрестных селений. Место для храма, по совету архитектора Карицкого, избрано на земле, принадлежавшей Г.Ф. Карпову, в двух верстах от Сушнева и ста саженях от станции Болдино, на сухом ровном грунте. Вскоре испрошено было благословение на это святое дело от Высокопреосвященнейшего Феогноста. Чтобы ускорить дело и иметь под рукой материал в достаточном количестве для построения храма, Карпов устроил на своей земле кирпичный завод. Осенью прошлого и весной настоящего года произведены были предварительные работы: выкопаны рвы под стены храма и забучены, а равно приготовлен материал для постройки. Так как храм предположено устроить в честь иконы Боголюбской Божией Матери, которую ежегодно приносят к 6 августа в приход с. Абакумова, то Г.Ф. Карповым испрошено было Архипастырское благословение совершить закладку именно в праздник Преображения Господня, с молебствием перед благоговейно чтимой иконой.

    Утром 6 августа в храме с. Абакумова, куда уже принесена была св. икона Боголюбивой Божией Матери, из окрестных деревень собралось значительное число прихожан. По окончании литургии, из храма начался крестный ход с св. иконами и хоругвями по направлению к Болдинской станции, через дер. Липню. Ненастная, дождливая погода несколько препятствовала торжесвенности хода; но когда он прибыл на место закладки, погода прояснилась, засияло солнце, которое уже не скрывалось до окончания торжества. Несмотря на ненастную погоду до этого времени, к торжеству закладки храма собралось огромное количество народу. Кроме прихожан трехштатного прихода с. Абакумова, сюда прибыло множество богомольцев и из соседних приходов; среди православных находились здесь и старообрядцы, а в числе гостей храмоздателя Карпова в общей молитве участвовали Тимофей Саввич Морозов, супруга его, Мария Федоровна и другие родственники Анны Тимофеевны Карповой. На освящение закладки приглашен был местный благочинный с. Орехова Лев Левшин.

    Когда все уже приготовлено было к священнодействию, когда к местному причту присоединились в облачениях и иеромонахи, сопровождавшие Боголюбскую икону Божией Матери, священник с. Абакумова Василий Соловьев произнес речь. По окончании речи началось священнодействие, которое сопровождалось пением певчих семинарского хора -детей местного причта и их родственников, прибывших погодить на каникулы в с. Абакумове Когда о. протоиерей Левшин прочел молитву на основание храма, Г.Ф. Карпов с супругой и семейством, приблизившись к месту, где должен быть св. престол, начали брать кирпичи и класть их в основание с золотыми и серебряными монетами. Торжество освящения закончилось многолетием».

    9 июля 1893 г. в усадьбе Сушнево был освящен храм Боголюбовской иконы Божией Матери. Освящал владимирский архиепископ Сергий (Спасский), доктор богословия с 1876 г., степень ему присуждена за "Полный месяцеслов Востока", он также автор трудов "Исследование библейской хронологии" (1882), "Православное учение о почитании святых икон", "Святый и Животворящий Крест Господень" (1899) и других. Храм был устроен доктором русской истории Геннадием Федоровичем Карповым (1839-1890), окончившим в 1861 г. юридический факультет Московского университета. Основные его сочинения - "История борьбы Московского государства с польско-литовским (1462-1508)", "Очерки из истории российской церковной иерархии", "О крепостном праве в Малороссии" и другие.

    Создание храма было любимой мечтой профессора Московского университета. Еще в молодости, тяжело заболев, он дал обет, если выздоровеет ~ построить храм. После женитьбы на Анне Тимофеевне Морозовой у него появилась возможность исполнения обета. Получив средства для строительства, Геннадий Федорович 22 апреля 1887 г. подает прошение архиепископу Феогносту, просит благословение на постройку у станции Болдино, на собственной земле и на свои средства каменного храма Боголюбовской иконы Божией Матери. Храм построен по проекту епархиального архитектора (с 1882 г.) Николая Дмитриевича Корицкого (1854 - после 1905, в 1874 г. получил звание классного художника 3-й степени), в прекрасном русском стиле. Геннадию Федоровичу не было суждено увидеть окончание строительства, он умер намного раньше и был похоронен под сводами храма.

    В 1893 г. в № 13 «Владимирских епархиальных ведомостей» помещена статья священника Василия Соловьева «Освящение храма в честь Боголюбской иконы Божией Матери при станции Болдино»: «Храм во имя Боголюбской Божией Матери, начатый постройкой в 1888 г. Известным ученым, действительным статским советником Геннадием Федоровичем Карповым, умершим 24 апреля 1890 г., с помощью Божией приведен к окончанию строительства его супругой Анной Тимофеевной, и освящен Высокопреосвященнейшим Сергием, архиепископом Владимирским и Суздальским.

    Г.Ф. Карпов при жизни своей устроил каменное здание храма и колокольни. Оставалось внутри его оштукатурить стены, настлать полы и устроить иконостас; но смерть не дала ему окончить доброе дело, которое он производил со свойственной ему энергией. На школьной скамье Геннадий Федорович испытал много нужды, как сын бедных родителей; но получив прочное религиозное воспитание из верующей православной семьи, он остался верующим навсегда, и ; не забыл данный в ! юности обет, когда через женитьбу на дочери известного фабриканта ТС. Морозова сделался человеком богатым. Когда же открылась возможность выполнить свое давнее желание - построить храм Божий, Г.Ф. Карпов, при содействии глубоковерующей супруги своей, расположил и богатых родственников ее к участию в святом деле.

    Известно, что в устройстве храма немалое участие принимали мать Анны Тимофеевны Карповой Мария Федоровна Морозова, братья Савва Тимофеевич и Сергей Тимофеевич Морозовы и их сестры. После смерти мужа заботами Анны Тимофеевны, с помощью ее еще несовершеннолетних сыновей, устроен московским мастером Спиридоновым иконостас резной, дубовый, искусной работы; иконы написаны в древам греческом стиле, на золоте, мастером Постниковым; приобретено Несколько богатых облачений, серебряных и вызолоченных сосудов с Палевыми украшениями работы Овчинникова, а также и все прочее, Что необходимо иметь, даже с избытком, для совершения богослужения. Освящение храма предположено было совершить 6 июня, по окончании экзаменов у учащихся детей А.Т. Карповой, и освятить его, призрен был Высокопреосвященнейший Сергий.

    Торжество освящения началось с вечера 5 июня. Прибывшими в этот день благочинным протоиереем с. Орехова Елпатьевским и ключарем Владимирского собора священником Евгеновым первоначально осмотрено было: все ли нужное для освящения приготовлено и установлено на подобающих местах. В седьмом часу вечера в этот день начали благовестить ко всенощной. Так как заранее было известно окрестным жителям об освящении, то еще с вечера храм был наполнен богомольцами. Всенощное бдение совершал старший священник с. Абакумова Василий Соловьев, при пении певчих с Ореховской фабрики Морозовых. На литию и величание выходило пять священников, во главе с благочинным, протоиереем Елпатьевским. Всенощное бдение продолжалось более трех часов.

    Утром 6 июня, после благовеста, совершено соборне водоосвящение, а после него стали готовиться к встрече Владыки, Высокопреосвященнейшего Сергия, обещавшего прибыть поездом, который приходит в Болдино около 10 часов утра. Трезвон во все колокола известил о его приезде, и при выходе из вагона он был встречен благочинным, ключарем и храмоздательницей с семейством. При встрече были также ректор семинарии, архимандрит Никон и священник г. Владимира Боголюбов, прибывшие вместе с Владыкой на освящение.

    Чин освящения храма был совершен по уставу, благолепно. Освящение закончено было многолетиями Государю Императору, Государыне Императрице, Наследнику Цесаревичу и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду и Архипастырю Владимирскому с богоспасаемой паствой, провозглашением вечной памяти храмоздателю Геннадию и многолетия храмоздательнице с семейством и благотворителями храма.

    Во время совершения освящения и на литургии на правом клиросе пели архиерейские певчие, а на левом - певчие с фабрики Морозова. За литургией благочинным Елпатьевским сказано было поучение следующего содержания: «Заветное было желание покойного Геннадия Федоровича устроить новый каменный храм. И вот это доброе желание, по милости Божией, приведено в исполнение: храм устроен новый каменный, хорошей архитектуры, благолепно украшен, и вообще нельзя не признать, что храм сей, по богатству украшения своего, далеко не из обыкновенных. А что всего важнее, ~ он ныне освящен благодатию Св. Духа для Богослужения и священнодействия. Первое - благодарение Господу, исполнившему во благих желание строителей храма! Слава Ему - мудрому Зиждителю! Затем сердечная признательность почившему строителю храма боярину Геннадию Федоровичу и супруге его Анне Тимофеевне, свято исполнившей завет своего мужа! Сердечная благодарность и всем доброхотным дателям, кои приложили свои пожертвования ко алтарю сего храма! Господь с небесе да призрит на труды строителей, созидателей и украсителей св. храма сего и неоскудно воздаст за них воздаянием временным и вечным! Итак, счастливы должны быть и вы, православные христиане, живущие вблизи сего храма! В деле спасения, в деле самоисправления, как нельзя лучше, пособляет нам св. церковь, или храм Божий.

    В храме Божием предлагается нам Божественное учение. В храме Божием удобнее и благоговейнее мы можем молиться Господу Богу. Все предметы и действия в храме: св. иконы, горящие светильники, каждение фимиама, чтение и пение настраивают наш дух и располагают к молитве. Сам Господь Бог называет храм домом молитвы.

    В храме Божием, при совершении Божественной литургии, на святом престоле приносится бескровная жертва тела и крови Христа Спасителя во очищение грехов наших. Здесь - в святом храме струится неиссякаемый источник благодати Божией. Сколько бы кто ни был огорчен, стеснен греховностью, - обратись к таинству покаяния и получишь прощение от грехов, - приступи затем к чаше Господней, вкуси тела и крови Христовых, и ощутишь в себе мир, отраду и утешение!

    Не даром же все святые Угодники, при жизни своей, горели духом ко храму Бо-жию. Не даром же и Пресвятая Дева Мария, Божественная Отроковица, готовясь быть Материю Господа, двенадцать лет провела под сению Иерусалимского храма.

    А потому создание храмов Божиих есть дело самое Богоугодное, и Сам Бог нередко видимо и дивно помогает этому делу. Святому Григорию, епископу Неокесарийскому, пришла благая мысль - построить храм на одном красивом месте, близ горы. Когда уже положено было основание храма, место оказалось тесным. Святый муж усердно помолился Богу и повелел горе двинуться и уступить места столько, сколько нужно было для храма. И совершилось поразительное чудо: гора отодвинулась далеко, и образовалось обширное, удобное для храма место.

    Создание храма - дело спасительное. Изжития преподобного Александра Свирского известно, что когда заложил он храм в пустынной обители своей, во имя Богоматери, Царица Небесная явилась ему и Лазала, что всякий, кто принесет даже один малый камень на создание Ее храма, не будет Ею оставлен без наград небесных.

    Не забудем и того, что в церкви Божией молятся купно с нами и Небесные наши заступники - Святые Божий. Так, один из учеников преподобного Сергия, инок Игнатий, после кончины Угодника Божия, видел, что св. Сергий, во время всенощного бдения, стоял на своем месте и участвовал с братиею в церковной молитве. Да почувствуем и мы важность церковного Богослужения, на которое и с неба приходят молитвенники! Итак, почивший благочестивый храмоздатель! Ты совершил самое Богоугодное и спасительное дело и для себя самого. Самый ценный и прочный памятник, который ты поставил при своей могиле, это - храм Божий. Так прощаются с землей только люди Божий.

    Мы знаем, что доброму и за гробом хорошо. Дай Бог, чтобы и тебе там было хорошо! Господь правосудный да скажет тебе: «Добрый рабе, благий и верный! Вниди в радость Господа твоего! Ты устроил Мне рукотворную обитель на земле: за это введу Я тебя в нерукотворную обитель Свою на небе!» Да будет же имя твое, раб Божий Геннадий, благословенно и да поминается из рода в род в этом храме!

    Матерь Божия, Боголюбивая Царица, да покроет и всех принявших участие в построении и благоукрашении святаго храма сего, честным Своим омофором!» По окончании же литургии Высокопреосвященнейший Сергий с амвона обратился к присутствующим со словами назидания. Небывалое в болдинской местности торжественное архиерейское служение собрало на станции Болдино весьма значительное количество народа, не только из своего Абакумовского прихода, но и из соседних. Вместе с православными были и старообрядцы, которых немало около Болдина. Вслед Владыки, уезжавшему после литургии в Сушнево, усадьбу Карповых, долго раздавался по окрестностям звон колоколов, и во все это время народ не уходил от церкви, обозревая ее внутренность и наружность, желая унести с собой самое полное и цельное представление о ней. В толпе богомольцев слышно было искреннее, душевное пожелание всего хорошего храмоздательнице с семейством и царства небесного усопшему храмоздателю.

    В Сушневе, после литургии, радушной хозяйкой и виновницей торжества А.Т. Карповой для Высокопреосвященнейшего Сергия, духовенства, родных и знакомых предложен был обед, сопровождавшийся оживленной беседой гостей, а в конце его здравицами. Первый тост за здравие Государя Императора, Государыни Императрицы, Наследника Цесаревича и всего Царствующего Дома произнес Высокопреосвященнейший Сергий. Затем один из гостей, известный ученый Елпидифор Васильевич Барсов (1836-1917, с 1870 г. служащий Московского Румянцевского музея, секретарь и редактор издаваемых

    «Обществом истории и древностей российских» «Чтений...». Специализировался на изучении древнерусской письменности и быта, памятников старины и народного творчества. - О.П.), после краткой речи, предложил тост за здравие Высокопреосвященнейшего Архиепископа Сергия, и последовали многолетия. После этого произнес речь профессор Московского университета В.О. Ключевский. В 7 часов вечера поездом, обратно во Владимир, отбыл Владыка со своей свитой, а в 8 часов вечера с экстренным Щ поездом, на котором приехали гости и родные хозяйки, почти все бывшие на освящении и в доме А. Т. Карповой, уехали обратно».

    На освящении присутствовал великий русский историк Василий Осипович Ключевский (1841-1911). Вот фрагмент его речи, обращенной к архиепископу Сергию: "Высокопреосвященнейший Владыка, с Вашего благословения скажу несколько слов в память покойного храмоздателя. Это был ученый исследователь русской истории. Помню, ведя гостя по пескам своего Сушнева, он любил заводить речи о том далеком времени, когда здешний Владимирский край был еще дикой финской пустыней и когда князь Андрей Боголюбский, одно из наиболее излюбленных покойным лиц нашей истории, вместе с отцом начал строить здесь Русскую землю. А строение христианской земли начиналось созиданием церквей, и старинная летопись изображает князя Андрея усердным храмоздателем. Прошло семь веков; финская пустыня стала одной из коренных русских областей, и ее земское строение продолжается доселе.

    Изучая ход этого строения, покойный и задумал дело, которое с Божией помощью и при содействии досточтимых сотрудников и сотрудниц начинателя ныне доведено до желанного конца и завершилось торжественным освящением нового храма, ставшего на Владимирской земле. Этот храм и освящен во имя той самой Боголюбовской иконы, которая служила князю Андрею путеводительницею в устроении и обороне Владимирской земли. Свое изучение созидания Русской христианской жизни покойный ученый завершил тем, чем начинали свое дело ее первостроители: новопостроенный храм - один из поздних камешков в великом здании, ими заложенном. Когда при освящении престола в этом храме Ваша рука, Владыко, зажгла от дымящееся кадила первую свечу, от которой загорелись другие, призывая всех предстоящих к общей молитве, хотелось мысленно сказать покоящемуся под помостом храма основателю его: "Так и твоя мысль, которую ты долго согревал в душе, наконец зажглась, превратилась в храм, то есть в общественную молитву, которая с этой минуты здесь будет возноситься к небу, как подымается дым кадильный к церковному своду, и твой загробный воздух будет сливаться с молитвенным шепотом собравшихся в храме твоем: да исправится молитва моя яко кадило пред тобою. Христианское общежитие строится праведниками и держится памятью строителей, хранимой его ревнителями. Владыко! Вы, чье имя блестит в одном из лучших ученых трудов, посвященных восстановлению и поддержанию памяти строителей христианского общежития, благословите еще раз возгласить вечную память одному из его ревнителей, создателю храма сего, ныне Вами освященного".

    Настоятель Абакумовского прихода, к которому относилась усадьба Сушнево, священник В. Соловьев напечатал во «Владимирских епархиальных ведомостях», № 20 за 1893 г., статью «Чествование храмоздательницы А.Т. Карповой»: «29 августа 1893 г. в новоустроенной церкви при станции Болдино Московско-Нижегородской железной дороги совершено скромное по внешней обстановке, но имеющее немаловажное значение с нравственной стороны, торжество: поднесение иконы храмоздательнице Анне Тимофеевне Карповой. В прежнее время жители селений, лежащих невдалеке от нового храма, редко могли бывать где-либо на церковной службе по причине дальности расстояния от храмов Божиих, - самый ближний храм в с. Абакумове находится в 8 верстах от ст. Болдино, Ундольский - в 12 верстах, Осовецкий - в 10 верстах. Построенный, главным образом в виду этого обстоятельства, действительным статским советником Г.Ф. Карповым (скончавшимся в 1890 г.), храм при станции Болдино в 1893 г. супругой строителя приведен к окончанию строительства и 6 июня освящен Высокопреосвященнейшим Сергием.

    Движимые чувством признательности к устроительнице храма А.Т. Карповой, жители ближайших к Болдинской станции деревень, а также служащие на самой станции пожелали почтить храмоздательницу поднесением ей иконы Боголюбивой Божией Матери, во имя которой освящен новосозданный храм. И вот, на собранные по добровольной подписке деньги заказана была и устроена известным московским мастером Овчинниковым сребропозлащенная икона. Так как поднесение иконы предположено было совершить публично в самом храме, то заблаговременно было испрошено благословение на это у Высокопреосвященнейшего Сергия, архиепископа Владимирского и Суздальского.

    В день поднесения иконы храм наполнен был богомольцами более обыкновенного, служба совершена торжественно, при пении очень хорошего, хотя и небольшого, хора певчих-любителей.

    Перед Божественной литургией отслужен был водосвятный молебен для освящения иконы, которая на время литургии положена была на аналой, перед местной икояой Боголюбивой Божией Матери.

    По окончании литургии настоятель Абакумовского прихода обратился к стоявшей против амвона храмоздательнице с речью».

    В 1930-е гг. храм уничтожен. Прямая просека от него вела к главному дому усадьбы Сушнево, трехэтажному деревянному особняку с двухэтажнымбалконом, разрушенному пожаром в 1933 г. Усадьба Сушнево имеет богатую историю. В середине XVIII в. здесь жил помещик Василий Григорьевич Кочугов, на дочери которого, Прасковье Васильевне, был женат Иван Никифорович Грибоедов, дед драматурга Александра Сергеевича Грибоедова. В начале XIX в, усадьбой владел полковник Константин Михайлович Поливанов, В 1872 г. усадьба была куплена Марией Федоровной Морозовой, для дочери Анны.

    Василий Осипович Ключевский присутствовал на освящении храма не только как товарищ Г.Ф. Карпова по преподавательской деятельности в Московском университете, но и как хороший знакомый его жены. Геннадий Федорович с 1865 г. был женат на Анне Тимофеевне Морозовой (1849-1924), старшей сестре знаменитого Саввы Тимофеевича Морозова. Их отец Тимофей Саввич Морозов очень любил детей. Все его дочери получили классическое образование, знали иностранные языки, занимались музыкой. На свадьбе Геннадия Федоровича и Анны Тимофеевны шафером был выдающийся историк Сергей Михайлович Соловьев: Соловвев предложил Тимофею Саввичу Морозову пригласить В.О. Ключевского домашним учителем для Юлии Тимофеевны, Саввы и СергеяТимефеевичей - преподовать историю младшим братьям и сестрам АнныТимофеевны. В сентябре 1873 г. Юлия Морозова писала Ключевскому: «Милый Государь Василий Осипович, мы возвратились в городи спешим возобновить наши уроки, поэтому мамаша покорнейше просит Вас быть столь добрым и начать занятия в среду в обыкновенное время, если же этот час Вам будет неудобен, то в четверг в 3 часа. Примите уверение в моих к Вам почтении и уважении. Ученица 8аща Ю.Морозова».

    У Карповых было 15 детей. Шестеро сыновей: Тимофей (окончил курс юридических наук в Московском университете, служил в Московской судебной палате, был избран почетным мировым судьей по Покровскому уезду. В 30-е гг. его сослали в Нижний Новгород, в 1932 г. он погиб в тюрьме г. Архангельска), Федор (был женат на Маргарите Давыдовне Морозовой), Александр (1875-1944, женат на Елизавете Павловне Рябушинской), Николай (1878-1912, похоронен в Сушнево), Георгий (р. 1881, после 1917 г. стал монахом на Афоне), Геннадий (1882-1952, женился на дочери московского городского головы Н.И. Гучкова, Вере Николаевне, после 1917 г. эмигрировал), и девять дочерей: Ольга, Анна, Елена (1870-1942, замужем за Александром Васильевичем Кривошеиным), Зинаида, Мария (замужем за потомственным дворянином А.Н. Смольяниновым), Варвара, Наталья (замужем за Николаем Петровичем Лихачевым), Алевтина (1876-1919, замужем за Н.В. Ненароковым, владимирским вице-губернатором, правнуком известного русского адмирала И.Ф. Крузенштерна по материнской линии), Клавдия (1882-1967, замужем за потомственным дворянином Борисом Сергеевичем Головниным, после 1917 года - офицером Белой армии). Когда у Анны Тимофеевны случилась родовая горячка, от которой она с трудом оправилась, то отец, Тимофей Саввич, в 1870-х гг. построил в Москве на Девичьем поле Гинекологическую клинику. Она была почетным членом Общества истории и древностей российских и в память о муже учредила премию за лучшие исторические работы. Она помогала художнику Поленову, оказывала материальную поддержку Марфо-Мариинской обители. Младшие дети жили с отцом в Сушневе до октября, старшие - с матерью, в Москве.

    При Карповых в усадьбе гостили: В.О. Ключевский с женой Анисьей Михайловной и сыном (Василий Осипович любил Сушнево, он построил на берегу р. Пекши для себя дачу из двух домиков - в одном работал, в другом жил); Петр Ильич Чайковский; Антон Павлович Чехов, Исаак Ильич Левитан (1860-1900, в 1892 г. он написал в окрестностях Сушнева свою знаменитую картину «Владимирка»), братья хозяйки: Сергей и Савва Тимофеевичи, и друзья Саввы -- Федор Иванович Шаляпин (останавливался в доме Тимофея Геннадьевича), Алексей Максимович Горький, писатель и драматург Леонид Андреев, сын бывшего владельца усадьбы Константина Поливанова, Михаил Константинович Поливанов.

    Анна Тимофеевна в старости передала усадьбу старшему сыну, Тимофею Геннадьевичу Карпову (1870-1932). Он был женат на Марии Дмитриевне Лепешкиной, дочери Дмитрия Семеновича Лепешкина, владельца Вознесенской мануфактуры и внучке московского городского головы Семена Логгиновича Лепешкина. У Тимофея Геннадьевича и Марии Дмитриевны было трое детей. Их старшая дочь Анна всегда сопровождала на этюды любившего окрестности Сушнева художника Илью Семеновича Остроухова. В1932 г. Тимофея Геннадиевича арестовали, он умер в тюрьме г. Архангельска, его жена, Мария Дмитриевна, умерла в ссылке, в заключении погиб и муж старшей дочери Тимофея Геннадиевича, Анны, А.А. Пельтцер.

    В 1921 г. Карповых выселили, отобрав все имущество, даже одежду, в усадьбе был дом отдыха.

    Теперь многие здания пустуют и разрушаются. Сохранились усадебный парк и много построек XIX в.: надстроенный в советское время дом для слуг и работников (в Сушнево было образцовое молочное хозяйство, молоко каждый день в бидонах отвозили на станцию для доставки в магазины Москвы), флигель, кладовая, хозяйственные помещения. Небольшое, квадратное в плане каменное здание, стоящее недалеко от входа в усадьбу, - старообрядческая молельня.

    Во 2-й половине 2000-х гг. в пос. Болдино, у одноименной платформы железной дороги была построена часовня Боголюбской иконы Божией Матери.

    В 1799 г. Сушнево наследовал от бабушки З.В. Грибоедовой по линии отца, владимирского помещика Сергея Ивановича Грибоедова, Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829), драматург и дипломат. В 1809 г. родители Александра продали Сушнево полковнику К.М. Поливанову. В Сушнево был построен усадебный дом, который стоял до 1933 г., в этом году он был уничтожен пожаром, и на его фундаменте построен корпус санатория Сушнево-1.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос