Марково.

Казанская церковь

Дата публикации или обновления 14.10.2017
  • Храмы Владимирской области
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Города: БоголюбовоВладимирКиржачМуромПокровСуздальЮрьев-Польский
  • Храмы Владимирской области.
    Город Покров. Петушинский и Собинский районы.

    Церковь Казанской иконы Божией Матери

    Село Марково.

    За Клязьмой, в лесах на границе болот, издавна стояли деревня Богдарня, Чаща, Борок, Дубровка, Марково. Последняя по документам известна с 1689 г. Болота, среди которых затерялась деревенька, по ней назывались марковскими.

    Ее владелицами были княгиня Анна Александровна Голицына (урожденная Прозоровская, ум. 1852), коллежская асессорша Татьяна Гавриловна Крупенина, княгиня Варвара Михайловна Гагарина (урожденная Пушкина, 1779 - 1854-е).

    Варвара Михайловна - кавалерственная дама, с 1812 г. замужем за князем Сергеем Ивановичем Гагариным (1777-1862), обер-гофмаршалом, членом Государственного совета, действительным тайным советником, президентом московского Общества сельского хозяйства. Их сын, князь Иван Сергеевич Гагарин (1814-1882), - дипломат, писатель, перешел в католичество и вступил в орден иезуитов. До 1868 г. деревня относилась к Багаевскому приходу.

    Весной, во время разлива Клязьмы, Марково бывало отрезано от храма. Священник Багаевского прихода о. Лев Миловзоров предложил верующим из-за Клязьмы построить свой храм и дал официальный ход делу. Но не смог довести его до конца, так как 24 апреля 1866 г. скончался от чахотки. Хлопоты легли на плечи нового багаевского священника о. Василия Малиновского. Ходатаями по делам построения церкви были крестьяне дер. Чаща Василий Сидоров и дер. Богдарня В.Н. Грыцкин. В Марково был перевезен старый храм из с. Власовского (теперь Власово Шатурского района Московской области). Местный благочинный, священник с. Крутец о. Афанасий Левитов освятил его на новом месте во имя почитаемой в Марково Казанской иконы Божией Матери.

    Трогательно было прощание заклязь-минских прихожан со. Василием Малиновским. Жители деревень, отошедших к приходу храма с. Марково, собрались в дер. Богдарня, и о. Василий, переправляясь на Багаевскую сторону, стоя в лодке, благословлял плачущих на берегу своих прежних духовных чад. Деревянная церковь существовала в Марково с 1868 по 1902 г. Первым священником был о. Иоанн Дмитриевич Флоринский.

    В 1840 г. он окончил Владимирскую духовную семинарию, и в 1844 г. рукоположен во священника ко храму с. Бунакова Александровского уезда, в 1852 г. переведен в с. Обращиха Владимирского уезда, в 1861 г. - в с. Никольское Красенских Юрьевского уезда, в 1863 г. - в с. Шиморское Меленковскоо уезда, в 1867 г. - в с. Троицы-Берег Суздальского уезда, и в 1868 г. - в Марково, где служил до своей кончины 22 июня 1891 г. Первым дьячком - И. Беляев, пономарем М. Смородин (переведены Из Багаевского храма).

    Отец Василий Малиновский в 1871 г. умер от холеры, заразившись при объезде деревень своего прихода.

    В 1896 г. на Марковский приход был назначен новый священник, о. Иоанн Димитриевич Невский. В 1891 г. он окончил Владимирскую духовную семинарию, в 1894 г. был рукоположен во священника ко Входоиерусалимской церкви г. Суздаля. Жители с. Марково и окрестностей считали свой деревянный храм временным и не оставляли мысля о построении каменного, но дело упиралось в недостаток средств.

    В тот же в 1899 г. о. Иоанн Невский подал прошение архиепископу Владимирскому и Суздальскому Сергию (Спасскому) о построении в Марково каменного храма. Владыка ответил письмом, в котором выразил согласие и одновременно сомнение: «По силам ли будет строителям то дело, которое они взяли на себя, не имея совершенно никаких средств для его исполнения?» 16 августа 1900 г., при участии благочинного, настоятеля храма в Багаеве о. Константина Разумовского, был заложен ныне существующий каменный однопрестольный храм Казанской иконы Божией Матери. Средства прихода быстро кончились, нужно было искать жертвователей. Первым откликнулся крестьянин дер. Костино Евсевий Борисов, имевший родственников в Марково, он пожертвовал 600 рублей. Вскоре дело взял в свои руки внук ходатая по устройств деревянного храма Василия Сидорова, Иван Иовлевич Сидоров, он довел строительство до успешного окончания и был избран церковным старостой.

    Храм освящен в 1902 г. Высокопреосвященным Сергием, архиепископе Владимирским и Суздальским, и Преосвященным Иннокентием (Беляевым), епископом Тамбовским. Богослужение сопровождалось пением архиерейского хора под управлением регента А.Е. Ставровского.

    С началом революции начались испытания для Марковского храма, его прихожан и причта.

    С 1926 по 1928 г. в Марковском храме служил священник Николай Зеленое, будущий священномученик. Николай родился в 1887 г. в с. Бочевино Бронницкого уезда Московской губернии в семье крестьянина Поликарпа Зеленова. С 1897 г. он был певчим церковного хора. Окончив в 1907 г. Владимирскую духовную семинарию, Николай Поликарпович стал учителем церковно-приходской школы с. Яковцево Муромского уезда. В 1911 г. он служил диаконом в с. Загарино того же уезда, а в 1912 г. был рукоположен во священника к приходу в с. Голенищево Муромского уезда, где прослужил до июня 1917 г., когда был назначен священником в с. Загарино. В 1926 г. о. Николай был переведен в с. Марково Покровской волости, а с 1928 г. до первого ареста о. Николай служил в с. Сеньго-Озеро Петушинского района Орехово-Зуевского округа.

    Жители села любили священника и сообща приобрели ему корову, что в то не сытное время было большим подспорьем. Детей у них с матушкой не было, жили они весьма скромно, не владея практически никаким имуществом. Поводом к аресту послужила статья в местной газете «Колотушка» под заголовком «Поп агитирует против колхоза», опубликованная 24 октября 1929 г, Приехавший в колхоз лектор-антирелигиозник недоумевал, почему в с. Сеньго-Озеро, где числится 150 дворов, в колхозе состоит меньше 10 процентов. «Установлено, что немаловажную роль в борьбе с колхозами играет местный поп... в противовес культурной работе избы-читальни, организовал церковный хор, молодежь, под звуки поповской скрипки, изучала духовные песнопения», - писала газета.

    Вырезка из газеты подшита к делу с резолюцией, датированной 26 октября: «Завести дело и взять под стражу». Уже на следующий день началось дознание и были допрошены свидетели: председатель Сеньго-Озеровского колхоза и ряд колхозников, которые выступили против священника, утверждая, что он мешает развитию колхозной деятельности, ведет религиозную пропаганду среди молодежи. 3 ноября 1929 г. о. Николая арестовали и заключили под стражу в арестный дом г. Орехово-Зуева. На следующий день состоялся допрос. Священник сказал, что в колхозе «Заря будущего» все жители села видели пример полной бесхозяйственности: собранный урожай вовремя не убирался в хранилище, члены колхоза работают с неохотой и вяло, не так, как в своем хозяйстве. Об этих недостатках знали все. Что же касается молодежного хора, то он организован был не им, а еще раньше женой бывшего до него священника.

    - Виновным себя в провокации против колхозного строительства не признаю, - закончил свой ответ на допросе о. Николай.

    Другим обвинением против о. Николая был отказ с его стороны свершить крещение младенца, крестной матерью которого была колхозница. Якобы после этого случая отношение к колхозу, особенно среди тех, кто в него еще не вступил, стало настороженным: будешь членом колхоза - священник детей крестить не будет.

    Сама крестная мать в своих показаниях опровергла этот факт. Отец ребенка сказал о том, что священник сначала отказался крестить ребенка, потому что крестная мать, тоже недавно родившая, еще не брала молитву сорокового дня. Но, узнав, что молитва ей была дана в другой церкви, ребенка окрестил. Многие допрошенные по делу указывали, что дом священника часто посещается молодежью, особенно в дни, когда в колхозе проводится собрание или какое-нибудь общественное мероприятие, направленное на привлечение в колхоз новых членов.

    Отец Николай подтвердил, что спевки в его доме проводились в предпраздничные дни, приходило 6-8 певчих, не считая слушателей Отец Николай сказал: «Я понимаю, что, если бы я не устраивал у себя дома религиозных спевок, молодежь пошла бы на посиделки, так как в то время ни клуба, ни народного дома и избы-читальни в деревне Л было... Виновным себя в агитации против колхозов я не признаю».

    Во время следствия прихожане обратились к властям с прошением освободить священника «...на поруки до решения суда, так как у нас другого священника нет, приходы другие от нас очень далеко... церковь остается без службы, кроме того, бывают новорожденные, умершие и больные, требующие христианского обряда». Прошение подписали около ста человек. Но оно осталось без последствий.

    6 февраля 1930 г. о. Николая перевели в арестный дом г. Покрова. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 23 февраля 1930 г. приговорило священника Николая Зеленова к заключению в концлагерь сроком на три года. Отбыв наказание, о. Николай был назначен служить в Покровскую церков с. Пустоша Шатурского района Московской области. 18 апреля 1933 г. священник Николай Зеленое подал прошение епископу Коломенскому о переводе его на имеющуюся в Коломенском викариатстве вакансию.

    Владыка определил о. Николая священником к Богородицерождественской церкви с. Старынино Зарайского района Московской области, т этом приходе священник Николай Зеленое прослужил до своего ареста. 22 ноября 1937 г. о. Николай был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и в тот же день допрошен в Зарайском районном отделении НКВД.

    Отец Николай виновным себя в контреволюционной деятельности не признал. Он содержался под стражей в Коломенской тюрьме. Следствие было недолгим, 27 ноября 1937 г. "тройка" НКВД приговорила о. Николая Зеленова к расстрелу. 3 декабря он был расстрелян на Бутовском полигоне.

    С начала 1920-х гг. по 1933 г. диаконом в с. Марково служил Василий Горбачёв. Из-за огромных налогов и обнищания населения у церковной общины не было денег. Чтобы содержать семью, о. Василий брался за любое дело: клал печи, чинил часы, крыл крыши, перетягивал матрасы. С 1933 по 1936 г. он служил в храме с. Ильинский Погост (теперь Орехово-Зуевского района Московской области), с 1936 по 1937 г. - в Никольском храме с. Парфентьево Коломенского района, где был рукоположен во иерея, затем, в связи с закрытием храма, переведен к церкви с. Большие Вязёмы (ныне Одинцовского района Московской области).

    Там он был арестован 15 февраля 1937 г. по обвинению в агитации против советской власти, совершенной на месте прежнего служения. "Агитация" состояла в том, что при угрозе закрытия храма прихожане обратились к о. Василию за советом, как храм сохранить, он посоветовал направить прошение с подписями верующих в местную администрацию.

    За этот совет о. Василий был расстрелян 26 февраля 1938 г. В том же году храм с. Марково закрыли, иконостас уничтожили, разрушили завершение колокольни и храма. Священник, долгое время здесь служивший (сначала диаконом), о. Константин Охотин, арестован. В 1996 г. образована община верующих (инициатором была учительница Е. Федосейкина), и началось возрождение разоренного храма.

    У настоятеля много забот: в церкви совершаются богослужения и ведутся восстановительные работы, у общины нет средств для приобретения сразу всего того, что требуется для богослужений. Настоятель, о. Андрей рассказал, как Великим постом он думал, где взять Святое Евангелие небольшого формата для того, чтобы по обычаю Православной Церкви положить на Святую Плащаницу, и вдруг одна из прихожанок принесла требуемую книгу с надписью на внутренней стороне обложки: "Сие св. Евангелие при закрытии церкви в с. Сеньго-Озеро (этого села больше нет, при устройстве полигона на марковских болотах в 1940-м г. оно полностью разрушено. - О.П.) было ободрано и брошено, но одним верующим взято и передано мне, и я, украсивши его, приведя в приличный вид, приготовил себе на смерть, с собой во гроб, аще изволит Бог. 9. XI. 1934 г. св. Константин Иоаннович Охотин". Так погибший за веру настоятель храма о. Константин Промыслом Божиим и в наше время не прекращает заботиться о марковском храме.

    Дер. Богдарня, стоящая на берегу озера, по документальным свидетельствам известна с 1689 г.

    В 1861 г. была во владении княгини А.Я. Голицыной. В середине деревни была часовня, сломанная в советское время.

    В 1998 г. у озера, по проекту архитектора "Владреставрации" Александра Толмачева, построена каменная часовня во имя празднования Вознесения Господня, на средства православного англичанина И.М. Максвелла-Капински.

    По дороге в Марково в д. Дубровка стоит недавно построенная каменная часовня Спаса Нерукотворного Образа.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Навигация
    Rambler's Top100