Крутец (Леоново).

Богоявленская церковь

Дата публикации или обновления 14.10.2017
  • Храмы Владимирской области
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Города: БоголюбовоВладимирКиржачМуромПокровСуздальЮрьев-Польский
  • Храмы Владимирской области.
    Город Покров. Петушинский и Собинский районы.

    Церковь Богоявления

    Село Крутец (Леоново).

    В наше время церковь, стоящая вправо от Горьковского шоссе, некого не доезжая г. Петушки (если ехать из Москвы), известна как церковь Богоявления в с. Крутец (Леоново). С XVI и до начала XX в. этот храм считался находящимся в с. Крутец на р. Крутце.

    Это село - статная вотчина Троице-Сергиева монастыря, которому еще в 1574 г. братья Матфей, Григорий и Юрий Григорьевичи Ловчиковы дали это село Деревнями Леоново, Аннино, Яковлево, Борщевня, Филино, "с лесы с Луги и с пустошьми и с заросльми и с озеры и с рыбными ловлями Бобровыми гонами... и с отхожими пашнями, куды ходило исстари и топо и коса и соха". Монастырская вотчина развивалась, и в 1-й половине XVII в. указывается в с. Крутец "двор монастырский, в нем живет прикащик, двор коровий..." Кроме вышеуказанных деревень, как входящие в монастырское владение названы еще Омутищи и Крутое, а в переписных книгах 1678 г. - также Петушки и Киберево.

    Церковь Богоявления упоминается в дарственной грамоте братьев ЛовчиковыхТроице-Сергиеву монастырю (XVI в.). В писцовой книге ХVII в. сказано: "В Крутце церковь Богоявление Господа и Бога и Спаса нашего, с приделами Ивана Богослова и Матвея Евангелиста, древяна вверх (т.е. шатровая. - О.П.) - строение приходских людей, на колокольне 4 колокола, при церкви служит поп Анфим, а живет в деревне Левонове, на погосте двор дьячков, Пономарев и просвирницын, два двора бобыльских, живут бобылки и питаются от церкви Божией".

    В 1748 г. в семье пономаря крутецкой церкви родился будущий член Академии наук и Российской академии, автор многих ученых трудов Никита Петрович Соколов (1748 - 1795).

    В 1759 г. отец отвез его в Троицкую Лаврскую семинарию.

    В 1767 г. в Синод поступило доношени в директора Академии наук графа В.Г. Орлова, где он писал о том, что Академии нужны десять молодых людей «поведения доброго и неозорного и разумеющих латинский язык». Соколов продал прошение и в начале 1768 г. прибыл в Петербург.

    В том же году он был включен в состав экспедиции знаменитого натуралиста Палласа, целью экспедиции было исследование и описание России. По возвращении из экспедиции Соколов был отправлен для завершения образования за границу, с 1774 по 1780 г. он учился в Лейдене и Страсбурге.

    В 1784 г., по представлению княгини Дашковой, Никита Петрович был избран в члены Российской академии, а в 1787 г. получил звание академика и ординарного профессора химии. Он заведовал химической лабораторией, в которой, до своей отставки в 1792 г., читал публичные лекции по химии. Занимался переводами (ему приходилось создавать химическую терминологию, не существовавшую на русском языке), был привлечен к составлению «Словаря Академии Российской».

    В 1792 г. вследствие упадка сил, подал в Академию наук прошение об увольнении от действительной службы при Академии, жил в Калуге, терзаемый мучительной болезнью, не прекращая научной деятельности. Умер в бедности, в Москве. В 1818 г., после окончания Владирской семинарии, ко храму с. Крутца был рукоположен во священника Егор Зотович Смирнов. Во время его служения в Крутце в 1820 г. вместо деревянной церкви был возведен ныне существующий каменный храм с колокольней.

    В 1840 г. ко храму с. Крутца был определен до диакона Петр Диомидович Сокольский (окончил Владимирскую семинарию в 1836 г.)

    Афанасий Феодорович Левитов, после окончания в 1836 г. Владимирской духовной семинарии, с аттестатом 1-го разряда, в 1837 г. был рукоположен во священника ко храму с. Крутца Покровского уезда, служил в этом храме всю жизнь и в 1887 г. праздновал 50-летний юбилей служения в священном сане. Во «Владимирских епархиальных ведомостях» за 1887 г. о праздновании юбилея была напечатана статья: «3-го мая этого года в скромной сельской среде происходило весьма скромное юбилейное торжество: прихожане с. Крутца с почетнейшими представителями своими во главе (купец Павел Данилович Кузнецов, купец Иван Павлович Кузнецов, Мирон Осипович Колесников и другие), почтили полувековую службу своего духовнаго отца, священника означенного села Афанасия Феодоровича Левитова.

    Здесь не было ни обычного в подобных случаях многоречия, ни торжественной обстановки, бьющей в глаза: все в этом праздновании было просто и скромно, как скромна и самая жизнь почтенного Юбиляра, выдающаяся только по своему благотворному влиянию на прихожан. В воскресный день, 3 мая, о. Афанасий совершил литургию, по окончании которой бывшие в храме представители прихода объявили ему о желании всех прихожан почтить достоуважаемого Юбиляра за его пятидесятилетнее служение в их приходе. Купец Иван Павлович Кузнецов, державший на руках святую икону с изображением св. Афанасия Александрийского и св. Ангела-Хранителя, изготовленную прихожанами ко дню юбилея, обратился к Юбиляру со следующими словами: Ваше Высокоблагословение Досточтимый Отец Афанасий. За твою полувековую плодотворную Деятельность в должности священника, мы, прихожане сего святого храма Божия, в большей части твои духовные дети, во свидетельство нашей искренней к тебе признательности и уважения, подносим тебе сию святую икону. Ты, как пастырь душ наших, и словом своим и примером своей жизни указывал нам путь к небесному царствию, — и мы, как овцы, врученные тебе Богом, слушали гласа твоего и по возможности шли и идем по пути, тобою указанному, но как люди, с телесными и душевными немощами, не можем не спотыкаться о соблазны мирские.

    И потому, приняв от нас сию святую икону, как лучшее выражение нашей сердечной любви к тебе и молитвенного единения с тобою, воспоминай нас, отец наш духовный, в святых своих молитвах пред нею; особенно же не оставь нас в молитвах своих пред престолом Всевышнего, когда будешь простирать к Нему руки свои при возношении бескровной жертвы. Не престанем и мы, с своей стороны, молить Пастыря начальника Господа Бога, дабы Он продлил лета жизни твоей на земли а в день праведного своего суда удостоил тебя и нас всех вкупе с тобою десныя части избранных, предстательством святого Отца нашего Афанасия Александрийского и всех небесных сил».

    Приняв св. икону и приложившись к ней, о. Афанасий ответил своим духовным детям приблизительно следующими словами: «Возлюбленные чада мои о Господе! До сего времени я не смел думать, что память о долговременном моем служении святой Церкви и делу вашего спасения так сильна и жива в добрых, благодарных сердцах ваших. Ныне, по усердному расположению и распоряжению искренних радетелей моих, составленное торжество и поднесенная мне вами св. икона дают наглядное и полное доказательство вашего неизменного расположения ко мне.

    И я принимаю эту неоценимую икону, приготовленную усердием вашим, не столько за дар ваш, сколько за благословение ваше в лике св. Афанасия, Святителя Александрийского. За таковое ваше благочестивое усердие ко мне, за ваше внимание к долговременному служению моему, и за ваше добро, которого я так много видел от вас, приношу вам чувствительнейшую и усерднейшую мою благодарность. А если по каким-либо обстоятельствам как слабостям подверженный человек, я оскорбил кого из вас словом или делом, не послужил кому и не оказал должного внимания к нуждам и требованиям справедливым, а тем более если кому либо из вас подал соблазн небрежением по службе моей, ради Христа простите меня!

    При сем прошу и умоляю вас не забывав меня грешного в молитвах ваших, я же подолгу моему и любви моей к вам, до конца моей жизни, не престану просить Господа, да излиет Он на вас милости свои, да дастъ вам здравие, долголетие и во всем благоуспеяние. А паче всего прошу и умоляю вас помолиться о мне грешном по преставлении моем, во имя христианской любви, которая не знает различия между живыми и мертвыми и простирается за пределы гроба. Благословение и милость Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа да пребудет на всех вас во веки веков». Вслед за произнесением сих слов, начался молебен Святителю Афанасию; по окончании молебна провозглашены были многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому, Высокопреосвященнейшему Архиепископу Феогносту и Юбиляру. Затем главные распорядители торжества пригласили Юбиляра и церковный причт с. Крутца в дом о. Афанасия и на средства самих распорядителей приготовлены были чай и стол.

    Так скромно закончилось торжество пятидесятилетнего служения о. Афанасия в священном сане.

    Теперь несколько слов о самой личности достоуважаемого Юбиляра. Отец Афанасий Левитов родился 1813 г., апреля 28 дня. По окончании курса во Владимирской духовной семинарии со званием студента, он 7 февраля 1837 г. рукоположен был во священника к Богоявленской церкви с. Крутца, где и прослужил ровно пятьдесят лет. Воспитанный в сиротстве и крайней бедности, поступивши на приход, о. Афанасий взял на себя тяжелую обязанность содержать и устроить только что осиротевшую большую семью; на его попечении остались теща и три малолетних ее дочери, его свояченицы, без всяких средств к жизни.

    Такая забота мало обещала утех молодому священнику, а там год за годом стала увеличиваться и своя семья. Но о. Афанасий, сам пройдя горькую школу сиротства, не падал духом, и при помощи Божией дело, взятое на себя, с честью довел до конца: двух сирот-своячениц он устроил за кандидатов священства, а третья, по болезни, осталась при нем. Кроме того и многие другие, не столько близкие, но бедные родственники всегда находили в доме о. Афанасия радушный, родственный прием, живое участие в их положении, благоразумный совет, когда то было нужно, а очень часто и материальную помощь. Как священник, о. Афанасий может служить примером для многих: в совершении Богослужения он полон благоговения; с словом назидания обращался к своим детям духовным не только в храме, а и в домах их при всяком удобном случае; в исправлении церковных треб всегда был исполнителен.

    Вследствие всего этого авторитет о. Афанасия в крутецком приходе так велик, что и в настоящее время, по удалении его за штат, очень часто многие из прихожан идут к нему за советом и указанием в важных семейных обстоятельствах. Состоя на службе, о. Афанасий проходил должность сельского учителя в течение девяти лет, между прочим за труды по обучению крестьянских детей садоводству, от Министра графа Киселева награжден похвальным листом и премиею в 25 рублей. Но другие должности, поручаемые ему Епархиальным Начальством, заставили его оставить учительство: так 0н проходил должность катехизатора в своей приходской церкви, затем должность ведомственного духовника, и наконец, в течение 12-ти лет, должность благочиннаго.

    Духовенство округа, вверенного его смотрению, и доселе с глубочайшим уважением относится к бывшему своему начальнику, памятуя его прекрасные отношения ко всем без различия и лицепрятия. За свою усердную исправную службу о. Афанасий не был забыт и милостями от Епархиального Начальства: последовательно он получил несколько наград, кончая золотым наперсным крестом. Теперь этот 74-летний старец, устроив всех детей, с подругою своею доживает тихия дни, находя высшее для себя наслаждение и покой душевный в молитве».

    С 1853 г. священником в с. Крутец был Иван Лаврович Молчанов. В 1852 г. он окончил Владимирскую семинарию.

    В 1857 г. во диакона ко храму с. Крутца был рукоположен Нестор Иванович Колоколов, в 1854 г. окончивший Владимирскую семинарию, он умер в 1870-х гг.

    В 1863 г. священником в с. Крутец был Иван Матвеевич Рождественский. Село Крутец было его первым местом служения после окончания Владимирской семинарии в 1860 г.

    В 1868 г. переведен из с. Овчинино в с. Крутец священник Петр Иванович Тихонравов. Он окончил Владимирскую семинарию в 1842 г. и в 1843 г. назначен в с. Овчинино. Отец Петр Тихонравов большую часть своей жизни служил в с. Крутец, и скончался в 1899 г.

    В 1881 г. священником с. Крутца был Василий Иванович Кохомский. Он окончил Владимирскую семинарию в в 1877 г.

    В 1860 г. расширена трапезная церкви Богоявления, в которой устроены приделы во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи и Преподобного Сергия Радонежского, главный престол освящен во имя Богоявления Господня. Иконостасы придельных храмов изготовлены на средства прихожан, щедростью пожертвований выделялся церковный староста, покровский купец Павел Данилович Кузнецов. Его сын Иван Павлович долгое время тоже был ктитором Крутецкого храма и на свои средства произвел в нем ремонт. В начале XX в. он построил храм Успения Божией Матери в с. Старые Петушки. Бывшего своего церковного старосту, Потомственного почетного гражданина Ивана Павловича Кузнецова чествовали в Богоявленском храме в начале 1914 г. Приветственные, благодарственные речи произнесли настоятель храма о. Василий Близнецов и священник Сергий Цветков.

    Василий Павлович Близнецов в 1873 г. окончил Владимирскую Духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда, с 1882 г. – священник с. Крутца Покровского уезда.

    Священник Александр Цветков писал во «Владимирских епархиальных ведомостях» в 1915 г.: «29 июля прошлого года скончался 60 лет от роду заштатный священник Иоанн Цветков в с. Суворотском, владимирского уезда. Усопший был причетнический сын с. Крутца, Поповского уезда. По окончании курса во Владимирской Духовной семинарии определен был в 1854 г. во диакона в погост Андреевский, Покровского уезда. Будучи диаконом, о. Иоанн занимался оспопрививанием, и все ценили его трудовую и полезную службу. Любимым же его занятием было пчеловодство, которое он вел с умением и получал чрез это значительную пользу. В сане диакона усопший прожил ровно 20 лет. В последние годы его пребывания в Погосте Андреевском его семейство состояло из 9 человек. Он умел отлично распоряжаться своим хозяйством и править свой дом, а потому, несмотря на многочисленную семью, не слышно было от него каких- либо жалоб на трудное положение в жизни.

    В 1874 г. о. Иоанн переходит на священническое место в с. Беречино, Покровского уезда. Дети подросли, нужно было их возить для обучения в губернский Владимир. Много тяжелых трудов и забот перенес о. Иоанн при обучении детей на чужой стороне, так как обучалось одновременно трое сыновей. В с. Беречине, не надеясь на одни доходы, которые большей частью и состояли в сборах хлебом, священническое семейство трудилось наравне с крестьянами. Знакомый с хозяйственным делом, о. Иоанн шел рука об руку с крестьянами и нес все нелегкое бремя хозяйственных работ. Мало этого. До крайности стесненный материальными средствами, о. Иоанн набирает от своих прихожан малолетних детей и обучает ребят целую зиму за самую ничтожную плату. Так или иначе, но все необходимое детям-сыновьям было доставлено с Божией помощью.

    В настоящее время четыре сына, окончившие полный семинарский курс, занимают священнические места.

    Однако у о. Иоанна было еще и пять дочерей. Несмотря не все тяготы и нужду, и женская половина не осталась неустроенной. Но вот в с. Беречине постигло о. Иоанна несчастье: сгорел у него дом, и священник стал жить в крестьянской избе. В 1882 г. о. Иоанн перемещен в с Суворотское, где для священника было церковное помещение. Где бы ни жил о. Иоанн, везде любили его, искренно, глубоко. Кроткий и незлобивый характер его, непритворная простота и доброта, искренняя любовь к пастве, готовность служить всякому, - все эти качества неявно привлекали к нему сердца всех и каждого. При глубоком благоговении и усердии к своей службе, о. Иоанн оказывал и великую реветь к благолепию дома Божия.

    В с. Суворотском храм и колокольня были деревянные и от долговременного существования пришли в ветхость. Отец Иоанн расположил своих прихожан к постройке каменного храма и колокольни. В непродолжительном времени на возвышенном месте с. Суворотского, к удивлению окрестных жителей, явились, вместо деревянных, каменные и благолепные храм и колокольня. Приступил он к сему великому делу с несколькими рублями, а окончил, издержавши несколько тысяч.

    Отец Иоанн писал убедительные письма к зажиточным людям, и от них получал пожертвования на построение храма; сам ездил по городам, где личной просьбой приобретал немало пожертвования от любителей благолепия дома Божия. Главным же трудником о. Иоанна по устроению нового храма был усердный церковный староста - помещик Леонид Николаевич Лоскутов, который почти двадцать лет сряду и до самой смерти прослужил в этой должности с великой пользой для храма и прихода. Епархиальное начальство ценило отлично-усердную и полезную службу о. Иоанна и награждало его, Последней из наград был наперсный крест. Бог помог о. Иоанну воспитать девять детей. Будучи священником в с. Суворотском, он устроил остальных дочерей, последней из них сдал свое место, а сам поступил на должность викарного священника в Скорбященский женский монастырь, Покровского уезда.

    С монашествующими он был смиренным отцем. За свою добрую и примерную жизнь о. Иоанн пользовался нелицемерным уважением со стороны их. Последние два года своей жизни о. Иоанну пришлось отдыхать от своих служебных трудов, так как ему стало изменять зрение, и он был принужден возвратиться в село Суворотское, где у него был собственный дом, в котором жила его больная супруга - старушка слепая, со вдовою дочерью и внуками. Получая пенсию, жил он безропотно, лишившись за последнее время зрения, имея на своем попечении супругу и вдову дочь с сиротами.

    Наконец жизненный день о. Иоанна клонился к западу. Постигшая его болезнь быстро сокрушила силы старца. Он предвидел смертный исход болезни, почему во время болезни и приготовлял себя в вечную жизнь, сподобляясь Св. Таинств покаяния, причащения и елеосвящения, и отошел в вечность мирно и тихо... Погребение усопшего совершено было 31 июля. Через две недели скончалась и его супруга - страдалица слепая, лежавшая в расслаблении несколько лет...»

    Из икон храма с. Крутец-Леоново особенно замечательны икона Богоявления, Христа Спасителя, Смоленская икона Божией Матери и Иверская икона Божией Матери (писана в 1872 г. на Афоне). Причт состоял из трех священников, диакона и трех псаломщиков. В с. Крутце с 1843 г. существовала народная школа.

    Во Владимирских епархиальных ведомостях в 1918 г. было опубликовано сообщение о крестном ходе в с. Крутец, состоявшемся 2 февраля в знак протеста против насилий, творящихся над Церковью Православной: «Второго февраля в с. Крутце Покровского уезда по инициативе местного церковноприходского совета и совета Богоявленского кружка ревнителей Православия, организован был крестный ход в знак протеста против насилий, чинимых ныне Церкви Православной врагами ее. К участию в этой мирной религиозной демонстрации присоединились прихожане погоста Багаевского и железнодорожной церкви при станции Петушки.

    В 9 часов утра в Богоявленском храме с. Крутца началась литургия, совершенная местными священниками соборне. Храм был полон молящихся. Священник С. Цветков произнес слово По окончании литургии из храма на церковную площадь вынесены были святые хоругви и иконы. К этому времени сюда же прибыли крестные ходы из храмов погоста Багаевского и ст. Петушки. На особо устроенном возвышении поставлен был стол, вокруг которого разместилось духовенство и хор. Перед началом молебствия произнес слово священник А. Успенский, а по окончании священник М. Крутицкий. Впечатление от слов пастырей, сказанных на тему о переживаемых ныне Церковью гонениях, было огромное. Особенно же неизгладимое впечатление произвел на народ крестный ход вокруг храма с пением пасхальных песнопений. Богомольцы плакали.

    После торжества народ благодарил духовенство за их постоянные заботы о славе и преуспеянии Церкви Православной и заявлял, что он не даст в обиду врагам Христа Его Святую Церковь и ее служителей. Пусть, говорил один из богомольцев, гонители Церкви знают, что им не удастся отнять у народа русского православного его веру и при случае мы всеми силами постоим за нее». В 1930-х гг. подверглись репрессиям служившие в храме священники о. Василий Кохманский, о. Василий Близнецов, о. Алексий Успенский, о. Николай Столетов (его сын, Всеволод Николаевич (1906-1989), президент Академии педагогичесих наук (1972-1981), с 1951 г. - министр высшего образования СССР, с 1953 г. - зам. министра культуры СССР, с 1959 по 1972 г. - министр высшего и среднего специального образования РСФСР, кандидат в члены ЦК КПСС, в начале карьеры отказался от отца-священника), о. Сергий Цветков, диаконы Алексий Горлицын и Тимофей Богословский, регент Иван Муратов.

    Они были заключены в тюрьму г. Покрова, позднее высланы. Священник Тимофей Семенович Вельямов (р. 1907) проживал в д. Аббакумово, был арестован 22 января 1907 г. был приговорен к 8 годам заключения в ИТЛ, дальнейшая судьба его неизвестна. В советское время храм не закрывался. С 1949 по 1954 г. в храме с. Крутец служил протоиерей Лука Михайлович Венсяцкий (р. 1879 в Гомельской губернии), проживал в д. Аббакумово, в 1954 г. вышел в за штат.

    С 1947 по 1961 г. в с. Крутец служил священник Иван Николаевич Воскресенский (1883-1969). Он родился в семье священника с. Шебанцево Подольского уезда Московской губернии Николая Ивановича Воскресенского. Иван Воскресенский в 1897 г. окончил Перервинское душеное училище, и в 1903 г. Московскую духовную семинарию. По окончании семинарии он работал в Перервинском духовном училище, надзирателем – с 1903 по 1904 г. и учителем русского языка - с 1904 по 1910 г.

    В 1920 г. он был рукоположен во священника ко храму с. Лямцино Московской губернии, где служил до своего ареста в1937 г. Был приговорен к 10 годам заключения в концлагере. Отбывал срок в Ивдельском ИТП Свердловской области с 1937 по 1943 г., когда был досрочно освобожден по болезни. С 1943 по 1946 г. - бухгалтер горсовета в г Давлеканово (Башкирия).

    В 1946-1947 гг. жил в д. Липны Петушинского района. В 1947 г. переехал в с. Крутец, служил до 1961 г., когда вышел в за штат.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос