Дуброво. Церковь-

школа Святителя Феогноста

Дата публикации или обновления 14.10.2017
  • Храмы Владимирской области
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Города: БоголюбовоВладимирКиржачМуромПокровСуздальЮрьев-Польский
  • Храмы Владимирской области.
    Город Покров. Петушинский и Собинский районы.

    Церковь-школа Святителя Феогноста, митрополита Московского (разрушена)

    Деревня Дуброво.

    По дороге из Собинки в Березники в д. Дуброво в начале XX в. стояла деревянная церковь-школа.

    Это мы узнали из статьи во «Владимирских епархиальных ведомостях» № 19 за 1900 г. «Церковь-школа имени Высокопреосвященнейшего Феогноста, бывшего Архиепископа Владимирского и Суздальского, ныне Митрополита Киевского и Галицкого, в д. Дуброве Судогодского уезда»: «В воскресный день, 10 сентября, сего года, с разрешения Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Серия, Архиепископа Владимирского и Суздальского, членом Владимирской духовной консистории протоиереем В.В. Косаткиным торжественно освящены церковь во имя Святителя Феогноста, Митрополита Киевского и Московского (пам. 14 марта) и школа под одной кровлей с церковью (церковь-школа) имени Высокопреосвященнейшего Феогноста, бывшего Архиепископа Владимирского и Суздальского, ныне Митрополита Киевского и Галицкого, в д. Дуброве (16 вер. от станции Ундол Моск. Ниж. ж. д.), Георгиевского, что в Славцеве, прихода Судогодского увзда. Причины, по которым построена в этой местности церковь-школа, были следующие.

    В 1892 г. 26 и 27 ноября, по примеру предшествовавших трех лет, Высокопреосвященнейшим Феогностом, Архиепископом Владимирским и Суздальским, составлен был в г. Владимире, в помещении Братства святого благоверного великого князя Александра Невского, съезд епархиальных священников, отличающихся противорастельностию и миссионеров из мирян, в составе до 50 лиц.

    Съезд сей происходил под председательством тогдашнего секретаря братства, протоиерея В.В. Косаткина и под руководством отличного знатока раскола, преподавателя Владимирской духовной семинарии В. Аник. Прозорова (в 1893 г. перемещен в Петербургскую духовную семинарию, ныне состоит священником Казанского в г. Петербурге собора). Этот миссионерский съезд главным образом занят был разрешением вопроса о том, какие меры следует принять к ослаблению большого влияния на раскольников их молелен и скитов. Священники раскольнических приходов заявили съезду, что молельня для раскольника - не только дом молитвы, но религиозная школа и место для решения разного рода общественных и семейных дел и споров. Раскольники, обыкновенно, не пропустят в молельне ни одной службы, ни одного, положенного уставом, поклона. И где бы раскольники ни селились, они заботятся прежде всего об устроении и заведении молельни.

    Где эта молельня устроена, там раскол крепок и силен, потому что в молельне начетчики и наставники всегда сумеют вдохнуть в раскольника дух фанатической нетерпимости к православию, что всегда служит главным препятствием к обращению в православие. К сему члены съезда присовокупили, что нередко даже православные таких деревень, которые далеко отстоят от приходского храма, предпочитают ходить в раскольническую моленную, если она есть в деревне, и таким образом мало-помалу отвыкают от православного храма и делаются раскольниками. После обсуждения сего прискорбного для православия обстоятельства, подтвержденного несколькими фактами, члены съезда пришли к единодушному решению: «предложить священникам заботиться о построении православных часовен, молитвенных домов и, в особенности, церквей-школ в тех деревнях, которые удалены от приходских храмов и где живут раскольники». Только что такое решение съезда 27 ноября состоялось, как из Петербурга получена была Архипастырем официальная телеграмма, извещающая о состоявшемся перемещении Его Высокопреосвященства с Владимирской кафедры на Новгородскую - старейшую.

    Эта печальная для владимирцев весть весьма скоро передалась съезду, который единогласно постановил: выразив Его Высокопреосвященству в адресе чувства искренней скорби о предстоящей разлуке с ним и живейшей благодарности ему за отеческое управление епархией, испросить Архипастырское соизволение на учреждение, в незабвенную память о четырнадцатилетнем Архипастырстве на кафедре Владимирской Его Высокопреосвященства, церкви-школы в одной из местностей, зараженных расколом, чтобы она служила образцом для подобных учреждений в епархии в ослабление раскола. Его Высокопреосвященство, с обычною ему благосклонностию приняв членов съезда и глубоко быв тронут знаком любви к нему духовенства, одобрил постановление съезда об учреждении «церквей-школ в видах противодействия расколу и выразил благодарность за намерение устроить одну из них на память об нем». Высокопреосвященнейший Серий, Архиепископ Владимирский и Суздальский, все постановления мисионерского съезда утвердил и благословил подписку среди духовенства Владимирской епархии на сооружение церкви-школы имени Высокопреосвященнейшего Феогноста.

    Между тем заведующий библиотекой и древлехранилищем Братства св. бл. в. к. Александра Невского В.Т. Георгиевский рекомендовал местность, удобную для сооружения сей церкви-школы, именно на его родине, в приходе погоста Георгиевского, что в Славцеве, Судогодского уезда. Этот приход состоит из 6600 душ обоего пола, живущих в 28 деревнях, раскинутых на далекое пространство и более или менее зараженных расколом. В составе причта Георгиевского прихода - три священника, вследствие чего представлялась полная возможность одному священнику поочередно каждый воскресный и праздничный день отлучаться из приходского храма для совершения богослужения в церковь-школу той деревни, где она будет устроена. По наведенным секретарем Братства справкам, оказался этот приход самым удобным для этой цели и в частности д. Дуброва, отстоящая от храма на 8 вер. расстоянием и окруженная шестью деревнями на расстоянии от нее от четверти версты до трех верст, а от приходского храма отписями 540 человек отмечены неисполняющими христианского долга по расколу. Здесь существуют раскольнические секты и поповского и беспоповскаго толков, а особенно нетовщина. В деревнях Угрюмихе, Левине и Шипелях заведены молельни; в одну из них еще в недавнее время собирались раскольники на молитву по звону колокола, ныне отобранного и переданного в приходскую церковь.

    В деревне Левине проживаеть поп, по имени Ефрем, австрийского лжесвященства. При таком положении дела веры в этой местности, конечно, вся масса жителей, считающаяся и православною, не чужда раскольнических воззрений. По крайней мере в этой местности все православные молятся двуперстно и в домах своих предпочитают иметь иконы старинные. И не мудрено, что в этой местности так укоренился раскол, ибо здесь не было доселе ни одной школы и население почти поголовно безграмотное. Так как эта местность удовлетворяла всем требованиям, предъявленным от миссионерского съезда, то Его Высокопреосвященством разрешено было в д. Дуброве устроить церковь-школу. Но привести в исполнение это решение суждено было лишь чрез восемь лет по отбытии Высокопреосвященнейшего Феогноста из Владимира.

    В 1893 г. производилась среди епархиального духовенства подписка на сооружение церкви-школы имени Высокопреосвященнейшего Феогноста, которая дала 1570 р. 88 к. 1894 г. прошел в бесполезных хлопотах по склонению крестьян к изъявлению их согласия на построение церкви и отвод земли для нее.

    Наконец крестьяне шести деревень в 1895 г. дали приговоры о желании своем в д. Дуброве иметь церковь-школу с обязательством отвести одну десятину земли для нее, срубить и перевести лес из ближайшей Переборовской казенной дачи, если правительством будет разрешен отпуск из нее, пожертвовать по 1 руб. с души на постройку и в производстве работ помочь своими трудами, ибо вся Славцевская волость известна плотничными работами. Одна только д. Левина, почти поголовно населенная раскольниками, решительно отказалась от всякого участия в устроении церкви-школы. В 1896 г. производилось сношение Консистории с Владимиро-Рязанским управлением государственными имуществами об отпуске леса из казны. Оказалось, что из Переборовской дачи нельзя было отпустить леса. Назначен был отпуск 628 дерев, по оценке на - 4053 руб., из северной части Баглачевской дачи, находящейся более чем в 20 верстном расстоянии отд. Дубровы.

    Последним обстоятельством воспользовались раскольники, ил и лучше сказать, вожаки их, которым была ненавистна церковь-школа. Они начали запугивать православных, что строение церкви-школы ляжет слишком тяжелым бременем на крестьян, что на содержание ее пойдут с них лишние налоги и повинности, что прежде не было у них ни церкви, ни школы - и жили же, так проживут и в будущем и т.п. Один богатый раскольник обещал своим односельчанам построить на свои средства земскую школу и принять ее на свое содержание, лишь бы не было церкви-школы. Эти кривотолки повлияли на массу населения: крестьяне отказались от разработки и возки лесного материала, а вместе с сим и от всякаго участия в строительстве, прикрываясь дальностию от их деревень казенного лесного надела. В таком беспомощном положении находилось дело о построении церкви-школы в этой местности, что приходилось отказываться от мысли устройства ее здесь. Но прослышал о том московский купец, староста церкви Сумского драгунского полка, Ив. И. Торговцев, уроженец д. Дубровы, бывший до 15-летнего возраста сам раскольником.

    Он прибыл на родину и принял на себя все дело строительства. Сначала он обратился к Епархиальному начальству с просьбой о выдаче сборной книжки и, получив ее и написав в ней от себя 1000 руб., начал сбор пожертвований. Но в два года (1897 и 1898) посторонних пожертвований поступило с небольшим только 400 руб. Тогда Торговцев, осенив себя крестным знамением, решился строить церковь-школу исключительно на свои средства. Закипела работа. Внесши в казну 13 р. 95 к. штрафа за просрочку вывоза лесного материала и 115 руб. за переруб леса по размерам, он окончил разработку и вывоз леса из надельной дачи к апрелю 1899 г. Скоро сложен был фундамент из кирпича и поставлен на нем деревянный сруб. Приходилось Торговцеву нанимать для всех работ своих же крестьян, для которых строилась церковь-школа, и платить им по 6 р. 50 к. в неделю. Но и за эту плату не всегда можно было найти рабочих.

    До какой степени дошел в крестьянах антагонизм против церкви-школы, свидетельствует тот факт, что когда во время производства плотничных работ потребовалось убрать щепки, то по наряду селенных старост явились на бесплатную работу лишь только три женщины. К зиме 1899 г. плотничные работы были окончены и все здание покрыто было железом. Проект и смета на постройку церкви-школы составлены епархиальным архитектором Н.Д. Ко-рицким бесплатно, в виду того обстоятельства, как последний писал в рапорте Епархиальному начальству, что означенная церковь-школа будет строиться в честь Высокопреосвященнейшего Феогноста.

    Согласно с сим проектом церковь-школа представляется в следующем виде. Она имеет 40 арш. в длину и 12 арш. в ширину; над папертью красивая колокольня с семью колоколами, из коих большой в 62 пуда; по правую сторону паперти - пристройка для квартиры учителя, по левую - для сторожа; школьное помещение рассчитано на 80 человек, имеет на две стороны по три больших окна, потолок в школе тесовый гладкий, церковь от школы отделяется дверями, состоящими из 12 половинок, посредством шалнеров складывающихся на обе стороны к стенам во время церковных служб и плотно смыкающихся на время школьных занятий. Церковная крыша устроена куполообразно, вверху стеклянный фонарь.

    В церкви-школе много света и воздуха. Снаружи церковь-школа окрашена масляной краской палевого цвета, глава - синей краской. Иконостас в церкви устроен по древнему рисунку, невысокий, оканчивающийся семью щипцами (треугольниками), из коих каждый венчается четвероконечным крестом, весь раззолочен, иконы писаны в греческом стиле учителем Мстерской иконописной школы М.И. Цветковым. За правым клиросом поставлен больших размеров живописный крест, за левым -икона Боголюбивой Божией Матери. В иконостас помещены между другими иконами - храмовая святителя Феогноста, митрополита Киевского и Московского, и aп. Петра и Павла, в честь которых доселе праздновали жители д. Дубровы; над местными иконами помещены в клеймах иконы дванадесятых праздников, на стенах храма -повешены в рамах под стеклом иконы разных святых.

    С купола церкви спущено очень красивое посеребренное паникадило, украшенное гранеными стеклами. Против местных икон поставлены красивые большие, медные, посеребренные подсвечники. Ко дню освящения храмоздатель приготовил серебряные позолоченные сосуды, большое евангелие в серебряном окладе - праздничное и другое евангелие будничное, обложенное малиновым бархатом с серебряными клеймамии-угольниками и еще третье-молебенное малых размеров, три полных священнических и диаконских облачений, из коих одно великопостное, два одеяния на престол и жертвенник, несколько воздухов, пелен и аналойных покровов, полный круг богослужебных книг, пару хоругвей. Словом, церковь снабжена всем необходимым для церковных богослужений, не исключая водосвятных чаш, панихидницы, даже брачных венцов и крестильной купели. Школа обставлена также прекрасно: устроены красивые парты, шкафы, столы и стулья.

    Словом, принявши на свои средства устройство церкви-школы, г. Торговцев не пожалел денег и устроил ее и все в ней красиво и изящно. Постройка всего здания с внутренней обстановкой его, исключая лесного матерала, отпущенного бесплатно, от казны, стоила 13 504 руб. 51 к. В некотором отдалении от церкви- школы построен дровяной сарай, деревянная ограда только еще начата постройкой, а в скором времени будет строиться 16 арш. дом для приездов причта и для почлежного принятия некоторых учеников. 10 сентября, по благословенно Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Владимирского и Суздальского, совершено освящение церкви-школы членом Владимирской духовной консистории, протоиереем В.В. Косаткиным, который, с 1884 г. по 1894 г. состоя секретарем Братства св. бл. в. кн. Александра Невского и председателем местных миссионерских съездов, принимал живейшее участие в устроении сей церкви-школы...В конце литургии произнес поучение священник Погоста Георгиевского В. Беляев, в части которого состоят все семь деревень, для жителей которых будет служить освященная церковь-школа.

    В сем поучении о. Беляев разъяснял слушателям значение церкви-школы как для православных, так особенно для раскольников, которые «с самого начала и упорны в своих мнениях потому, что за недостатком истинного просвещения не разумеют надлежаще писания и силы его». При выходе из храма после литургии священнослужащие встретились с некоторыми раскольниками, с которыми завели беседу по поводу бывшего торжества. Хотя беседа была не продолжительна, но она показала, что здесь, в этой местности, семя слова Божия, с усердием сеемое, может принести плод сторицею, ибо один раскольник высказал, что если бы построена была у них новоблагословенная церковь, то они все перешли бы к ней, при чем сознался, что он мало знает о вере. Заведующим школою назначен Епархиальным училищным советом и утвержден Его Высокопреосвященством священник В.В. Беляев, а законоучителем и учителем студент семинарии А.Н. Соболев, который обещает организовать при церкви-школе особый хор. В воскресные и праздничные дни в школе священниками совместно с учителем будут вестись внебогослужебные собеседования и беседы с раскольниками. Строитель обещал прислать в школьную библиотеку все учебники и учебные пособия, а также противораскольнические сочинения. 24 сентября состоялось открытие школы. Молебствие по сему случаю совершено уездным наблюдателем, священником В.А. Чернобровцевым совместно с двумя приходскими священниками.

    Собралось в школу 97 мальчиков и девочек, желающих обучаться, из коих почти половина принадлежит к раскольническим семействам. Получаются сведения изд. Дубровы, что богослужения в церкви-школе, после освящения ее, посещаются крестьянами и их детьми усердно и что теперь слышатся от местных жителей слова благодарности за устройство церкви-школы».

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос