Александров.

Преображенская церковь

Дата публикации или обновления 14.10.2021
  • Храмы Владимирской области
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Города: БоголюбовоВладимирКиржачМуромПокровСуздальЮрьев-Польский
  • Храмы Владимирской области.
    Город Александров и Александровский район.

    Церковь Преображения Господня

    Город Александров.

    Н.С. Стромилов писал: «Недалеко от Слободы, в стороне от княжьего двора около крутобережья р. Серой, была расположена на красном (красивом) месте Мамонова слободка - усадьба Мамонов. В отечественной истории и летописях упоминаются: Андрей Дмитриевич, боярин, его жена была сожжена за волшебство князем Иваном Можайским, а его сын, Григорий Андреевич, прозвищем Мамон (данным будто великим князем Иваном III) по тучности его, окольничий (с 1500 г.), ум. 1510 г. Мамон, в простонародии значит: брюхо, чрево; «ишь как мамон себе набил», укоряет сытого мужика голодный .Мамон Григорий Андреевич был ближайший советник и даже наушник, любимец Ивана III Васильевича, «боярин тучный», как выражается летопись, любивший свое имение, жену и детей, гораздо больше отечества и постоянно «нашептывающий» (по слову летописи) государю; и дети Мамона, оба Ивана, большой и меньшой, были при великих князьях Иване III Васильевиче и сыне его, Василии Ивановиче, ближними их людьми, советниками и подручными исполнителями их замыслов. Григорий с сыном Иваном и были, без сомнения, современными Василию хозяевами названной их прозвищем слободки, впервые ими облюбованной, по красному месту, на крутой горе, омываемой рекой; как людей, приближенных к нему, пользовавшихся его доверием и соседство их жительства с княжьим двором и, разумеется, если они не были в отсутствии по посольским делам от князя, то сопровождали его в объездах, а тем более, по пути в Залесье, около их усадьбы.

    В писцовой книге Александровой Слободы 1677 г. упоминается: «В новой Александровой Слободе под городом в остроге слободка Мамонова, а в ней церковь во имя Богоявления рублена клецки». Церковь Богоявления ныне каменная, близь ограды Успенского женского монастыря, а не вдалеке от места слободки Мамоновой указывают ныне дер. Хохловку, жители которой приходом в оную церковь, по преданию, поселились будто бы на месте, но точнее близь слободки Мамонов.

    Рядом с Успенским монастырём стоит церковь Преображения Господня. На этом месте деревянная церковь существовала с XVI в. и называлась храмом Богоявления «что на государевом дворе» (так как стояла вблизи царских хором). Писцовая книга за 1677 г. указывает: «В новой Александровой Слободе под городом в остроге Слободка Мамонова, а в ней церковь во имя Богоявления Господня рублена клецки: алтари у церкви и у приделов pyблены в четыре стены... а у церкви поп Никифор Андреев, а у него сын Антипко 20 лет... дьячок Ивашко Фёдоров». В 1670 г. о Богоявленской церкви возникло дело. В челобитной Александровской Слободы Успенского девичьего монастыря игуменьи Анисьи сказано, что «в Александровой Слободе в поле построена церковь на пустой Воздвиженской церковной земле и стоит ныне пуста и не освящена многие годы, а приходских людей к той церкви нет, а крестьяне д. Красной Рощи приходом Александровой Слободы хотя с той неосвященной церкви дань и платят, ложно уверяя, что та церковь освящена именем поповским, а попа у той церкви не бывало». Патриарх Московский и всея Руси Иоасаф II грамотой за своей печатью 5 июня 1669 г. благословил «ту церковь освятить монастырским попам, коим и служить в ней в воскресные, праздничные и храмовые дни, а равно и монастырю владеть церковной землей...»

    Вследствие такого распоряжения челом великому государю и царю били 24 июня того же года «Ново-Александровской Слободы д. Красная Роща крестьяне Гришка Тимофеев и Емелька Дмитриев: что до литовского разорения в 1609 г. князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, укрепясь в Александровой Слободе, отразил и разбил нападавших на него поляков и литовцев. В тяжёлую годину лихолетья была у них в той д. Красной Роще церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, и до 1663 г. то церковное место было впусте, а в 1663 г. преосвященный Питирим, митрополит Сарский и Подонский, по челобитию их велел им в Александровской Слободе Мамоновой Слободки старую церковь Богоявления Господня разобрав перевести и поставить на старом церковном месте во имя Богоявления Господня и с церкви дань платить, и, наймуя попов, пели бы молебны и образа и книги и утварь церковную устроили бы собою, а впредь им кроме той церкви приходить негде». Однако, как видно из челобитной царю игуменьи Анисьи, в июле того же года крестьяне д. Красная Роща «освятить церковь не дали и церковной землей владеть не дают и грозят смертельным убийством». Строитель Успенского девичьего монастыря иеромонах Феофан сказал, что та церковь не освящена, попов и причетников нет... В августе царь повелел землю утвердить за монастырём, а «крестьянина Емельку Дмитриева с товарищами сыскать и допросить». В 1663 г. рядом с построенной в 1661 г. деревянной Богоявленской церковью стояла старая деревянная Богоявленская церковь, которая с благословения митрополита Питирима была перенесена на пустое церковное место.

    Царь Михаил Феодорович «в попечениях своих о восстановлении былого государева жития своих державных предместников» в дворцовых Слободах и селах и вообще в царских вотчинах, и в Александровской Слободе, указал быть государеву хоромному строению для стана царя и царицы на пути богомольного объезда. Храму Божьему, несомненно, царём была посвящена первая забота: в Александровской Слободе «церковь Богоявления, в церкви и в приделах Божие милосердие образы и ризы, и книги, и сосуды церковные, и всякая церковная утварь, и колокола, строение блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича и мирское».

    С 1619 г. царь Михаил Феодорович (1596-1645) неоднократно посещал Александровскую Слободу вместе с матерью, великой инокиней Марфой (в миру Ксения Ивановна Шестова). Она, с 1585 г. жена боярина Федора Никитича Романова-Юрьева (в иночестве Филарета, патриарха Московского и всея Руси), постриженная одновременно с мужем, была в июне 1601 г. отправлена в ссылку на Онегу, затем получила дозволение переселиться к сыну (впоследствии царь Михаил) и дочери в юрьевпольское с. Клин. По смерти царя Бориса Годунова (1605), гонителя Романовых, жила с детьми в Ростове до 1609 г. После захвата её мужа, митрополита ростовского, при разорении города войсками Лжедимитрия II переселилась с детьми в Москву, где пробыла всё время «московской разрухи». По очищении столицы от поляков в 1612 г. удалилась с сыном в Кострому. Там 14 марта 1613 г. в Ипатьевском монастыре благословила сына на царство. Умерла в Москве 26 января 1631 г. От брака с Федором Никитичем Романовым имела пять сыновей (четверо умерли в младенчестве) и дочь Татьяну (ум. 1610, была замужем за князем Михайловичем Катыревым-Ростовским). Царь Михаил Феодорович после кончины царицы Марии Владимировны (1625) взял в жены (в 1626 г.) Евдокию Лукьяновну, урождённую Стрешневу, с которой также бывал в Слободе. В течение 19-летнего брака царица родила трёх сыновей (среди которых будущий царь Алексей) и семь дочерей, умерла в 1645 г., пяты неделями пережив мужа.

    В 1671 г. Александровскую Слободу посетил царь Алексей Михаилович (1629-1676).

    В 1689 г. в царских хоромах останавливался с супругой, матерью и со всем двором царь Пётр Алексеевич (1672-1725). Пётр разместился в доме рядом с монастырём на горе. В его палаты входили: опочивальня сени, крестовая светлица. Мать Петра, царица Наталья Кирилловна (1651-1694), вторая супруга царя Алексея Михайловича (1671), была дочерью небогатого помещика Кирилла Полиевктовича Нарышкина и воспитанницей боярина Матвеева. За 5 лет брака она, кроме Петра, родила дочерей Наталью (1673) и Феодору (1674). После смерти мужа ей пришлось стать во главе партии Нарышкиных, боровшихся с партией Милославских, родственников первой жены царя. В 1682 г. после стрелецкого бунта она была вынуждена уступить первенство царевне Coфье, которая стала правительницей при братьях Иоанне и Петре. После торжества Петра над Софьей в 1689 г. Наталья Кирилловна оказывала большое влияние на ход дел в государстве. Ею была выбрана в супруги ему Евдокия Феодоровна (1669-1731, урождённая Лопухина), их обвенчали 27 января 1689 г. Сына, царевича Алексея, молодая царица родила 18 февраля 1690 г., после рождения ещё двух сыновей в 1691 г. и 1693 г. (умерли во младенчестве) была покинута мужем, особенно со времени смерти его матери в 1694 г., навлекла на себя его неудовольствие подозреваемым в ней сочувствием к злоумышленникам Циклеру, Соковнину и другим в 1697 г. По возвращении царя Петра из первого заграничного путешествия царица Евдокия Феодоровна разлучена с сыном Алексеем и 23 сентября 1698 г. отвезена из Москвы в Суздаль; по царскому указу, в присутствии нарочно присланного для этого окольничего Языкова, пострижена в стенах Покровского девичьего монастыря в 1699 г. Сын тайком от отца навестил её в 1706 г.

    В 1709 г. она познакомилась с майором Степаном Богдановичем Глебовым, который по показанию, данному под страшными пытками, «сшелся с нею в любовь и жил с нею блудно»; разлучилась с майором по случаю отбытия его из Суздаля на службу в 1711 г.; увиделась с ним, но ненадолго, в 1715 г. с открытием кикинского и суздальского розысков она, причастная к первому и главное лицо второго, была привезена из Суздаля в Москву 14 февраля 1718 г.; где 22 февраля созналась в «грехе блудном». Отправлена 20 марта уже не в Покровскую обитель, порядочно за нее пострадавшую, а в ладожский Успенский девичий монастырь, куда прибыла под стражей 19 апреля 1718 г. Там она, всеми забытая, находилась в тесноте и нужде до воцарения Екатерины I, которая поместила её на более удобную жизнь в Шлиссельбург весной 1725 г. С воцарением Петра II, её внука, привезена по собственному желанию в московский Новодевичий монастырь 2 сентября 1727 г., откуда после первого же свидания с державным внуком, посещавшим бабку инкогнито 4 февраля 1728 г., приглашена на житье в Вознесенский монастырь, что в Кремле, где указом от 9 февраля назначено ей вместо прежних 4500 рублей по 60 000 рублей и учреждён при ней особый двор. Но оставалась она там недолго, вынужденная, по прикосновенности её духовника к государственному делу о подмётных письмах, возвратиться в Новодевичий монастырь летом того же 1728 г. Пережив и внука, она 19 января 1730 г. отказалась от престола, предложенного ей членами Верховного тайного совета, и, ласкаемая новой императрицей-избранницей Анной Иоанновной, умерла в московском Новодевичьем монастыре 27 августа 1731 г., тело её погребено 31 августа там же, в соборной церкви.

    Причт Богоявленского храма числился в придворном ведомстве и получал ругу. В первый же год своего царствования (1742) Александровскую Слободу посетила императрица Елизавета Петровна, не забывшая своего вынужденного пребывания здесь в дни молодости. Ныне существующий каменный храм построен по её повелению в 1742 г. (в январе 1743 г. освящён антиминс) рядом со стенами Успенского монастыря. Он был освящён во имя святых праведных Захария и Елизаветы. Жалованье причту платилось из Конюшенного ведомства, в чьём ведении состоял Александровский конный завод, чиновники и служители которого были приписаны в приход Богоявленской церкви. Строения Конного двора, основанного в 1727 г. во время пребывания в Александровской Слободе цесаревны Елизаветы Петровны и выполненного в кирпиче в 1761-1781 гг., частично сохранились. После пожара 1818 г. здание было заброшено, в середине XIX в. передано в военное ведомство. В конце 1920-х гг. перестроено под клуб железнодорожников.

    В 1760 г. ветхий храм Богоявления был заменён новым, также деревянным, а в 1790 г. вместо него к холодному каменному храму Святых праведных Захарии и Елизаветы пристроен каменный придел, который был освящён в 1795 г. настоятелем Лукиановой пустыни игуменом Макарием. По прошению прихожан епископ Суздальский и Владимирский Виктор благословил «престол в Захарии-Елизаветинском храме переименовать в память Преображения Господня, а в трапезе на левой её стороне устроить придел Святых праведных Захария и Елизаветы»: Этот придел в 1804 г. освящён настоятелем Лукьяновой пустыни иеромонахом Никоном. Третий престол освящён в трапезной с правой стороны во имя Празднования Богоявления Господня Самый большой колокол на колокольне храма (297 пудов) был отлит в 1836 г. при настоятеле протоиерее Иосифе Петровиче Ключарёва и церковном старосте Луке Андреевиче Уголкове.

    При храме по штату издавна положен причт: священник, диакон, дьячок, пономарь.

    В 1760 г. настоятелем храма был Иосиф Александров, в 1779 г. он возведён в сан протоиерея и назначен настоятелем городского Христорождественского собора. В 1790 г. настоятель - священник Егор Ми-| хайлов, с 1802 по 1813 г. священник Василий Андреевич Числовский, с 1813 по 1854 г.- священник Иосиф Петрович Ключарёв, он служил при храме 41 год 5 месяцев, возведён в сан протоиерея.

    В семье настоятеля храма протоиерея Иосифа Ключарёва и его супруги Марии Ильиничны (дочери священника Ильи Артемьевича Селезнёва, скончалась на 71-м году и погребена в Успенском девичьем] монастыре) родился сын Алексей (в монашестве Амвросий, 1821-1901), будущий церковный писатель, архиепископ Харьковский. С 1834 по 1840 г. Алексей Ключарёв обучался в Вифанской семинарии, с 1840 по 1844 г. в Московской духовной академии. С 1844 г. стал «профессором наук философских» в Вифанской семинарии, в 1848 г. рукоположен во священника. В 1860 г. умерли его жена и 5-летний сын. С 1864 г. Алексей Ключарёв - протоиерей, настоятель Казанской церкви у Калужских ворот, известный своими проповедями, которые публиковались в «Московских ведомостях». Он выступал с публичными лекциями о духовно-нравственных последствиях реформ, отрицательно оценивал русские общественные течения середины XIX в., видя в них торжество материализма и извращение естественных понятий (подмену понятия свободы вседозволенностью, приписывание женщине несвойственных ей устремлений), 7 ноября 1877 г. принял монашество, 8 ноября возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Валдайского монастыря. Был духовным писателем, основателем и редактором журнала «Душеполезное чтение» и журнала «Вера и Разум», инициатором создания «Общества любителей церковного пения» и первым его председателем (1881 -1885). С 15 января 1878 г. - епископ Можайский, с 6 апреля того же года епископ Дмитровский, с 1882 г. Харьковский и Ахтырский. Перед отъездом из Москвы в Харьков 23 октября 1882 г. преосвященный Амвросий посетил г. Александров, слушал в Преображенской церкви литургию и молился об упокоении родителей и родственников.

    По кончине протоиерея Иосифа Ключарёва (1854) настоятелем храма был назначен его сын, священник Пётр Иосифович Ключарёв, он окончил Вифанскую семинарию с аттестатом 1-го разряда, священствовал 29 лет, из которых 14 при Преображенском храме, награждён камилавкой. После кончины о. Петра Ключарёва с 1869 по 1880 г. настоятелем был священник Пётр Григорьевич Каллистов (ум. 1880).

    В 1881 г. настоятелем стал протоиерей Михаил Феодорович Успенский, духовник благочиния. По окончании К, Владимирской духовной семинарии в 1840 г., в 1853 г. он был учителем в Переславском духовном училище, в 1859 г. рукоположен во священника к Преображенскому собору г. Переславля-Залесского. В Александров о. Михаил и его супруга Александра Иосифовна переехали уже в зрелом возрасте. Их дети, трое сыновей и дочь, жили отдельно. Отец Михаил Успенский был казначеем Александровского отделения братства Благоверного князя Александра Невского, членом александровского отделения епархиального училищного совета. Примерно в 18 воспитание пятилетнюю внучку, Надежду.

    В 1910 г. Надежда Павловна была выдана замуж за псаломщика храма с. Холямово Александровского уезда (ныне в Сергиево-Посадском районе Московской области) Фёдора Алексеевича Преображенского.

    В 1904 г. александровцы праздновали 50-летие служения в священном сане протоиерея Михаила Успенского. Городская общественность поднесла о. Михаилу адрес, подписанный городским головой И.Р. Епифановым, уездным предводителем дворянства С.С. Стромиловым, церковным старостой Преображенского храма В.А. Растворовым, духовенством и ответственными лицами города. Протоиерей Михаил Феодорович Успенский скончался в 1915 г., вскоре умерла и его супруга Александра Иосифовна.

    Собственный дом Успенских перешел к священнику Феодору Преображенскому и его жене Надежде Павловне. Почти сразу после революции начался голод, и семья о. Фёодора, для пропитания держала скотину, обрабатывала огород, большая часть труда ложилась на о. Феодора.

    В конце лета 1918 г. о. Феодора забрали в ЧК. Это было страшное время террора. Многие уважаемые жители города тогда или были расстреляны, или принуждены скрываться. Судилище происходило во дворе белых казарм. Тогда о. Феодора, к удивлению многих отпустили, но вероятно, тяготы жизни, и потрясения, обрушившиеся на семью Преображенских, привели о. Феодоора к болезни. В 1923 г. семью священника выгнали из дома. Надежде Павловне пришлось долго и без результата обивать пороги различных начальников, ей пришлось ездить в Москву в самому М.И. Калинину, только тогда семье священника выделили в собственном доме одну комнату. Притесняли и детей старшая дочь Маргарита успели окончить 9 классов, но младшую, Веру, как чуждого элемента исключили из седьмого класса.

    Отец Феодор решил всю тяжесть преследований взять на себя, и Фёдор Алексеевич и Надежда Павловна Преображенские объявили о разводе. После этого о. Феодор уже не мог оставаться в родном доме, он жил по окрестным деревням, не имея своего угла. В 1930 г. был арестован, отправлен в ссылку, но из-за страшного приступа эпилепсии, был высажен из эшелона возле Ростова. Из-за психической болезни его отпустили, и он прожил в Александрове до своей кончины в 1963 г., совершая в домах уцелевших верующих г. Александрова крещения и отпевания.

    У храма похоронены священники Иосиф Петрович и Пётр Иосифович Ключарёвы, Пётр Каллистов, священник Рождественского собора Николай Сергиев, супруга священника Успенского монастыря Сергия Логиновича, мать митрополита Киевского Серапиона.

    В советское время храм закрыт, в 1920 г. разрушены его колокольня и каменная ограда. В здании храма были размещены реставрационные мастерские.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос