Елец во второй половине

XIX — начале XX столетий

Дата публикации или обновления 04.11.2021
  • Вознесенский кафедральный собор, город Елец
  • К оглавлению: Соборный храм Вознесения Господня в городе Ельце

  • Елец во второй половине XIX — начале XX столетий.

    Во второй половине XIX — начале XX столетий Елец, приравненный в своих торговых правах к губернским и портовым городам России, достиг огромных успехов в своём развитии. По переписи 1897 г. в городе проживало 47 тыс. жителей. Сильный толчок подъёму экономики города придало строительство во второй половине XIX в. сети железных дорог, сделавших Елец крупным транспортным узлом. Елецкие купцы богатели, вкладывали средства в промышленное производство. В городе успешно действовали чугунолитейные, табачные, кожевенные, кирпичные, известковые, мыловаренные предприятия. С середины века действовал и свой колокололитейный завод братьев Криворотовых. В 1888 г. в Ельце построен первый в России элеватор. Широко известным было производство елецких кружев. С 1903 г. на многочисленных городских храмах работала артель "Союз церковных мастеров". Кроме того, в Ельце действовала иконостасная фабрика Трубицына.

    Церковную жизнь города характеризовали активные строительные работы на многочисленных храмах — их сооружали уже в "русско-византийском стиле", украшали богатыми иконостасами, новой стенной живописью. Основоположником этого официального в русской архитектуре всей второй половины XIX века стиля считается академик К.А. Тон. Подъём национального самосознания в первой трети столетия, поиски архитектурного выражения официальной идеологии — "Православие. Самодержавие. Народность" — привели к обращению зодчих к традиционным архитектурным формам Руси XVII в., возврату к конструктивным и декоративным решениям крестово-купольных храмов. Классический подход к использованию древнерусских форм приводил зачастую к сухости, излишней выверенное, правильности построек, возводимых в это время. Ярчайшим образцом таких зданий является выстроенный в 1845— 1889 гг. по проекту К.А. Тона Вознесенский собор в Ельце.

    В это время подъём ощущался и в жизни приходов, и в развитии церковного образования. В 1867 г. впервые в Ельце было открыто церковно-приходское попечительство при Владимирской церкви — новое веяние в приходской жизни, вызванное общим подъёмом общественной жизни в России после отмены крепостного права и начала реформ императора Александра II. Ещё в 1860 г. в городе была открыта первая воскресная школа. В 1861 г. школу посещало 88 учеников разных сословий. 39 человек — от 8 до 20 лет, остальные — старше 20 лет. В школе преподавали Закон Божий, русский язык (чтение и письмо), чтение книг на церковно-славянском языке, четыре действия по арифметике и исчисление на счетах. В 1867 г. на свои средства открыл церковно-приходскую школу при Владимирской церкви М. Валуйский.

    26 февраля 1889 г. циркулярным указом Орловской духовной консистории духовенству было объявлено распоряжение епископа Никанора (Каменского) о возможно безотлагательном открытии школ грамоты в тех приходах, где нет никаких школ. В том же году в Ельце открыты церковно-приходские школы при храмах Святой Троицы и Рождества Пресвятой Богородицы. В 1895 г. на средства Ольги Никифоровны Струковой при Воскресенской церкви была открыта двухклассная церковно-приходская школа. В 1899 г. начали функционировать церковно-приходские школы при Троицком монастыре и Сретенской церкви.

    На содержание школ использовались отчисления по 60 рублей из доходов церквей и 1 000 рублей из доходов епархиального свечного завода. Библиотеки школ комплектовались через Епархиальный совет, а учебными пособиями — через уездную земскую управу. В 1909 г. в Ельце функционировали 4 церковноприходских училища.

    С конца XIX в. в Ельце существовали и воскресные школы для взрослых: отдельно для мужчин, открытая 15 января 1895 г. в Засосенской части Ельца, и для женщин, открытая 2 марта 1897 г. В 1909 г. действовала Лучковская воскресная школа, работавшая в здании казённого винного склада, в которой училось 38 человек.

    На протяжении десятилетий церковно-приходские школы предоставляли возможность получить бесплатное образование беднейшим слоям населения, воспитывали и приобщали к православной культуре детей. О популярности церковных школ у ельчан говорит тот факт, что в 1909 г. в Аргамаченскую воскресную школу, размещавшуюся в здании ЦПШ, желали записаться 93 человека, но за неимением места 32 пришлось отказать.

    Ельчане во все времена отличались особенной любовью к храмам Божиим, почитанием святых угодников, церковным благочестием. Множество примеров тому можно найти в различных свидетельствах современников, в периодической печати того времени. Все крупные церковные события, будь то какие-нибудь торжества, приезды архиереев, юбилеи святых и т. д., неизменно привлекали тысячи ельчан, искренне стремившихся почтить своим вниманием их память и значение в жизни Отечества. В 1900 г. в Ельце широко отмечался вековой юбилей со дня рождения знаменитого церковного деятеля, богослова, "русского Златоуста", святителя Иннокентия Херсонского (1800—1857). Сын священника Успенской церкви г. Ельца Иоанн Алексеевич Борисов, вошедший в историю Русской Православной Церкви как архиепископ Херсонский и Таврический, занял прочное место в "сонме славных иерархов XIX века... как один из славнейших..." Это был замечательный подвижник веры и благочестия, человек гениальной натуры, во многих отношениях опередивший своё время, всесторонне образованный богослов, что давало повод современникам называть его "положительно живой энциклопедией", блестящий проповедник, самоотверженный пастырь и горячий молитвенник, всегда готовый положить душу свою за вверенную его попечению паству.

    Инициатива в проведении в Ельце широких торжеств, посвященных 100-летию святителя Иннокентия, принадлежала епископу Орловскому и Севскому Никанору (Каменскому). Под руководством Владыки Никанора печатались проповеди церковного "витии", готовились материалы в "Орловских епархиальных ведомостях", проводились посвященные Святителю чтения. В день юбилея — 15 декабря 1900 г. — епископ Никанор отслужил в Вознесенском соборе Ельца позднюю литургию и произнёс две речи в память архиепископа Иннокентия, освятил новоустроенную библиотеку-читальню имени знаменитого ельчанина, посетил устроенные в честь этого события чтения в Елецкой женской гимназии. Ельчане и впоследствии всегда торжественно отмечали годовщину со дня рождения святителя Иннокентия Херсонского, превратив этот день в подлинно городской церковный праздник.

    В 1903 г. Елец праздновал день канонизации святого праведного Серафима Саровского: 27 июля со станции Грязи привезли икону св. Серафима и торжественно перенесли её в старый собор. А в 6 часов началась всенощная, на следующий день — обедня и молебны. "Людей собралось столько, что не все могли войти в храм".

    По инициативе Елецкого общества хоругвеносцев была установлена традиция ежегодного крестного хода из Ельца в Задонск в день памяти святителя Тихона, собиравшего многих ельчан, стремившихся почтить память великого угодника Божия. Особенно торжественно и даже грандиозно отмечался в Ельце полувековой юбилей прославления Святителя в 1911 г. Показателем благочестия и глубокой веры ельчан служит традиция запрещения во время церковных постов в Ельце всех увеселительных мероприятий — прекращались театральные представления, концерты, "а равно музыка и пение в городских трактирах".

    Далее: Елец - лучший из уездных городов России
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос