Вознесенский собор в городе Ельце
Соборный храм Вознесения Господня в городе Ельце

Оглавление
Из церковной истории города Ельца
История соборного храма Вознесения Господня
С использованием материалов из книги «Соборный храм Вознесения Господня в городе Ельце», изданной по благословению Его Преосвященства Преосвященнейшего Никона, епископа Липецкого и Елецкого. Авторы А.Ю. Клоков, А.А. Найденов, А.В. Новосельцев.
Местная православная религиозная организация Приход Вознесенского собора г.Ельца Липецкой и Елецкой епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), 2009.
Книгу можно приобрести в храмах города Ельца.
Один из самых крупных православных храмов России
"... Этому храму было бы приличнее занимать одно из самых видных мест среди храмов столиц Российской империи..."
Вознесенский собор города Ельца — один из самых крупных православных храмов России, гордость и украшение не только города, но и всей Липецкой и Елецкой епархии.
Построен он "по-елецки" — с размахом! В начале XX в. Алексей Константинович Воскресенский — автор книги, посвященной истории и культуре Ельца - писал: "Если посетитель войдёт внутрь храма, то он остановится изумлённым на пороге его: громадность размеров храма и его чудное благолепие скажут ему, что этому храму было бы приличнее занимать одно из самых видных мест среди храмов столиц Российской империи, нежели находиться среди, хотя и многолюдного, но все же провинциального уездного города.

Собор построен по проекту знаменитого русского зодчего Константина Андреевича Тона в русско-византийском стиле. Творение К.А. Тона олицетворяло собой в архитектуре главенствующую в то время и объединяющую Россию государственную идею "Самодержавие. Православие. Народность" и подчёркивало связь русской культуры и государственности с православной Византией.
Объёмно-композиционное построение собора традиционно: с восточной части к огромному кубу пятиглавого летнего храма, перекрытому четырёхскатной кровлей и поставленному на высокий белокаменный подклет, примыкают три полукружия алтарей; с запада — одноэтажная, на высоту первого яруса собора трапезная с двумя приделами. Завершает композицию с запада нижний ярус недостроенной колокольни, служащий притвором. Вертикаль колокольни с крыльцом-сенью, сени над северным и южным крыльцами остались незавершёнными. По проекту доминирующая в застройке города колокольня должна была иметь ещё 4 яруса, и высота её составила бы 115 аршин или 82 м, что на 1 метр выше главной вертикали Московского Кремля — колокольни Ивана Великого.
Вознесенский соборный храм трёхнефный, четырёхстолпный. Четыре крестообразных в плане храмовых столба несут центральную восьмигранную главу, прорезанную по граням высокими окнами с полуциркульными завершениями. В верхней части главы — карниз, украшенный поясом квадратных ширинок. Нижняя часть глав и верхний пояс храмового куба декорированы поясом килевидных кокошников. Центральную главу венчает луковичное завершение с золочёным крестом на подкрестном шаре. Малые главки по углам четверика повторяют в уменьшенном виде главную. Куб храма разделяется междуэтажным пояском в виде упрощённого антаблемента, разорванного в центре трёхчастного фасада, разделённого встроенными трехчетвертными и полуколоннами упрощённого тоскано-дорического ордера. Углы храма также закреплены трёхчетвертными колонками. В верхнем ярусе храма каждое из прясел прорезают большие окна, в средней части — сдвоенные, с лучковыми перемычками и украшенные наличниками с колонками по краям и барочными завершениями — очельями в виде картушей. Архитектурное оформление трапезной, перекрытой на два ската, аналогично храмовому.
Все элементы оформления Вознесенского собора — кокошники в основаниях барабанов глав и завершении объёма храма, луковицы глав, крыльца-сени, пучки полуколонн, пышные очелья наличников — имеют прямые аналоги в архитектуре Руси. Тем не менее в излишней правильности всех пропорций здания чувствуется классическое воспитание автора, отчего архитектурное убранство храма создает эффект декорации.
Вознесенский собор прекрасно "держит" застройку центральной части Ельца, собирает её вместе с рассыпанными вертикалями храмов города в одно целое. Собор ценен и как важнейший элемент градостроительной структуры Ельца, и как образец высокой строительной культуры России середины XIX в.
В годы советского лихолетья Елецкий Вознесенский собор пострадал меньше других елецких храмов, сохранив свою красоту и величие. И сегодня панораму Ельца и его духовную жизнь невозможно представить без соборного храма Вознесения Господня, который, как и город, имеет очень интересную историю.
В год 120-летия освящения Вознесенского собора по благословению епископа Липецкого и Елецкого Никона на средства администарци Липецкой области появилась эта книга, задача которой — внести посильную лепту в изучение богатой истории города Ельца и его собора — одного из прекраснейших храмов Святой Руси.
Далее: Елец — один из древнейших городов России