Отец Иаков Лызлов

Дата публикации или обновления 01.02.2017
  • К оглавлению: Инкерманский Свято-Климентовский монастырь
  • Отец Иаков Лызлов.

    В 1475 г., после вторжения в Крым турок, пало княжество Феодоро. Как писали древние авторы, «благочестие иссякло» в «обесчещенной исламизмом» Тавриде. Турки владели землями Крыма 300 лет и считали стратегически важной его горную территорию. Инкерман (данное название с тех пор стало постоянным) был подведомственным Турции, но султан предоставлял крымско-татарским ханам право получать подати с этого города. В русских письменных источниках упоминание об Инкермане появляется с 1564 г. в числе городов, принадлежащих Порте. Во второй половине 1480-х гг. жизнь Инкерманской пещерной обители почти угасла.

    Однако каким бы разорительным не было «нашествие иноплеменных», невозможно поругать веру Православную.

    Об этом сообщает и отец Иаков Лызлов в упомянутой выше повести. 2 марта 1635 г. он, взяв с собой толмача Юрия Бурнашова и дьячка Силу Кириллова, пошел в Инкерман «на поклонение мощам и на унесение их».

    Посланник Борис Дворенинов пожертвовал на мощи одежду, саван, венцы и покров. В пещере у русского пленника Максима Новосильца они переждали татарский дозор и ночью вошли в храм. Там вынули из гробницы мощи, положили на доску и стерли теплою водою с них пыль, после чего мощи побагровели, как у живого человека. Потом облекли их в одежду и, «взяв от мощей большой перст правой руки по первый сустав, который будто нарочно отпал, и вложив его в дароносицу, отпели панихиду по всем православным христианам и, положив мощи в гробницу и покрыв их покрывалом, отпели молебен Всем Святым».

    Облобызавши мощи, отец Иаков с товарищами пришли опять к Новосильцу, где стали дожидаться дня. От греков и русских пленников они узнали, что татары, живущие «в городке над церковью», несколько раз пытались вынести мощи из храма и закопать их в землю в степи. Но мощи вновь оказывались в гробнице. Один татарин в ярости выбросил мощи через красное церковное окошко на землю в грязь. «И дал Бог отмщение рабу Своему: в то время, как поганый агарянин, свершая свое всескверное дело, надругался над мощами, в доме его невидимою силою побило громом все: жену, детей, скот. Он же, безбожный агарянин, окаянный враг, не ведая случившегося, вошел в дом свой и, едва переступив порог, неведомою силою как бы убиен был и отправился во дно адово, ниспровергая злую свою окаянную душу в тартар, и пала болезнь его на главу его, и наверх его сошла неправда его, двор его пуст и по сие время, и нет в нем жильцов».

    С той поры татары не смели ходить в ту церковь, а мощи, никем более не тревожимые, покоились в своей гробнице. Греки и армяне по пятницам и воскресеньям приходили на поклонение к ним, принося свечи и фимиам.

    Отец Иаков и его спутники очень хотели узнать имя святого и взять его мощи на Русь. И вот одному из них во сне явился блаженный с нимбом вокруг головы «и глаголал великое запрещение: "Помышляете обо мне, о, друзья, взять мощи мои на Русь, а я хочу по-прежнему здесь учинить Русь, а имя мое и память моя бывает в Семенов день". И стал невидим. А тот воспрянул ото сна и поведал видение посланнику и всем людям, и прославили мы Бога и угодника Его, имя которого Господь ведает».

    Рассказ отца Иакова — свидетельство духовной силы Климентовского Инкермана. Память о трудах подвизавшихся в обители Монастырской скалы, имена которых до времени сокрыты Господом, никогда не иссякала в этом святом месте. «Видим, что о судьбе полуострова Таврического думано и суждено еще за несколько веков, — говорил преосвященный архиепископ Иннокентий, вспоминая пророчество, приведенное отцом Иаковом, — думано не на земле токмо, а и на небе, не человеками, а самими небожителями. Что же придумано и рассуждено? Утвердить, как говорит в видении святой угодник Божий, утвердить в Крыму Россию. И она утвердилась там».

    Владычество падишаха истанбульского над этой областью продолжалось до Кючук-Кайнарджинского мира 1774 г., в результате которого была признана независимость Крыма от Турции. Через несколько лет манифест от 8 апреля 1783 г. возвестил «о принятии под Российскую Державу» полуострова Крым. Первый генерал-губернатор Тавриды светлейший князь Г. А. Потемкин успешно осуществил заселение и умиротворение бывших татарских земель.

    Неизвестный художник первой половины XIX в. (вольная копия с оригинала Д.Левицкого или И.Б.Лампи-старшего, исполненного не ранее 1789 г., местонахождение которого неизвестно).
    Неизвестный художник первой половины XIX в. (вольная копия с оригинала Д.Левицкого или И.Б.Лампи-старшего, исполненного не ранее 1789 г., местонахождение которого неизвестно). Портрет светлейшего князя Г .А. Потемкина-Таврического. 1830-1840-е гг. Алупкинский государственный дворцово-парковый музей-заповедник. Правой рукой Потемкин указывает на город Севастополь, основанный в 1783 г. Левая рука Потемкина опирается на стол с разложенной на нем картой «Понта Эвксинского» и других южных областей Российской империи, что напоминает о заслугах князя в присоединении Крыма к России и создании Черноморского флота.

    В начале 1771 г. развалины древнего Инкермана посетил главнокомандующий русской армией князь В.М.Долгоруков в сопровождении офицеров свиты, о чем есть свидетельство в «Поденной записке» о его путешествии по Тавриде.

    В 1773 г. штурман фрегата «Мадон» Иван Батарин произвел топографическую съемку Ахтьярской (Севастопольской) бухты с «бывшим греческим селищем» Инкерманом и создал уникальную карту, на которой впервые подробно указал расположение стен и башен крепости Каламиты, мусульманскую мечеть, два кладбища («погребные места»), 32 малых и 3 больших дома. Но что самое важное, Батарин тщательно обозначил инкерманские церкви во имя святого Димитрия Солунского, в честь святого Сергия, святого География (Евграфия) и соборы — Вознесенский и Свято-Георгиевский.

    А.К. Гюне. Императрица Екатерина II принимает турецкое посольство в 1791 г. Начало 1790-х гг. Художественный музей Бахчисарайского государственного историко-культурного заповедника.
    А.К. Гюне. Императрица Екатерина II принимает турецкое посольство в 1791 г. Начало 1790-х гг. Художественный музей Бахчисарайского государственного историко-культурного заповедника.

    22 мая 1787 г. Государыня Екатерина II изволила «кушание кушать» в Инкермане — в специально построенном на самом высоком месте Монастырской скалы павильоне. Во время парадного обеда по знаку Г.А.Потемкина неожиданно раздвинули занавеси, скрывавшие обращенный к заливу большой балкон. Стоявшие на Севастопольском рейде 3 линейных корабля, 12 фрегатов, 20 мелких судов, 3 бомбардирские лодки и 2 брандера буквально потрясли гостей Царицы — австрийского Императора Иосифа II, польского Короля Станислава-Августа, принцев, посланников. На флагманском корабле «Слава Екатерины» был поднят кайзер-флаг главнокомандующего Черноморским флотом Потемкина. Из всех пушек корабли открыли огонь.

    «Императрица была в восхищении от такого приращения сил России», — писал один из присутствовавших. Граф де Сегюр с едва скрываемой досадой произнес, что «флот, построенный в два лишь года, — это какое-то чудо». После обеда Екатерина II осмотрела крепость Каламиту и пещерные храмы в Монастырской скале. То, что она объезжала корабли на лодке, бывшей точной копией султанской, и уделила повышенное внимание древним православным святыням, имело особое значение:

    Государыня подчеркнула свое Богом данное преемство от Петра Великого в деле преобразования Святой Руси. Новый Черноморский флот России впервые явил свою мощь перед Инкерманской обителью, освященной через полстолетия во имя сосланного сюда Римского епископа Климента.

    Инкерманский Свято-Климентовский монастырь и руины крепости Каламиты. Фото конца XIX в. КРУ «Центральный музей Тавриды» и библиотека «Таврика».
    Инкерманский Свято-Климентовский монастырь и руины крепости Каламиты. Фото конца XIX в. КРУ «Центральный музей Тавриды» и библиотека «Таврика».

    Подробное описание Инкерманского монастыря можно найти в достаточно обширном количестве источников XVIII—XIX вв. Такие знаменитые ученые и путешественники, как академики П.Кеппен, П.С.Паллас, Ф.Брун, швейцарский профессор Ф. Дюбуа де Монпере, первый вице-губернатор Крыма К. Таблиц, русский офицер Г. фон Штрандман, сенатор И.М.Муравьев-Апостол, капитан 1 ранга 3. А. Аркас и многие другие, интересовались инкерманскими древностями.

    Далее: Православные древности Крыма

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос