Православные древности Крыма

Дата публикации или обновления 04.12.2021
  • К оглавлению: Инкерманский Свято-Климентовский монастырь
  • Здесь же, в Крыму: оценка недвижимости в Феодосии
  • Православные древности Крыма.

    Однако остановимся на книге судьи П. И. Сумарокова «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году». Автор пишет об увиденном по-дилетантски простодушно и непосредственно, потому его суждение можно признать типическим.

    «С другой стороны Ахтиара, в семи от него верстах, развалины бывшего в древности города Инкермана являют нечто чудесное, — читаем у Сумарокова. — Тут две большие горы разделяются между собою лощиною, по коей протекает речка Чонгуна (Черная), и одна из них... представляет на своем хребте остатки укреплений Инкермана; а колоссальный разрез оной, как будто нарочно обработанный в утес, весь изрыт снаружи разного вида и величины пещерами. Они, числом более трехсот, простираются от подошвы горы до ее вершины многими неправильными ярусами на полверсты в длину, и вид оных приводит в крайнее изумление... Висящая подобно на воздухе и отделенная от горы лестница привела меня к церкви такового же сооружения, которая довольно пространна и получает свет сквозь пробитые на стене отверстия.

    Внутри оной видна незасыпанная могила с человеческими костями; приметны на стенах слабые признаки лик святых; впереди означается возвышение для жертвоприношений, посреди купола высечен крест, карнизы отделаны с великою чистотою, и за нею встречаю другой поменее сего храм... Наконец я взошел на самую поверхность горы, где стоят обрушенные стены, башни, заваленные погреба, идут внутрь пещер поврежденные лестницы; но находящийся на таковом возвышении колодезь казался вещию совсем непостижимою и достоин всякого внимания. При обозрении сих жилищ, в недрах горы устроенных, не веришь глазам своим, дивишься предприятию обитавших в оных, и признаешь Инкерман за драгоценный остаток отдаленных веков».

    Инкерманский Свято-Климентовский монастырь. Фото начала XX в.
    Инкерманский Свято-Климентовский монастырь. Фото начала XX в.

    Весной 1804 г. граф А. X. Бенкендорф, побывавший в Крыму, написал в своем дневнике: «В глубине бухты, которая тянется очень далеко, но не шире, чем небольшая речка, находятся остатки старого города Инкермана.

    Этот город весь выдолблен в скале. Мы с любопытством его осмотрели. Обширные помещения, по которым удобно прогуливаться, сочетаются в нем с небольшими кельями и часовенками, свет в них проникает через проемы, проделанные в горе со стороны порта... Было жаль покидать это пугающее безлюдье и в то же время живописное, величественное и влекущее к себе место».

    А.С.Грибоедов, впечатленный увиденным в Инкермане, в частности, отметил в своих путевых записках 3 июля 1825 г., что это «самый фантастический город; представляю себе его снизу доверху освещенным вечером».

    Инкерманский Свято-Климентовский монастырь. Фото начала XX в.
    Инкерманский Свято-Климентовский монастырь. Фото начала XX в.

    Наконец, подводя итог всем восторженным отзывам об Инкерманских пещерных древностях, приведем слова А. Н.Демидова, князя Сан-Донато, из его книги «Путешествие в южную Россию и Крым..., совершенное в 1837 году»: «Подобного здешним Крымским видам нет ничего и в Италии; в этом, со временем, должны будут сознаться все ландшафтные живописцы». Действительно, Инкерманскую Монастырскую скалу увековечил целый ряд замечательных художников. Например, М.М.Иванов, сопровождавший Екатерину II в ее путешествии по Новороссийским землям, был удостоен звания академика именно «за рисунки разных видов Крыма», в том числе Инкермана.

    Вход в пещерные храмы Инкерманского Свято-Климентовского монастыря. Фото конца XIX в.
    Вход в пещерные храмы Инкерманского Свято-Климентовского монастыря. Фото конца XIX в.

    Известный итальянский художник К. Боссоли создал фантастические инкерманские литографии, своеобразно обобщив в них настроение потрясенных путешественников. Знаменитый пейзажист Н. Г. Чернецов в первой половине XIX в. оставил уникальное изображение той самой церкви, что после воссоздания обители была освящена во имя святого Климента.

    Неоценимый вклад в исследование Инкермана в XIX — начале XX вв. внесла деятельность Одесского общества истории и древностей и его почетного члена, главного командира Черноморского флота вице-адмирала М. П. Лазарева.

    Несомненно, живой интерес русского общества к православным древностям Крыма побудил архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия в 1850 г. испросить разрешение Святейшего Правительствующего Синода на возрождение пещерного комплекса в Инкермане, расположенного у подножия Монастырской скалы. Ходатайство владыки было высочайше утверждено Императором Николаем I. Далее последовал указ, согласно которому Инкерманская киновия первоначально должна была подчиняться настоятелю Крымского пустынножительства — игумену (архимандриту) Бахчисарайского Успенского скита, могла иметь одного иеромонаха и не более трех послушников, «содержаться своими трудами и подношениями богомольцев, без всяких со стороны казны издержек, и выгодами, получаемыми с земли, и процентами, получаемыми из имеющихся в киновии ценных бумаг».

    15 ноября 1852 г. архиепископ Иннокентий открыл воссозданную киновию, определенно существовавшую уже в VIII столетии. «При пособии А. М. Красильникова (севастопольского почетного гражданина) древний храм, находящийся в запустении, принял вид внутреннего благоустройства и каменная, ведущая с площадки к нему лестница, и коридор поправлены, с пристройкою вне храма при скале балкона; а в следующем 1853 году, 24 февраля, восстановленный в священном благолепии храм сей был освящен во имя священномученика Климента бывшим Успенского скита настоятелем архимандритом Поликарпом, который ныне епископ Орловский», — писал настоятель иеромонах Ефрем. Вновь зазвучало Слово Божие в пещерных храмах Инкермана. Поздравляя с этим событием архиепископа Иннокентия, Новороссийский генерал-губернатор светлейший князь М. С. Воронцов отмечал: «Вы вызываете к новой жизни драгоценные памятники древнего там (в Крыму) христианства и устраиваете приюты монашествующим в местах, где впервые воссиял луч веры».

    Далее: Крымская кампания, осада Севастополя

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос