Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле

Дата публикации или обновления 01.02.2016

Спасо-Преображенский монастырь.

Адрес Спасо-Преображенского монастыря: г. Ярославль, Богоявленская пл., д. 25.

Старейший мужской монастырь в Ярославле - Спасский - впервые упоминается в летописи под 1186 годом. По другим источникам, он был основан в XIII веке, но скорее всего, это дата не основания, а постройки первых каменных храмов на территории монастыря - в документах указаны 1216-1224 годы.

Обитель была поставлена на левом берегу Которосли, у переправы, и находилась неподалеку от кремля, она призвана была защищать подступы к нему с запада. Первоначально все постройки и стены были деревянными, но уже в первой половине XIII века монастырь получает покровительство ярославского князя Константина, который возводит здесь каменный собор и трапезную церковь. Но князь не ограничился только строительством новых храмов: его иждивением здесь было открыто первое в северо-восточной части Руси духовное училище - Григорьевский притвор, в монастыре хранилась великолепная, очень богатая библиотека, в которой было множество греческих и русских рукописных книг. Монастырь стал не только религиозным, но и культурным центром края. Именно здесь, в Спасском монастыре Ярославля, в начале 90-х годов XVIII века известный любитель и собиратель русских древностей Алексей Иванович Мусин-Пушкин обнаружил список «Слова о полку Игореве», одного из шедевров древнерусской литературы.

Нынешний Спасо-Преображенский собор - древнейшее сооружение Ярославля, дошедшее до наших дней - был построен на фундаменте от первого собора в 1506-1516 годах. Первый собор сильно пострадал от городского пожара 1501 года, и его пришлось разобрать. Новый храм строили не ярославцы, а московские мастера, присланные Василием III из Москвы. Это было неслучайно: Василий III до восхождения на московский престол княжил именно в Ярославле. Архитектурные очертания собора напоминают формы храмов Московского Кремля. Собор с двух сторон опоясан галереей с открытой аркадой, с запада на нее некогда вело огромное красивое крыльцо, но оно не сохранилось. Галерея построена вместо первоначального открытого «гульбища»; она долгое время служила монастырским книгохранилищем. Сейчас с северной стороны арочные проемы галереи заложены.

Очертания собора просты и строги, они почти лишены каких-либо украшений, за исключением «ступенчатости» галереи с западной стороны. Фасады заканчиваются крупными закомарами, лишенными каких-либо украшений. В трех высоких апсидах прорезаны узкие окна-бойницы. Собор венчают три главы на световых массивных и высоких барабанах, окруженных небольшими кокошниками и опоясанных аркатурно-колончатыми поясками по верху. Это едва ли не единственный резной декор, который украшает собор. В остальном же его внешнее убранство исключительно строго и аскетично, оно и сейчас передает суровость тех времен, в которые собор был построен… Подклет собора служил усыпальницей ярославских удельных князей; позднее, в XVII веке, там погребали и менее знатных, но богатых ярославцев.

С юго-востока к Спасскому собору примыкает совершенно не гармонирующая с ним огромная церковь Ярославских Чудотворцев в стиле ампир, построенная в 1827 - 1831 гг. по проекту губернского архитектора Петра Яковлевича Панькова и полностью загородившая собой с юга вид на древний собор. На месте этой церкви некогда стояла маленькая Входоиерусалимская церковь, ровесницапервого собора, в подклете которой в 1463 году были обретены мощи Ярославских Чудотворцев - Святого Благоверного князя Федора и сыновей его Давида и Константина. Во время пожара 1501 года она тоже пострадала, но не так сильно, как собор, и простояла еще более ста лет, пока не решено было ее перестроить. В 1617-1619 годах на ее месте был возведен новый храм Входа Господня в Иерусалим, который, впрочем, не закрывал собой собор; его фрагменты видны в кладке стен более новой церкви Ярославских Чудотворцев, поставленной на его месте.

Монастырь пользовался большой благосклонностью московских князей. Сам Иван Грозный неоднократно посещал его, и при его участии Спасский собор был расписан, а монастырь получал постоянные дары: сохранилось целых 55 жалованных царских грамот.

В XVI веке на монастырской площади была возведена большая звонница; первоначально она была, вероятно, столпообразной и соединялась с собором высокой двухъярусной галереей, а в нижней части здания был устроен храм, апсида которого и поныне видна с восточной стороны. Позднее, к середине XVI века, звонницу расширили, сделали в ней проезд, а верх увенчали двумя каменными шатрами. Арки старого яруса звона хорошо видны и сейчас. Нынешний свой вид звонница приобрела в XIX веке, одновременно с постройкой в монастыре нового храма в честь Ярославских Чудотворцев. По проекту того же архитектора П.Я.Панькова она была надстроена третьим ярусом в ложноготическом стиле, на который сверху поставили небольшую ротонду в стиле классицизм. В таком эклектичном виде, сильно «выросшая», она и дошла до наших дней, став одним из основных высотных ориентиров центра Ярославля.

Наискосок от звонницы, с западной части обрамляя монастырскую площадь, стоит огромная двухэтажная трапезная с церковью Рождества Христова. Она также была построена в начале XVI века, может быть, даже раньше собора. Центр здания составляет просторная одностолпная палата с парусными сводами. Она была предназначена не только для торжественных приемов высоких гостей, но и для трапез многочисленной монастырской братии. Стены и своды трапезной палаты были богато украшены росписями. По благоустройству трапезная превосходила многие столичные здания своего времени: отопление шло через отдушины от очага в кухне, которая располагалась внизу; блюда подавались сюда прямо из поварни, наверх через специальные люки. Внизу, кроме кухни, были и другие хозяйственные помещения: хлебная, квасоварня, кладовые; второй этаж, кроме трапезной палаты, был занят и жилыми покоями.

В восточной части здания устроена трапезная церковь Рождества Христова, небольшой одноглавый храм, стоящий на высоком подклете. С запада к трапезной палате примыкают настоятельские покои XVII века. Внешне стены лишены какого-либо выдающегося убранства, за исключением скромных наличников и пилястр.

Первоначально мощная ограда Спасского монастыря была деревянной; в XVI веке возводятся первые каменные укрепления, в том числе очень интересные по своей архитектуре Святые ворота. Изначально восточная стена проходила намного ближе к звоннице; сейчас по ее линии стоит длинный келейный корпус 1670-1790-х годов постройки.

В 1516 году была возведена первая каменная башня монастырской стены - Святые ворота, выходящие на берег Которосли. На надстроенной в XVII веке дозорной башне-колокольне висел специальный набатный колокол для объявления тревоги, а снаружи к башне был пристроен захаб - защитное сооружение, прикрывающее вход от возможных прямых атак неприятеля. Башня служила парадным въездом в монастырь; ее ворота выводят прямо на главную площадь монастыря и по замыслу строителей были поставлены так, что входящий сразу видел величественный Спасо-Преображенский собор, в то время еще не загороженный новым храмом. Первоначально башня была опоясана зубчатым поясом, который теперь сохранился только с южной стороны. В XVII веке на Святых воротах помимо дозорной вышки была поставлена Введенская надвратная церковь с шатровым завершением; в XIX веке она была сильно перестроена, шатер заменен примитивной, но более практичной четырехскатной кровлей.

В 1550-1580-х годах постепенно все деревянные стены монастыря заменяются каменными. Граница монастыря в то время проходила с востока там, где сейчас стоит длинный келейный корпус. Новые каменные стены пригодились очень скоро: в 1609 году к Ярославлю подошли польско-литовские войска. Город был осажден, но благодаря взаимному расположению кремля и Спасского монастыря смог выдержать двадцатичетырехдневную осаду и остаться непокоренным. В 1612 году в Спасском монастыре на четыре месяца разместились командующие русским ополчением князь Дмитрий Пожарский и мещанин Козьма Минин. Спустя год по пути в Москву для венчания на царство здесь же остановился Михаил Романов. Может быть, отчасти и этим объясняется и дальнейшее покровительство царского дома Спасскому монастырю.

После окончания смуты монастырь расширяет свою территорию; строятся новые стены с башнями. На месте прежней восточной стены в 1670-х и 1690-х годах возводится длинный келейный корпус - незаурядная постройка, хорошо продуманная для жилья: с системой отопления, внутренними лестницами, стенными шкафами и отдельными выходами для каждой пары келий (ныне выходы заложены). В монастырской ограде сохранились не все башни, некоторые были разобраны позднее. Уцелели Михайловская, Богородицкая, Угличская и Богоявленская башни, Святые и Водяные ворота.

В конце XVIII века монастырь был упразднен, как и многие другие монастыри по России, в связи с указом Екатерины II о секуляризации церковных земель. В его стенах разместилась резиденция архиепископов ярославских и ростовских. Дальнейшие перестройки XIX века проводились уже в соответствии с потребностями и вкусами Архиерейского Дома. При бывшем монастыре сохранялась богатейшая библиотека – книгохранилище, была открыта семинария.

В советское время монастырь был закрыт. Во время боев Ярославского восстания здания сильно пострадали, и в 1920-х годах отремонтированы. После этого храмы и кельи монастыря использовалась под жилье, учебные заведения, военкомат. Только с 1950-х годов, после полноценной реставрации здесь разместился Ярославский историко-архитектурный музей заповедник. Он и остается владельцем территории монастыря по сей день.

В начало


 
Rambler's Top100