История Николаевская Берлюковская пустынь

Дата публикации или обновления 01.02.2016

Николо-Берлюковская пустынь в селе Авдотьино.

Адрес Николо-Берлюковской пустыни: 142431, Московская область, Ногинский район, деревня Авдотьино.
Телефон Николо-Берлюковской пустыни: (49651) 2-75-03.
Как проехать к Николо-Берлюковской пустыни.
Проезд на автомобиле: по Щелковскому шоссе 30 км. от МКАД, после реки Воря повернуть направо.
Проезд на общественном транспорте: на автобусе из Москвы от ст. метро Щелковская автобусом 321 до остановки д. Авдотьино.
На электричке от Ярославского вокзала до станции Чкаловская, далее автобус 321 до остановки д. Авдотьино.
Николо-Берлюковская пустынь: http://berluki.ru
Посмотреть все монастыри Московской области на карте яндекса.
  • Глава «Николо-Берлюковская пустынь» из книги «Купующий царство небесное».

  • История Николаевской Берлюковской пустыни

    Место для монастыря выбиралось всегда очень основательно. Подвижники долго ходили по лесам и болотам пока, наконец, не обретали ту спасительную пустынь, где, успокаивалась их душа. Избранность, где была основана обитель, сохранялась за ней навсегда. Именно поэтому люди, приезжая сегодня в разоренные обители, продолжают чувствовать здесь особую благодать.

    Примерно в IX – X веках территорию современного Богородского района Московской области заселяли славянские племена. Ведомые легендарным вождем Вятко, вятичи поселились в бассейне реки Оки. В «Повести временных лет», - говорится: «А Вятко седе с родом своим по Оце, от него же прозваша вятичи». Продвигаясь с юга, вятичи достигли Московской земли. Река Воря разделила владения двух славянских племен – вятичей и кривичей. Отличительной чертой вятичей было наличие родового строя, сооружение жилищ в недоступных лесах. Религиозные верования: языческие идолы, явления природы, поклонение душам усопших и захоронениям родичей.

    С середины XII века начинается большая колонизация этих мест, провидимая великим Киевским князем Юрием Владимировичем Долгоруким, а в особенности его сыном, Святым русским князем Андреем Юрьевичем Боголюбским, который сам всю Белую Суздальскую Русь городами и селами великими и многолюдными учинил. Люди с большой охотой переезжали в Залесскую землю с Киевской Руси, страдавшей от постоянных набегов кочевников. Переселенцы получали землю, льготы и право основывать поселения. Они не только расширяли дороги, но и построили в Залесье много новых городов и укреплений.

    Начиналась эпоха христианизации края, требовавшая не только простых миссионеров-проповедников, а великих мужей, молитвенников, просветителей, ораторов, богословов, которые бы могли словом, делом, но главное личным примером своего жизненного пути обратить заблудших язычников ко Христу. Так большое участие в этом деле приняла Великая Киевская Успенская Печерская Лавра. Обитель преподобных Антония и Феодосия Печерских обладала целым сонмом просветителей и учителей слова Божия: «мнози бо монастыри от князь и от бояр и от богатства поставлени, но не суть таци, каци суть поставлени слезами, пощением, молитвою, бдением». Киево-Печерский монастырь стал центром духовного просвещения и христианской академией для всей Руси.

    При Святом благоверном князе Андрее Боголюбском на северо-востоке происходило широкое патронирование церкви светскими властями, оказывалась реальная материальная поддержка, шло развернутое строительство храмов и основание обителей.

    Обращение вятичей ко Христу происходило на рубеже XI-XII веков трудами преподобного Кукши Печерского Чудотворца и его учеников. Самой актуальной для образованных русских людей того времени была идея особенной избранности Руси, «в последние времена» пришедшей к Богу. Глубокое осознание своей личной ответственности перед Богом влекли православных монахов-миссионеров в области, населенные язычниками (Кукша и Пимен Печерские, преподобный Авраамий Ростовский, святители Леонтий и Исайя, епископы Ростовские и преподобный Герасим Вологодский). Преподобный Кукша был убит ревнителями язычества, но успел посеять среди воинствующих племен вятичей семена веры Христовой.

    На месте обширного лесного массива на берегу реки Вори у Стромынского тракта находилось крупное славянское поселение, а на вершине над рекой Ворей на холме, располагался культовый языческий центр. Живописность этого места, удобное географическое положение, могучий лес над рекой, глубокие карстовые пещеры – безусловно, привлекли сначала христианских миссионеров, а после христианизации края монахов-скитников.

    Стромынский тракт – древняя дорога, которая начиналась в городе Суздале и шла на запад-юго-запад. Владимир Мономах в своем «Поучении детям» писал, что прошел в Залесскую Русь сквозь вятичей. Происходило это в 1101-1102 годах. Благодаря Владимиру Мономаху она получила продолжение в город Киев, а в XII-XIII веках дорога – превратилась в оживленную артерию северо-восточной Руси.

    Сегодня нам достоверно неизвестно, когда именно поселились здесь монашествующие, имена первых отцов-основателей обители Берлюковской, но вернее всего это произошло в конце XII – начале XIII века.

    Обитель Святого Николая Чудотворца возникла при пещерах и заняла обширную территорию леса над ними. Скорее всего, в то время в обители было два храма: пещерный во имя Святого Иоанна Предтечи и Святителя Николая Чудотворца на месте сброшенных языческих истуканов. Рядом располагалось поселение Берлино, благодаря чему обитель и стала называться Свято-Николаевская Берлинская пустынь (скит).

    Интересное упоминание, на которое никто из исследователей до сих пор не обратил внимания, существует во всех исторических описаниях Николаевской Берлюковской пустыни. В перечне настоятелей обители указан строитель Феодорит. Он единственный из всех, кто написан в рукописном описании пустыни. О нем говорится, что в последствии был епископом Тверским около 1572 года (следовательно, когда Берлюковской пустыни не было – автор описания пустыни Л. И. Денисов). В результате проведенных тщательных исследований обнаружилось, что Феодорит с 1571 по 1573 год был настоятелем Макарьевского Калязинского монастыря, а с 1573 по 1578 года – епископом Тверским и Кашинским, а вот в Калязин монастырь прибыл из обители Святителя Николая Чудотворца, где был строителем. Рукописное описание пустыни и рукописный синодик до нас не дошли или еще не обнаружены, но крайне интересно, из какой Николаевской обители был епископ Феодорит. При подтверждении данных это будет верный факт, доказывающий существование Берлюковского монастыря в XVI веке.

    В начале XVII века Русь Святую постигло Божие попущение. Нашествие иноплеменников, гражданская война внутри страны. Казалось, страна должна погибнуть, но из подвалов Московского Чудова монастыря раздался призыв патриарха Гермогена. Призыв был обращен ко всем русским людям. Сила Духа победила. Страна была освобождена, воцарилась династия Романовых.

    На крутой берег реки Вори из разоренного поляками Стромынского Троицкого монастыря пришел иеросхимонах Варлаам. Предание добавляет, что отец Варлаам пришел около 1606 года. Была им сооружена часовня деревянная, куда был водружен древний образ Святителя Николая Чудотворца. После ухода польско-литовских завоевателей вернулись сюда и монашествующие.

    Приходилось строить все заново: и монастырь, и поселение, которые были в равной степени сожжены и разорены захватчиками. По каким-то неизвестным для нас причинам новые поселенцы стали строиться по другую сторону монастыря – так появилась деревня Авдотьино. В первые годы после Смутного времени, следовательно, после 1613 года, Господь благословил намерение отца Варлаама построить новый храм. Его старанием и при содействии местных жителей был воздвигнут каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца. Вскоре иеросхимонах Варлаам отошел в вечность.

    Более подробных сведений об иеросхимонахе Варлааме предание до нас не сохранило. Сокрытой от нас осталась и могила старца, но с того времени лес, в котором находился храм, стал называться Черничьим.

    В Писцовых книгах Московского уезда и Замосковных волостей за 1631 год значится: «В Черноголовской волости пустошь, что было сельцо Берлино на речке на Воре, пашни паханные да земли церковныя что был храм Николы Чудотворца…». В приходных книгах Патриаршего приказа за 1680 год значится: «Николая Чудотворца церковная земля, в пустоши, что было сельцо Берлино на речке Воре…».

    После смерти 15 октября 1700 года Патриарха Адриана, местоблюстителем Патриаршего престола император Петр I назначает епископа Рязанского Стефана (Яворского). В этом же году церковные земли храма Николая Чудотворца отошли к угодьям Московского Чудова монастыря. На жительство в обитель были присланы несколько человек братии под начальством настоятеля Пахомия. Вскоре нашелся боголюбивый мирянин, купеческий человек Викул Мартынов, изъявивший желание выстроить вновь храм во имя Николая Чудотворца. На строительство храма был выдан указ Московской Духовной Дикастерии за подписью архимандрита Златоустовского монастыря Антония.

    Итак «… 1714 года, мая в 31 день, по указа Великого государя, а по челобитью мещанской слободы Викулы Мартынова со вкладчики, велено им на вешеписанной церковной Николаевской земле построить вновь церковь Николая Чудотворца, а покаместа та церковь станет строиться из той земли имать с него, челобитчика, оброчными деньгами…».

    В 1719 году встречается интересное сообщение в резолюции Преосвященного митрополита Стефана Яворского по делу о построении вновь церкви во имя Иоанна Богослова на месте часовни, приписанной к Николаевской Берлюковской пустыни, - где сказано: «дать указ против челобитья о строении и освящении церкви Божии и антиминс выдать, устроения той церкви быть монаху Питириму, токмо с благословения Николаевской пустыни строителя Василия».

    Может быть, этот строитель Василий и был тот самый Викула Мартынов. Таким образом, в 1719 году церковь Николая Чудотворца была уже обителью. Вскоре обитель была отчислена от Чудова монастыря и приписана к Стромынскому Успенскому. Настоятелем обители назначается иеромонах Диодор.

    Сегодня в обители от этих времен чудесным образом сохранился колокол, отлитый при настоятеле Диодоре.

    В октябре 1731 года новым строителем пустыни стал иеромонах Иосия (Самгин). Он происходил из древнего купеческого рода. В 1708 году поступил в Саровскую пустынь и в 1711 году был в ней пострижен. Поручителями Иосии были царевны Мария и Феодосия сестры Петра Великого. Это был истовый аскет и бесстрашный защитник православия. Особенно отрицательно относился Иосия ко всему иностранному. Не одобрял он и западного влияния на православие. Всегда ставил всем в пример преподобных киево-печерских отцов и их твердость в вере. Был дружен с московскими юродивыми, жившими во дворце царицы Прасковьи Федоровны. В 1730 году он уходит в пустынную келью, находившуюся в лесу в нескольких верстах от монастыря. Здесь им образуется небольшой скит, где поселяются некоторые братии. Его уход был обусловлен тяжелой болезнью.

    В 1731 году он получил указ о назначении его в должность настоятеля Николаевской Берлюковской пустыни. Вместе с Иосией прибыла часть Саровской братии. Так Промысел Божий соединил воедино эти две великие обители. Иеромонах Иосия стал духовным отцом многих известных деятелей своей эпохи: Анастасии Ермиловны Матвеевой, семей Долгоруких и Одоевских, а также Алексея Васильевича Макарова - действительного тайного советника и бывшего канцлера Петра Великого. Строитель Иосия мудро вел братию по пути спасения и не боялся голоса правды, где это требовалось в защиту православия и монашества, и Господь попустил ему тяжкий путь страданий за веру.

    Правление императрицы Анны Иоановны отличалось большим тяготением ко всему иностранному. Иосия бесстрашно обличал это положение в государстве. « Ныне, как видно, почитай, многие знатные персоны в научения странна и различно уклонилися». Эти слова показывают, что о. Иосия был истинным патриотом, он не боялся резко и жестко выступать во имя правды.

    Совершал настоятель и постриги в монашество, не отказывая желающим восприять ангельский образ. « Что на то смотреть, что ныне указами постригать запрещено. То тверже нам, что в Евангелии написано, грядущего ко мне не изжену вон». В апреле 1734 года строитель иеромонах Иосия был отрешен от должности и выслан на Камчатку на поселения вечныя, с ним вместе в гонения было отправлено несколько человек братии. Остальные были распределены по монастырям, а пустынь закрыта высочайшим указом.

    Незадолго до этого один из братии скажет великие слова: « Бог милостив, иногда по падении будет и возстание, да еще такое, что паче прежнего».

    В 1742 году настоятель Саровской пустыни иеромонах Досифей в одном из своих писем написал об отце Иосии:«… жительство он имел многолетнее в добродетельном житии и безпорочно и нерушимо».

    Совершение чуда дается по милости Божией, тем людям, которые жизнью своей во Христе достигли всей полноты веры. Никогда их великий мученический подвиг не пропадет.

    15 марта 1779 года по указу Московской Духовной Консистории обитель была утверждена как заштатная пустынь. Строителем был назначен иеромонах Иоасаф, человек строгой и подвижнической жизни. 17 сентября 1779 года Преосвященный Платон написал постановление строителю Иоасафу, что следовало сделать. Он просил настоятеля делать все строения из камня, прилагать все усилия к широкому возобновлению обители. Своей рукой Владыка начертал: - «Все сие исправит Бог своею свыше помощью, старанием Строителя и боголюбивых вкладчиков. Иде же бо хощет Бог, побеждается естества чин».

    Новый Строитель верою и любовью, строгой монашеской жизнью и своей обходительностью сумел приобрести расположение местного населения и тех из соседствующих владельцев, которые тогда жили в своих поместьях рядом с обителью. Они своими вкладами способствовали началу эпохи строительства. Семьи: Лопухиных, Долгоруких, Тюфякиных, Салтыковых и графа А.Р. Брюса, содействовали обновлению обители. В декабре 1779 году последовал Указ Синода об утверждении Берлюковской пустыни в числе восьми заштатных монастырей на своем содержании в Епархии состоящих. В 1780 году к пустыне были приписаны две часовни:

    1-я в деревне Псарьки, в 10 верстах от обители;

    2-я в Москве, во имя Николая Чудотворца у Каменного мост, где образовалось подворье.

    В 1786 году в обители был разобран старый храм во имя Святой Троицы и заложен новый по плану, начертанному лично Преосвященным Платоном. Собор был быстро отстроен и освящен митрополитом Платоном, приславшим для него из Москвы книги, утварь и много вещей в ризницу.

    В 1787 году к пустыни была приписана часовня во имя Николая Чудотворца в Москве на Немецком рынке в Елохове.

    Всеми силами старался ревностный и деятельный строитель Иоасаф оправдать доверие своего Архипастыря и при содействии благотворителей, число которых возрастало его стараниями в продолжение его 15-летнего правления. Были возведены новые каменные настоятельские и братские келии и в обители собралось большое количество монашествующих.

    1 апреля 1794 года строитель Иоасаф отошел в вечность. Провожал его в путь владыка Платон. 28 августа 1796 года Преосвященный Платон посетил пустынь и освятил памятник над могилою старца.

    Его дело продолжил родной брат новый строитель – иеромонах Николай (1794-1806). Его стараниями была построена каменная ограда вокруг обители с каменными вратами и братская трапезная со всеми ей принадлежностями. По распоряжению Преосвященного Платона на кладбище пустыни из села Топоркова была перенесена церковь во имя Казанской иконы Божией Матери.

    Последующие годы не оставили не большого строительного следа в архитектуре обители, но это был крайне важный духовный этап. Его название "Пешношский период". По благословению митрополита Платона в течение этого периода строителями в пустыни были иеромонахи из Николаевского Пешношского монастыря:

    Пахомий 1806-1811

    Иоанникий 1811-1827

    Николай II 1827-1828

    В пустыни было заведено строгое общежитие. Эти строители много и славно потрудились во славу Божию, братии и обители Святой. Воспитали они достойных мужей. XIX век можно назвать « золотым веком » - эпохой строительного и духовного делания в пустыни. Было положено начало берлюковского пещерокопания. С 1806 года в пустыни подвизается иеромонах Максим (в миру купеческий сын родом из Твери Никита Васильевич Погудкин). Именно он стал основателем пещерокопания « Любя безмолвие начал копать себе пещеры ». Ведь в России наиболее полным воплощением христоподрожательного смирения являлся именно пещерный монастырь.

    28 марта 1828 года настоятелем стал постриженик и бывший казначей Соловецкого монастыря иеромонах Антоний. Молитвенно и размеренно текла жизнь обители до тех пор, пока Всевышнему не стало угодно прославить пустынь особым духовным образом. 24 мая 1829 произошло обретение великой святыни-чудотворной иконы « Лобзание Иисуса Христа Иудою» и исцеление от образа слепой женщины Татьяны Ивановны Кузнецовой. 16 июня 1829 года совершено было торжественное перенесение чудотворной иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудой» из хлебни в Троицкий храм. Перенесение состоялось при многочисленном стечении народа крестным ходом и при колокольном звоне всех монастырских колоколов.

    29 июля 1829 года на должность настоятеля пустыни был назначен иеромонах Венедикт (Василий Семенович Протопопов). Будучи человеком решительным и деятельным отец Венедикт сумел приобрести участие и доверие, как митрополита Московского Филарета, монастырской братии, так и окрестных жителей. Время настоятельства отца Венедикта стало эпохой большого строительства в монастыре.

    С 1830 по 1832 год шло строительство каменного келейного корпуса «…в коем устроено шестнатцать келий…печи с лежанками изращатыя…», а с 1832 по 1833 год в городе Москве, за Большим Каменным мостом, была выстроена новая каменная часовня с каменным корпусом «…над часовней крест и яблоко медные вызолочены». При сей часовне во имя святителя Николая Чудотворца, было устроено подворье.

    В 1834 году, после опустошительных пожаров в городе Богородске, граждане прибегли к заступничеству небесному и просили принести чудотворную икону Спасителя из Берлюковской пустыни. Святейший Синод разрешил, и икона участвовала в большом крестном ходе 1 октября 1834 года в день Покрова Богородицы. Так было положено начало Берлюковских крестных ходов с утверждения Святейшего Синода и благословения митрополита Московского и Коломенского Филарета. Настоятель иеромонах Венедикт с самого начала возглавил большую работу в монастыре по прославлению и составлению всех описаний обретения иконы, и чудотворений от образа. С 1829 года при большом участии митрополита Филарета отец Венедикт составил подробное документальное описание всего, что происходило в пустыни знаменательного и касалось чудотворного образа. Тщательно с большой точностью он записывал все происходящее, все случаи исцелений, подписывая эти бумаги с собором монастырских старцев. В дальнейшем настоятель иеромонах Венедикт положит много усилий на устроение крестных ходов, расширит их географию до соседних уездов.

    С августа 1835 года в пустыни начинается строительство соборного храма во славу чудотворного образа Спасителя. Инициатором, благодетелем и меценатом строительства выступит московский купец Афанасий Емельянович Щекин. С благословения митрополита Филарета иеромонах Венедикт выпустил «Воззвание к православным христианам любящим благолепие храмов Господних», в котором говорилось «…Довольное число чудес привлекает богомольцев из Москвы и других весей и городов…решаюсь приступить к построению новаго Соборнаго Храма во имя Христа Спасителя, лобзаемаго Иудою…Малы зерна пшеницы, но из совокупности многих из них составляется хлеб…». Во время строительства храма отец Венедикт благословляет ношение чудотворной иконы по всем местным уездным храмам для того, чтобы все желающие могли поклониться сему образу. С 1835 по 1837 год ведутся работы по сооружению каменного корпуса для трапезы с поварней, пекарней и кельями. В мае 1840 года начинается сооружение храма над святыми воротами пустыни во имя Василия Великого, оконченное на деньги оставшегося неизвестным благотворителя в том же 1840 году «…На ней глава из белаго железа, крест, яблоко, репьи и ложка под главою вызолочены по кремень на меди». Вместе с сооружением храма была выстроена новая каменная ограда монастырская с восточной и северной стороны.

    19 сентября 1840 года «Строитель Венедикт в уважение трудов, успехов и благостроении Обители и братства произведен во игумена…». В 1828 году в пустынь пришел Макар, крепостной человек московских купцов Куманиных, за добрую жизнь, отпущенный на волю. В 1837 году он был пострижен в монашество с именем Афанасий, а 9 марта 1841 года в Троицком храме пустыни пострижен в схиму с наречением имени Макарий. Духовный советник настоятеля Венедикта, схимонах Макарий много потрудился над делом строительства храма Христа Спасителя. Имея репутацию наичестнейшего человека, знал многих представителей купечества в городе Москве. Эти знакомства способствовали большим пожертвованиям на строительство храма династий Куманиных, Лепешкиных, Желудевых и Морозовых. Многие представители этих династий вступили в братство пустыни. В свободные часы он копал пещеры на берегу над рекой Ворей у обители. Там схимонах Макарий чудесно обрел святой источник, устроил несколько келий и последние годы часто там находился. Много людей приходило к нему за советом, всех он принимал, утешал, наставлял. Скончался схимонах Макарий 1 апреля 1847года.

    В 1842 году вчерне закончилось строительство храма Христа Спасителя, в 1844 году выстроена каменная часовня в деревне Новые Псарьки. Октябрь 1844 года ознаменовался началом построения храма во имя Всех Святых на месте явления чудотворной иконы Спасителя с каменными больничными и настоятельскими кельями «Братская деревянная трапеза с пекарнею, пришедшая в совершенную ветхость, в которой прославилась Чудесами Икона Христа Спасителя, в память сего благодатного события, устроена церковь во имя Всех Святых…ежедневное чтение по усопшим кладчикам чтение Псалтиря…».

    В 1848 году завершилось строительство холодного собора во имя Христа Спасителя. Каменный 36 – метровый «храм о пяти главах, из коих средняя вызолочена на меди под кремень, крест и яблоки чрез огонь, а четыре главы из белаго железа…ступени и амвон из белаго камня. Собор покрыт железом…олтарь, купол и своды расписаны живописью и арабесками, стены покрыты колером…». Храм был в 1848 году освящен митрополитом Филаретом.

    В 1851 году начата и окончена колокольня «для большаго колокола…в 1005 пуд…и при ней ограда с западной стороны…». На большом колоколе в 1005 пудов была сделана надпись «Устроен в царствование Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича Самодержца Всероссийского и по благословению Его Высокопреосвященства Филарета митрополита Московского при игумене пустыни Венедикте 1851 года октября 3 дня». В том же 1851 году окончилось формирование большой гостиницы для паломников с магазином и лавкой для потреб богомольцев и духовных нужд. В 1852 году была полностью перестроена часовня во имя святителя Николая Чудотворца в городе Москве на Немецком рынке с каменным домом и кельями. 29 июня 1853 года митрополитом Филаретом была освящена достроенная на жертвы купца Федора Федоровича Набилкова церковь во имя Всех Святых. Церковь Всесвятская «каменная, одноглавая, с шатрообразным куполом и с хорами, на кои ход из настоятельских келий; в ней иконостас двухъярусный, покрытый тюлем и вызолоченный на полимент с резьбой…».

    Игумен Венедикт в 1853 году возведен в сан архимандрита, а в декабре сего года начались большие ремонтные работы в храме Казанской иконы Божией Матери. Был перебран иконостас в храме, проведены большие работы по благоустройству территории монастырского леса, где была расположена Казанская церковь и где находились старческие пещеры для молитвенного предстояния «…монастырский лес, в конце котораго находится означенная Казанская церковь, неагорожен; живущие на фабрике и в деревне за лесом, в летнее время всегда ходят чрез лес, проложили по оному много дорожек, от чего корни деревьев обнажились, а многие деревья уже засохли. По сему, как для сбережения леса, так и потому, что Трапезный корпус с одной стороны окнами обращен к означенному лесу, а особой ограды не имеет, необходимо около онаго лесу, с трех сторон, начиная от углов каменной монастырской ограды, сделать бревенчатую из заостренных кольев…». Эти работы в монастырской роще, стали последними крупными работами при архимандрите Венедикте. Но хочется указать не только на строительство архитектурное, но и на большую духовную жизнь, протекавшую в обитель Берлюковской при сем «могучим духом настоятеле».

    Чудесную и интересную жизнь прожил иеромонах Феодорит. Он родился в 1783 году и в 1815 году поступил в Троице-Сергиеву Лавру, где принял монашество. В 1827 году он перешел в Берлюковскую пустынь, где прожил 36 лет. Он был свидетелем чуда явления иконы. Ученик, друг и собеседник схимонаха Макария, он был подобен ему по силе подвигов и жизни. В конце жизни, удрученный летами и страдавший от тяжелой болезни, он шесть лет пролежал на спине, не в силах двигаться. Все это время творил он молитвы и духовно окормлял братию и многих приходивших к нему людей. Был добр ко всем и незлобив. Он умер 27 февраля 1863 года и был похоронен рядом с Макарием у Казанского храма.

    В эти годы в пустыни трудится немалая плеяда старцев высокодуховной жизни, иеросхимонах Иринарх, схимонах Варлаам, схимонах Николай – слепец, иеромонах Порфирий - афонец, иеромонах Вонифатий, схимонах Арсений.

    1 июня 1855 года архимандрит Венедикт отошел в вечность и был погребен в склепе своего детища, под собором Христа Спасителя. На надгробной плите была написана эпитафия:

    Он сердцем, словом и делами

    Творцу и ближнему служил,

    Господь, видя его труды

    Во имя Свое, великолепный храм соорудил

    И прах его усталый

    Под сводами храма сего почил.

    Вскоре после погребения настоятеля Венедикта были назначены временно управляющие пустынью соборный иеромонах пустыни Вениамин и иеромонах Гефсиманского скита Троицкой Сергиевой Лавры Парфений.

    24 июня 1856 года последовал официальный указ Консистории «В Строители Берлюковской пустыни назначен Гефсиманскаго скита иеромонах Парфений». Детство провел в семье старообрядцев, обучился грамоте. По совершеннолетию принял постриг у старообрядцев под именем Паисий, посетил все знаменитые старообрядческие скиты. Осознав свои заблуждения, и искренне раскаявшись в них, в 1839 году присоединился к Православной Церкви Христовой в Молдавии в монастыре Ворона. В 1839 году принял монашеский постриг на Афонской горе с именем Памва, а в 1841 году схиму с именем Парфений. В 1843 году побывал в Иерусалиме, Палестине и в Константинополе. В 1847 году по благословению афонских старцев он прибыл в Сибирь в город Томск. Там в Томском Архиерейском доме по благословению Преосвященного Афанасия епископа Томского и Енисейского он писал свои заметки о странствованиях. В 1856 году вышла его книга «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле». Она имела колоссальный успех, ее заметили все великие писатели того времени. Свои положительные рецензии дали историки С.М.Соловьев и М.П.Погодин, писатели М.Е.Салтыков - Щедрин, Ф.М.Достоевский, И.М.Тургенев и многие другие выдающиеся литераторы и критики.

    Много и плодовито потрудился отец Парфений и на благо устроения Берлюковской пустыни. Занимался в обители переплетными работами, устроил иконописную мастерскую, учил братию колокольному звону, писал книги и апологетические сочинения. Главной его заботой стал монастырский лес над пещерами старцев, где настоятель задумал устроить скит для иноков, ищущих большего уединения. Начал строительство деревянного келейного корпуса.

    В 1858 году полностью перестроил Казанскую церковь на кладбище из прекрасного дерева, на каменном фундаменте, и на ее колокольне, на деньги благотворителей повесил колокол в 120 пудов. В этой церкви находился древний список иконы Божьей Матери Казанской, окруженный житием и очень почитаемый окрестным населением как Чудотворный «…церковь сия, кроме пожертвованных священником села Чашникова по Петербургской дороге, Тихона Васильевича Пермскаго 1000 рублей серебром выстроена на монастырский счет, окончена постройкою при строителе Парфении и освящена Его Высокопреосвященством Филаретом митрополитом Московским и Коломенским в 10 день сентября 1857 года…».

    Привел отец Парфений в порядок ризницу и библиотеку обители, занимался лично переплетами книг, писал много апологетических и обличительных сочинений по обращению раскольников в православие. Завел в пустыни обучение греческому языку, колокольному звону. Очень уважительно относился к Парфению и митрополит Филарет. В 1860 году был награжден золотым наперсным крестом.

    Много сделал для обители и строитель иеромонах Иосиф (1860-1865), постриженик Троице-Сергиевой Лавры. Им были проведены работы в Троицком соборе. В течение 1860-1864 годов был поставлен новый великолепной работы иконостас из розового дерева с резьбой из ореха, с позолотой и резными фигурами херувимов и серафимов наверху. Он был выполнен московским мастером Павлом Варфоломеевичем Алексеевым, им же резаны клиросы из розового дерева. В 1863 году на Чудотворную икону "Лобзание Иисуса Христа Иудой" возложен хитон из золота, вклад московского купца Ивана Степановича Кулаева. Сам образ пребывал в чеканной серебреной вызолоченной ризе. Венец на Спасителе в виде сияния убран бриллиантами, на образе круг убран крупными стразами, а по углам крупными каменьями. Вверху надпись на финифти в каменьях. Местная икона Христа Спасителя сидящего на престоле была в ризе серебреной и чеканной. Венец и сияние обрамлены стразами и каменьями. В руках Спасителя скипетр серебреный. Риза была даром в обитель от Ивана Семеновича Соловьева. Перед иконой Спасителя на престоле висела массивная серебреная лампада старинной работы. На верху шара Ангел с крестом серебренный, внизу кисть виноградная. Лампада была богато украшена. Три цепи, на которых она висела, были из серебра. На лампаде надпись, что это дар обители от графа Димитрия Николаевича Шереметьева. Серебра было в этих творениях 3 пуда 18 фунтов 70 золотников. Иконы в храме Троицы выполнил известный иконописец из Сергиевой Лавры иеромонах Симеон. Иконостас же этот был замечателен тем, что был он двухсторонний, то есть был обращен и в алтарь. Местные иконы в нижнем ярусе были все в серебреных ризах, украшены каменьями и поставлены были в бронзовые рамы.

    Берлюковская пустынь за свою историю собрала большое количество старинных икон в своих храмах. Икона Вседержителя, с припавшими в молении митрополитом Филиппом и патриархом Никоном, второй половины XVII века, древний образ святого Николая Чудотворца, именно она была еще в часовне иеросхимонаха Варлаама в XVII веке, интересный образ византийского письма – икона Эммануила, образ Казанской иконы Богоматери с Николаем Чудотворцем и Параскевой Пятницей.

    В храме Василия Великого икона Нерукотворный Образ в серебряной ризе с подписью, что писана Ларионом Ушаковым, и там же икона Курская Знамения Богоматери в серебряной ризе, московской работы 1735 года и есть вклад княгини Ольги Михайловны Кольцовой-Мосальской. Выстроил строитель Иосиф и храм над пещерами старца схимонаха Макария во имя Собора Иоанна Предтечи Крестителя Господня. Этот храм был соединен с пещерами старца. В храме был установлен в 1863 году уникальный чугунный иконостас с иконами на медных листах на пожертвования московского купца Никиты Васильевича Щенникова и его супруги Маргариты Григорьевны. Иконы были посвящены египетским отцам церкви, Марии Египетской и Киево-Печерским преподобным. Освящение храма состоялось 15 ноября 1865 года.

    В ноябре 1865 года был назначен новый настоятель пустыни. Им стал постриженик Соловецкой обители и бывший там наместником игумен Иона (1865-1870).

    Это был человек очень строгих правил, отмеченный очень многими наградами за свои труды. Он имел от Высочайшего кабинета золотой наперсный крест, второй наперсный крест от Святейшего Синода, третий бронзовый на Владимирской ленте и бронзовую медаль в память военных событий 1853-1856 годов на Андреевской ленте и за отражение от Соловецкого монастыря нападения английских кораблей. Он внес в пустынь строгое житие и правило Соловецкой обители.

    В 1866 году полностью довершил отделку собора Христа Спасителя и все отделочные работы в подвале под собором. Подвал был устроен архитектором Николаем Ильичом Козловским. Все финансовые работы взял на себя Иван Семенович Соловьев с братьями. Братья Соловьевы пожертвовали в собор серебро - позлащенные хоругви. В 1867-1868 годах между угловым корпусом гостиницы и угловым конным двором в глубине был выстроен 2-х этажный дом с каменным первым этажом для приходящих неимущих странников. Здесь же была устроена безвозмездная трапезная, подаваемая каждодневно.

    В 1869 году был выстроен для проезда деревянный мост на сваях через реку Воря. Внутри пещер над колодцем старца схимонаха Макария был устроен гидропульс для поднятия воды, подаваемой в чашу, стоявшую под образом иконы Божией Матери Живоносный источник. При храме Иоанна Предтечи над пещерами были окончательно доделаны и обустроены келии.

    В 1870 году игумен Иона, почувствовав недомогание телесное и много потрудившись во славу пустыни, испросился на покой и уехал на жительство на Афон, а в последующее время стал настоятелем во Введенской Макарьевской Жабынской пустыни.

    Строителем пустыни стал иеромонах Нил (1870-1880) из Николаевского Угрешского монастыря. Родом он был из рязанских купцов Сафоновых. Он ревностно продолжил благолепное устроение обители, за что уже 8 апреля 1873 года получил наперсный крест от Святейшего Синода.

    В 1878 году был разобран старый храм Святой Троицы и заложен новый.

    От времени строителя Нила сохранились воспоминания о посещении пустыни архимандрита Николаевского Угрешского монастыря Пимена. «29 июня 1876 года, в Петров день, я служил в Берлюковской пустыни праздничную всенощную и литургию. На всенощной облачение на всех было парчевое, а на обедне бархатное: мне подали шитое, на всех прочих было бархатное гладкое. В пустыни ризница очень хороша, так что и в весьма богатых монастырях едва ли есть такое множество различных облачений. Обитель очень благоустроена: в черте ограды везде дорожки, цветы, чистота; поют хорошо: по праздничным и воскресным дням пение партесное, а в будничные столповое. Трапеза братская и одежда достаточны. О местоположении я не распространяюсь: оно превосходное, и представляет все выгоды для хозяйства и жительства: горы, вода, леса, луга, а для монашества уединение».

    Конец XIX века принес в историю пустыни много насыщенных событий. Они были связаны временем настоятельства игумена отца Адриана (1880-1902).

    Это был первый настоятель, прошедший путь от послушника в самой обители.

    Человек деятельный, прекрасно образованный, целеустремленный, любивший обитель всей душой. В 1884 году был окончательно достроен новый одноглавый Троицкий собор с подвальными помещениями с духовой печью. В храме было три престола. Был сооружен великолепный вызолоченный иконостас. В Троицком соборе иконы были облачены в серебреные ризы. Главный престол был освящен 29 июня 1884 года митрополитом Московским Иоанникием, а иеромонах Адриан произведен в игумены. Построен был собор по проекту архитектора Николая Васильевича Никитина.

    Главное дело его времени – самое примечательное сооружение пустыни – 90 метровая колокольня.

    Она была выстроена всего за 4 года. Проектировал ее известный московский архитектор Александр Степанович Каминский. Начата была сия колокольня 22 июня 1895 года и закончена 30 июля 1899года.

    Средства дали на ее строительство московские купцы Ф.Н. Самойлов, братья А.И. и И.И. Ляпины. Освящение колокольни состоялось 11 июня 1900 года. Верхний ярус колокольни был выстроен по проекту архитектора Василия Михеевича Борина. Построение такого дивного творения оказало огромное впечатление на современников.

    Колокольню венчал огромный крест из красной меди весом 38 пудов, изготовленный 14 сентября 1899 года мастером Иваном Федоровичем Шуваловым. На металлической доске, укрепленной к основанию колокольни, была начертана надпись "Начата сия колокольня постройкою 22 июня 1895 года. Закончена кирпичною кладкою благоспешением Всечестного игумена Адриана и прочей братией на средства, пожертвованные Ф. Н. Самойловым, И. И. и А. И. Ляпиным и благотворителями обители сия в 1899 году июля 30 дня."

    16 декабря 1897 году игумен Адриан был избран в почетные члены Богородского отделения Кирилло-Мефодиевского братства за плодотворную деятельность и сочувствие к нуждам церковно-приходских школ.

    Во второй половине XIX века в обители начинает работать своя иконописная мастерская. Особое благоговение и почитание уделяется образам: " Лобзание Иисуса Христа Иудой", "Николая Чудотворца", "Великомученика Мины". С 1893 года мастерскую возглавляет монах Викторин (дворянин Виктор Федорович фон - Рентель). С 1905 года иеромонах Палладий (Петр Васильевич Величкин), закончивший до монашества Московскую школу живописи, ваяния и зодчества.

    13 января 1898 году игумен Адриан избран в члены в Миссионерском обществе Святой Равноапостольной Марии и Святителя Николая Чудотворца, был награжден медалями за постоянное попечение о бедных и нуждающихся.

    B 1902 году пустынь возглавил игумен Тимолай (1902-1909). Он прошел длительный монашеский путь. Был много лет в Почаевской Лавре, членом ее Духовного Собора, бывал в паломничестве на Афоне, потом был духовником Московской Духовной Академии, духовником в Троице-Сергиевой Лавре у приходящих богомольцев. Много потрудился он и в Берлюковской пустыни, энергично продолжил дело строительства. Выстроил новый корпус для братии, провел в обитель водопровод, выстроил из вековых сосен новый Казанский храм на кладбище, в 1909 году его освятил митрополит Московский Владимир.

    Близко было уже время испытаний. И выпало оно на долю двух последних настоятелей пустыни. С 1909 года управление пустынью принял на себя иеромонах Петр. Эта личность столь высока, что пока в полной мере увидеть и осознать его жизнь и подвиги не возможно.

    Это было очень трудное время для обители, требовало оно от настоятеля огромной воли, энергии и силы духа. Отец Петр всем этим обладал.

    С неимоверной быстротой увеличивалось людское горе, страна напрягала все свои силы в борьбе с очень сильным врагом. Первая Мировая война принесла большое количество тяжелейших проблем. Беженцы, хлебнувшие много горя, потерявшие свои дома и сбережения, дети, оставшиеся без родителей, раненые и изувеченные воины, люди, прошедшие все ужасы войны. В обитель приходило множество писем с просьбами, прошениями, мольбой о помощи. Практически каждый день регистрировались в журналах входящих бумаг такие прошения. И каждый день приходили указы от благочинного монастырей с указаниями кому надо оказать помощь. Приходили воззвания и обращения от различных обществ, с просьбами внести свою лепту. Одно лишь перечисление этих обществ может занять целую тетрадь. Это Красный крест, Марфо-Мариинская обитель в Москве, Общество помощи слепым, Спасения на водах, Всероссийский Земский союз и многие другие. Шла постоянная финансовая помощь фронту. Целыми сотнями пудов закупалось зерно и овес, огромными партиями оплачивались медикаменты, закупаемые у К.И.Феррейна для нужд армии. Начиная с первых дней войны, обитель ежедневно отправляла на станцию Щелково подводы с молоком для рабочих, трудившихся для нужд фронта.

    На протяжении многих лет своей истории пустынь принимала очень деятельное участие в большой беде – пьянстве. Пустынь была большой духовной больницей по лечению этого недуга. В ней на полном иждивении проживали люди, страдающие этой страстью. Архив пустыни сохранил до наших дней сотни имен таких поселенцев. Особенно выделялись на этом поприще настоятели Венидикт, Адриан, Тимолай и Петр. Их опыт в этой проблеме был огромный. Игумен Петр был почетным членом Богородского общества трезвости.

    Он старался нести свет любви Господней, слово душевной радости, кротости, смирения и утешения страждущим душам. Принимала участие пустынь и в делах детской преступности. Частыми гостями обители были дети из неблагополучных семей, приютов, вставшие на путь нарушения закона. На их спасение и вразумление прилагала братия большие силы и средства.

    К началу XX века пустынь имела огромное и прекрасно отлаженное хозяйство и очень большая часть его даров шла людям. Большое попечение имела пустынь о церковно-приходских школах. Многие настоятели и иеромонахи отмечены были наградами и наперсными крестами за эти труды. Все это обитель делала из года в год, целенаправленно и планомерно. Помогала она и другим монастырям. В обитель приезжало большое количество паломников, особенно в дни празднования Чудотворной иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудою» и Николая Чудотворца. Всем предлагался ночлег, трапеза и чай с угощениями. В обитель приходили многотысячные крестные ходы, приезжали целые группы из различных приютов и обществ. Есть письма от их руководителей, священников полные слов благодарности за тот радушный прием и теплоту при нахождении в обители. Игумен Петр был инициатором больших крестных ходов с чудотворной иконой Спасителя.

    И вот наступили тревожные дни. Страшная атмосфера всеобщего отречения, измены и предательства, духовная и историческая катастрофа и люди, вовлеченные в расправу над Церковью, под своим народом и страной. Великая Православная Русь, жившая во Христе, встретилась лицом к лицу со злом. Великое воинство святых мучеников противостало злу.

    До 1920 года пустынь продолжала существовать как монастырь. 29 июня 1920 года все строения Берлюковской пустыни были переданы Дому инвалидов № 4. У братии оставался лишь храм Всех Святых с кельями. По воспоминаниям местных жителей любимым развлечением комсомольских дружин было постоянное глумление над верой, выражавшееся в невероятных по изощренности актах вандализма. Постоянно происходили показательные процессы с глумлением над иконами и монашествующими. Храм Христа Спасителя был превращен в приходской. В феврале 1921 года оборвалась традиция Берлюковских крестных ходов с чудотворной иконой «Лобзание Иисуса Христа Иудой». 5 апреля 1922 года в пустыни началось изъятие ценностей, проводимое большой комиссией из города Богородска и представителей милиции. В монастыре было изъято 9 пудов 4 фунта 51 золотник серебра, а также 11 бриллиантовых камней, 2 бриллиантовые броши, 1 бриллиант большой, 5 хризолитов и жемчуг. Были изъяты все серебреные оклады, серебреные напрестольные кресты, оклады богослужебных книг и многое другое. Свое полное несогласие с проводимой акцией заявил настоятель архимандрит Петр. В это самое время отец настоятель Петр был уже в сане архимандрита. Эта акция думается, была последней чашей в жизни отца настоятеля. Его большой авторитет среди всего окрестного населения пугал власти. Его судьба пока не известна. К великому сожалению не имеем мы и фотографии отца Петра и не можем описать его облик, но твердо мы знаем одно, как выглядели его глаза. Они были очень глубоки, очень полны любви, заботы о людях, жили и смотрели в этот мир только ради них. В Москве у обители были отобраны обе часовни. 5 января 1923 года было закрыто Берлюковское подворье с часовней Николая Чудотворца, а 13 января 1923 года была закрыта часовня Николая Чудотворца на Немецком рынке.

    В 1923 году пустынь возглавил её последний настоятель игумен Ксенофонт (1923-1930). Ксенофонт Герасимович Косенков, боевой офицер, в 1898 году решает посвятить свою жизнь Богу и уходит послушником в Троицкую Сергиеву Лавру, а в 1912 году переходит в Московский Данилов монастырь и принимает там постриг с оставлением имени. Годы настоятельства отца Ксенофонта пришлись на крайне трудное время. Сейчас нам даже трудно все понять и осмыслить, что приходилось испытывать братии в течение этих лет.

    Жизнь обители проходила под постоянным вниманием богоборцев и их карательной власти. Но самое главное, что в обитель горели лампады, проходили службы. Большую помощь оказывали своему родному монастырю жители деревни Авдотьино. Храм Христа Спасителя держался на церковном совете во главе с его председателем Григорием Афанасьевичем Ольховым. Жизнь во имя и для обители стало делом его жизни.

    9 февраля 1930 года состоялась последняя Божественная Литургия в стенах монастыря. На молитвенное предстояние собралось 200 человек. После службы с проповедью к людям обратился игумен Ксенофонт. Это была проповедь человека большого мужества, веры, и любви к людям.

    "Православные, до коле вы терпеть будете, вы голодны, вас собирают в колхоз для того, чтобы легче отобрать, вы верите этим лжепророкам коммунистам, это власть не от Бога, не слушайтесь её и не ходите в колхоз... Мы теперь отживаем последние дни и даже не взойдем в храм Божий, вам нужно поисповедоваться и причаститься... " 18 февраля 1930 года игумен Ксенофонт, иеромонах Горгоний, послушник Григорий Архипович Аверьянов и председатель церковного совета Григорий Афанасьевич Ольхов были арестованы и увезены в Москву в Бутырскую тюрьму. Им было предъявлено обвинение по статье 58/10 УК РФ и 22 марта 1930 года они получили разные сроки.

    Монастырская жизнь и многовековая история в стенах Берлюковской пустыни завершилась. Мученичество - есть доказательство истинности веры Христовой. Обитель и её насельники показали, что они готовы пожертвовать всем, даже своей жизнью, дабы доказать веру и свою сопричастность к Христу.

    Завершить хочется словами новомученика протоиерея Иоанна Восторгова: - «Монашество есть цвет христианской жизни, ее поэзия, ее украшение. Посему велик подвиг вашего жития, доходят до Бога ваши молитвы, славно и чисто звание иноческое и спасительно оно для мира осуетившегося!».

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100