Роспись алтаря

церкви Спаса на Сенях

Дата публикации или обновления 01.05.2021
  • К оглавлению: Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом
  • Роспись алтаря церкви Спаса на Сенях

    Алтарь церкви Спаса на Сенях состоит из трех частей, вытянутых с запада на восток, перекрытых коробовыми сводами и соединенных между собой широкими арками. В сводах и конхах апсид, занимая всю их поверхность, располагаются большие композиции: «О Тебе радуется» — в центральной апсиде, «София Премудрость Божия» — в жертвеннике и «Распятие с таинствами» — в диаконнике. Три большие композиции располагаются и на западной стене. Это «Сотворение мира» — в алтаре, «Что Тя наречем» — в жертвеннике и «Похвала Богоматери» — в диаконнике. Границы композиций четко обозначены широкими разгранками. На стенах алтаря располагаются изображения святых.

    Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом

    В отличие от других домовых церквей Ростова, в росписи алтаря Спасской церкви выделяются не два, а три яруса изображений. Между росписью свода и рядом фигур на стенах в алтарной апсиде помещаются медальоны с полуфигурами святителей, а в жертвеннике — композиции «Тайная вечеря», «Се Агнец Божий» и «Омовение ног». В диаконнике этот промежуточный ярус состоит из медальонов с изображениями церковных таинств.

    Свод алтарной апсиды занимает многофигурная композиция «О Тебе радуется», иллюстрирующая торжественное литургическое песнопение в честь Богоматери. Примечательной особенностью этой композиции становится воспроизведение полного текста песнопения. Его отдельные фразы превращаются в надписания различных частей изображения — «освященный храме», «раю словесный», «ангельский собор», «человеческий род».

    Богоматерь с Младенцем на престоле изображена на фоне храма и райского сада, в окружении собора архангелов. Центральная часть композиции отделена от изображения многолюдного сонма святых полосой облаков, обозначающих отверстое небо. Вся нижняя часть композиции заполнена тесно поставленными фигурами, стоящими в два ряда на скалистом поземе.

    Небесный и земной уровни этой сцены связывает фигура Иоанна Предтечи Ангела пустыни со свитком в одной руке и чашей с жертвенным Агнцем — в другой. Его присутствие знаменует собой пророчество о Боговоплощении и об искупительной жертве Спасителя, и одновременно с этим напоминает об эсхатологической проповеди Предтечи, предвещавшей приближение Небесного Царствия. Фигура Иоанна Предтечи находится в центре собора святых, между ликами пророков и апостолов, — ветхозаветных и новозаветных вестников воли Божией.

    Между пророками и апостолами изображена и группа детей в белых одеждах — «лик святых младенцев», убитых по приказу Ирода в Вифлееме. Эта деталь композиции имеет символическое значение, перекликаясь с традиционной формой изображения праведных душ в виде младенцев.

    На западной стене алтарной апсиды помещена композиция «Сотворение мира», сочетающая исторические и символические черты. Так, в верхней части композиции представлен Бог Отец во славе, окруженный изображением собора небесных сил в разноцветных кругах. Ниже необычно подробно изображена история сотворения и грехопадения первых людей вплоть до убийства Авеля Каином. Последнее изображение не раз привлекало внимание исследователей, отмечавших наглядность воплощения представлений об истинной причине этого злодейства. Каин убивает брата, бросая в него камни, а рядом стоит бес, управляющий действиями убийцы.

    Свод жертвенника занимает изображение Софии Премудрости Божией, в основе которого — текст книги Притчей Соломоновых: «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь; закла своя жертвенная и раствори в чаше своей вино и уготова свою трапезу; посла своя рабы, созывающи с высоким проповеданием на чашу, глаголющи: еже есть безумен, да уклонится ко мне. И требующим ума рече: приидите, ядите мой хлеб и пиите вино, еже растворих вам» (Притч. IX, 1-6). В соответствии со святоотеческими литургическими толкованиями, этот текст понимался как один из ветхозаветных прообразов Воплощения Христа и новозаветной евхаристической трапезы. Иконографическое решение композиции следует так называемому «новгородскому» изводу, в котором Премудрость представлена в виде огненноликого ангела на престоле с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей (в стенописи церкви Спаса на Сенях они изображены крылатыми и в коронах). Вместе с ними Софии предстоят апостол Иоанн Богослов и святитель Иоанн Златоуст.

    Пророческий смысл росписи свода проясняется благодаря изображению жертвенного Агнца на стене полукружия апсиды. Центром композиции является дискос, на котором изображен лежащий Младенец Христос. По сторонам от него — предстоящие Младенцу Богоматерь и Иоанн Предтеча. Эта композиция раскрывает сокровенный смысл литургического чина приготовления Святых Даров — проскомидии, чем объясняется ее расположение прямо над жертвенником, на котором совершается этот чин. В композиции «Се Агнец Божий» на дискосе возлежит не хлеб, а сам Младенец Христос — «Жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира».

    Особенностью этой композиции в росписи церкви Спаса на Сенях является окружающий центральное изображение ореол славы, составленный из фигур херувимов и символов евангелистов в острых лучах и напоминающий по формам сияние в изображениях Спас в Силах. Эта черта указывает на божественность Младенца, лежащего на дискосе, на вселенское значение и прославление жертвы Христовой. Кроме того, по сторонам изображения, в особых клеймах, помещены две фигуры ангелов с рипидами, а за ними — две композиции, непосредственно связанные с темой Евхаристической жертвы: «Тайная вечеря» и «Омовение ног». Обе композиции сильно вытянуты по горизонтали.

    На западной стене жертвенника помещена композиция «Что Тя наречем», в основе которой — текст богородичного тропаря первого часа: «Что Тя наречем, о Благодатная: небо, яко возсияла еси солнце правды; рай, яко прозябла еси цвет нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим». В тексте тропаря Богоматерь уподобляется небу и раю, поэтому она изображена восседающей в райском саду, в окружении херувимов и святых. В центре композиции «Распятие с церковными таинствами», располагающейся в своде диаконника, представлено «Распятие» в традиционном изводе — с горой и пещерой с головой Адама, со светилами и с изображением Иерусалима на заднем плане. Традиционны позы и жесты предстоящих Богоматери и Иоанна Богослова. В отличие от аналогичных композиций в других кремлевских церквах, здесь нет изображения лозы, вырастающей из подножия креста. От ран Христа истекают струи крови, соединяющие центральное изображение с медальонами, в которых представлены семь церковных таинств. Наиболее обильная струя крови стекает от ребра Христа, окропляет главу Адама в пещере и достигает медальона с изображением таинства причащения, где священник собирает ее в потир.

    Шесть из семи композиций таинств помещены в крупные овальные медальоны с прихотливыми орнаментальными рамками. Под каждым из медальонов изображен херувим, как бы поддерживающий его на распростертых крыльях. Изображение Святого Духа в верхних частях сцен помещается в облаках, а не в сиянии, и имеет по сравнению с человеческими фигурами довольно мелкий масштаб. В композициях таинств преобладают крупные человеческие фигуры, настолько тесно вписанные в поля медальонов, что для архитектурного фона почти не остается места. Священник, совершающий таинства, представлен с нимбом.

    Изображение таинства причащения отделено от остальных пространственными интервалами и помещено в клеймо особой формы с более пышной орнаментальной рамой, которую поддерживают не херувимы, а два ангела. Форма обрамления центрального клейма уподоблена литургическому сосуду: в основании клейма — широкая чаша на ножке с поддоном, а верхняя часть обрамления как бы поставлена на нее, подобно полукружию звездицы.

    В основе иконографического решения «Распятия с таинствами» в своде диаконника церкви Спаса на Сенях лежит, скорее всего, оформление титульного листа Требника Петра Могилы. Это киевское издание, напечатанное в 1646 году, получило в России широкую известность. На титульном листе его была помещена гравюра мастера Илии, в которой Распятие со Страстями и церковные таинства были связаны в единую композицию. Из ран Христа на этой гравюре истекают пять обильных широких струй крови. Они направляются к клеймам с таинствами и в каждом изображении становятся как бы зримым потоком благодати, изливаясь в купель крещения, в чашу причастия, в елей соборования, на руку архиерея, на головы кающегося, принимающего миропомазание и сочетающихся браком. Однако в гравюре ни одно из таинств не выделено.

    Легко заметить, что роспись алтаря церкви Спаса на Сенях строится на симметричных смысловых сопоставлениях. Так, на западной и восточной стенах центральной алтарной апсиды сопоставляются образы первых дней творения и будущего торжества собора праведников на небесах. В боковых апсидах раскрываются различные аспекты темы жертвы Христовой — от предвозвещения ее в символических образах «Софии» до совершения в исторических формах «Распятия», от лицезрения Христа — литургического Агнца — до видения таинства причащения Его Тела и Крови. Предсказанное пророками воплощение Сына Божия в композиции «Похвала Богоматери» на западной стене диаконника получает свое развитие в изображенном напротив «Распятии», не только раскрывающем главную цель воплощения — искупительную жертву Спасителя, но и представляющем со всей возможной наглядностью ее спасительные действия.

    Расположение святых на стенах алтаря церкви Спаса на Сенях вполне традиционно. В алтарной апсиде изображены святители — вселенские патриархи и московские митрополиты Петр, Алексий, Иона и Филипп. В жертвеннике помещен ряд святых диаконов, причем их фигуры показаны в разнообразных позах и в легком движении, отчего вся группа производит впечатление процессии. В диаконнике изображены преподобные. Роспись арок, соединяющих части алтаря, строится так же, как роспись арок солеи: на склонах располагаются фигуры святителей, а в зените — медальоны с полуфигурами ангелов.

    Далее: Роспись центральной части церкви Спаса на Сенях
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос