Святой Иоанн-Владимир

Дата публикации или обновления 01.05.2017
  • Оглавление: Святыни Черногории
  • Святой Иоанн-Владимир.
    О святом крале Йоване-Владимире.

    Сo дня мученической смерти святого Йована-Владимира, короля Зеты, скоро минет тысяча лет. С тех времен многое переменилось и в Скадаре, его столице, и на тех просторах, где он некогда владел сербским народом. Но несмотря на перемены, его народ устоял и удержался у своих очагов. Его святая память обновилась действием чудотворных мощей, — память, которая всегда воскресала, объединяя собою не только сербов, но и ромеев (византийцев), албанцев и латинян (католиков).

    Первые двести лет после его мученичества тело святого почивало в монастыре Пречистой Краинской вместе с телом его верной супруги Косары (развалины этого монастыря с башней и сейчас существуют на окраине Черногории во Владимире). Отсюда оно в 1215 году, из почтения к мученику, перенесено в монастырь Шин Чжон (Святой Иоанн) в пятнадцати километрах от города Елбасана. Тут они почивали на протяжении веков. Насколько здесь чтилась святая память мученика, видно из того, что первые службы ему и похвальные слова не только сохранены на сербском и на греческом языках, но и с греческого переведены на церковнославянский. Кровь мученика, его святая жертва принадлежит всем людям и всем народам, но это мученичество — именно сербского краля, на котором основано государствообразующее и духовное бытие сербского народа: в первую очередь Зеты — позднейшей Черногории, затем Рашки (Сербии) и остальных сербских земель.

    Благодаря великому значению личности и дел святого краля Иоанна-Владимира, Скадар, как и монастырь Шин Чжон, а также и Пречиста Краинска играли и играют доныне значительную роль в духовной жизни, культуре и стойкости сербского народа в ближайших и более дальних окрестностях Скадарского озера. Эта роль и это значение усилились в последнее время. В наши дни, когда мы снова в поиске самих себя и своей соборной памяти, своего народного предания естественным образом возвращаемся к тем местам и к тем личностям, которые их оживили и освятили своей деятельностью, своими подвигами, личность и деятельность святого Иоанна-Владимира имеют в этом первостепенное значение.

    К этому возвращению святого мученика нашего племени относится и обновление всенародного почитания его, и в этом особое значение имеет 1925 год, когда было опубликовано (в связи с 900-летней годовщиной его прославления) несколько значительных трудов. Среди них наиболее значимый — «О святом крале Йоване-Владимире», который составил владыка Николай (святитель Николай Сербский. — Пер.), будучи в то время епископом Охридским. Со времени публикации этого труда многое произошло и с нами, и с последними остатками нашего народа в Албании, и с мощами святого Иоанна-Владимира.

    Сначала около 300 сербских семей во главе с епископом Скадарским Виктором были вытеснены из Скадара и его окрестностей (1933-1934). Основная часть изгнанников поселилась в Метохии и более всего в окрестностях монастыря Дечани, откуда многие во время Второй мировой войны и последующего времени расселились по разным местам. (Епископ Виктор умер в Дечанах и здесь же похоронен в 1938 году.) Новое, еще более страшное страдание ожидало славянское сербское население во Враке и Скадаре после войны. Три храма были разорены, священники или убиты (протоиерей Штиркич), или брошены в тюрьму (Велиша и Лазарь Поповичи) и окончили свою жизнь как изгнанники, а народ был лишен своего родного языка, имени и веры православной.

    Мученичество народа здесь объединилось с мученичеством его святого родоначальника Владимира: Скадарско-Врачанская Церковь (Скадарский викариат как одна из епархий Сербской Церкви) сербского народа в наши дни приняла и понесла на себе раны святого краля Зетского Владимира: и его святые мощи, как и монастырь, в котором они на протяжении многих веков почивали, пережили такую же судьбу.

    Новая волна беженцев из Враки и Скадара, которая случилась в прошлом году (1991-м. — Пер.), возвратила нам из забвения этот стесненный и всеми забытый народ, обратила наше внимание на великую степень угрозы для него и на тяжесть его страдания, а также подвигнула на поиск мощей святого Иоанна-Владимира.

    Первые вести о них мы получили с началом прошлого года от журналиста Иована Пламенца. Долго не было известно, сохранились ли вообще мощи мученика или уничтожены вместе с уничтожением того монастыря, где они почивали. Они находились там в монастырской церкви, в алтаре, с правой стороны, в деревянном ковчеге, который был помещен в каменный саркофаг. Этот саркофаг был запечатан тремя печатями и открывался раз в году, когда праздновалась память святого Владимира. В этот день он выносился во двор монастыря на поклонение паломникам: и православным, и римокатоликам, и мусульманам.

    Что после войны случилось с мощами святого Владимира, в каком они состоянии, сохранились ли они вообще — не было известно. Албания систематически уничтожала памятники сербского и православного духовного наследия, а наше государство не интересовалось ни их судьбой, ни судьбой народа, который на протяжении многих веков был их хранителем. Вышеупомянутый журналист после своего посещения Албании объявил нам (через газету «Победа», вышедшую в среду, 9 января 1991 года) великую радость, очень утешив нас. Он нашел святые мощи краля Владимира в церкви Святой Марии в Елбасане. Они были сюда перенесены из Шин Чжона в 1967 году — в тот год, когда Албания была официально провозглашена первой атеистической страной в мире. Журналист нашел мощи «в маленьком кивоте, всего в один метр длины, непокрытом и совсем ветхом. Кивот находился на столе, на том месте, где некогда был алтарь. Крест на кивоте отсутствовал. К нему была прислонена маленькая икона Богородицы. Святые кости Владимира были прикрыты шерстяной тканью, настолько старой, что она представлялась как бы извлеченной из внутренностей трупа. Черепа нет. Где он? Кто-то его украл. Церковь Святой Марии также в ужасном состоянии: иконостас сломан, а то, что от него осталось, брошено в одну груду. Внутри всюду большая влажность — на каменном полу вода. Иконы святого нет. Говорят, что она в Тиране (столице Албании. — Пер.) на реставрации».

    Это душераздирающее описание состояния, в котором находятся мощи Сербского короля-мученика, показывает, что его мученичество продолжается и обновляется, и это еще более тяжело, чем когда была отсечена его святая голова. Его новое страдание происходит одновременно со страданием его народа — снова он мучим за народ и за правду Божию. Надежду нам дает начавшееся возрождение Православия в Албании. Как мы слышали, восстанавливается и монастырь Шин Чжон, так что, надеемся на Бога, и мощи сего мученика снова упокоятся в этом древнем святилище, и народ Божий снова начнет объединяться около них и ими укрепляться и духовно возрождаться, как это происходило в минувшие века. Пусть и настоящее переиздание книги «О святом крале Иоване-Владимире» станет дополнением в возрождении нашей памяти об этой уникальной личности нашей истории, неотрывной от ее корней.

    Со времени первой публикации мало что написано о святом мученике. Одно лишь имеет большое значение — опубликовано его житие в «Житиях святых» за май (Белград, 1974), которое написал и дополнил новыми сведениями о. Иустин (Попович). Этот сборник «О святом крале Иоване-Владимире» мы публикуем в его первоначальном виде с добавлением песни о святом Момире Воиводиче и одной новой иконы, рожденной любовью сестер монастыря Банья у Рисны. Эту икону напечатало недавно основанное «Православное братство святого Иована-Владимира», которое стремится объединить около святого имени мученика всех его потомков: как и тех, которые остались верными своим вековым очагам в Скадаре и Враке, так и тех, которые были изгнаны, найдя убежище в Черногории, Сербии и других землях. С такой же целью напечатана и эта книга, — да будет любовь к мученику объединять его священной памятью всех, которые любят мучеников: как среди православных в Албании, так и во всяком другом месте. Этой цели также служит и недавно основанный Дом книги «Святой Иован-Владимир» на улице Ньегоша в Подгорице. Возрождая память о святом Владимире, мы возвращаемся к самим себе, к своим вечным истокам и вехам.


    Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий

    Далее: Житие мученика Иоанна-Владимира
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос