Житие Иоанна-Владимира

Дата публикации или обновления 01.05.2017
  • Оглавление: Святыни Черногории
  • Житие мученика Иоанна-Владимира.

    Сей святой и славный царь, дивный мученик Иоанн-Владимир произошел от благочестивого царского корня, воцарился во граде Альбе и владел всей Иллирией и Далмацией. Дедом ему приходился Хвалимир, который родил трех сыновей: Петрислава, Драгомира и Мирослава. Петрислав принял в свое управление Зету Драгомир — Требинье и Хлевну а Мирослав — Подгорье. Поскольку Хвалимир скончался, а Мирослав не оставил потомства, то его держава попала под власть Петрислава. Петрислав имел своим наследником сына — сего блаженного Владимира. Владимир же от юности был исполнен даров духовных — был кроток, смирен, послушен, богобоязнен и проводил свою жизнь в чистоте; презирал все, что склонялось лишь к земному, любя все возвышенное. Обо всем он мудро рассуждал и мудро правил своими подданными, за что все его любили.

    В это время пошел войной Самуил, царь Болгарский, со многим войском на державу сего блаженного мужа. А он постыдился лить кровь человеческую и укрылся со своими людьми в горах, где был осажден Самуилом. Осада эта продолжалась немалое время на месте, называемом Косогор. Были здесь ядовитые змеи, от которых войско очень мучилось. Святой Владимир помолился Богу — и змеи перестали нападать, так что от того времени и доныне больше ни разу никого не укусили. Самуил же не мог силой захватить Владимира и умыслил сделать это обманом, чтобы он поверил ему на слово и спустился с гор. Владимир, душой своею не ведая зла, поверил вероломному и попал в его руки, а тот отправил святого в свою столицу — в заточение. Самуил тогда захватил все земли Иллирийские: Дубровник, Котор, Босну и Рашку и с пленными возвратился домой.

    Сей Самуил имел дочь по имени Косара, которая была очень милосердна к нищим и осужденным и часто обходила темницы, облегчая участь заключенных. Увидев там Владимира — цветущего молодостью, благообразного и благоразумного, — она полюбила его всем сердцем. Он же все время пребывал в посте и молитве. Однажды ночью явился ему ангел Господень и предсказал скорое освобождение из темницы, а через малое время после того — мученическую кончину. Косара же умоляла отца своего, чтобы он дал ей сего пленника в мужья. Не мог отец отказать своей дочери — вывел Владимира из темницы и дал ему Косару в жены, всю державу ему возвратил и проводил его с честью и многими дарами. Владимир возвратился в дом свой и был встречен всеми с великой радостью. Он посоветовал жене своей удержать девственность, ибо девственники, сказал он, подобны ангелам. Она послушалась его, и жили они в целомудрии и всякой добродетели.

    В это время греческий император Василий Порфирородный пошел со многим войском на царя Болгарского, и поскольку поразил Василий болгарское воинство, то дошел даже до Охрида. А Самуил умер с горя. После него принял власть его сын Радомир, но по прошествии одного года был убит Владиславом, двоюродным братом своим по матери, из-за наговора царя Василия.

    Царь Василий, покорив таким образом Болгарию, пошел с войском на сербские земли, а святой Владимир собрал свое войско и дал ему крепкий отпор, так что император вынужден был возвратиться к себе домой.

    Однажды святой Владимир вышел в дубраву возле города с тремя боярами и увидел в глубине леса орла, который кружил, а на крыльях его светился блистающий крест. Положил орел этот крест на землю и сам стал невидим. Все соскочили с коней и поклонились Христу, на Кресте распятому, а святой Владимир приказал на этом месте построить церковь и дал много даров для нее, а в ней положил сей честной крест. Стал он ходить сюда и днем, и ночью на молитву и всенощное бдение. Он уразумел, что приближается время, когда он должен принять венец мученический, к которому и сам стремился.

    А братоубийца Владислав, завидуя святому и подговариваемый императором, решил обманом его убить. Для этого он пригласил к себе Владимира, как бы желая с ним побеседовать о делах народа. Но Владимир засомневался и не пошел. Тогда сей льстец послал к нему епископа и клялся Евангелием и Честным Крестом. Косара не хотела пустить мужа своего, решив сначала побеседовать с братом своим. Как второй Иуда, он ее обманул целованием и сладкими словами, так что она поверила убийце. Возвратилась Косара в столицу и послала мужа к убийце, не в силах распознать ножа, медом смазанного. Когда Владислав увидел подходящего к нему Владимира, то устремился на него и ударил мечом, но не смог ничем ему навредить. Не устрашившись, Владимир сказал: «Хочешь убить меня, брат, а не можешь!» И, вынув свой меч, дал ему, говоря: «Возьми и убей меня — я готов к смерти, как Исаак и Авель!» А Владислав, помрачившись умом, взял меч и обезглавил его. Святой тогда взял свою голову руками, сел на коня и поскакал к помянутой церкви, где видел орла с крестом, воспевая: «Возрадовался я, когда сказали мне: в дом Господень пойдем!» Когда конь достиг церкви и встал, то святой слез, сказав: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой!» Убийца же посрамился и устрашился таким преславным чудом и убежал со своими людьми. Так блаженный Владимир принял венец мученический и променял царство земное на Царство Небесное в 1015 году, месяца мая в 22-й день.

    Косара погребла тело блаженного в сей церкви с архиереями всем клиром и синклитом, со всяким благолепием. Из-за искренней любви, которую она имела к святому супругу своему, Косара затворилась и прожила здесь безвылазно и богоугодно все дни жизни своей в посте и молитве.

    Убийца Владислав, надеясь спокойно владеть царством Болгарским да еще присоединить к нему и Сербское, пришел с войском под Драч и осадил город, твердо веря в победу свою. Но однажды, когда он в одиночестве ужинал перед шатром своим, то неожиданно увидел Владимира, устремившегося с мечом, чтобы отрубить ему голову. Испугавшись, он позвал на помощь стражу, но был поражен невидимой рукой и испустил свою грешную душу, подобно Ироду Агриппе. Устрашившись, его войска сразу же бежали. Так, взяв чужую жизнь, он лишился и временной своей жизни, и вечной.

    Святой Владимир тогда испустил миро из своих святых мощей, исцелив многих страждущих различными недугами, и до настоящего часа творит чудеса неисчислимые, укрощая свирепое агарянское неистовство. Пусть его святыми молитвами Преблагий Бог призрит на люди Своя и на достояние Свое, положит конец мучениям и избавит нас от лютых и зверских агарян. Да славится Бог в Троице — Отец, Сын и Дух Святый, Троица единосущная и нераздельная в безконечные веки. Аминь.

    Далее: Духовный облик краля Владимира
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос