Нынешний день Черногории

Дата публикации или обновления 01.05.2017
  • Оглавление: Святыни Черногории
  • Войны и противостояния после коммунистической эпохи.
    Митрополит Амфилохий и новый расцвет Церкви в Черногории.

    В тяжелейшие годы Господь посылает людям Своих избранников, которые делают, казалось, невозможное. Таким человеком стал для Черногории Митрополит Амфилохий (Радович), вынесший на своих плечах, вместе с народом православным, самые тяжелые испытания последнего времени. В единении архипастыря с народом всегда заключалась неодолимая сила Черногории, и владыка Амфилохий явил это святое единение в полной мере.

    Невозможно в кратком очерке описать все трудности, которые смог преодолеть благословенный архиерей в созидании митрополии, и описать все, чего ему удалось добиться за эти тяжелейшие годы. Ни один митрополит Черногорский до него не принимал митрополию в таком страшном, разоренном и обезкровленном состоянии, чтобы за десять с небольшим лет изменить ее до неузнаваемости. Сейчас православным паломникам, посещающим Черногорию и видящим процветание Православия, трудно поверить, что здесь творилось всего полтора десятка лет назад.

    Митрополит Амфилохий родился 7 января, и родители, в честь того, что это день Рождества Христова, нарекли его Ристо. Происходя из рода воеводы Мине Радовича (черногорского капитана, присоединившего свое Морачское племя к Черногоре в 1820 году при святом Петре Цетинском), он стал достойным преемником святителя Петра, неустанно борясь за единство сербского народа.

    Родился он на земле своих предков, возле древнего монастыря Морача, в 1938 году, когда был убит террористом сербский краль Александр. Его раннее детство пришлось на страшные для Черногории годы — Второй мировой войны и прихода к власти коммунистов, устроивших террор над православным духовенством. Он возрастал духовно в надежде на Бога среди великих испытаний своего народа. Так Господь уже с детских лет готовил будущего Митрополита Черногорского к мужественному перенесению великих тягот, к духовной войне со злом мира, которую уже много веков ведет Церковь Христова.

    После окончания школы Ристо учился в семинарии Святого Саввы в Раковице в Белграде и защитил диплом на богословском факультете в 1962 году. Особый интерес вызывала у юноши классическая филология, которую он изучал в Белградском университете.

    Бог дал ему великого духовного отца — святого Иустина Челишского (Поповича), который своим прозорливым взором увидел в молодом черногорце будущую великую опору Церкви Христовой.

    Потом были и Берн в Швейцарии, и Рим в Италии — годы учебы и стремительного духовного роста. Затем прошли еще семь лет в Греции, где принял монашество и защитил докторскую диссертацию по святому Григорию Паламе — причем на греческом языке, который был изучен в совершенстве, как ранее немецкий, французский и итальянский. Здесь будущий владыка служил как иеромонах на приходе.

    Эти годы увенчались годовым пребыванием на Святой Горе Афон с окормлением у великого духовника — старца Паисия (Эзнепидиса). Так удалось молодому монаху вобрать в себя из святых рук духовный опыт и Сербской Церкви от святого Иустина Челишского, и Греческой Церкви от благодатного старца Паисия Святогорца. После он воспринял и опыт Русской Церкви — во время работы профессором в Сергиевском институте в Париже и во время общения с выдающимися богословами русской эмиграции. Тогда же он в совершенстве выучил и русский язык.

    Были и годы преподавания в Белграде, на богословском факультете Святого Иоанна Богослова, но Господь определил Своему избраннику прежде всего служение архиерейское. В 1985 году, в возрасте сорока семи лет, он был избран новым епископом Банатским, а через шесть лет служения, 30 декабря 1991 года, в Цетинье, в родной Черногоре, владыка был устоличен как Митрополит Черногорский и Приморский, Зетско-Бердский и Скендерийский, Экзарх святого Трона Печского. Владыка Амфилохий — самый образованный и ученый Митрополит Черногорский за всю многовековую историю митрополии.

    Наступало время, когда уже падала мощнейшая держава XX века, разорванная руками предателей под громкие крики западных СМИ о правах человека и независимости республик. Та же судьба ожидала в ближайшем будущем и союзную Югославию — самое крупное и богатое государство на Балканах. Все это произошло в интересах корыстной кучки глобалистов, для которых нравственность — главный враг, мешающий делать деньги. Глобализм ничем не лучше фашизма, ибо и там и здесь целые народы приносятся в жертву Молоху.

    Судьба владыки Амфилохия сходна с судьбой святого Петра Цетин-ского: оба возглавили митрополию во время тяжелое и смутное, когда перекраивалась политическая карта Европы и судьба православных славян стала разменной монетой в политических играх разных сил. Во времена святого Петра это были наполеоновские войны и последующий Венский конгресс, который отделил от Черногории исконные земли, чтобы отдать в руки иноверной Австрии. При Митрополите же Амфилохии — войны эпохи распада Югославии и начала новой Голгофы для сербского народа, от Хорватии до Косова и Албании. И тогда, и теперь митрополиты Черногорские сумели высоко поднять победоносное знамя Креста, укрепив в народе веру и просветив его светом Христовым, несмотря на все беды и несчастья.

    Особенно страшной бедой ныне является отделение Черногории от Сербии, против которого столько лет мужественно боролся самоотверженный владыка. Ему, с Божией помощью, удалось несколько задержать это бедствие народное, которое могло произойти гораздо раньше. И святой Петр, и владыка Амфилохии особенно ревновали о народном единении среди бедствий, и обоим суждено было перенести страшнейшее — каждому в свое время.

    В 1815 году от Черногории отъяли и присоединили к Австрии Боку Которску и Дубровник по решению Венского конгресса, а в 2006 году Черногория отделилась от Сербии по сомнительным результатам народного референдума, так как уже много лет на государственном уровне происходила настоящая негласная война власти со сторонниками святого народного единства. Референдум был выигран с минимальным преимуществом в 1500 голосов албанцев-мусульман, которым черногорскими властями было дано гражданство и право голоса в Черногории.

    В войнах и противостояниях после падения коммунизма на Балканах Черногория, благодаря своему архипастырю, как и при святом Петре Цетинском, высоко держит и не опускает знамя Креста, знамя Истины, знамя Победы...

    Как екзарх Священного Трона Печского, то есть фактически местоблюститель древней Печской патриархии в Косово и Метохии, Митрополит Амфилохии много сил отдает этому многострадальному краю великих сербских святынь. И это при том, что на нем лежат еще заботы и о своей митрополии, и о Сербской Церкви. Все сербы, еще продолжающие жить в Косово и Метохии, знают, что о них постоянно думает Митрополит Амфилохий, что он никогда не забывает об их страданиях. Поэтому-то многочисленные обители митрополии и стали приютом для множества сербских беженцев не только из Косова и Метохии, но также из земель, захваченных хорватами.

    Кроме того большой бедой для православных Черногории стало появление националистической секты, именующей себя «Автокефальной Черногорской Церковью». Ею поставлен руководить низвергнутый из священнического сана Мирош Дидеич, который уже успел переменить много вер прежде, чем стал «митрополитом Михаилом».

    Несмотря на все беды, Черногорско-Приморская митрополия вместе с другими епархиями на территории страны в Сербской Церкви первенствует во многом. Здесь больше всего действующих монастырей — более шестидесяти. Здесь самый мощный в Сербской Церкви православный Издательский дом «Светигора». Это издательство впервые начало выпускать роскошно иллюстрированные православные книги альбомного формата, причем стотысячными тиражами и по цене всего в три-четыре евро. Тираж журнала Черногорско-Приморской митрополии «Светигора» на три тысячи экземпляров превосходит тираж журнала «Православле», издаваемого Сербской Патриархией. Что особенно уникально, митрополия ведет круглосуточное вещание. Благодаря этому смогло воцерковиться огромное количество людей. В дни печально знаменитых бомбардировок НАТО и верующие и неверующие, и христиане и мусульмане, затаив дыхание, слушали радиостанцию «Светигора», потому что только она давала честную, правдивую информацию о происходящем. «Светигора», выражаясь современным языком, является огромным информационным центром, своеобразным медиа-холдингом со своими представительствами в разных городах и странах.

    Митрополиту Амфилохию удалось теснее сплотить духовенство с народом церковным. Он благословил не брать с людей фиксированной платы ни за какие церковные таинства, ни за какие требы, а лишь пожертвования на добровольных началах. Это решение сразу повысило уважение и доверие народа к духовенству и мудрому архипастырю.

    Именно православный владыка является в Черногории настоящим народным вождем и отцом народным, так что никакие провокации прозападных властей не в силах поколебать его авторитета в народе. Это особенно стало заметно, когда в 2008 году власти Черногории признали независимость Косова: проправительственная демонстрация в поддержку этого решения выглядела жалкой, когда, протестуя против предательства, вышли на улицы честные и безстрашные люди, сплотившиеся вокруг владыки, и их было во много раз больше. В связи с болезнью и преклонным возрастом Святейшего Патриарха Сербского Павла Митрополит Амфилохий избран председателем Священного Синода Сербской Православной Церкви. Церковный корабль в это непростое для сербского народа время благодаря владыке успешно миновал множество подводных камней.

    Далее: Покаянная гора и будущность Черногории
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос