Усыпальница

Петропавловского собора

Дата публикации или обновления 01.05.2021
  • Оглавление: Петропавловская крепость
  • Петропавловская крепость.
    Усыпальница Петропавловского собора.

    В православных храмах Петербурга кафедра, с которой произносились проповеди, появилась впервые все в той же церкви Воскресения на Васильевском острове, о которой уже дважды упоминалось выше. Автор описания 1718 года, говоря о проповедях с кафедры в этой церкви, подчеркивал: "Это что-то новое и из ряда вон выходящее, так как прежде у русских проповеди не говорились, а проводилась только церковная служба".

    В соборе у четвертого пилона правого ряда находится императорское место — небольшой невысокий помост, на котором, в случае своего присутствия в соборе на богослужении, стоял император. Над помостом — деревянная резная сень с изображением размещенных на подушке императорских регалий — короны, скипетра и меча. Среди украшений сени вы опять увидите урны и прапорцы. С нее спускаются завесы из малинового бархата; на задней завесе, прикрывающей пилон, вышит государственный орел.

    По особенностям изображения последнего можно предполагать, что императорское место, автор проекта которого неизвестен, в нынешнем своем виде было создано не ранее начала 1830-х годов и не позднее середины 1850-х годов, поскольку всадник на московском гербе, находящемся на груди орла, обращен в геральдически левую сторону (так он изображался лишь до 1856 года), а на крыльях орла помещены казанский, астраханский, сибирский, польский, херсонесский и финляндский гербы (впервые эти гербы вместе появились здесь в 1832 году).

    Сейчас в средней части Петропавловского собора находятся тридцать два надгробия членов дома Романовых, но погребений под ними тридцать одно, так как надгробие с именем великой княгини Александры Георгиевны, дочери греческого короля Георга I, стоит над пустой могилой: гроб с останками Александры Георгиевны был в 1939 году передан Советским правительством правительству Греции для перезахоронения в королевской усыпальнице в Афинах.

    Одиннадцать погребенных из тридцати одного — это правившие в России императоры и императрицы Романовского дома: скончавшиеся в XVIII веке Петр I, Екатерина I, Анна I, Елизавета I, Петр III и Екатерина II (в правом нефе) и скончавшиеся в XIX веке Павел I, Александр I, Николай I, Александр II и Александр III (в левом нефе).

    Тридцать из тридцати двух надгробий — беломраморные с бронзовыми вызолоченными досками, где написаны имена покойных, их титулы, даты рождения и смерти и т. д. При этом на углах надгробий, стоящих над могилами правивших в России императоров и императриц, а также супруг правивших императоров (формально — соправительниц последних), укреплены изображения государственного орла. До 1844 года лишь над частью могил в соборе имелись низкие надмогильные памятники. В 1844—1865 годах над семью новыми захоронениями, появившимися в соборе, были установлены первые беломраморные надгробия. В 1865—1867 годах беломраморными надгробиями заменили и большинство прежних памятников. Текст досок на новых надгробиях Петра I и некоторых других лиц составлял крупный русский историк Н. Г. Устрялов, автор десятитомной "Истории царствования Петра Великого", в которой, в частности, впервые были опубликованы документы, связанные с делом скончавшегося в Санкт-Петербургской крепости в 1718 году царевича Алексея — сына Петра.

    Над последующими захоронениями также устанавливались беломраморные надгробия, которых к началу XX века стало уже сорок.

    Однако десять из них в 1906—1908 годах из собора убрали. Восемь надгробий сняли в связи с переносом останков восьми лиц в построенную рядом с собором Великокняжескую усыпальницу. Два надгробия у северной стены — над могилами императора Александра II и его супруги императрицы Марии Александровны — заменили новыми, резко отличающимися по форме и материалу от всех остальных. Новое надгробие Александра II высекли из монолита алтайской волнистой яшмы, а новое надгробие Марии Александровны — из монолита уральского розового орлеца. Изготовленные в 1888—1906 годах по проекту архитектора А. Л. Гуна, они представляют собой великолепные образцы русского камнерезного искусства конца XIX — начала XX века. В притворе, под лестницей, ведущей на колокольню, вы можете осмотреть еще три надгробия, но уже иного типа — в виде вделанных в стену мраморных плит. Одна из них отмечает место захоронения царевича Алексея, единственного взрослого сына Петра I. Кроме того, в средней части собора, у его северных дверей, укреплена на стене бронзовая доска с именами погребенных где-то рядом пяти детей Петра, умерших в младенчестве.

    В 1916 году, когда шла первая мировая война, могилы в Петропавловском соборе попытались использовать для разжигания монархических чувств. По Петрограду усиленно распускались слухи о каких-то чудесах, якобы совершающихся у надгробия Павла I. Сейчас погребения в Петропавловском соборе охраняются как памятники истории — могилы известных государственных деятелей прошлого. Неизменное внимание всех, кто посещает крепость, привлекает могила Петра I.

    Заканчивая осмотр собора внутри, обратите внимание на развешанные по южной, западной и северной стенам точные копии некоторых из тех знамен, которые висели до революции в его средней части (скопированы знамена, являвшиеся трофеями, взятыми русскими войсками во время войн со Швецией и Турцией в XVIII веке). Следует подчеркнуть, что Петропавловский собор — это своеобразнейший пример необычайно смелого сочетания западноевропейских художественных образцов с традиционными особенностями православных храмов. Это замечательный памятник не только русской, но также и мировой художественной культуры.

    Далее: Петропавловская крепость. Ботный дом
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос