Юрьев-Польской

Воскресенская церковь

Дата публикации или обновления 14.10.2021
  • Храмы Владимирской области
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Города: БоголюбовоВладимирКиржачМуромПокровСуздальЮрьев-Польский
  • Храмы Владимирской области.
    Город Юрьев-Польской и Юрьев-Польский район.

    Церковь Воскресения Христова

    Город Юрьев-Польской.

    Поблизости от восстанавливаемого Николо-Никоновского храма сохранилось лишенное главы и колокольни здание Воскресенской церкви, по имени которой раньше в Юрьеве-Польском называлась улица. Деревянная церковь Воскресения Христова встречается в письменных источниках с XVII в. В топографическом описании г. Юрьева и уезда 1760 г. она уже названа каменной. Северный и южный фасады массивного двухэтажного здания акцентированы портиками с четырьмя колоннами. В верхнем этаже церкви находился престол в честь Воскресения Христова, в нижнем - Преображения Господня. Нижний этаж церкви до 1826 г. использовался для зимних богослужений. Именно в этом году усердием прихожан была построена отдельная каменная зимняя церковь в честь Святой великомученицы Варвары.

    Неброская Варваринская церковь имеет интереснейшую историю обновления, инициаторами которого стали «два родственных семейства» - церковный староста Николай Алексеевич Ганшин (1843-?,совладелец фабрики, почетный мировой судья, городской голова с 1906, и вновь выбранный на ту же должность в 1910 г., по его инициативе в городе устроен водопровод, положено начало электрическому освещению, учрежден городской общественный банк, благодаря пожертвованию им личных средств в городе были открыты женская гимназия и реальное училище) и Алексей Михайлович Ганшин с сыном Александром Алексеевичем (его сын Алексей Александрович, 1869-1940, окончил Петербургский технологический институт, во время учебы сблизился с участниками марксистского кружка, в котором занимался В.И. Ленин, переехав в Москву вошел в состав первой московской социал-демократической организации, в 1894 г. имении отца Горки, Переславского уезда, встречался с Лениным и печатал на гектографе его работу «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов».

    В 1895 г. арестован после 2-хлетнего заключения в Таганской тюрьме, сослан в Вятскую губернию), жертвователи задумали: «воспроизвести в своем родном храме, по крайней мере в его главной, алтарной части, приблизительную копию с Московского храма Христа Спасителя». Один из лучших московских архитекторов трудился над планом иконостаса, черновой вариант которого был начертан церковным старостой Ганшиным. Известный московский художник Владимир Алексеевич Комаровский (1883-1937, расстрелян на Бутовском полигоне близ Москвы) исполнил на цинке всю «иконную живопись в иконостасе», используя «эстампы живописи Храма Спасителя». «Когда для всех открылся свободный доступ к осмотру возобновленного храма, - рассказывал священник Воскресенской церкви Алексий Беляев, - то каждый приходивший сюда не мог не поражаться его благолепием и красотой: нигде в провинции не приходилось нам еще видеть такого храма и в особенности такого редкостного алтаря...»

    Особую заботу церковный староста проявил о хоре. Для него было отведено особое место, «с этой целью ко входным церковным дверям пристроен деревянный, из мореного дуба, весьма красивый тамбур с обнесенным вокруг него балюстрадой из точеных тумбочек того же дерева». Воскресенский хор продолжал славиться и в 1910-е гг., когда давал даже публичные концерты.

    Накануне освящения обновленного храма, 29 октября 1888 г., при небывалом стечении народа состоялось всенощное бдение, богослужение совершил настоятель Юрьевского Архангельского монастыря архимандрит Митрофан - известный в городе проповедник, проповеди он произносил не по-написанному, а импровизируя на тему дневного евангелия. Для этого надо было очень хорошо знать Священное Писание.

    Особенно любопытно юрьевцам было послушать знаменитого о. протодьякона Московского Успенского собора Шеховцева, который, благодаря личному знакомству с А.А. Ганшиным, согласился принять участие в служении.

    Торжества продолжились на следующий день, в воскресенье, о чем известил юрьевцев праздничный перезвон к водосвятию. Праздник завершился в доме старосты Воскресенской церкви Н.А. Ганшина, куда приглашено было до двухсот граждан Юрьева. Благодарные прихожане вручили Н.А. Ганшину икону Святителя Николая в сребропозлащенной ризе.

    Священник Алексий Беляев так описал во Владимирских епархиальных ведомостях за 1889 г. внешний вид нового иконостаса: «...при входе в храм Святой Великомученицы Варвары чрез западные двери взору посетителя прежде всего открывается во всем величии и священной лепоте святой алтарь с иконостасом в виде восьмигранной часовни из белого искусственного мрамора. По обеим сторонам циркульных низменных царских врат постановлены два колонных столба из натурального зеленого мрамора с капителями изящной лепной работы, с позолотой.

    По за колоннам царских врат, как к южной, так и северной стороны, в нижнем ярусе иконостаса идут иконы, числом десять, включая сюда и две дверных иконы с правой и левой стороны алтаря. Верхняя часть часовни, более суженная представляет шестигранную стопу с куполообразной оконечностью и завершается вызолоченным крестом, уходящим вплоть к сводам храма. Она образует второй ярус иконостаса... Как в верхнем, так и в нижнем ярусах все иконы, за исключением «Тайной вечери», имеют сверху закругленную в полуциркуль форму. В поясе иконостаса, между нижним и верхним ярусами, утвержден бронзовый позолоченный балюстрад в высоту около аршина, что придает часовне еще большую красоту и изящество».

    Причт Воскресенского храма состоял из священника, диакона и псаломщика. Священники Воскресенского храма Алексей Беляев и Константин Тердислов публиковали во Владимирских Епархиальных ведомостях статьи по истории г. Юрьева-Польского и уезда.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос